Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Бирюкова Анастасия Николаевна

Урок закрепления знаний. УМК школа 2100.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цели: 

  1. Обучать правильной постановки запятых в сложном предложении с союзами, отличать простые предложения от сложных;
    2.  Формировать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений, работать над развитием речи учащихся.

    3.  Развитие синтаксических и пунктуационных умений.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для работы в парах (для составления алгоритма); карточки со схемами по составу слова; карточки для индивидуальной работы в конце урока; карточки для составления сложных предложений с союзами.

                                    Ход урока

  1. Организационный момент.

                  Звонок голосистой птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру…

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.            

        (С.Горшкова «Начинаем учиться»)

 - Дети, какой сегодня день?  (Слайд )

 - Какое настроение вызывает у вас такая погода?

 - А что сделать, чтобы на душе стало тепло и спокойно? (улыбнуться)

 - Порадуйте своей улыбкой тех, кто сейчас находится рядом с вами, улыбнитесь друг другу. У вас такие солнечные улыбки, что от них становится  ярче и теплее день.

- Я тоже хочу подарить вам свою улыбку.

 - Я  желаю вам удачи.

Слайд 1.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. На нашем  уроке присутствуют ваши родители. Покажите им, как вы можете работать на уроке.

-  Проверьте свои рабочие места – для урока нам понадобятся: ручка, простой карандаш, линейка и тетрадь. Вы готовы? Тогда начнём.

Слайд 2.

- Урок состоит из нескольких этапов. На каждом этапе приготовлены для нас задания, выполнение которых не доставит вам труда.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и показываем знак готовности: правая рука на локотке, держат ручки.


2. Минутка чистописания

- Определите, какую букву будем сегодня писать?

И Д А В К
Е О П Р А
Ш А Я У Т



- В какой орфограмме мы можем встретить эту букву? (Безударная гласная в корне слова)
- Как проверить безударную гласную?

3.Словарная работа 

Знакомство с новым словарным словом

- Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

Задание №1

Первая буква нового слова- это гласная второго слога в слове (облако)

Задание №2

Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове (иллюстрация)

Задание № 3

Третья буква- первая согласная второго слога в слове (ремонт)

Задание №4

Четвертая буква – непроверяемая безударная гласная в слове (батон)

Задание №5

Пятая – второй звонкий согласный звук в слове (газета)

- Какое слово получилось? (АЛМАЗ)

Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (парная согласная в корне слова)

- Проверьте, запишите рядом проверочные слова. (АЛМАЗЫ, АЛМАЗНЫЙ)

- Выделите корень.

Немного из истории предмета. Знаете ли вы?

- Знаете ли вы, что алмаз – простой углеводород. Его родственник – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

Работа с деформированным предложением

- Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался. Работаем в парах. (Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.)

- Запишите предложение, выделите грамматическую основу. Составьте схему (одна пара работает у доски). (сделать чтобы слова на доске двигались)
4. Актуализация знаний

- Дайте характеристику предложения. (Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку ) (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и .)

- С помощью чего мы соединили части сложного предложения? (союза)

- Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены)

- Какие вы знаете союзы? (И,А,НО)

5. Тема урока

Используя схему, определите тему урока.

http://festival.1september.ru/articles/506051/img1.gif


Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

6. Постановка целей

- Сегодня на уроке мы закрепим умение ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но  и  рассмотрим какие есть отличия  в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами.

- Какую цель вы поставите для себя на этот урок?

7. Открытие нового знания

  • Соедините вид предложения с нужным союзом.

 

http://festival.1september.ru/articles/506051/img2.gif

 

  • Вспомним инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………

Проверка: самопроверка

8. Первичное закрепление

Используя этот алгоритм выполним следующее упражнение.

  • Прочитайте предложения. Подчеркните простым карандашом грамматические основы и поставьте пропущенные запятые. Составьте схемы каждого предложения.

1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит. ____________________

Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)

____________________

2. Пруд застывает и с плотины листва поблёкшая лозины уныло сыплется на лёд. (И.Бунин)_________________________

3. Кругом царили жизнь и радость.  И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость… (А.Майков) __________________________

- Прочитайте задание.
- У кого возникли вопросы?

Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем.

Проверка: фронтальная

- Какое предложение лишнее? Дайте характеристику предложения.
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами? (по количеству грамматических основ)
- Что разделяют запятые в простом предложении? (однородные члены)
- А в сложном? (его части)

9. Динамическая музыкальная пауза

10. Самостоятельная работа в группах

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзом И - работа по карточкам.

  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.
  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.
  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И. 

- Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.
-Назовите слова из предложений, которые соответствуют этим схемам

http://festival.1september.ru/articles/506051/img3.gif

12. Рефлексия урока

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте подведем итоги.

- Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
- С помощью чего соединяются части сложного предложения?
- Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
- Что больше всего понравилось?

- У кого есть вопросы?

- Покажите на кружках ваше настроение:

Мордочка2 Мордочка1 Мордочка3

(Ученики отвечают на вопросы)

- На уроке вы все были внимательны и активны. Молодцы! Я хочу закончить наш урок следующими словами, пусть они станут вашим девизом:

Пусть каждый день и каждый час

                                     Вам новое добудут.

                                     Пусть будет добрым ум у вас

                                     И сердце добрым будет!

- Спасибо за урок.

Дополнительное задание.

Выполните его:

- расставьте знаки препинания.

1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

- исправь ошибки:

http://festival.1september.ru/articles/506051/img4.gif

13. Домашнее задание: №42 стр.24 («Дидактический материал»)



Предварительный просмотр:

алмазным

алмазным

удар

удар

вспыхнула

вспыхнула

грома

грома

блеском

блеском

и

и

молния

молния

раздался

раздался

 

Инструкция (алгоритм).

Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………

Инструкция (алгоритм).

Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………

Инструкция (алгоритм).

Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4.Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………

Карточка № 1

      Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзами И, А, НО.  Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.

  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.
  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.
  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И. 

Карточка № 1

      Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзами И, А, НО.  Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.

  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.
  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.
  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И. 

Карточка № 1

      Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзами И, А, НО.  Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.

  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.
  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.
  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И. 

Карточка № 1

      Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзами И, А, НО.  Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.

  • Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.
  • В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.
  • Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И. 

Карточка № 2

       Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

Карточка № 2

       Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

Карточка № 2

       Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

Карточка № 2

       Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

Карточка № 2

       Посмотрите внимательно на предложения карточки №1. Выпишите слова в три столбика:

1-слова, с безударной гласной в корне;
2-слова, с непроизносимой согласной в корне;
3-слова, с непроверяемой безударной гласной в корне.

Карточка № 3.

 - расставьте знаки препинания.

1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

- исправь ошибки:

http://festival.1september.ru/articles/506051/img4.gif

Карточка № 3.

 - расставьте знаки препинания.

1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

- исправь ошибки:

http://festival.1september.ru/articles/506051/img4.gif



Предварительный просмотр:

  • Соедините вид предложения с нужным союзом.


__________________________________________________________________________________

  • Соедините вид предложения с нужным союзом.

__________________________________________________________________________________

  •         Соедините вид предложения с нужным союзом.



Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Чистописание

Словарная работа

облако

иллюстрация

ремонт

батон

газета

Карточка №2

  • Прочитайте предложения. Подчеркните простым карандашом грамматические основы и поставьте пропущенные запятые. Составьте схемы каждого предложения.

1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит. ____________________  Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев) ____________________

2. Пруд застывает и с плотины листва поблёкшая лозины уныло сыплется на лёд. (И.Бунин)_________________________

3. Кругом царили жизнь и радость.  И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость… (А.Майков) __________________________

                                                            Урок русского языка

                                                                                                                      Тема:

                                                                                                                                               

                                                                  Выполнил (а) :

                                                                                                                                     ученик (ца) 4 «А» класса

                                                                                                                                      ______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. 4 класс Школа 2100

В данном материале вы найдёте разработку открытого урока на тему "Запятая в сложном предложении  с союзами а, и, но"...

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»

Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...

Урок - аукцион в 4-ом классе по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"

Обобщение пройденного материала  по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но".Цель и зад...