КВН по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

КВН по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку «Его величество - Русский язык

Цель:                                                                                                              

               - пробудить интерес к познанию, к книге;

               - расширить кругозор учащихся в области русского языка, стимулировать          

                 появление вопросов;

               - учить работать в микроколлективе;

               - развивать смекалку, догадливость, творческие способности.

Оборудование: иллюстративный материал (оформление доски), раздаточный        

                          материал, ребусы.

I Организационный момент

Учитель: Здравствуйте дорогие  ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы проводим КВН «Его величество - Русский язык», и вы сможете показать свои знания по этому предмету, смекалку, эрудицию.

(Участвуют четыре команды: «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение»)

II Вступительная часть.

1. Рассказ учителя и выступления учащихся.

Учитель: Русский язык – один из богатейших языков мира. Его с охотой изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, своему народу. Послушайте высказывания о русском языке.

Ученик 1: Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где

               нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой)

Ученик 2: Учите русский годы кряду,

               С душой, с усердием, с умом!

               Вас ждёт великая награда,

               И та награда – в нём самом. (Сабир Абдулла)

Ученик 3: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня,     меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.    (А.Н.Толстой)

             

               

2 Представление команд и жюри.

- В нашем конкурсе принимают участие четыре команды. Также мы выбрали членов жюри –    

  это учителя.

Сейчас каждая команда должна угадать своё название.

1 команде: Давно живу я в мире этом,

                   Даю названия предметам.                   (Имя существительное)

2 команде: Даю я признаки предметам,

                   Они со мной весьма приметны.

                   Я украшаю вашу речь

                   Меня вам надо знать, беречь.              (Имя прилагательное)

3 команда: Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов.  (Глагол)

4 команда: Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё …                                                    (Местоимения)

Командам даётся карточка с названием.

- Поприветствуем команды и пожелаем им удачи.

III Конкурсная программа

Конкурс 1 «Ребусы»

-Отгадайте ребусы.

Каждая команда получает по 4 ребуса.

Выступление и оценивание команд.

Учитель:  Наш язык обогащается новыми словами, которые приходят к нам из других языков мира. Есть слова утратившие своё значение. Они уходят из языка (например: соха) или получают новое значение (например: спутник). Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Посмотрим, какова история происхождения слов рубль и грамматика.

Ученик 4: Во времена Древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

Ученик 5: Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма – буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется и умение писать и читать.

Конкурс 2 «Грамотеи»

- Сейчас мы проверим вашу грамотность. Каждая команда получает карточку с заданием: «Вставьте пропущенные буквы».

Ж…раф, верш…на, ч…й, ч…гун, мес…ность, чудес…ный, лес…ница, ш…л, х…лодный, н…чевал, кр…чит, р…яль, ж…лтый, ц…тата, коро…ка, поез.., лебе…ь, руж…ё, в..юга, об…езд, об…явление.

Оценивание команд, итоги конкурса подводит жюри.

Учитель: устойчивые выражения в речи называются фразеологизмами. Вы слышали фразеологизм «гонять лодыря»? А знаете, откуда оно произошло?

Ученик 1: В первой половине 19 века в Москве на Остоженке стоял дом, окружённый большим садом, спускавшимся до Москвы – реки. Знаменитый в то время врач Лодер лечил состоятельных людей минеральными водами (главным образом от ожирения).

Ученик 2: В сад Лодера приезжали в собственных колясках и экипажах. Лечение состояло в том, что больной выпивал минеральную воду и бегал. От фамилии врача Лодера, гонявшего богачей, и пошло выражение «гонять лодыря» - бездельничать.

Конкурс 3 «Фразеологизмы»

- Объясните значение фразеологизмов.

1 команда:                                                                              2 команда:

Мозолить глаза –                                                                 Зарубить на носу -

Точить лясы –                                                                      Писать как курица лапой -

Клевать носом –                                                                  Ходить на голове -

3 команда:                                                                             4 команда:

Бить баклуши –                                                                   Считать ворон -

Вешать нос -                                                                        Наговорить с три короба -

Пальчики оближешь -                    Уносить ноги -

Выступление команд. Оценивание.

Конкурс 4 «Пословицы»

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы русского языка. Каждая команда получает по карточке с началом пословицы, а конец надо досказать. Последнюю пословицу команде надо показать пантомимой, чтобы другие команды смогли её отгадать.

1 команда:                                                                                  2 команда:

Век живи……………..                                                               Поспешишь………………

Нет друга – ищи …………..                                                     Семеро одного……………..

Друзья познаются ……………                                                 Цыплят по осени………….

(показать пантомимой):                                                          (показать пантомимой):

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.       За двумя зайцами погонишься, ни  

                                                                                                 одного не поймаешь.

3 команда:                                                                                4 команда:

Все за одного и ………….                                  Повторенье - ………………,

Любишь кататься - ……………..                    Слово не воробей: вылетит — ………..

Родина — мать, умей………….                      Кто много читает, ……………….

(показать пантомимой):                                  (показать пантомимой):                                                          

Кто не работает, тот не ест.                     Что написано пером, того не вырубишь          

                                                                            топором.

Конкурс 5 «Фонетика»

- Какие слова переданы фонетической транскрипцией? Запишите эти слова.

[Прут]     [сй’эст]     [й’эст]      [бай’укат’] ?

Оценивание команд.

Конкурс 6 «Шарады»

1 команда: Корень из слова сказка,

                   Суффикс, что в слове извозчик,

                   Приставка из слова расход,

                   Окончание в слове дом. (Рассказчик)

2 команда: Корень в слове снежинка,

                    Приставка слова подъехал,

                     Суффикс в слове лесник,

                    Окончание в слове стол. (Подснежник)

3 команда: Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. (Приморский)    

4 команда: Первый корень  находится в слове всемирный,

 А другой – из слова любить,

 Суффикс и окончание из слова красивый. (Миролюбивый)

Конкурс 7 «Части речи»

- Замените высказывание одним словом:

 1 команда – существительным

1.Суп со свёклой и другими овощами –

2.Дикие птицы и животные как предмет охоты –

3.Женское украшение, прикалываемое на воротник –

 2 команда – прилагательным

1.Растения, которые находятся в комнате –

2.Работа, которая выполняется дома –

3.Машина, которая встретилась на пути –

3 команда: существительным

1. Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи –

2. Музыкант, играющий на скрипке-

3. Специалист по химии -

4 команда: прилагательным

1.Почта, которую мы получаем утром –

2.Путешествие, которое было летом –

3.Человек, который проявляет смелость -

IV Жюри подводит итоги КВН. Награждение команд.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...