"Предложение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок русского языка в 1 классе.
Тип урока – изучение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является вторым в изучении темы «Текст, предложение, диалог».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_samenkova_pered.docx | 48.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Проект урока по теме:
«Предложение»
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13 г. Арзамаса
Саменкова Ольга Валерьяновна
Квалификационная категория – высшая
Стаж работы учителем начальных классов – 40 лет
Арзамас
2015 год
Учебный предмет: Русский язык
УМК: . Русский язык 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,). М. Просвещение, 2013. – (Школа России)
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: знакомство с видами предложений по цели высказывания
Задачи урока:
- образовательные: научить детей определять границы предложения;
употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения;
выбирать знак в конце предложения;
- развивающие: развивать речь, логическое и вариативное мышление, фонематический слух;
- воспитательные: работать над культурой речи обучающихся, воспитывать культуру общения в группах (умение слушать и слышать других).
Ожидаемые результаты:
- формирование представления о видах предложения по цели высказывания;
- развитие внимания и фонематического слуха;
- повышение интереса к книге и культуре общения.
Оборудование:
- учебник;
- письменные принадлежности;
- картинки-иллюстрации.
- компьютер
- интерактивная доска
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
- умение составлять слова из слогов;
- владение понятиями «имена собственные и нарицательные»;
- работа с конструированием предложений;
- умение работать со схемами;
- умение работать с интерактивной доской;
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.
Этапы урока и хронометраж:
- Мотивация к УД – 2 минуты.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений - 7 минуты.
- Постановка учебной задачи. – 4 минут
- Решение учебной задачи («открытие» детьми нового знания) – 10 минут.
Физкультминутка – 2 мин.
- Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) – 5 минут
- Самостоятельная работа – 4 минуты
- Рефлексия УД – 1 минута.
Содержание урока:
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Мотивация к УД. | Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными! | Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. | 1.Игра «Составь слово»(На доске запись) ло е пред ни же -Что записано на доске? (Ответы детей: буквы, слоги. Буква е особенная: она и буква и слог) -Из данных слогов составьте слово - Что такое предложение?. (Ответы детей: предложение – это когда слова связанны между собой по смыслу) -Из чего состоит предложение? (Ответы детей: из слов) 2.Конструирование предложений (На доске записи) Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. -Это предложения? Почему? (Ответы детей: слова не связаны между собой по смыслу) -Составьте предложения из данных слов. -Как мы оформляем предложения? (Ответы детей: предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку). (Записываем предложение с комментарием -2 ученика) -Составим схемы к данным предложениям. (Схемы составляются на доске) | Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Формирование действий анализа и синтеза. |
3. | Постановка учебной задачи. | Ребята, а как вы думаете. в конце предложения ставят только точку? (Ответы детей: нет. мы встречали и другие знаки). -Отгадайте, о каких знаках идет речь? Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом.(?) Загораживает путь предлагает отдохнуть. (,) Бурным чувствам нет конца6 пылкий нрав у молодца! (!) А.Шибаев (Ответы детей:?. !) -Кто догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке? (Ответы детей: будем работать с предложениями, на конце которых будут стоять разные знаки препинания)) Тема урока: Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Сегодня на уроке:
Что мы для этого будем делать? Составляем план работы на уроке. 1.Находить предложение. 2.Определять его границы. 3. Будем читать предложения. 4. Определять знак в конце предложения. ______ _____ ____ . ? !
-Ребята. А для чего мы всё это будем делать? (Ответы детей: чтобы собрать полную информацию о предложении.). Работа с интерактивной доской. Собери схемы предложений. (Скоро наступит весна? Скоро наступит весна! Скоро наступит весна.) Работа с интерактивной доской. Составь из слов три предложения по указанным схемам. (Светило, солнышко. сверкали, сосульки, на, крышах. весело. чирикали. воробьи) Это текст? Докажите. (Ответы детей:) О каком времени года говорится в тексте? (Ответы детей:) Кто весело чирикал7 (Ответы детей: воробьи) Что вы знаете об этой маленькой серой пташке? (Ответы детей:) -Как вы понимаете пословицу «Слово не воробей – вылетит -не поймаешь» (Ответы детей: можно подумать, что воробей доверчивая птица, она же обитает в городе, значит она не боится человека и даже можно к ней подойти совсем близко) -А это что за птица? Носит серенький жилет Но у крыльев- черный цвет Видишь - кружат двадцать пар И кричат: Карр! Карр! Карр! (Ответы детей: ворона) Как вы понимаете следующие выражения: -Ворон считать. (Ответы детей: отвлекаться) -Вы знаете, что часто будете встречать слова, которые произносятся совсем не так, как пишутся. В таких случаях говорят, что произношение расходится с написанием. Написание букв в таких словах нужно запомнить. И называться они будут словарными словами. Вывешиваем карточку с этими словами на доску. Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные. Запомните сочетание оро. -Придумайте предложения с этими словами (устно) | Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Формирование способности принимать учебную цель и задачу. Познавательные: Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково-символические средства. Формирование умения планировать предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий). Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
4. | Решение учебной задачи («открытие» детьми нового знания) Музыкальная физкультминутка |
Упр.№4 (с 12) -Прочитайте. Кто смог разобраться в этих записях? (Ответы детей: разобраться сложно, т.к все слова написаны слитно) -Так что нужно сделать, чтобы разобраться в записях? (Ответы детей: разделить предложения на отдельные слова) -Найдите скороговорку. Прочитайте сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп. (Ответы детей: работа в парах) -Запиши скороговорку, правильно обозначая начало и конец. (Самостоятельная работа, взаимопроверка в парах) -Как вы обозначили начало и конец предложения? (Ответы детей: начало предложения пишу с заглавной буквы, в конце ставлю точку). Работа по учебнику Упр. №5 (с.12) -Рассмотрите схемы предложений. Прочитайте предложения. -Сравните схемы и предложения. Что можете сказать? (Ответы детей: Есть предложения, распространенные и нераспространенные. Есть предложения, в конце которых стоит .,?,!) -Найдите схемы, которые соответствуют каждому предложению. (Ответы детей:) -Почему знаки разные? (Ответы детей: мы произносим предложениях с разной интонацией: там ,где стоит точка- спокойно ,там, где стоит ?-вопросительно, там , где стоит !-с восхищением) -Почитаем на с.13, что нам нужно запомнить -Как в письменной речи оформляется предложение? (Ответы детей: предложение пишем с заглавной буквы, записывая каждое слово отдельно. В конце предложения ставят точку (либо!,?).
Музыкальная физкультминутка для глаз «Солнышко» Показ картинки на интерактивной доске.
| Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схем, текстов. Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы. Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Регулятивные: Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Формировать умение слушать друг друга и вступать в учебный диалог. Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов. |
5. | Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) | Работа по учебнику Упр.6 (с.13) - Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок? (Ответы детей: « Три медведя») -Сколько предложений в тексте? (Ответы детей: 5) - Как при чтении выделяем границы предложений? (Ответы детей: после каждого предложения делаем остановку-паузу). - Как на письме обозначаем начало и конец предложения? (Ответы детей: предложение пишем с заглавной буквы, записывая каждое слово отдельно. В конце предложения ставят точку. -Какое задание вы можете предложить? (Записать предложения, подчеркнуть гласные, разделить на слоги, поставить ударения). Я задумала задание, которое предложил Артем. Запишите два предложения. В словах подчеркните гласные, поставьте ударение и разделите на слоги (Самостоятельное выполнение обучающимися предложенной работы). Заслушивание ответов. Оцените свою работу: на полях в тетради поставьте Знак +: всё без ошибок Знак -: есть ошибки | Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение. Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). |
6. | Самостоятельная работа. | Работа по рядам Игра «Знаки препинания» -поставьте знаки препинания в конце предложений. ( Три текста на доске без знаков препинания-) У меня зазвонил телефон. -Кто говорит? -Слон. -Откуда? -От верблюда. -Что вам надо? -Шоколада. -Для кого? -Для сына моего. К.Чуковский. (Учащиеся по цепочке по рядам поочередно выходят к доске и ставят знаки препинания.) Подведение итогов: какой ряд выиграл. -Найдите вопросительные предложения. Сколько их?(4) -Прочитайте их с вопросительной интонацией. -А теперь конкурс на лучшего чтеца. | Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Регулятивные: Формирование умения оценивать процессы и результаты своей деятельности. |
7. | Рефлексия УД. | Переверните вашу карточку и отметьте крестиком:
___________________ - Т ___________________- И ___________________- П | Регулятивные: Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности. |
Самоанализ урока обучение чтению.
Урок русского языка был проведён в 1 классе.
Тип урока – изучение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является вторым в изучении темы «Текст, предложение, диалог».
Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока.
Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития обучающихся. Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода.
Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
(Работа с фразеологическими оборотами)
На уроке широко использовались творческие задания, требующие применения знаний в новой ситуации. (Составь из слов предложения.)
Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер. (Дополни предложение, умение поставить вопрос и предложить свои варианты выполнения заданий.)
В соответствии с темой урока, задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. Работа в группах создавала благоприятные условия для включения всех детей в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслил, выражал своё мнение. В группах рождались споры, обсуждались разные варианты решения, шло взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
На уроке были использованы следующие технологии:
- ИКТ;
- игровая деятельность;
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающие (музыкальная физкультминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности обучающихся);
- работа в группах и парах.
Используемые технологии повышали мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, что обеспечило работу всего класса, позволило обучающимся раскрыть свои способности, «раскрепостить мышление».
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии (распределить по группам буквы, определить задуманное слово по частичному описанию).
Использовалась условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства – при составлении плана работы на уроке используем знаки-символы.). Данная наглядность помогала решить учебно-практические задачи. Средства обучения использовались целесообразно с учетом специфики программы, возраста обучающихся и уровня их развития.
В усвоении учебного материала использовались разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные - знаки согласия и несогласия).
На уроке ставились перед детьми учебные задачи, дети их осознавали. Обучающиеся принимали участие в целеполагании. Велась работа по усвоению детьми способов действия. (Открытие детьми темы урока, плана урока).
Были определены следующие задачи: познакомить обучающихся свидами предложений по цели высказывания; развивать речь, логическое и вариативное мышление, фонематический слух; воспитывать интерес к учебным заданиям, работать над культурой речи обучающихся, воспитывать культуру общения в группах (умение слушать и слышать других); устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД и психологических особенностей детей данного возраста.
Структура урока соответствует требованиям ФГОС:
1.ориентация на новые образовательные результаты;
2. нацеленная деятельность на формирование УУД.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
|
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме планировалось сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Личностные: формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения анализировать, делать выводы;
- формирование умения планировать предстоящую работу;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Регулятивные:
- формирование способности принимать учебную цель и задачу с помощью учителя;
- формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения оценивать процессы и результаты своей деятельности;
Коммуникативные:
- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
- формировать умение слушать друг друга и вступать в учебный диалог.
При построении урока использовались принципы: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.
Обучающиеся познакомились со словами, произношение которых расходится с написанием.
Обучающиеся проявляли на уроке познавательную активность, выступали в роли субъектов деятельности. (предлагали разные варианты решения заданий.)
На проведенном уроке был выбран оптимальный темп, соблюдались временные рамки выполнения заданий.
На уроке многие задания предлагали сами дети, что свидетельствует о демократичном стиле общения. Было организовано сотрудничество учителя и обучающихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом.
Считаю, что на уроке были достигнуты поставленные задачи. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии. На уроке создавались ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имели возможность высказывать собственную точку зрения.
Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу Конфуцию: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Собери схемы предложений | Демонстрация | Иллюстрация | Русский язык (. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого «Текст и предложение» |
2. | Составь из слов три предложения | Демонстрация | Иллюстрация | Русский язык (. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого «Текст и предложение» |
2 | Словарные слова | Демонстрация | Иллюстрация | Русский язык (. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого « Текст и предложение». |
3 | Музыкальная физкультминутка для глаз | Анимация | Видеофрагмент | 28020_BzO.rar\СОЛНЫШКО - RAR archive, unpacked size 1 876 654 bytes |
Использованные источники:
- Русский язык 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (В.П.Канакина,В.Г. Горецкий,). М. Просвещение, 2013. – (Школа России)
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Начальная школа, 1994.
- О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс.- М.:ВАКО, 2013.
- Русский язык 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А. Виноградской (1 CD).
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н.Деменевой. – М..: АРКТИ, 2013.
- Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 1 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
7Музыкальная физкультминутка для глаз..28020_BzO.rar\СОЛНЫШКО - RAR archive, unpacked size 1 876 654 bytes
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."
Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Открытый урок "Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи".
Открытый урок....
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...
Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.
Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Тема: Как отличить простое предложение от сложного.– Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схе...