Конспект урока русского языка по теме:"Возвратная форма глагола".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
урок русского языка по теме:"Возвратная форма глагола".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_t.docx | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по т: «Возвратная форма глагола».
1.Эмоц. Настрой: Улыбнитесь друг другу. Поделитесь своим хорошим настроением. Я желаю вам успеха на уроке.
2.-Прочитайте записи на доске:
Работать , не покладая рук.
Работать, спустя рукава.
- Какую из этих записей вы бы выбрали для себя девизом урока?
-Как вы понимаете каждую запись?
- Как называются эти устойчивые выражения? (фразеологизмы)
3. Актуализация изученного. Работа в группах.
-Ребята, какую тему мы изучаем на протяжении многих уроков? (Глагол)
- Предлагаю поработать в группах, вспомнить, что мы уже знаем о глаголе.
1гр. Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
Приведите примеры.
Чем является в предложении?
2 гр. Неопределенная форма глагола – это…
Какие суффиксы есть у глаголов неопр. Формы?
Приведите примеры
4 гр. Особенности написания глаголов.
Примеры.
Не с гл.
Гл. 2лица, ед. ч.
3 гр. Времена глаголов.
Примеры.
5гр. Что такое спряжение глагола?
Примеры. С 75
6 гр. Как определить спряжение глагола с ударным окончанием и безударным окончанием?
Примеры.
Индивидуальное задание Назовите глаголы исключения.
- Для чего мы повторяли знания о глаголе? (они могут быть полезны на уроке)
-Все ли о глаголе мы уже знаем? (нет)
4. Введение в тему урока. Постановка основного вопроса урока.
1) На доске:
Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… |
- Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр»)
- Назовите глаголы в неопределенной форме. Найдите среди них лишний глагол. (Нырять)
- Почему он лишний? (Нет на конце ся)
-Что общего у всех остальных глаголов? ( Есть ся)
-Какие вопросы у вас возникают? (Что такое ся и Как называются такие глаголы?
В план:
1. Что такое ся ? Как называются такие глаголы? |
- 2) – На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте стихотворение.
Меж грибами мухомор
Красотой горди [ца]
Нечего горди[ца] -
Для супа не годи[ца].
- Возьмите карточку синего цвета , прочитайте стихотворение:
Меж грибами мухомор
Красотой гордится
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
- Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на синей карточке? (На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции, а на карточке синего цвета эти же слова записаны буквами).
- Назовите пары одинаковых слов из карточек:
На доске:
горди [ца] - гордится горди[ца] - - гордиться не годи[ца].- не годится |
- Прочитайте слова первого столбика. Что объединяет все слова первого столбика? (В транскрипции всегда Ца)
- Прочитайте слова второго столбика. Сравните буквы, которыми обозначено сочетание (ца). (ца может обозначаться - тся, а может обозначаться – ться)
На доске:
[ца] – тся - ться |
- Какой вопрос у вас возникает?( В каких случаях пишем тся , а в каких ться?)
В план :
2.В каких случаях пишем тся , а в каких -ться?) |
- Когда мы узнаем правило написания данного сочетания, что мы сможем сделать ? ( выполнить упражнение)т
3.Упражнение в написании глаголов с тся и ться. |
5. Открытие нового знания. Поиск решения.
1) Введение понятия возвратный глагол.
Наблюдение по учебнику(с 94) Упр. 274
- Прочитайте глаголы 1 столбика. Прочитайте глаголы 2 столбика. Что добавилось во втором столбике? (ся)
Что такое –ся? ( Это суффикс) (выделить в предложении)
- Где стоит этот суффикс? (Он стоит в конце слова после -ть)
- Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Что значит умыться (умыть себя).
- На кого направлено действие в таких глаголах? (на себя)
- Ответ на второй вопрос – Как называются такие глаголы? Найдите самостоятельно в тексте правила с. 95. Прочитайте 1 вывод в рамке.
- Как называются глаголы с суффиксом – ся?( глаголы в возвратной форме)
- Сформулируйте тему урока:
Тема: Возвратная форма глагола. |
- Вернемся к правилу . Что такое – сь?(это другой вариант суффикса –ся – умылась
- Что еще об этом суффиксе узнали? В чем его необычность? ( Входит в основу слова, может стоять после окончания).
Физминутка.
2)Выведение правила написания –ться и –тся.
а)Наблюдение по учебнику с. 95. Продолжаем исследование.
-Прочитайте два столбика глаголов с –ся.
- Чем отличаются глаголы в этих столбиках(есть –ь перед –ся и нет –ь перед –ся)
- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся? (Ошибиться в выборе)
б) Продолжаем наблюдение.
- Прочитайте еще раз глаголы в первом столбике. На какой вопрос отвечают?– (что делать? )
- В какой форме стоят? (неопределенной форме)
- Пишется -ь? (да)
- Прочитайте глаголы второго столбика. На какой вопрос отвечают ? (что делает?
- В каком лице стоят? ( 3 лице)
-Пишется –ь? (нет).
- Сделайте вывод. Сравните свой вывод с правилом №2.
3) работа в парах, Составление схемы –алгоритма.
Что делать?(н.ф) ---- ться
Что делает?(3 л.)-----тся
(1 ученик на инд доске)
- Мы с вами нашли ответ на второй пункт нашего плана.
Назовите цель урока:
Развитие умения правильно писать глаголы оканчивающиеся на –тся и ться |
6.Первичное закрепление. (работа в тетрадях)
Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы. Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся, (что делать?) н.ф. –улыбаться. Отправляю…ся, дра…ся, хоче…ся, дожидае…ся, подружи…ся, радова…ся |
Отправляются Отправляю…ся
Драться Дра…ся
Хочется Хоче…ся
Дожидается……Дожидае…ся
Подружиться Подружи…ся
Радоваться Радова…ся
Проверка при помощи сигнальных карточек. Один отвечает -зеленый согласны красный не согласны. (1 тетрадь взять на проверку)
- Поднимите руку у кого все верно. Молодцы.
7. Тест. (если есть время
1.Найди глагол в неопр. форме:
а)пляшет б)плясал в)плясать
2.Найди глагол в наст. времени:
а)летал б)летает в)будет летать
3.Найди глагол 3лица, ед. числа:
а)думает б)думаете в)думали
4.Найди глагол 2 спряжения:
а)шепчет б)кричат в)ненавидит
5.Найди глагол, где тся без ь
д)дра…ся б)кружи…ся в)отправляю…ся
Проверка.
1-в 2-б 3-а 4-б 5 в
-Оцените себя:
Зеленый – ошибок нет
Желтый – 1,2 ошибки
Красный 3 и более ошибок.
9. Домашнее задание. Упр. 275. Прочитайте задание. Нужно записывать весь текст?. Что нужно сделать?
10 Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать.
1гр. Что такое глагол?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Приведите примеры.
Чем является в предложении?
2 гр. Неопределенная форма глагола – это глаголы, отвечающие на вопросы …………………….
Какие суффиксы есть у глаголов неопр. формы?
Приведите примеры
4 гр. Особенности написания глаголов.
Не с гл.
Гл. 2лица, ед. ч.
3 гр. Времена глаголов.
Примеры.
5гр. Что такое спряжение глагола?
Примеры. С 75
6 гр. Как определить спряжение глагола с ударным и безударным окончанием?
Примеры.
Индивидуальное задание: Запиши глаголы- исключения
Меж грибами мухомор Меж грибами мухомор
Красотой горди [ца]. Красотой горди [ца].
Нечего горди [ца] - Нечего горди [ца] -
Для супа не годи [ца]. Для супа не годи [ца].
Меж грибами мухомор Меж грибами мухомор
Красотой горди [ца]. Красотой горди [ца].
Нечего горди [ца] - Нечего горди [ца] -
Для супа не годи [ца]. Для супа не годи [ца].
Меж грибами мухомор Меж грибами мухомор
Красотой горди [ца]. Красотой горди [ца].
Нечего горди [ца] - Нечего горди [ца] -
Для супа не годи [ца]. Для супа не годи [ца].
Меж грибами мухомор Меж грибами мухомор
Красотой горди [ца]. Красотой горди [ца].
Нечего горди [ца] - Нечего горди [ца] -
Для супа не годи [ца]. Для супа не годи [ца].
Меж грибами мухомор Меж грибами мухомор
Красотой гордится. Красотой гордится.
Нечего гордиться – Нечего гордиться –
Для супа не годится. Для супа не годится.
Меж грибами мухомор Меж грибами мухомор
Красотой гордится. Красотой гордится.
Нечего гордиться – Нечего гордиться –
Для супа не годится. Для супа не годится.
Меж грибами мухомор Меж грибами мухомор
Красотой гордится. Красотой гордится.
Нечего гордиться – Нечего гордиться –
Для супа не годится. Для супа не годится.
Меж грибами мухомор Меж грибами мухомор
Красотой гордится. Красотой гордится.
Нечего гордиться – Нечего гордиться –
Для супа не годится. Для супа не годится.
Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы.
Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся,
(что делать?) н.ф. –улыбаться.
Отправляю…ся, дра…ся, хоче…ся, дожидае…ся, подружи…ся, радова…ся
Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы.
Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся,
(что делать?) н.ф. –улыбаться.
Отправляю…ся, дра…ся, хоче…ся, дожидае…ся, подружи…ся, радова…ся
Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы.
Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся,
(что делать?) н.ф. –улыбаться.
Отправляю…ся, дра…ся, хоче…ся, дожидае…ся, подружи…ся, радова…ся
Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы.
Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся,
(что делать?) н.ф. –улыбаться.
Отправляю…ся, дра…ся, хоче…ся, дожидае…ся, подружи…ся, радова…ся
1.Найди глагол в неопр. форме:
а)пляшет
б)плясал
в)плясать
2.Найди глагол в наст. времени:
а)летал
б)летает
в)будет
летать
3.Найди глагол
3лица, ед. числа:
а)думает
б)думаете
в)думали
4.Найди глагол 1 спряжения:
а)шепчет
б)кричат
в)ненавидеть
5.Найди глагол, где тся без ь
а)дра…ся
б)кружи…ся
в)отправляю…ся
1 – в
2 – б
4 – а
5 – в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...
Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе
На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....
План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»
План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса....
План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»
План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса...
Конспект урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола», 3 класс
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола". Урок направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников....
Конспект урока Русский язык по теме: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)
Цели деятельности учителя: : формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результатыПредметные: уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам; ...
Конспект урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола"
Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола" ( 3 класс)...