Конспект урока русского языка по теме:"Возвратная форма глагола".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дубынина Юлия Владимировна

урок русского языка по теме:"Возвратная форма глагола".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_t.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка                                           по т:  «Возвратная форма глагола».

1.Эмоц. Настрой: Улыбнитесь друг другу. Поделитесь своим хорошим настроением. Я желаю вам успеха на уроке.

2.-Прочитайте записи на доске:

              Работать , не покладая рук.

              Работать, спустя рукава.

- Какую из этих записей вы бы выбрали для себя девизом урока?

-Как вы понимаете каждую запись?

- Как называются эти устойчивые выражения? (фразеологизмы)

3. Актуализация изученного. Работа в группах.

-Ребята, какую тему мы изучаем на протяжении многих уроков? (Глагол)

- Предлагаю поработать в группах, вспомнить, что мы уже знаем о глаголе.

1гр. Что такое глагол?  Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

Приведите примеры.

Чем является в предложении?

2 гр. Неопределенная форма глагола – это…

Какие суффиксы есть у глаголов неопр.  Формы?

Приведите примеры

4 гр. Особенности написания глаголов.

Примеры.

Не с гл.

Гл. 2лица, ед. ч.

         3 гр. Времена глаголов.

          Примеры.

5гр. Что такое спряжение глагола?

Примеры. С 75

6 гр. Как определить спряжение глагола с ударным окончанием и безударным окончанием?

Примеры.

 Индивидуальное задание Назовите глаголы исключения.

- Для чего мы повторяли знания о глаголе? (они могут быть полезны на уроке)

-Все ли о глаголе мы уже знаем? (нет)

4. Введение в тему урока. Постановка основного вопроса урока.

1) На доске:  

     Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться    в ушате, в корыте, в лохани…

- Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр»)

- Назовите глаголы в неопределенной форме. Найдите среди них лишний глагол. (Нырять)

- Почему он лишний? (Нет на конце ся)

-Что общего у всех остальных глаголов? ( Есть ся)

-Какие вопросы у вас возникают? (Что такое ся и Как называются такие глаголы?

В план:

 1. Что такое ся ? Как называются такие глаголы?

- 2) – На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте стихотворение.

     Меж грибами мухомор

    Красотой горди [ца]

    Нечего горди[ца] -

    Для супа не годи[ца].

- Возьмите карточку синего цвета , прочитайте стихотворение:

Меж грибами мухомор

Красотой гордится

Нечего гордиться –

Для супа не годится.

 - Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на синей карточке? (На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции, а на карточке синего цвета эти же слова записаны буквами).

- Назовите пары одинаковых слов из карточек:

На доске:

горди [ца] - гордится

горди[ца] -  - гордиться

не годи[ца].- не годится

- Прочитайте слова первого столбика. Что объединяет все слова первого столбика? (В транскрипции всегда Ца)

- Прочитайте слова второго столбика. Сравните буквы, которыми обозначено сочетание (ца). (ца может обозначаться  - тся, а может обозначаться – ться)

На доске:  

[ца] – тся

       -  ться

 - Какой вопрос у вас возникает?( В каких случаях пишем тся , а в каких ться?)

В план :

2.В каких случаях пишем тся , а в каких -ться?)

- Когда мы узнаем правило  написания данного сочетания, что мы сможем сделать ? ( выполнить упражнение)т  

3.Упражнение в написании глаголов с тся и ться.

5. Открытие нового знания. Поиск решения.

1) Введение понятия возвратный глагол.

Наблюдение по учебнику(с 94) Упр. 274

- Прочитайте глаголы 1 столбика. Прочитайте глаголы 2 столбика.  Что добавилось во втором столбике? (ся)

Что такое –ся? ( Это суффикс)    (выделить в предложении)

- Где стоит этот суффикс? (Он стоит в конце слова после -ть)

- Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Что значит умыться (умыть себя).

- На кого направлено действие в таких глаголах? (на себя)

- Ответ на второй вопрос – Как называются такие глаголы? Найдите самостоятельно в тексте правила с. 95. Прочитайте 1 вывод в рамке.

- Как называются глаголы с суффиксом – ся?( глаголы в возвратной форме)

- Сформулируйте тему урока:

Тема: Возвратная форма глагола.

- Вернемся к правилу . Что такое – сь?(это другой вариант суффикса –ся – умылась

- Что еще об этом суффиксе узнали? В чем его необычность? ( Входит в основу слова, может стоять после окончания).

 Физминутка.

2)Выведение правила написания –ться и –тся.

а)Наблюдение по учебнику с. 95. Продолжаем исследование.

-Прочитайте два столбика глаголов с –ся.

- Чем отличаются глаголы в этих столбиках(есть –ь перед –ся и нет –ь перед –ся)

- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся? (Ошибиться в выборе)

б) Продолжаем наблюдение.

- Прочитайте еще раз глаголы в первом столбике. На какой вопрос отвечают?–  (что делать? )

- В какой форме стоят? (неопределенной форме)

- Пишется  -ь? (да)

- Прочитайте глаголы второго столбика.  На какой вопрос отвечают ? (что делает?

- В каком лице стоят? ( 3 лице)

-Пишется –ь? (нет).

- Сделайте  вывод. Сравните свой вывод с правилом №2.

3) работа в парах, Составление схемы –алгоритма.

Что делать?(н.ф) ---- ться

Что делает?(3 л.)-----тся

(1 ученик на инд доске)

- Мы с вами нашли ответ на второй пункт нашего плана.

 Назовите цель урока:

Развитие умения правильно писать глаголы оканчивающиеся на –тся и ться

6.Первичное закрепление.  (работа в тетрадях)

Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы.

Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся,

                (что делать?) н.ф. –улыбаться.

Отправляю…ся, дра…ся,   хоче…ся,    дожидае…ся,   подружи…ся,    радова…ся

Отправляются     Отправляю…ся

Драться               Дра…ся

Хочется               Хоче…ся

Дожидается……Дожидае…ся

Подружиться      Подружи…ся

Радоваться          Радова…ся

Проверка при помощи  сигнальных карточек. Один отвечает  -зеленый согласны красный не согласны. (1 тетрадь  взять на проверку)

- Поднимите руку у кого все верно. Молодцы.

7. Тест. (если есть время

1.Найди глагол в неопр. форме:

а)пляшет             б)плясал             в)плясать

2.Найди глагол   в наст. времени:

а)летал            б)летает                      в)будет летать

3.Найди глагол        3лица,  ед. числа:

а)думает                     б)думаете                         в)думали

4.Найди глагол     2 спряжения:

а)шепчет                б)кричат                    в)ненавидит

5.Найди глагол, где тся без ь

д)дра…ся                 б)кружи…ся                  в)отправляю…ся

Проверка.      

1-в   2-б   3-а   4-б   5   в

-Оцените себя:

Зеленый – ошибок нет

Желтый – 1,2 ошибки

Красный 3 и более ошибок.

9. Домашнее задание. Упр. 275. Прочитайте задание. Нужно записывать весь текст?. Что нужно сделать?

10 Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать.

1гр. Что такое глагол?

 Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Приведите примеры.

Чем является в предложении?

2 гр. Неопределенная форма глагола – это глаголы, отвечающие на вопросы …………………….

Какие суффиксы есть у глаголов неопр.  формы?

Приведите примеры

4 гр. Особенности написания глаголов.

Не с гл.

Гл. 2лица, ед. ч.

3 гр. Времена глаголов.

Примеры.

5гр. Что такое спряжение глагола?

Примеры. С 75

6 гр. Как определить спряжение глагола с ударным и безударным окончанием?

Примеры.

Индивидуальное задание: Запиши глаголы- исключения

Меж грибами мухомор                  Меж грибами мухомор

Красотой горди [ца].                      Красотой горди [ца].

Нечего горди [ца] -                         Нечего горди [ца] -

Для супа не годи [ца].                    Для супа не годи [ца].

Меж грибами мухомор                  Меж грибами мухомор

Красотой горди [ца].                      Красотой горди [ца].

Нечего горди [ца] -                         Нечего горди [ца] -

Для супа не годи [ца].                    Для супа не годи [ца].

Меж грибами мухомор                  Меж грибами мухомор

Красотой горди [ца].                      Красотой горди [ца].

Нечего горди [ца] -                         Нечего горди [ца] -

Для супа не годи [ца].                    Для супа не годи [ца].

Меж грибами мухомор                  Меж грибами мухомор

Красотой горди [ца].                      Красотой горди [ца].

Нечего горди [ца] -                         Нечего горди [ца] -

Для супа не годи [ца].                    Для супа не годи [ца].

Меж грибами мухомор                     Меж грибами мухомор

Красотой гордится.                           Красотой гордится.

Нечего гордиться –                           Нечего гордиться –

Для супа не годится.                         Для супа не годится.

Меж грибами мухомор                     Меж грибами мухомор

Красотой гордится.                           Красотой гордится.

Нечего гордиться –                           Нечего гордиться –

Для супа не годится.                         Для супа не годится.

Меж грибами мухомор                     Меж грибами мухомор

Красотой гордится.                           Красотой гордится.

Нечего гордиться –                           Нечего гордиться –

Для супа не годится.                         Для супа не годится.

Меж грибами мухомор                     Меж грибами мухомор

Красотой гордится.                           Красотой гордится.

Нечего гордиться –                           Нечего гордиться –

Для супа не годится.                         Для супа не годится.

Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы.

Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся,

                (что делать?) н.ф. –улыбаться.

Отправляю…ся, дра…ся,   хоче…ся,    дожидае…ся,   подружи…ся,    радова…ся

Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы.

Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся,

                (что делать?) н.ф. –улыбаться.

Отправляю…ся, дра…ся,   хоче…ся,    дожидае…ся,   подружи…ся,    радова…ся

Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы.

Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся,

                (что делать?) н.ф. –улыбаться.

Отправляю…ся, дра…ся,   хоче…ся,    дожидае…ся,   подружи…ся,    радова…ся

Запиши в тетрадь глаголы, вставляя пропущенные буквы.

Образец: (что делает?) 3 л., - смеётся,

                (что делать?) н.ф. –улыбаться.

Отправляю…ся, дра…ся,   хоче…ся,    дожидае…ся,   подружи…ся,    радова…ся

1.Найди глагол в неопр. форме:

а)пляшет

б)плясал

в)плясать

2.Найди глагол             в наст. времени:

а)летал

б)летает

в)будет

      летать

3.Найди глагол

  3лица, ед. числа:

а)думает

б)думаете

в)думали

4.Найди глагол             1 спряжения:

а)шепчет

б)кричат

в)ненавидеть

5.Найди глагол, где тся          без ь

а)дра…ся

б)кружи…ся

в)отправляю…ся

1 – в

2 – б

3 – а

4 – а

5 – в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...

Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе

На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....

План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»

План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса....

План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»

План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса...

Конспект урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола», 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола". Урок направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников....

Конспект урока Русский язык по теме: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: : формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результатыПредметные:  уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам; ...

Конспект урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола"

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола" ( 3 класс)...