«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Коноплёва Людмила Николаевна

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.                                            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                   «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»  

 «Разработка методических и практических материалов в соответствии с ФГОС НОО в соответствии                                             с ФГОС второго поколения»

Технологическая карта урока.

 Автор: Коноплева Людмила Николаевна                                                                                                                                                                                        учитель начальных классов                                                                                                                                                                                                             первой квалификационной категории

2012год


Технологическая карта урока.

Предмет: УМК «Школа России»  В.П.Канакина  «Русский язык»                                                                                                                                                                                                              Класс: 3.                                                                                                                                                                                                                                                      Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».                                                                                                                                          Тип урока: открытие новых знаний.                                                                                                                                                                                                                   Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.                                                                                                                                                                                                                Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.                                           Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                             1)познавательные:                                                                                                                                                                                                                                                         – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;                                                                                                                                                                                                                                                         – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце;                                                                                                                              - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.                                                                                         2) развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                            - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.                                                                                  3) воспитывающие:                                                                                                                                                                                                                          создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе;                                                                                                                                                                                                                            воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе;                                                                                                                                                                                                           - способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.                                                                                                                                       Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания.                                                                                                                                                                                                                                Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.                                                                                                                                       Базовая технология: технология деятельностного подхода.                                                                                                                                                  Ресурсы:                                                                                                                                                                                                                                                 - основные:                                                                                                                                                                                                                                         В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  учебник «Русский язык», часть2, М., «Просвещение», 2010. -  с. 29.                                                                                                                              В.П.Канакина. Рабочая тетрадь «Русский язык», часть 2,М., «Просвещение», 2010. – с.19.                                                                                        Карточка – тест для индивидуальной работы.                                                                                                                                                                                           – дополнительные:                                                                                                                                                                                                                                              компьютер, проектор, презентация.                                                                                                                                                                                 Литература:                                                                                                                                                                                                                                  Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. –с.224.                                                                                                                                                                                                                                                                        Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Москва, 2007.                                                В.П.Канакина, Г.А. Фомичова «Русский язык». Методическое пособие. Москва, «Просвещение», 2008.


Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь рабочий день. Пусть урок принесёт вам радость общения. Урок я начну словами французского писателя Ж.Ж.Руссо (1712-1778г) « Вы талантливые дети!» Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам сегодня убедиться в словах этого писателя. Удачи! В добрый путь за знаниями!

Отгадайте загадку:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

- Кто из вас хотел бы составить картину, которую можно назвать одним словом – «Зима»?

Слайд 2.

- Мы составим картину в том случае, если будем  активно и дружно работать, давать правильные и полные ответы.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

















Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.













Озвучивают отгадку.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.


Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

В) Зафиксировать необходимость введения нового правила написания мягкого знака после шипящих  на конце имени существительного женского рода.























  1. Чистописание.

«Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою дружу,

На «отлично» напишу».

- Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос:

- Группа  каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?

- Какие согласные называются шипящими? Почему?

Назовите их.

- Дайте характеристику данным звукам.

- Какие орфограммы связаны с этими звуками?

- Какими буквами обозначены шипящие согласные звуки?

- Составьте и запишите цепочки букв  так, чтобы последняя буква каждой цепочки становилась первой.

За эту работу вы получаете фон картины.






  1. Воспроизведение знаний о роли мягкого языка в слове.

Создание проблемной ситуации.                                       Слайд 3.

Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье – свет, а  неученье – тьма.

- Что общего в этих пословицах?

- Что вы знаете о букве Ь?

-Зачем  же она нужна, если звука она не обозначает? Может быть она «безработная»?

- Найдите в пословицах слова, где он показывает мягкость согласного звука. Запишите слова и подчеркните мягкий знак.

- Найдите в пословицах слова, где он отделяет согласную от гласной. Запишите слова, подчеркните  мягкий знак.

- В какую группу мы отнесём слово РЕЧЬ?

- Для чего в нём пишется мягкий знак?

Понаблюдаем за словом.

- На какой звук оканчивается слово?

- Вспомните, что мы знаем об этом звуке?

- Если я закрою «Ь» знак, то слово произнесётся так же, как и с мягким знаком или нет?

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного?

- А в группу слов с разделительной функцией можем отнести?

- Что вы можете сказать по данному вопросу?

Организует диалог с учащимися на поиск особенностей текста, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученным материалом.




Крепит к доске карточки с записанными на них буквами.


Крепит на мольберт фон картины.










Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком.

Создаёт условия для повторения ранее изученного о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к  выводу о новой роли мягкого языка в русском языке.

Работают с информацией,

на слух определяют слова с шипящими звуками, объясняют свой ответ, дают характеристики шипящим звукам, называют орфограммы связанные с ними.





Записывают цепочки  букв.
















Участвуют в практической работе по нахождению слов с мягким знаком.



Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его.                  Записывают слова, подчёркивают мягкий знак, обосновывают правильность выбора.




Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове РЕЧЬ.

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Б) Согласовать цель и тему урока.

Слайд 4.

Прочитайте слова:

Грач, речь, малыш, ночь, вещь, мяч, плащ, мышь.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Что общего в звучании данных слов?

- В чём отличие?

-  Какая возникла проблема?

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте учебную задачу.

Слайд 6.

Выдвигает проблему.  Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.


Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Б) Закрепить алгоритм проверки в знаковой и вербальной форме.

/составление памятки/

- А где можно узнать необходимую информацию?

- Конечно, учебник поможет ответить на этот вопрос, но мне кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.

-  Слова какой части речи вы прочитали?

- Определите род имён существительных и запишите слова в две группы.

Слайд 5.

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

- На конце существительных какого рода после шипящих мягкий знак не пишется?

- Вернёмся к слову РЕЧЬ. Почему же в слове речь пишется мягкий знак?

РАБОТА С ПРАВИЛОМ.

/учебник стр.29/

- Прочитайте правило про себя.

- Верны ли наши предположения?

- Зачитайте, у существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- На что он показывает?

- А Что вы можете сказать об именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце?

- Какую же ещё  функцию выполняет «ь» знак в русском языке?

- Прочитайте правило ещё раз и расскажите соседу по парте.

Составление  памятки.

Слайд 7.














Это задание позволило появиться на нашей картине сугробам.

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания.










Организует работу над правилом.













Наводящими вопросами (если это необходимо) помогает выстроить цепочку рассуждений. В ходе обсуждения «шаг за шагом» на доске появляется совместно выработанный алгоритм.



Крепит «сугробы».






Выполняют задание, определяют род имени существительного, записывают  слова в соответствующий  столбик, наблюдают за словами.

Формулируют вывод, исходя из наблюдения. Делают предположения.

Формулируют правило.



Сравнивают предположения с правилом в учебнике. Читают и запоминают  правило, проговаривают его друг другу вслух.







Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

5.

Физкультминутка

Цель:

А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.


Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку
.

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если я назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода – приседаете.

Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.


Руки вверх

и сразу вниз,

И за парту вновь садись.



Диктует слова.

Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

6.

Первичное закрепление во внешней речи.


Цель:

А)Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных в громкой речи.























Слайд 8.

 - Перед вами два слова на изученное правило: ЛАНДЫШ…, МЕЛОЧ…. Как вы будете решать орфографическую задачу?

«Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова-

Нет  знака никакого!

Слайд 9.


  1. Словарно- логические упражнения


- Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род имён существительных, подчеркните мягкий знак.

  1. Чёрная птица, вестник наступающей весны.
  2. Предмет, на котором ездил Емеля.
  3. Без него не откроешь замок.
  4. Небольшой грызун с  острой мордочкой, усиками и длинным хвостом.
  5. Маленький ребёнок.
  6. Добыча охотника.

За выполнение этого задания – деревья появляются на нашей картине.                             Слайд 10.


Игра « Покормите птиц зимой!

«Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь».

- У вас на партах фигурки птиц. На обратной стороне фигурки написаны слова. Подумайте, нужно писать мягкий знак на конце имён существительных после шипящих или нет. Зафиксируйте своё решение. Обсудите своё решение с соседом.

 Взаимопроверка.

Поселите птичку в соответствующую столовую.

«Трудно птицам зимой.

Сугробами засыпаны

Дворы, бугры дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки».






Проверяет понимание способа действия.

Даёт образец короткого доказательства (алгоритм)





Диктует слова.


















Крепит на картину деревья.




Читает стихотворение.




Проводит инструктаж.





Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.








По очереди записывают слова на доске, доказывают правильность написания. Используют алгоритм.


















Вписывают, если есть в этом необходимость, мягкий знак. Производят взаимопроверку, рефлексию.



Помещают фигурки птиц на соответствующий рисунок кормушки.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.



7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель:

А)Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

    Б) Проверить умение писать  мягкий знак в именах существительных с шипящим звуком на конце.




















1.Откроем рабочую тетрадь на стр.19 упр.37.

- Прочитайте задание. Распределите столбики слов между членами своей группы.  

- Проверьте правильность выполненных заданий друг у друга.

Взаимопроверка. 

- Если не согласны с записью в тетради соседа, делайте пометки на полях.

За выполнение этого задания- ёлка.




Слайд 11.

2.Упражнение в изменении числа имён существительных с шипящим звуком на конце и их правописании.

- А сейчас нас ждёт новое задание. Прочитайте слова.

Обручи, товарищи, овощи, мыши, лучи, лещи.


- К какой части речи относятся слова?

- В каком числе стоят?

- Измените существительные, чтобы они стояли в форме единственного числа и объясните их написание.

Фронтальная проверка.

За эту работу к нам на картину пожаловал снеговик.

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп.



На картине – ёлка.









Организует фронтальную проверку умения применять новое знание, преобразовывая информацию.



Крепится снеговик.

Договариваются между собой, выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от группы.












Выполняют задание, называют правило, на которое опирались при выполнении задания.




Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      


Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

8.

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание.

- Наш урок подходит к концу.

- Какие же открытия мы с вами сегодня сделали? Возьмите  карточку – тест и отметьте ответы на вопросы сегодняшнего урока.

Тест.

  1. Мягкий знак может выполнять:                                                а) 1  работу;                                                 б) 3 работы                                                       2) работы.
  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного….

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;                                                     б) пишется только на конце слова.

3.  На конце существительных ж. р. после шипящих:                                            а) всегда пишется Ь;                                   б) не пишется Ь.

4.На конце существительных м. р. после шипящих:                                       а)  пишется Ь;                                                       б)не  пишется Ь.

5.Ь после шипящих на конце существительных указывает:                            а) на падеж существительных                                   б) на число;                                                               в) на род имени существительного          Самооценка.

Слайды 12, 13.

Самопроверка теста.

Взгляните на экран, найдите ключ к тесту. Проверьте свою работу. За каждый правильный ответ поставьте себе «+», а за неправильный – ничего. Посчитайте все свои знаки «+». А теперь внимание на экран: если у вас 5 плюсов – вы молодец! Если  4 – очень хорошо! Если 3 – неплохо! 1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт! Если 0 – сегодня не ваш день, но у вас всё получится!                                                                                                  

- Вспомните тему нашего урока.                           - Какую цель мы перед собой ставили?                           - Что помогает правильно написать слова?                                                                       - На конце существительных какого рода пишется мягкий знак?                                         - О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали?                                                                                 - Кому удалось пополнить свои знания новым багажом?                                                            - Что понравилось?                                                     -  Кого из учеников могли бы отметить за помощь?                                                                 - Посмотрите, что у нас получилось? Слайд 14.                                                               Урок мы начинали с того, что дарили друг другу улыбки. Пришло время и на нашей картине показать улыбку – поместить солнышко.                               - Кому  понравилась картина?                                     - Действительно, она получилась чудесной, потому что сегодня хорошо поработали.                                                                          - Ещё раз посмотрите на картину и постарайтесь сохранить свои впечатления..Дома напишите небольшой рассказ на тему «Зима» (по желанию)                                                                      - А такая красота есть вокруг нас в жизни?                                                              Ребята! Любите природу                                                   И солнце и воду.                                                       Любите природу-                                                                 В любое время года!                               Домашнее задание: рабочая тетрадь упр.35. 36. 38 по выбору.                                     На уроке звучала пословица о значении учения в нашей жизни.                                              - Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:                                                               1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую  (самую яркую).                                                                           2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  розовую.                                                     3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.                                      Потрудились вы не зря-                                        Вам спасибо от меня!




-





Даёт задание, организует самопроверку.










































Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.


Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Крепится солнышко.
















Даёт комментарий к домашнему заданию.









Организует самооценку учебной деятельности.





Выполняют задания теста.











































Осуществляют самопроверку.









Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют конечный результат своей работы                           ( рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности встретили)).



















Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.







Делают самооценку своей деятельности на уроке.












Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Работа учащихся на уроке:                                                                                                                                                                                                                   Учащиеся работали активно, все были включены в работу.                                                                                                                                                  Дифференциация и индивидуализация обучения присутствовала.                                                                                                                                                    Самостоятельная работа учащихся носила продуктивный характер.                                                                                                                                                                         Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.                                                                                                                                                            Урок достиг поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс-презентация

1.Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих; 2.Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих. 3. Тест ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...