«1 склонение имен существительных именительного и винительного падежей». (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Великанова Елена Васильевна

Разработка  открытого урока русского языка в 3 классе (УМК ШКОЛА России) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-u_skl._i.p._v.p.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «1 склонение имен существительных именительного и винительного падежей». (3 класс)

Цель: выделить особенности имен существительных в именительном и винительном падежах 1-го склонения.  

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учеников с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;
  • формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных 1 склонения;

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике;  
  • развивать познавательную активность, повышать степень самостоятельности и инициативности учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу;
  • воспитывать коммуникативные отношения при работе в парах, группах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями, демонстрационный материал к заданиям и к играм, толковые словари Ожегова и Даля.

У учащихся на столах лежат: толковые словари, сигнальные карточки с цифрами 1, 2,3,4   для устной работы, конверт с предложениями для работы в парах, яблочки рефлексии.

Ход урока

Слайд _______

  1. Организационный момент.

        Добрый день, ребята.  Я рада приветствовать вас на нашем уроке.  Урок русского языка сегодня необычный,  мы с вами отправляемся в лесное царство «Морфологию», где находится школа Мудрой Совы.  Знаете, ребята, чему учит нас «морфология», с древнегреческого морфо означает - «форма», «логос» - учение, значит идём в царство грамматического учения о слове.

        Ребята а, а вы  любите сказки?   Поэтому, сопровождать нас будут ваши любимые герои из сказки. Дорога будет нелёгкая.  Каждый возьмёт с собой свой багаж Знаний, записные книжки – это наши тетради, чтобы записывать все наблюдения. Поставьте сегодняшнюю дату, вспомнив правила письма.

Слайд _______

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
И от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Слайд _______

Отправляемся в путь. Перед нами  тропа Чистописания. Посмотрите как здесь красиво!

На ней рассыпались буквы. Что это за  буквы? (а,у,ю,я).  Что вы можете о них сказать? (гласные буквы).

- Давайте эти гласные соберём и  составим узор правильно их соединив. Получившийся узор, покажет нам дорогу дальше.  Запишите его в свои записные книжки – тетради.

   

  1. Словарная работа.

Слайд _______

А узор привёл нас к Роще  «Слов». Попытаемся пройти сквозь неё.

Тихо….

Вы слышите шорох листьев? (да)

Это нам навстречу идут наши сказочные герои, а узнать их вы сможете отгадав загадки.

Она в коробе сидит, 
Далеко она глядит. 
(Маша)

Кто несет ее, ответь, 
Быстрыми шагами ? 
А несет ее
 (Медведь)
Вместе с пирогами. 

Провела его малышка, 
Будет он умнее впредь. 
Вот у нас какая книжка, 
Это -
"Маша и медведь".                       

        Ребята, а вы знаете, в древние времена люди пользовались так называемыми эвфемизмами – словами-заменителями, так как считалось, что если назвать зверя его именем, тут-то он и появится. Медведь же буквально означает "мед едящий", "медоед".

- А где мы можем посмотреть значение этого слова? (в толковом словаре)

Слайд _______

Давайте найдём и прочитаем. /Словарь Ожегова/  Медведь Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами

/Словарь Даля/        Медведь  зверь, чёрный зверь, лапистый зверь, лесник….

Слайд _______

А вот и лесные жители приветствуют вас. Отступите одну строку и запишите в столбик кого вы увидели.

Слайд _______

 (Сорока

  Лисица)

Что это за слова ребята? (словарные)

Поставьте ударение, подчеркните орфограмму,  которую надо запомнить.

  1. Постановка проблемы урока

Слайд _______

Ребята, я заметила, что Маша и Медведь какие – то грустные, и я узнала почему.

Жители леса рассказали мне историю, которая произошла с их друзьями -  Машей и Медведем. - Вчера возвращаясь из школы они обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: «Золотая клетка спрятала конфетку”. Маша рассуждала так: спрятала - что? конфетку  Именительный падеж”. А Миша: спрятала “кого? что? Это винительный падеж”. В споре Миша обидел Машу, назвав  безграмотной.

- Почему так случилось?

- Сегодня на уроке нам и предстоит выяснить: кто же из них прав?  

- Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд _______

Тема нашего урока – «1 склонение имен существительных именительного и винительного падежей».

- Чему мы с вами сегодня будем учиться? (определять падеж имён существительных)

- Да, ребята,  мы познакомимся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах 1 склонения.

- Для этого, нам нужно  ответить на следующие вопросы.

Слайд _______

Что

Где                                            надо различать?

Как

Чем

А вот, чтобы ответить на них мы с вами отправляемся дальше, а по дороге будем записывать наши наблюдения.

  1. Работа над темой урока

 Слайд _______Впереди избушка лесника  «Запас знаний».

        Но Миша говорит, чтобы пройти  дальше, нужно выполнить задания. Но, прежде мы должны вспомнить

Слайд _______ 

  1. Что такое склонение? (Склонение – это изменение слова по падежам.)

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение.

  1. Какие существительные относятся к 1-му скл.? (ж.р. , м.р. с окончаниями –а -я )
  2. Сколько падежей в русском языке? (6 )
  3. Есть ли среди вопросов падежей такие, которые повторяются? (И.п  и  В.п)
  4. Какой вопрос повторяется? (вопрос – Что?)

 

Слайд _______  Давайте заглянем в наши записные книжки и посмотрим.

- Что можете сказать о словарных словах, которые мы записали? (это сущ., ж. р., 1 скл. с окончаниями - а,  в И. п.)

- Во второй столбик запишите эти слова поставив их в винительный падеж.

Что для этого надо сделать? (поставить вопрос и вспомогательное слово «вижу»).

- Какие окончания у сущ. 1 скл. окончание  В.п.? ( –у, -ю? )

Сорока - сороку

Лисица- лисицу

-Выделите окончания.

-Проверим.

 

 Слайд _______ Задание лесника.

 - Укажите склонение и падеж выделенных слов. Разберите предложения по членам предложения.

Избушка  находится в лесу. Лесник зашёл     в избушку.

- Какого скл. Слово избушка? ( 1 скл.)

- Что мы знаем об именительном падеже?(отвечает На вопрос Кто? Что?)

- О винительном? (отвечает На вопрос Кого? Что?)

- Можем ли мы определить падеж только по вопросу? (Нет, они похожи)

- Есть ли в этом предложении предлоги? ( да, в)

- К какому слову он относится? (к слову в избушку)

- Какой падеж слов избушка? ( И.п.)

- В каком падеже стоит слово с предлогом? (В.п.)

- Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.

- Каким членом предложения являются выделенные слова? ( подл., втор. чл.)

-Какой вывод можно сделать

- Проверим. Молодцы.  Можно идти дальше.

Слайд _______

Ребята я вижу озеро «Мудрых падежей».

- Где мы сегодня уже встречали эти гласные? (на тропе Чистописания).

- Что же это за гласные и почему именно они привели нас к озеру? (окончания И.п и В. п).

- А в озере  «Мудрых падежей» живёт  Русалка – волшебница, которая помогает разрешить все сомненья. У неё есть волшебные заклинания. Они помогают безошибочно определять падежи.


Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

 С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

 А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

        Ребята, я предлагаю вам помочь, Маше и Медведю,  разрешить их спор. И узнать кто же из них прав?

Слайд _______

- Запишите загадку «Золотая клетка спрятала конфетку».

- В каком падеже стоит существительное:

  • клетка? (в именительном падеже);
  • конфетку? (в винительном падеже).

- Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, окончания).

- Какой вывод можно сделать? (Миша прав)

- А какая же отгадка у этой загадки? (Фантик)

        Давайте составим сравнительную таблицу отличительных  признаков имен существительных И.п. и В. п. 1 скл.

 Слайд ______

И.п.

В.п.

Вопросы

Кто? Что?

Кого? Что?

Вспомогательное слово

- Есть

- Вижу

Предлоги

         ----

в, на, через, за, под, сквозь, про

В предложении

 подлежащее

Второстепенный член предложения

Окончания

-а -я

–у -ю

 

Все вы получаете памятку-таблицу для работы.

Слайд _______ Физминутка.

- Всем стало весело. Маша и Медведь подружились. И обещали никогда не ссориться, а решать всё мирно. Надеюсь и вы поступаете также. Ребята, давайте сделаем привал и немного отдохнём - станцуем и споём на полянке «Здоровья».

Слайд _______  Вот мы и пришли в лесную школу «Упражнялки» к мудрой Сове, чтобы закрепить свои знания.

6. Закрепление изученной темы.

1). Самостоятельная работа

Слайд _______

Пользуясь памяткой, выполните задания мудрой Совы.

Дополните словосочетания существительными 1 склонения в винительном падеже.

1 ряд   Перепрыгнул через … (яму   порог  луже)

 Попал в ….  (цель   точку  слону)

2 ряд  Увидел сквозь …   (пальцы  окно  воду)

Взялся за  …  (работу  дело  голову)

3 ряд  Прочитал про …  (грибы  сосне  лисицу)

Залез на … (забор  крышу  лестницу)

Проверяем.

Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились.

2).  Слайд _______

Мудрая Сова предлагает вам РАБОТУ в группах.

-Думаю, что легко справитесь и со следующим заданием. Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха – хорошо работать с другом вместе. Но это не простое дело. Надо применять правила совместной работы.

« ВМЕСТЕ  «Думаем, Выбираем, Обсуждаем, Решаем».

Слайд _______

        На каждой парте лежат конверты.  Достаньте из конверта карточки с предложениями. Рассмотрите их. Разложите предложения в два столбика:

1. В которых, сначала стоят имена существительные, находящиеся в винительном падеже.

2. В которых. сначала стоят имена существительные, находящиеся в именительном падеже.

1. Вода размывает дорогу.

2. На опушку выбежала лиса.

3. Птицы вьют гнёзда.

4. На форточку села синичка.

5. На дачу приехал дедушка.

6. Подруга написала мне записку.

7. Бабушка пожалела птичку.

8. Свеча освещала комнату. 

Слайд _______     Проверяем.

Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает Вы обязательно научитесь.

3). Слайд _______

Ребята, очень много секретов таят  падежи русского языка. Миша придумал вам игру, которая так и называется «Секрет-ответ». Начиная со слова «секрет» я читаю  вопрос, по команде «ответ» вы поднимаете карточку с нужной цифрой, т.е. с вариантом ответа.

Слайд _______

1. СЕКРЕТ  -   На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

1.   Кто? Что?                                3.   Кем? Чем?

   2.   Кого? Что?                               4.  Кого? Чего?

ОТВЕТ. - Задание под номером 2.

2. СЕКРЕТ - Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?

   1.  –ы,   -и                                        3.  –ой,  -ей

    2.  –у,  -ю                                        4.  –а,  -я

ОТВЕТ. - Задание под номером 4.

3. СЕКРЕТ - С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

   

   1.  в, на, через                             3.  без предлогов

   2.  к, по                                         4.  у, из, до, около

ОТВЕТ. - Задание под номером 1.

4. СЕКРЕТ - Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

   1.  подлежащим           3. второстепенным членом

   2.  сказуемым

ОТВЕТ. - Задание под номером 3.

5. СЕКРЕТ - В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании:   увидел сестру   

       1.  И.п.                                                 3.  Р.п.

       2.  Т.п.                                                 4.  В.п.

ОТВЕТ. - Задание под номером 4.

4). Слайд ______ Работа в паре  (устно).

 Найдите «лишнее» слово в каждой строчке и зачеркните.  Докажите почему.

Рассаду, беседу, капуста, грядку.(И.п)

Мечту, голубую, песню, работу.(прилаг.)

Петя, сказку, читаю, картина.(глагол)

Надежда, солдату, фамилию, площадка.(2 скл.)

Слайд _______ Проверяем

7. Итог урока.  

Нам было очень хорошо в лесном царстве, но пора возвращаться домой.  

- Ребята, вы молодцы, хорошо поработали, многое успели сделать, значит и сможем ответить на вопросы.

Слайд _______

Что                                                                             Имена сущ. 1 скл. И.п  и  В.п

Где                                  надо различать? В словосочетаниях  и предложениях.

Как                          Надо поставить вопрос, определить роль в предложение.

Чем                                                                            Предлогами и окончаниями.

- Назовите главную цель путешествия в страну «Морфологиию». (Познакомимся с особенностями существительных в И. и В. падежах 1 скл.)

- Выполнили мы задачу, которую поставили? (Да).

Слайд _______   Домашнее задание  

Упр. 305    (правило стр. 23) 

Слайд _______   Рефлексия «Дерево чувств»    

- На столе у каждого из вас есть два яблока, одно – зелёное, одно – жёлтое. Если тебе урок понравился и ты всем доволен, то повесь на дерево яблоко жёлтого цвета, если нет, то зелёного.
- Какое настроение было у вас во время путешествия?

- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Попрощаемся с Машей и Медведем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Именительный и винительный падежи. 4 класс

Данная презентация способствует лучшему усвоению мтериала по теме "Как различать родительный и винительный падежи"...

Именительный и винительный падежи. 4 класс

Данная презентация подготовлена для работы в парах, группах, где дети самостоятельно делают выводы...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Определение склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

В материалах представлены технологическая карта урока, конспект урока по русскому языку и презентация к уроку....