Русский язык
4 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)
Поземковская Ольга Васильевна
Учитель начальных классов ГБОУСОШ №35
Тема: Наречие.
Цель для учителя | Цель для обучающихся | Планируемый результат |
Создать условия для открытия новый части речи учащимися. | - открыть новую часть речи, выявив основные признаки, и сформулировать определение; - развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их; | Предметные: - знать, что такое наречие; - уметь ставить вопросы к наречиям; - находить наречия в тексте; - отличать наречия от других частей речи - определять морфологические признаки наречий; - уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения; - уметь работать с текстом; Метапредметные: Личностные: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика» Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу на уроке; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные: - использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной речи; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; -обобщать; Коммуникативные: - владеть диалогической формой коммуникации; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
|
Задачи для учителя | Задачи для обучающихся |
- открыть вместе с детьми новую часть речи, выявив основные признаки, и сформулировать определение; - развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их; - развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей; - формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе. - формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы. - обогащать словарный запас. | Определить: - Что такое наречие? - На какие вопросы отвечает? - Что обозначает? - Роль в предложении
|
Содержание и технология урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I этап. Самоопределение к деятельности. | Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
-Проверьте готовность к уроку. -Что вы видите на доске? ч а с т и р е ч и -Скопируйте надпись и расшифруйте. -Заполните кластер:
-Почему в кластере я поставила знак?
-Найдите тему урока в учебнике. -Какая тема сегодняшнего урока? -Какой цвет у номера урока? -Что это значит? -К какому блоку относится тема урока? -Что это значит?
| Проверяют организацию рабочего места. Настраиваются на рабочий лад.
-Зашифрованную надпись. Копируют надпись в тетрадь. -Зашифрована надпись: части речи. Дополняют кластер в тетрадях.
-Возможно, мы сегодня будем изучать новую часть речи. Дети ищут в учебнике новую тему урока. -Урок №88.Наречие. -Коричневый. -Обязательная тема. -Как устроен наш язык. -Будем знакомиться с новой частью речи | Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
|
II этап. Актуализация знаний. | Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации
-На партах вы видите таблицу ЗХУ -Заполним ее. Знаю | Хочу знать | Узнал | Наречие Часть речи | Вопросы? Член предложения? Как изменяется? |
|
-Что запишем в первый столбик?
-Что бы вы хотели узнать о новой части речи?
|
Заполняют таблицу ЗХУ
-Наречие. -Часть речи
Предположение детей. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; Личностные: мотивация к изучению данной темы
|
III. Открытие нового знания.
|
-Какое задание поможет нам выяснить, на какие вопросы отвечает наречие? -Выполняем задание,посовещайтесь с соседом.
-Какие слова ВЫ выписали?
-Какой вывод можно сделать?
- Давайте попробуем изменить наречие.
-Сделайте вывод.
-Прочитайте правило. Что можете добавить?
-Сделайте вывод.
-Выполним упражнение №1,стр.52
- Что указывает на неизменяемость наречия? -Выделим суффикс в словах.
-Выполняем упражнение № 2,стр 53 -Какие вопросы записали?
-Где мы встречали такие вопросы?
-Прочитайте правило на стр.53.Сделайте вывод.
| Выделение, формулирование цели. Выдвижение гипотез и их обоснование.
-В разделе «Давай подумаем»
-Дети работают в парах
-Направо, однажды, вверху, весело -Наречие отвечает на вопросы: где?, когда?, куда?
Дети работают по вариантам на карточках. Смотри приложение 1
Ответы детей. Наречие не изменяются.
Наречие отвечает на вопросы…
Выполняют упражнение с взаимопроверкой. -Суффикс
Ответы детей.
-Когда определяли второстепенный член предложения обстоятельство. -Наречие является обстоятельством
| Коммуникативные: - постановка вопросов; - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - владение монологической и диалогической формой высказывания; - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; Познавательные: - самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; - моделирование; - построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
|
Физкультминутка
| Элементы кинезеологии.
| Выполняют движения. |
|
IVэтап. Первичное закрепление. | Проверка осознанности восприятия детьми материала. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы
- Кто сможет сформулировать, что мы узнали о наречии?
| Нахождение наречий в тексте. Самостоятельная работа. Контроль за действиями соседа.
– Наречие – это часть речи, отвечает на вопрос «откуда?», не склоняется и не спрягается, в предложении является обстоятельством.
| Регулятивные: - удержание цели и задач в течение урока - пошаговый контроль по результату; - оценка; - коррекция; Познавательные: - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: - контроль за действиями партнёра; - формулировка собственного мнения и позиции; |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Организация деятельности по применению новых знаний. У. - Давайте выполним упражнение 3 урока № 88 на странице 54. - Прочитайте задание: -Выполняем 1предложение | -Читают задание: «Запиши предложения. Найди наречия, задай к ним вопросы, подчеркни как члены предложения. Выполняют упражнение и проверяют по алгоритму.
| Регулятивные: - контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самоопределение;
|
VI. Рефлексия деятельности.
| Подвести детей к желанию сделать выводы о своей работе на уроке и совместной деятельности работы всего класса
-Заполните 3графу таблицы ЗХУ -Кто хочет прочитать? | объективно оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса. Обучающиеся заполняют 3 графу таблицы
| Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов; Личностные: - смыслообразование;
|
VI. Домашнее задание.
| Дать детям возможность оформить свои мысли с учетом творческих учебных возможностей. 1. Упражнение 3 доделать; 2. Попробуйте сочинить стихотворение, используя наречия: ……………… далеко ……………….глубоко ………………. высоко ……………… хорошо Спасибо вам за работу.
| Записывают домашнее задание в дневник.
| Планируемые результаты на данном этапе: Регулятивные: - проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве; Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; |
Приложение 1
Измени наречие рано по числам:
ед. ч. мн. ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;
Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .
Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.
Сделайте вывод!
Наречия по числам ________________________________________
Измени наречие рано по родам:
м.р.
Образец: пришёл (когда?) рано;
Пришла (___________?) ___________________;
Пришло (___________?) __________________ .
Сделайте вывод!
Наречия по родам ________________________________________
Измени наречие рано по временам:
пр. в.
Образец: появились (когда?) рано;
Разольются (______________?) _________________;
Цветут (____________?) _________________ .
Сделайте вывод!
Наречия по временам ________________________________________
Измени наречие рано по лицам единственного числа:
Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;
2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;
3л. : он встаёт (____________?) _____________ .
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ________________________________________
Измени наречие рано по лицам множественного числа:
Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;
2л. : вы встаёте (_______?) ______________;
3л. : они встают ( ____________?) _______________ .
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ________________________________________
Можно ли изменить форму наречий рано так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ____________________________________________
Чего? ___________________________________________
Чему? ___________________________________________
Чем? ____________________________________________
О чём? ___________________________________________