Урок по русскому языку на тему Суффиксы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.- Добрый день, ребята.
Я сегодня у вас проведу урок русского языка.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Откройте тетради. Что надо записать? (Дату). Записывая дату, обратите внимание на опасные места, они выделены зелёным цветом. (Двадцать первое ноября) (Комментированная запись числа)
- Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа).
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы (Кла…..ная р….бота) Эти слова встречались нам в словаре. Какие буквы вставили в словах.
- Ребята, к нам сегодня на урок прилетела снежинка. Она ищет своих друзей. Поможем ей.
По дорожке мы пойдём,
Друзей снежинке мы найдём.
- Свяжем мы одной верёвочкой буквы и по дорожке из букв отправимся в лес.
(а-завиток, о-завиток,……….) И наоборот (я – завиток…..)
Допишите до конца строки.
- Что общего у этих букв? (Все эти буквы обозначают гласные звуки)
Найдите лишнюю букву? (я) Почему? (она может обозначать 2 звука) В каких случаях? (После Ь и Ъ знаков, после гласной буквы и в начале слова)
По дорожке тихо-тихо,
В лес чудесный мы зайдём,
И, конечно, непременно,
Друзей снежинке мы найдём.
(Изображён лес и дом) (Слайд 1)
- Какие деревья вы видите в лесу? (Берёза, рябина)
Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните в словах опасные места.
(Комментированное письмо)
-Посмотрите, ребята. А за деревьями кто-то спрятался. Кто это запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места. (Лиса, медведь, заяц, сорока, воробей, снегирь). (Комментированное письмо)
Снегирь-новое словарное слово. Если вы внимательно послушаете мой рассказ, то сами догадаетесь, как правильно писать это слово. Для этого я обращусь к этимологическому словарю.
- Снегири-северяне. Зимой на их родине начинаются сильные морозы, вот они и прилетают к нам «погреться». Появляются снегири у нас с первыми морозами. Выпал первый снежок - жди снегиря. Догадались? Слово «снег» не является проверочным, но помогает нам запомнить написание слова «снегирь». Запишите его и запомните написание этого слова. Подчеркните букву е, ударение падает на 2 слог.
А за другим деревом спрятались детёныши зайца, медведя, лисы.
Кто они?(слайд 2)
У зайца – зайчонок
У медведя – медвежонок
У лисы – лисёнок
- А теперь к детёнышам прибежали братишки и сестрёнки. И стало много кого? (Зайчат, медвежат, лисят) (Слайд 2)
У зайца – зайчонок - зайчат
У медведя – медвежонок - медвежат
У лисы – лисёнок – лисят
- Посмотрите, как мы можем назвать слова каждой строчки? (Однокоренные слова)
- Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, у которых общий корень и общий смысл)
- Какая часть появилась у слов 2 столбика? (-онок, -ёнок). Что это? (Суффикс). Какое новое значение появилось у этих слов? (Детёныши животных)
- Какая часть появилась у слов 3 столбика? (-ат, -ят).Что это? (суффикс) Какое новое значение появилось у этих слов? (Много детёнышей)
- Что же такое суффикс? (Часть слова). Где он стоит? (После корня) Какую роль играет суффикс в словах? (Изменяет значение слов, образовывает новые слова)
(Снежинки -ат, -ят, -онок, -ёнок садятся на домик)
- Ребята, посмотрите, как много друзей для снежинки мы нашли в лесу. - Вы догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (Находить в словах суффикс)
- Тема нашего сегодняшнего урока « Развитие умения находить в словах суффикс». (Слайд 3)
Мы будем продолжать искать друзей для нашей снежинки.
- Давайте составим план урока. (Слайд 4)
1. Учиться находить в словах суффикс.
2. Определять значения суффиксов.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)
Какие знания вам пригодятся сегодня на уроке? (Слайд 5)
- Я вспомню……
- Я буду учиться…..
- Я смогу……..
-Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит наш дом? (угол, квадрат, круг). На каком предмете мы изучаем геометрические фигуры, но ведь они встречаются и в русском языке, что они обозначают? (Суффикс, окончание).
Уголком мы обозначаем суффикс, поэтому наши подружки-снежинки разместились именно под крышей.
- А наши зверята тоже хотят жить в этом доме. Но хватит ли им места? (Нет) Дом какой? (Маленький)
- Напишите слово дом, и с помощью суффикса, превратите его в маленький. (Домик). С помощью какого суффикса изменилось значение слова дом? (-ик).
(Появляется снежинка –ик)
- Какое значение придаёт суффикс –ик слову дом? (Уменьшительно-ласкательное)
- А чтобы все зверята смогли поместиться в этом доме, наш дом должен стать большим. Какой суффикс поможет сделать дом большим? (-ищ).
Запишите это слово.
(Появляется снежинка – ищ)
-Какое значение придаёт суффикс –ищ словам? (Увеличительное)
Чем отличаются слова домик-домище? (У них разные суффиксы и разное значение – домик – маленький, домище – большой)
- Подберите и запишите однокоренные слова к словам:
глаз, ус, зуб, хвост (Слайд 6)
1 вариант- с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
2 вариант – с увеличительным суффиксом.
Выделите в словах корень и суффикс.
(Взаимопроверка, проверка по эталону)
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга, ориентируясь на доску. (Слайд 6)
Глаз-глазик-глазище
Ус-усик-усище
Зуб-зубик-зубище
Хвост-хвостик-хвостище
Прочитайте второй вариант ваш столбик слов, и послушайте продолжение загадки.
Глазище, усище, зубище, хвостище и к нам прибежал серый….. (Волчище)
(Появляется картинка волка)
- Оцените работу своего соседа, если он выполнил правильно нарисуйте на полях зелёную снежинку, если в задании были ошибки - оранжевую, если не справился с заданием - красную.
Физминутка
По лесочку мы шагаем,
За природой наблюдаем
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо всё выше, выше….
Вдруг снежинки закружились,
А потом остановились….
Ну и нам пора писать,
Работу дальше продолжать…
- А какое значение словам будут придавать суффиксы –ушк, -юшк? Чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним упражнение 127. (Запись упражнение 127)
- Прочитайте задание. Выделите в словах корень и суффикс. (Работа у доски)
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик-папа,
Этот пальчик-мама,
Это пальчик –я.
Это вся моя семья.
- А теперь обсудите в парах и сделайте вывод о значении суффиксов –ушк,
- юшк.
- Какое значение они придают словам? (Уменьшительно-ласкательное).
(Появляются снежинки – ушк, - юшк).
- Как мы хорошо поработали на уроке и нашли друзей снежинки. (Появляется довольная рожица)
- Составьте предложение из слов и запишите его.
Снежинка, на, красивая, опустилась, ладошку.
- Не забудьте о правилах оформления предложений. Какие правила? (Первое слово пишется с заглавной буквы, в конце ставится знак препинания)
- Прочитайте получившееся предложение.
- Найдите в предложение существительное. Подпишите его.
Найдите в предложение прилагательное. Подпишите его.
Найдите в предложение глагол. Подпишите его.
- А что за маленькое слово НА? (Это предлог)
Оцените свою работу, поднимите снежинку соответствующего цвета.
-Ребята, а я начала сочинять стихотворение про снежинку. (Слайд 7)
Помогите мне его закончить.
Как-то зимушка-зима
Снежинку мне оставила.
Я смотрела на неё,
А она…….
Выпустила капельку
Я из тёплых …..
Отправляйся, милая,
Ищи своих…..
- Что случится со снежинкой, если она упадёт на ладошку?
- Наш урок подходит к концу. А наша Снежинка продолжает искать себе друзей. Наша Снежинка искатель. Искать-искатель. (Слайд 8)
Новое слово образовалось с помощью суффикса –тель. И у нашей Снежинки появилось тоже имя –тель. С этой снежинкой вы продолжите путешествие на следующих уроках.
Мы помогли Снежинке найти своих друзей, вспомнили и узнали их имена.
-Для чего нужны суффиксы?
- Назовите суффиксы, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение? (-ик, -ок, ушк, -юшк, -онок, -ёнок)
- Назовите суффикс, которые придают словам увеличительное значение? (-ищ)
- Давайте вспомним, что мы сегодня учились делать?
Рефлексия
- Я учился ………
- Я вспомнил ………
- Я смог ………
- Было трудно ………
- Дома надо поработать над ….
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. (Поднимают снежинки)
Оцените работу товарищей.
Домашнее задание выберете самостоятельно из упражнений 107-109 дидактического материала. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
А также запишите 5 словарных слов.
Урок окончен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс
Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...
Конспект урока по русскому языку на тему: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов ов, н, ист.
Интегрированный урок по русскому языку во 2 классе...
Презентация к уроку по русскому языку по теме "Суффиксы" для 3 класса
В данной презентации представлены слайды к открытому уроку по русскому языку по теме "Суффиксы", 3 класс....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих"....
Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"
Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...
Урок по русскому языку по теме "Суффиксы -ик, ек"
Открытый урок на неделю русского языка....
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...