Урок по русскому языку на тему Суффиксы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сапунова Татьяна Фёдоровна

ОС Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_suffiksy.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

1.- Добрый день, ребята.

Я сегодня у вас проведу урок русского языка.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Откройте тетради. Что надо записать? (Дату). Записывая дату, обратите внимание на опасные места, они выделены зелёным цветом. (Двадцать первое ноября) (Комментированная запись числа)

- Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа).

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы (Кла…..ная р….бота) Эти слова встречались нам в словаре. Какие буквы вставили в словах.

- Ребята, к нам сегодня на урок прилетела снежинка. Она ищет своих друзей. Поможем ей.

По дорожке мы пойдём,

Друзей снежинке мы найдём.

- Свяжем мы одной верёвочкой буквы и по дорожке из букв отправимся в лес.

(а-завиток, о-завиток,……….) И наоборот (я – завиток…..)

Допишите до конца строки.

- Что общего у этих букв? (Все эти буквы обозначают гласные звуки)

Найдите лишнюю букву? (я) Почему? (она может обозначать 2 звука) В каких случаях? (После Ь и Ъ знаков, после гласной буквы и в начале слова)

По дорожке тихо-тихо,

В лес чудесный мы зайдём,

И, конечно, непременно,

Друзей снежинке мы найдём.

(Изображён лес и дом) (Слайд 1)

- Какие деревья вы видите в лесу? (Берёза, рябина)

Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните в словах опасные места.

(Комментированное письмо)

-Посмотрите, ребята. А за деревьями кто-то спрятался. Кто это запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места. (Лиса, медведь, заяц, сорока, воробей, снегирь). (Комментированное письмо)

Снегирь-новое словарное слово. Если вы внимательно послушаете мой рассказ, то сами догадаетесь, как правильно писать это слово. Для этого я обращусь к этимологическому словарю.

- Снегири-северяне. Зимой на их родине начинаются сильные морозы, вот они и прилетают к нам «погреться». Появляются снегири у нас с первыми морозами. Выпал первый снежок - жди снегиря. Догадались? Слово «снег» не является проверочным, но помогает нам запомнить написание слова «снегирь». Запишите его и запомните написание этого слова. Подчеркните букву е, ударение падает на 2 слог.

А за другим деревом спрятались детёныши зайца, медведя, лисы.

Кто они?(слайд 2)

У зайца – зайчонок

У медведя – медвежонок

У лисы – лисёнок

- А теперь к детёнышам прибежали братишки и сестрёнки. И стало много кого? (Зайчат, медвежат, лисят) (Слайд 2)

У зайца – зайчонок - зайчат

У медведя – медвежонок - медвежат

У лисы – лисёнок – лисят

- Посмотрите, как мы можем назвать слова каждой строчки? (Однокоренные слова)

- Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, у которых общий корень и общий смысл)

- Какая часть появилась у слов 2 столбика? (-онок, -ёнок). Что это? (Суффикс). Какое новое значение появилось у этих слов? (Детёныши животных)

 - Какая часть появилась у слов 3 столбика? (-ат, -ят).Что это? (суффикс) Какое новое значение появилось у этих слов? (Много детёнышей)

- Что же такое суффикс? (Часть слова). Где он стоит? (После корня) Какую роль играет суффикс в словах? (Изменяет значение слов, образовывает новые слова)

(Снежинки  -ат, -ят, -онок, -ёнок  садятся на домик)

- Ребята, посмотрите, как много друзей для снежинки мы нашли в лесу. - Вы догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (Находить в словах суффикс)

- Тема нашего сегодняшнего урока « Развитие умения находить в словах суффикс». (Слайд 3)

Мы будем продолжать искать друзей для нашей снежинки.

- Давайте составим план урока. (Слайд 4)

1. Учиться находить в словах суффикс.

2. Определять значения суффиксов.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)

Какие знания вам пригодятся сегодня на уроке? (Слайд 5)

- Я вспомню……

- Я буду учиться…..

- Я смогу……..

-Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит наш дом? (угол, квадрат, круг). На каком предмете мы изучаем геометрические фигуры, но ведь они встречаются и в русском языке, что они обозначают? (Суффикс, окончание).

Уголком мы обозначаем суффикс, поэтому наши подружки-снежинки разместились именно под крышей.

- А наши зверята тоже хотят жить в этом доме. Но хватит ли им места? (Нет) Дом какой? (Маленький)

- Напишите слово дом, и с помощью суффикса, превратите его в маленький. (Домик). С помощью какого суффикса изменилось значение слова дом? (-ик).

(Появляется снежинка –ик)

- Какое значение придаёт суффикс –ик слову дом? (Уменьшительно-ласкательное)

- А чтобы все зверята смогли поместиться в этом доме, наш дом должен стать большим. Какой суффикс поможет сделать дом большим? (-ищ).

Запишите это слово.

(Появляется снежинка – ищ)

-Какое значение придаёт суффикс –ищ словам? (Увеличительное)

Чем отличаются слова домик-домище? (У них разные суффиксы и разное значение – домик – маленький, домище – большой)

- Подберите и запишите однокоренные слова к словам:

глаз, ус, зуб, хвост (Слайд 6)

1 вариант- с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

2 вариант – с увеличительным суффиксом.

Выделите в словах корень и суффикс.

(Взаимопроверка, проверка по эталону)

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга, ориентируясь на доску. (Слайд 6)

Глаз-глазик-глазище

Ус-усик-усище

Зуб-зубик-зубище

Хвост-хвостик-хвостище

Прочитайте второй вариант ваш столбик слов, и послушайте продолжение загадки.

Глазище, усище, зубище, хвостище и к нам прибежал серый…..  (Волчище)

(Появляется картинка волка)

- Оцените работу своего соседа, если он выполнил правильно нарисуйте на полях зелёную снежинку, если в задании были ошибки - оранжевую, если не справился с заданием - красную.

Физминутка

По лесочку мы шагаем,

За природой наблюдаем

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо всё выше, выше….

Вдруг снежинки закружились,

А потом остановились….

Ну и нам пора писать,

Работу дальше продолжать…

- А какое значение словам будут придавать суффиксы –ушк, -юшк? Чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним упражнение 127. (Запись упражнение 127)

- Прочитайте задание. Выделите в словах корень и суффикс. (Работа у доски)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик-папа,

Этот пальчик-мама,

Это пальчик –я.

Это вся моя семья.

- А теперь обсудите в парах и сделайте вывод о значении суффиксов –ушк,

- юшк.

- Какое значение они придают словам? (Уменьшительно-ласкательное).

(Появляются снежинки – ушк, - юшк).

- Как мы хорошо поработали на уроке и нашли друзей снежинки. (Появляется довольная рожица)

- Составьте предложение из слов и запишите его.

Снежинка, на, красивая, опустилась, ладошку.

- Не забудьте о правилах оформления предложений. Какие правила? (Первое слово пишется с заглавной буквы, в конце ставится знак препинания)

- Прочитайте получившееся предложение.

- Найдите в предложение существительное. Подпишите его.

Найдите в предложение прилагательное. Подпишите его.

Найдите в предложение глагол. Подпишите его.

- А что за маленькое слово НА? (Это предлог)

Оцените свою работу, поднимите снежинку соответствующего цвета.

-Ребята, а я начала сочинять стихотворение про снежинку. (Слайд 7)

Помогите мне его закончить.

Как-то зимушка-зима

Снежинку мне оставила.

Я смотрела на неё,

А она…….

Выпустила капельку

Я из тёплых …..

Отправляйся, милая,

Ищи своих…..

- Что случится со снежинкой, если она упадёт на ладошку?

- Наш урок подходит к концу. А наша Снежинка продолжает искать себе друзей. Наша Снежинка искатель. Искать-искатель. (Слайд 8)

Новое слово образовалось с помощью суффикса –тель. И у нашей Снежинки появилось тоже имя –тель. С этой снежинкой вы продолжите путешествие на следующих уроках.

Мы помогли Снежинке найти своих друзей, вспомнили и узнали их имена.

-Для чего нужны суффиксы?

- Назовите суффиксы, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение? (-ик, -ок, ушк, -юшк, -онок, -ёнок)

- Назовите суффикс, которые придают словам увеличительное значение? (-ищ)

- Давайте вспомним, что мы сегодня учились делать?

Рефлексия

  1. Я учился ………
  2. Я вспомнил ………
  3. Я смог ………
  4. Было трудно ………
  5. Дома надо поработать над ….

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. (Поднимают снежинки)

Оцените работу товарищей.

Домашнее задание выберете самостоятельно из упражнений 107-109 дидактического материала. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

А также запишите 5 словарных слов.

Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс

Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Суффиксы" для 3 класса

В данной презентации представлены слайды к открытому уроку по русскому языку  по теме "Суффиксы", 3 класс....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"

Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...

Урок по русскому языку по теме "Суффиксы -ик, ек"

Открытый урок на неделю русского языка....

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...