Однородные члены
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Майорова Ольга Викторовна

русского языка 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo.docx15.76 КБ
Файл russkiy_4_kl.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Русский  язык

Тема урока: Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Клода Моне «Лондон. Парламент» Письменное сочинение.

Цели урока: учить анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; работать с толковым словарем; устно описывать картину по плану;  пересказывать письменно по данному плану.

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Речевая разминка.

3.Сообщение темы и целей урока.

4. Работа с картиной Клода Моне « Лондон. Парламент».

Формирование УУД: регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД.

Деятельность уч-ся: фронтальная, индивидуальная.

1)Анализ картины.

- Найдите в « Музейном доме» картину Клода Моне « Лондон. Парламент». Внимательно рассмотрите эту картину. Какое здание изобразил художник? Посмотрите значение в Толковом словаре.

- Вы можете сказать, какое время суток изобразил художник: рассвет или закат?

- Какое яркое природное явление привлекло внимание художника?

- Как солнце окрашивает небо и воду? Постарайтесь как можно точнее назвать все цветовые оттенки.

- Что делает с пейзажем туман? Как он меняет очертания здания?

- Ещё раз внимательно рассмотрите картину и попробуйте ответить на вопрос: что же создаёт впечатление сказочной таинственности?

Физминутка

2)Знакомство с планом описания картины.

Прочитайте план описания картины уч. ч. 2, стр. 54.

3)Устное описание картины по данному плану.

4)Письменное сочинение по картине.

5. Итог урока.

6.Д/з Р. т.  № 1 упр. 108

4. Словарная работа.

Формирование УУД: познавательные УУД, регулятивные УУ, коммуникативные УУД.

Деятельность уч-ся: фронтальная

Игра « Если буква заблудилась» Уч. ч. 3, с. 14

Физминутка

6. Работа по теме урока.

Формирование УУД: познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД.

Деятельность уч-ся: фронтальная, индивидуальная

а) Выполнение упр. 10, Р. т. № 2;

б) Выполнение упр. 10, Уч. ч. 3, стр. 15

                                                                   Физминутка

4. Закрепление полученных знаний.

Формирование УУД: познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД.

Деятельность уч-ся: индивидуальная,  работа в парах.

1.а) Индивидуальная работа по карточкам.

  б) Выполнение упражнения. Р. т. № 2 упр.13 (работа в парах)

  в) Выполнение упр. 12, Уч. ч. 3, стр. 16

5. Рефлексия урока. Оценки учащихся.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие были трудности?

-Кто доволен своей работой на уроке?

6. Д/З   Р. т. № 2 упр. № 14



Предварительный просмотр:

.                                                                                  Русский  язык

Тема урока: Где используются однородные члены предложения.

Цели урока: создать условия для формирования представления об однородных членах предложения, о расстановке знаков препинания. Научить находить в предложениях однородные главные и второстепенные члены предложения. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.  
Планируемые результаты образования:

Предметные: Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения, однородные и неоднородные определения.

Уметь находить их в предложении.

Постановка знаков препинания между однородными членами предложения.

Знать, где используются однородные члены предложения.

 Метапредметные:  

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

 Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах,  при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Ход урока

1.Оргмомент.

2Введение в тему урока. 

Какое сейчас время года? Назовите приметы зимы. - Что вы видите на доске? (снежинки)

- Какие они? Опишите их. (хрупкие, красивые, холодные, белые, серебристые…)

- Ребята, от какого слова образовано слово снежинка? (снег).    

 - Подберите родственные слова (снеговик, снежок, снеговая (туча), снегоход).

- Запишите родственные слова, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму и выделите общую часть.

Сн…говик  сн…жок  сн…говая  сн…гурочка . 

3. Постановка цели и задач урока

- Посмотрите еще раз внимательно на эти снежинки. Что интересного заметили? (Они все одинаковые)

- Как вы думаете, какое отношение имеют одинаковые снежинки к теме нашего урока? (В предложениях есть одинаковые члены предложения).   подумайте   и назовите тему нашего урока. (Тема сегодняшнего урока «Где используются однородные члены предложения».)


- Какие члены предложения называются однородными?

Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь?

Что надо знать                               Что надо уметь

Признаки однородных                       Находить в тексте  однородные члены предложения.

 членов предложения.                    

                                                        Употреблять в своей речи

                                                        Правильно расставлять знаки препинания  

                                                                в предложениях с однородными членами.

         Признаки однородных членов предложения:

1.     Отвечают на один и тот же вопрос

2.     Являются одним и тем же членом предложения

3.     Относятся к одному и тому же слову

4.     Выражены одной и той же частью речи

5.     Читаются с перечислительной интонацией.

                                                      

  4.  Закрепление пройденного материала.

- Какие птицы остаются зимовать в нашей местности? (вороны, голуби, воробьи, синицы…)

- А какая  птица прилетает к нам зимовать? Отгадайте  загадку.

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!    (снегирь)

- Запишите это слово в тетради и на доске. Поставьте ударение. Какая орфограмма в слове? (проверяемая безударная гласная  в корне слова. Проверочное слово -  снег)

- Как вы думаете, почему снегиря так  назвали? Где можно посмотреть значение этого слова? (в Толковом словаре)

- Найдите это слово в Толковом словаре.

Снегирь. , -я, м. Небольшая певчая птичка семейства вьюрковых. Серого цвета, с красной грудью (у самцов).

- Запишите первое предложение.

- Найдите в нем определения, подчеркните их. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Каким членом предложения являются? Какой частью речи выражены? Почему между ними не поставлена запятая? (Нет перечислительной интонации, в этих определениях нет однородности, первое определение говорит о размере птицы, второе определение о ее качествах).

- Попробуйте поставить между этими определениями союз и.

Вывод: Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, между неоднородными определениями нельзя поставить союз и.  

- А теперь поработаем в парах. Перед вами четыре предложения:

Они  р…дились к…ротким зимним днем. Тихо падали из облаков на землю ле…кие, нев…сомые сн…ж…нки. Подставь варежку и поймай сн…жинку. Посм…три, как она ч…десна!

- Вставьте вдвоём с соседом пропущенные буквы.

- Докажите, правильно ли вы вставили буквы?

- Спишите текст.

- Найдите однородные члены предложения, подчеркните их.

- Охарактеризуйте однородные члены предложения (главные или второстепенные).

- Как на письме они разделяются? (запятой)        

- А как они соединяются? (Союзом «и»)

- Вывод: какими членами предложения могут быть однородные члены предложения? (главными и второстепенными).

- Есть ли в этом тексте предложение с неоднородными определениями? (первое предложение) Прочитайте его. Докажите, что в этом предложении есть неоднородные определения.  (в этом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и).

5. Самостоятельная работа

Выполни тест:

1. Найди и отметь предложение с однородными членами:

  • Снег пропитался водой, отяжелел и осел.
  • В мае зацветают в лесу душистые ландыши.
  • Букет состоял из красных тюльпанов.

2. В каком предложении есть однородные подлежащие:

  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Труд украшает человека.
  • Без соли и хлеба плохая беседа.

3. В каком предложении есть подлежащее, сказуемое и однородные

дополнения:

  • На лугах расцвели ромашки, колокольчики.
  • В саду много работы.
  • Дворник убирает улицу, двор, сквер
  • Пожелтели клёны, берёзы.

4.В каком предложении есть однородные сказуемые:

  • Дождик вымочит, солнце высушит.
  • Зимой солнце светит, но не греет.
  • Мороз заковал озёра, реки.

6. Рефлексия.

Отметьте (поставьте плюс):

1.Знаю правило об однородных членах предложения.

2.Умею находить однородные члены предложения.

3.Умею ставить запятую в предложениях с однородными членами.

7. Д/з Из книги для чтения выписать 3-5 предложений с однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...