Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

создать условия для обучения учащихся умению писать  заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать  разви­тию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку ( письмо)

по теме:

«Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш».

1 класс

                    Учитель: Абакумова Л.Б.

Тема:« ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Ш, ш».

Цели: создать условия для обучения учащихся умению писать  заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать  развитию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме.

Ход урока:

I.Организационный этап

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки.

Проверка готовности к уроку.

II. Этап подготовки учащихся.

Вступительное слово учителя.

Каждый ученик получает карточку со словами; «мы...», «лы...», «ма...на», «сту...», «лу...».

Учитель читает стихотворение, учащиеся вписывают в слова слог жи или «печатают» в слова сочетание ши.

•   Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут... (мыши).

•   Не поедут без бензина

Ни автобус, ни... (машина).

•   По полям бегут ручьи, На дорогах... (лужи). Скоро выйдут муравьи после зимней... (стужи).

•   Если с крыши потекло

    И сугробы ниже –

   Значит, солнце припекло,

   Убирайте..,(лыжи).

                            С. Маршак

Естъ особенные слоги,

Их запомнить надо строго:

Жи и ШИ

Лиши всегда с И.

                         Л. Шмидт

- Почему слоги ши вы «печатали»? Чему будем учиться на уроке? (Научимся писать букву Ш, ш, слова и предложения с этой буквой; писать слова с сочетаниями ши, жи.)

 III. Этап усвоения новых знаний.

 1. Работа с образцом заглавной буквы Ш.

 - Рассмотрите образец заглавной буквы Ш. Опишите направление движения руки при написании буквы Ш. (Буква Ш состоит из трех элементов. Заглавную букву Ш начинаем писать  чуть ниже середины вспомогательной строки.  Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней

линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.)

-  Запишите букву в воздухе; в тетради под счет «и-раз, и-два, и-три, и».

-  Самостоятельно обведите и допишите буквы и слова на 1-4-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь

учащимся.)

2. Слуховой диктант.

- Запишите первую букву слова. (Ира, Шура, Иванов, Шаров, Игорь, Шахова.)( Учащиеся объясняют, почему записывали заглавные буквы.)

Физкультминутка

Две кукушки, две болтушки

Повстречались на опушке,                      

Сели радом на суку

И кричат: «Ку-ку!.. Ку-ку!..»

Если хочешь - посчитай,

А не хочешь - вылетай.

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

3. Работа с образцом строчной буквы ш.

- Рассмотрите образец строчной буквы ш. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Опишите направление движения руки при написании строчной буквы ш. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается на середине рабочей строки.)

- Запишите букву под счет «раз-и, два-и, три-и». Самостоятельная   работа на 1-4-й строчках, (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

- Чем похожи и чем отличаются буквы ШиИ?

IV. Этап закрепления знаний

1.Работа со скороговоркой.

- Запишите и разучите скороговорку. Подчеркните в словах

букву ш.(Работа в парах по произнесению скороговорки, взаимооценка)

2. Письмо слов и предложений по образцу.

1) Прочитайте пару слов: ерш - ерши.

- Какое правило надо вспомнить при письме этих слов? Запишите слова. Подчеркните сочетание ши.

2) Прочитайте и запишите предложения по образцу.

3.Игра «Поиграем в буквы».

- Подберите гласные буквы так, чтобы получилось слово.

- Запишите полученные слова на строчках.

              

             а                          и

   Ж        и                  Ш      а

               ы                           у

               о                            ы

   Л                              Л

 

4.СКАЗКА ПРО БУКВЫ

    Буквы Ж и Ш были настоящими друзьями. Они, конечно, дружили и с остальными буквами алфавита, но между собой особенно, так как родились в один день, то есть были братьями-близнецами.

    Они всегда вместе отмечали свой день рождения, вот и на этот раз решили сделать так, как всегда.

     Братья пригласили на свой праздник всех друзей, то есть весь алфавит от А до Я. 

    Все буквы пришли с подарками, как же на день рождения и без подарка. Братья-близнецы получили от своих друзей всё, что  они любили больше всего: желтые шарики, железные гвозди, шёлковые шарфики, шерстяные шапочки и много чего другого. И только буква Ы не принесла ничего.

    Но братья-близнецы не обиделись, они считали, что совсем не важно, кто что принёс или совсем не принёс, важнее, что все пришли и поздравили их с праздником. Они угощали своих гостей жареной картошкой, пирожками, компотом из свежей черники, шоколадом.

Все гости ели с большим аппетитом, им всё это очень нравилось, И только буква Ы, уплетая за обе щеки жареную картошку, недовольно сказала:

- Ах, что это за еда: пирожки, шоколад. Я больше люблю сЫр, колбасЫ.

Ж и Ш немножко обиделись, но спорить не стали, потому что считали, что гостей обижать нельзя.

    После обеда все стали играть в шашки, шахматы и жмурки. Была очень весело. И только буква Ы отошла в сторонку, показывая всем своим видом, что ей скучно.

    Теперь братья обиделись по-настоящему, но промолчали, потому что были очень вежливыми.

    С тех самых пор буквы  и Ш не хотят становиться в словах перед буквой Ы. (По Л. Шмидт.)

5 .Пальчиковая гимнастика

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки,

Ну, а теперь, мы от земли отталкиваем тучки.

IV.Этап  применения знаний.

1)Подбор слов к моделям.

- Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются первым звуком.)

- Прочитайте слово к первой схеме. (Жил.)

-  Какой звук заменим? Над звуком [ж] колокольчик, а во второй схеме его нет. Каким звуком заменим [ж]? Назовите новое слово. Запишите его справа от схемы. (Жил - шил.)

Аналогичная работа со словами «жар» - «шар», «жаль» -«шаль».

2)Вписывание  в слова букв ж или ш.( Самостоятельная работа после обсуждения).

3) Дифференцированная работа.

 1.Деление слов на группы.

- Прочитайте слова, назовите буквы на следующих строчках. Определите задание. (Разделить слова на группы и записать: слова со звонким согласным [ж] рядом с буквой Ж, слова с глухим [ш] —рядом с буквой Ш.)

2.Списывание  слов и предложений письменными буквами с печатного образца.

 4)  -Впишите пропущенные буквы. Соотнесите предложения и картинки.

 5)  кроссворд( работа в группе).

V. Этап обобщения  и  систематизации знаний.

-С написанием каких букв познакомились сегодня на уроке?

-В чем особенность этой буквы?

-  Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Мориц и запомните слова с сочетаниям жи, ши.

Что такое вышина?

Тучи, ветер, тишина.

А за тучами гуляют

Солнце, звезды и луна.

VI.Этап  подведения  итога урока.

Устное оценивание активности и работы  учащихся.

VI.Рефлексия.

Просмотр собственной работы в прописи и самооценка с помощью квадратиков различных цветов:

желтый - отлично

зеленый- хорошо

красный – что-то не получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з»

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з» по системе учебников "Начальная школа XXI века"...

Открытый урок по русскому языку ( письмо) по теме: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш». 1 класс

Цель: создать условия для обучения учащихся умению писать  заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать ...

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»

Аннотация.В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и  строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую ...

Конспект урока письма «Письмо заглавной и строчной буквы Г, г» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать заглавную и строчную букву Г, г; формирование каллиграфического навыка; развитие фонематического слуха.Планируемые результаты:Предметные:знать: пр...

Конспект урока письма "Письмо заглавной и строчной буквы Д, д"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать заглавную и строчную букву Д, д; формирование каллиграфического навыка; формирование орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные:знат...