Сочинение «В осеннем саду». 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Задачи:
- Продолжить работу по формированию письменной речи учащихся, соблюдая композиционную последовательность;
- Совершенствовать умение строить повествование по началу текста, составлять план;
- Учиться дополнять повествование элементами описания;
- Развивать орфографическую зоркость при написании изученных орфограмм, способность выражать свои собственные мысли;
- Воспитывать уважение к старшим и желание им помогать.
Подготовительная работа: орфографическая тетрадь, дать подготовить сообщения о работе в саду нескольким ученикам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по началу «В осеннем саду». 3 класс
Задачи:
- Продолжить работу по формированию письменной речи учащихся, соблюдая композиционную последовательность;
- Совершенствовать умение строить повествование по началу текста, составлять план;
- Учиться дополнять повествование элементами описания;
- Развивать орфографическую зоркость при написании изученных орфограмм, способность выражать свои собственные мысли;
- Воспитывать уважение к старшим и желание им помогать.
Подготовительная работа: орфографическая тетрадь, дать подготовить сообщения о работе в саду нескольким ученикам
Оборудование: интерактивная доска, письмо на осеннем листочке, таблицы со словами, орфографическая тетрадь, пословицы на карточке, орфографические карточки
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами попадем в сад. Когда я шла в школу, мне на ладонь опустился вот этот листочек. Он не совсем обычный, на нем что-то написано. Давайте узнаем от кого это письмо.
Как мальчишка озорной,
в предвечерней просини
ветерок листок резной
прямо в руки бросил мне.
И, прикрыв моё окно,
Вежливо заметил:
- Вам от осени письмо
В золотом конверте.
- От кого это письмо? ( От осени)
- В какой мы попадем сад? ( Осенний)
2. Актуализация знаний
- Что осенью можно увидеть в саду?
( На интерактивной доске появляется ОСЕННИЙ САД, ассоциации с этим словосочетанием)
Фруктовые деревья : яблони, вишни, сливы Кустарники: смородина, малина
Созревшие плоды САД Разноцветные листья
Садовые дорожки
Цветы: розы, астры
- Осенью в саду очень красиво. На фруктовых деревьях созревают сочные плоды. Садовые дорожки покрыты разноцветным ковром из осенних листьев. Пышно цветут астры и розы.
2. Постановка цели и темы урока.
Е.Благинина ЯБЛОНЬКА
Расцветает яблонька
В молодом саду.
Я от этой яблоньки глаз не отведу!
Солнышко пригреет,
Дунут ветерки,
Опадут, осыплются
Наземь лепестки.
Станет наша яблонька
Проще и бедней,
А зато окажутся
Яблочки на ней.
И подарит яблонька
Людям за труды
Крупные, румяные,
Сладкие плоды.
- Чем красива яблонька осенью? - За какие труды она дарит свои плоды? - Сегодня мы будем писать сочинение - повествование с элементами описания по началу. - Как вы думаете, о чем будет наше сочинение? ( О яблоне, о саде)
3. Подготовительная работа перед написанием сочинения.
- Вспомните, из каких частей состоит сочинение?
( На интерактивной доске слайд с частями сочинения)
с. 145 упр. 473
Работа над началом.
- Дома вы выполняли это упражнение. Это будет началом нашего сочинения. Прочитайте, что у вас получилось после того, как вы раскрыли скобки.
Дети читают свои тексты:
Миша любил бывать в саду у дедушки. Дед угощал любимого внука вкусными яблоками, душистым мёдом. На верхушке большой яблони светилось яблоко. Мальчик не мог отвести глаз от огромного, белого , нежного яблока. Ему захотелось сорвать его. Но дедушка велел сначала поработать в саду.
- О чем говорится в первой части ? ( О внуке, который приехал к деду и увидел в саду огромное яблоко)
- Выберем только самое главное из этой части и запишем своими словами.
Вопросы:
- Когда происходят события? ( Осенью Миша любил бывать в саду у дедушки.)
- Чем дедушка угощал Мишу? ( Дед угощал его вкусными яблоками и душистым мёдом.)
- Каким было яблоко, которое увидел Миша? Где оно висело? ( На верхушке яблони Миша увидел огромное, белое, нежное яблоко)
- Что сказал дедушка внуку? ( Ему хотелось сорвать его. Но дед сказал, что нужно поработать в саду)
- Озаглавим начало нашего сочинения.
1. В яблоневом саду. (У дедушки в саду.)
Работа над основной частью.
- Прочитайте последнее предложение первой части.
- О чем пойдет речь в основной части? (О работе Миши в саду, описание осеннего сада)
- Озаглавьте её.
2. Мишина работа.
Работа в группах
- Давайте вспомним, как выглядит сад осенью. На что необходимо обратить внимание? ( На сам сад, листву, плоды)
- Подберите и запишите в таблицу имена прилагательные и глаголы к данным словам.
Имена прилагательные | Глаголы | |
Сад | Осенний бедный | Окрасился Осыпался усыпан |
Листья | Опавшие Золотистые Сухие разноцветные | Лежат Падают Покрывают желтеют |
Плоды | Душистые Золотистые Румяные Опавшие Сладкие срелые | Лежат грудами Висят Краснеют желтеют |
- Используя образные выражения, сравнения, эпитеты, которые у вас записаны в орфографических тетрадях, составьте устное описание осеннего сада.
Тихо осенью в саду.
Осенний сад окрасился красными и желтыми красками.
Земля ( садовые дорожки) усыпана ( покрыта) желтыми листьями ( пестрым ковром).
Ветви деревьев клонились от спелых плодов.
Грудами лежали в тени деревьев опавшие яблоки.
Среди листьев желтели( краснели) большие (золотистые) плоды.
- Какие виды работ проводят осенью в саду? (Ответы детей)
- Послушайте, что расскажут вам ребята.
Дополнительные сведения. ( Рассказывают заранее подготовленные ученики)
1. Осень всё больше входит в свои права. Вот и заморозки скорые обещают, значит нужно спешно заканчивать все работы в саду. В хорошую погоду нужно убрать опавшие листья. Собранные листья вывозят или сжигают, так как в них прячутся вредные насекомые. Если было мало дождей, обязательно нужно полить фруктовые деревья и кустарники, внести в почву удобрения.
2. Надо позаботиться о защите сада от мышей и зайцев. Для этого стволы деревьев обвязывают сеткой, чтобы грызуны не объедали кору деревьев.
Осенью наши сады украшают щедро увешанные плодами яблони, груши. Много плодов под тяжестью начинают опадать в траву. Необходимо вовремя собирать опавшие плоды, чтобы они не успели сгнить.
3. На зиму деревья белят. Побелка защищает дерево от мороза, от грызунов зимой, от вредных насекомых весной и летом. Почву вокруг деревьев необходимо перекопать.
Работы много, но ведь всем хочется, чтобы долгие зимние месяцы в саду было все хорошо.
- Какие виды работ выполняют в саду?
( На интерактивной доске появляются картинки с видами работ в саду осенью)
( Сгребают опавшие листья, поливают деревья, вносят в почву удобрения, обвязывают сеткой от грызунов, собирают плоды, белят деревья, перекапывают почву.)
- Какую посильную помощь Миша мог оказать дедушке? (Сгрести листья, побелить деревья, собрать опавшие плоды)
- Составьте устный рассказ, соединив описание сада и работу Миши в саду.
Примерные тексты второй части.
1. Миша огляделся вокруг. Ветви деревьев клонились от спелых плодов. В траве грудами лежали сочные яблоки. Садовые дорожки были покрыты разноцветными листьями, как лоскутным одеялом. И работа закипела. Миша собрал опавшие яблоки, чтобы они не успели сгнить. Сгреб жёлтые листья, спасая деревья от вредных насекомых. Перекопал землю и насыпал удобрение.
2. Сад окрасился в желтые и красные краски осени. Листья покрывали землю пёстрым ковром. Среди листвы деревьев и на земле краснеют и желтеют спелые плоды. Миша принялся за работу. В ящики он собрал опавшие плоды. Под деревьями сгреб желтые листья. Окопал вокруг деревьев землю. Побелил стволы деревьев, защищая их от морозов, грызунов, вредных насекомых.
Работа над концовкой
Работа в парах
- Что может произойти после того, как Миша всё сделал?
- Рассмотрите рисунок в учебнике и составьте концовку.
Миша помог дедушке и яблоня сама склонила свои ветви. Нежное яблоко оказалось в руках у Миши.
Под тяжестью веток яблоня склонилась и спелое яблоко оказалось в руках у Миши.
- Давайте озаглавим эту часть плана.
Выберите из предложенных пословиц ту, которая больше подходит по смыслу.
Кто не работает тот и не ест.
Какова работа такова и награда.
Всякая работа мастера хвалит.
3. Какова работа такова и награда.
- А как мы озаглавим наше сочинение?
Волшебная яблоня. Осень в саду. Работа в осеннем саду дедушки.
4. Орфографическая работа
У каждого ученика на парте лежит карточка с пропущенными орфограммами.
Карточка.
Ябл_ко Лист_я Д_рев_я Насекомые удобрение | _павшие ж_лтые з_л_тистые осе__ий разн_цветные | Скл_нила В_сят Ок_залось П_мог Вск_пал С_брал _грёб зак_пела _гнить поб_лил |
- Вставьте пропущенные орфограммы.
- В каких словах не смогли вставить?
- Какие приставки в словах : опавшие, помог, сгрёб?
- Какие слова нельзя проверить?
- Проверяем по интерактивной доске. (Яблоня с яблоками. На каждом яблоке непроверяемые слова)
5. Запись сочинений в тетрадь.
Образцы сочинений.
Осень в саду.
Осенью Миша любил бывать в саду у дедушки. Дед угощал его вкусными яблоками и душистым мёдом. На верхушке яблони Миша увидел огромное, белое, нежное яблоко. Ему хотелось сорвать его. Но дед сказал, что нужно поработать в саду.
Миша огляделся вокруг. Ветви деревьев клонились от спелых плодов. В траве грудами лежали сочные яблоки. Садовые дорожки были покрыты разноцветными листьями, как лоскутным одеялом. И работа закипела. Миша собрал опавшие яблоки, чтобы они не успели сгнить. Сгреб жёлтые листья, спасая деревья от вредных насекомых. Перекопал землю и насыпал удобрение.
Миша помог дедушке, и яблоня под тяжестью своих плодов, сама склонила ветви. Нежное яблоко оказалось в руках у Миши.
Волшебная яблоня.
Осенью Миша любил бывать в саду у дедушки. Дед угощал его вкусными яблоками и душистым мёдом. На верхушке яблони Миша увидел огромное, белое, нежное яблоко. Ему хотелось сорвать его. Но дед сказал, что нужно поработать в саду.
Сад окрасился в желтые и красные краски осени. Листья покрывали землю пёстрым ковром. Среди листьев деревьев и на земле краснеют и желтеют спелые плоды. Миша принялся за работу. В ящики он собрал опавшие плоды. Под деревьями сгреб желтые листья. Окопал вокруг деревьев землю. Побелил стволы деревьев, защищая их от морозов, грызунов, вредных насекомых.
Когда Миша закончил и подошел к яблоне, она сама склонила свои ветви. Он сорвал белое огромное яблоко, которое ему понравилось. Оно было сочным и вкусным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства "Дары осеннего сада" 1 класс
На этом уроке дети познакомятся с картинами русских художников. Познают красоту природы. Узнают о целебных свойствах овощей и фруктов. Научатся рисовать любимые овощи и фрукты....
СОЧИНЕНИЕ по картине В.Д. Поленова "Золотая осень", 3 класс
Презентация к уроку развития речи "Сочинение по картине В.Д. Поленова "Золотая осень", 3 класс, УМК "Школа России"...
Сочинение по картине "Золотая осень " 3 класс
в конце урока учащиеся могут написать сочинение, основанное на их впечатлении от произведения искусства....
Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Сочинение. Золотая осень" 4 класс Школа России
Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Сочинение. Золотая осень" 4 класс...
Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине В.Д Поленова "Золотая осень" 3 класс"
Цель: Формирование умения воспринимать художественные образы картины.Задачи:· познакомить с творчеством В.Д.Поленова·...
Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Опорный лист для написания сочинения....