Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Иванова Оксана Валерьевна

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий. Опорный лист для написания сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс

УМК «Школа России», В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий

Автор урока

учитель начальных классов

Государственного бюджетного образовательного учреждения

 гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия»

Иванова Оксана Валерьевна

Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип: урок  развития речи.

Цель урока: обучение написанию сочинения по картине.

Задачи:

  • учить отбирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине;
  • развивать умение видеть прекрасное в окружающем мире, в том числе чувствовать красоту слова;
  • совершенствовать умение составлять текст-описание по плану в соответствии с темой и главной мыслью;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать их устную и письменную речь;
  • развивать умение чувствовать основное настроение картины и находить точные слова для его выражения;
  • пробудить у учащихся желание выразить свое отношение к картине, обосновать его;
  • развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.

Планируемые результаты

Предметные:

 - отбор материала по теме сочинения;

- составление текста по плану;

-грамотная запись составленного текста.

Метапредметные:

- понимание и сохранение в памяти учебной задачи урока;

- рассматривание картины, анализирование деталей;

- составление плана работы;

- работа согласно составленному плану;

-составление монологического текста.

Личностные:

- восхищенное  бережное отношение к природе;

-осознание чувства прекрасного при общении с искусством;

- проявление интереса к русскому языку;

- осознание богатства русского языка, его величия и многогранности;

-осуществление самоконтроля, самооценки.

Технологии: обучение в сотрудничестве, применение ИКТ.

Приемы: индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.

Межпредметные связи: литературное чтение, тема «Чудесный мир классики А.С. Пушкин», музыка.

Ресурсы урока: учебник, рабочая программа, Приложение 1 (опорный лист), Приложение 2 (презентация к уроку), Приложение 3 (рассказ о художнике И.И.Левитане), музыкальный фрагмент П.И.Чайковский  «Времена года. Октябрь».

Ход урока

                                      Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

УУД

Мотивация познавательной деятельности

  • Приветствует учащихся.

  • Просит проверить и оценить свою готовность к уроку.

  • Предлагает прослушать музыкальный фрагмент П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

  • Предлагает поделиться впечатлениями, ответить на вопрос: «Какая картина рисуется в воображении при прослушивании музыки?»

  • Предлагает вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

  • Предлагает в учебнике найти репродукцию, которая соответствует теме обсуждения.

  • Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
  • Проверяют и оценивают свою готовность к уроку.

  • Слушают

  • Делятся впечатлениями, приходят к заключению, что музыка помогла нарисовать картины осени.

  • Читают наизусть стихотворение.

  • Находят репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Регулятивные.

Личностные

Метапредметные

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Постановка учебных задач

  • Организует ситуацию формулирования темы и задач урока.

  • Предлагает назвать тип и стиль текста данной работы.

  • Предлагает  определить план  дальнейшей работы над сочинением.

  • Определяют тему урока – работа над сочинением по картине.
  • Выясняют, что это не новый вид деятельности (работа над сочинением проводится систематически).
  • Делают вывод о задачах урока:

- определяют и доказывают, что сочинение по картине  - это текст-описание;

- определяют стиль текста (художественный);

- определяют признаки данного стиля.

  • Определяют план дальнейшей работы на уроке:
  • рассмотреть репродукцию;
  •  составить план сочинения;
  •  заполнить опорный лист, который предложен учащимся для подготовки к сочинению (заполнение опорного листа проводится систематически, при подготовке к каждому сочинению);

Приложение 1

  • -составлять  текст сочинения по абзацам;
  • -записать текст сочинения.

Метапредметные

Регулятивные

Предметные

Регулятивные

Организация познавательной деятельности

  • Предоставляет информацию о художнике. Приложение 2. (Слайды 1-9)

  • Организует работу над составлением плана сочинения.
  • Организует работу по содержанию первой части текста.  

- Спрашивает, как лучше начать сочинение.

- Предлагает определить, на что надо обратить внимание в первой части сочинения.

  • Слушают рассказ о И.И. Левитане Приложение 3.
  • Просматривают

 слайды 1-9. Приложение 2

  • Составляют план сочинения. Слайд 10

  • Заполняют в опорном листе  первый пункт плана (пейзажист, мастер пейзажа, великий русский художник).

Слайд 11. Приложение 2

-Передо мной картина известного русского художника И.И. Левитина «Золотая осень».

-Осень – волшебная пора.

- И.И.Левитан – пейзажист; многие картины художник посвятил изменению природы осенью; картина «Золотая осень» наполнена осенними красками.

Предметные

  • Физкультминутка
  • Учащиеся читают стихи и выполняют движения.

Мы  немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

А потом наоборот.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали

           И большими разом стали.

Регулятивные

  • Работа над второй частью текста сочинения.

- Предлагает рассмотреть репродукцию.

- Ответить на вопросы, заполнить опорный лист.

  • Что изобразил художник на картине?

  • Перечислите все, что вы видите на картине?
  • Что в картине на ваш взгляд является главным?

  • Опишите березы.

  • Как перейти к описанию реки?
  • Подберите слова и словосочетания для описания реки.

  • Что придает картине легкость, свежесть?
  • Как перейти к описанию неба?
  • Подберите слова и словосочетания для описания неба.
  • Что изображено на заднем плане?
  • Как вы думаете, почему художник изобразил деревню так далеко, в глубине картины?

  • Работа над третьей частью сочинения.

- Предлагает учащимся «погрузиться» в картину, ответить на вопросы:

  • Что можно почувствовать, услышать, ощутить?

  • Что захотелось бы вам сделать, окажись вы осенью в этом уголке русской природы?
  • Проводит семантико-орфографическую работу.

- «Подберите синонимы».  Слайд 19. Приложение 2

Слова: художник, картина, изобразил.

 - «Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы». Слайд 20. Приложение 2

Слова: тиш..на, грус..ный, з..л..тая, чу..ство, кр..сота, радос..ное, ле..кие, тра..ка, пр..хладный, т..чение, г..р..зонт, р..зн..цветная.

 - «Определи часть речи». Слайд 21. Приложение 2

Слова: сияет, блестит, роща, играет, оранжевый, сверкает, поляна, ощущается, багряная, сероватый

 - «Распространи предложения, используя художественный стиль речи». Слайд 22. Приложение 2

Пришла осень.

Течет река.

Синеет небо.

Падают листья. 

  • Создает условия для самостоятельной индивидуальной работы – записать текст сочинения.

  • Отвечают на вопросы, дополняют свои записи в опорном листе, составляют предложения.
  • Тихий осенний день (солнечный, дивный, чудесный).

Слайд 12. Приложение 2

  • Деревья, река, небо, деревня…
  • На переднем плане березовая рощица…
  • Белоствольные, в ярком осеннем наряде, как будто водят хоровод.

Слайд 13. Приложение 2

  • Рядом с деревьями протекает…
  • Тихая, спокойная, тёмная, холодная, извилистая, с медленным течением…

Слайд 14. Приложение 2

Небо. Слайд 15. Приложение 2

  • В реке отражается…
  • Чистое, с легкими облаками…

  • Поля, деревня…
  • …чтобы ничто не нарушало тишину и спокойствие пейзажа. Слайд 16. Приложение 2
  • Отвечают на вопросы, дополняют записи в опорном листе. 

Слайд 17. Приложение 2

Слайд 18. Приложение 2

  • …прохладу осеннего воздуха, шорох листьев, запах прелой листвы…
  • …полежать на ковре из опавших листьев, потрогать холодную воду…
  • Выполняют задания.

- «Подбери синонимы». - Слайд 19.

Художник – пейзажист, мастер, живописец

Картина - полотно, произведение

Изобразил – создал, написал

- «Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы». Слайд 20. Приложение 2

Тишина, грустный, золотая, чувство, красота, радостное, легкие, травка, прохладный, течение, горизонт, разноцветная.

- «Определи часть речи». 

Слайд 21. Приложение 2

Распределяют слова по частям речи и записывают в опорный лист.

- «Распространите предложения, используя художественный стиль речи»

Слайд 22. Приложение 2

  • Записывают в тетрадь.

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Рефлексия деятельности.  Итог занятия.

  • По окончании работы предлагает определить:
  1. удалось ли понятно описать содержание картины;
  2. удалось ли передать чувства, вызываемые пейзажем;
  3. грамотно ли записан текст.
  • Предлагает

- поделиться впечатлением о выполненной работе,

 - определить, какие возникли трудности,

-ответить на вопрос: «Что надо делать, чтобы преодолеть трудности?»

  • Предлагает домашнее задание «Подготовьтесь провести  экскурсию «Знакомство с картиной И.И Левитана»
  • Проводят самопроверку по данным критериям.

  • Обмениваются впечатлениями.

  • Комментируют выполнение (можно рассмотреть другие осенние пейзажи И.И. Левитана)

Личностные, коммуникативные

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания (работа над ошибками)



Предварительный просмотр:

Приложение 1                                               Опорный лист

Сочинение по картине  И.И. Левитана «Золотая осень»

План

1.Художник и его лирический пейзаж.

«Осень. Октябрь», «Осень. Туман», «Осенний пейзаж»,_____________________________________

2. Уголок русской природы осенним днём.

День______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деревья________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речка_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воздух, небо__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

На заднем плане\ в глубине картины____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Мои чувства и отношение к картине.

___________________________________________________________________________________

Можно_____________________________________________________________________________

Хотелось бы_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Опорные слова

Художник____________________________________________________________________________

Картина_____________________________________________________________________________

Изобразил____________________________________________________________________________

Существительные____________________________________________________________________

Глаголы______________________________________________________________________________

Прилагательные______________________________________________________________________

Вдали, справа, слева, сквозь, потому что_________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.А. Лазаревой.Программа 1- 4.Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана « Золотая осень».Тип урока: урок – творческая мастер...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Цели урока:развивать умение составлять связный текст, развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, учить составлять план и устанавливать  последовательность действий, ...

Карточка-сопровождение к уроку развития речи "Сочинение по картине И.С. Остроухова "Золотая осень"

Данная карточка поможет второклассникам сотавить предложения по картине....

Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс

Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...

3 класс_Русский язык_Сочинение по картине_Т.И.Хруцкий "Цветы и плоды"_УМК Школа России_В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

3 класс_Русский язык_Сочинение по картине_Т.И.Хруцкий "Цветы и плоды"_УМК Школа России_В.П. Канакина, В.Г. Горецкий /презентация с планом и опорным вопросником/...