Сочинение по картине "Золотая осень " 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
в конце урока учащиеся могут написать сочинение, основанное на их впечатлении от произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_zhivopisi.docx | 507.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Сочинение по живописи»
Класс: 3 (сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Цель: в конце урока учащиеся могут написать сочинение, основанное на их впечатлении от произведения искусства.
Задачи: формирование следующих УУД
Личностные УУД: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу (передать впечатление от произведения искусства в письменной речи); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные УУД: формирование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить связные рассуждения об объекте описания;
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; строить монологическое и диалогическое высказывание.
Ход урока:
Этапы урока | УУД |
У: Опишите, что вы наблюдали в природе по дороге в школу, какие особенности вы заметили? (обсуждение примет осени) -А как можно другим передать свое впечатление от увиденного, или сохранить это впечатление на долгое время? (написать об этом сочинение, нарисовать то, что увидел, сфотографировать, сочинить музыкальное произведение…) -Действительно, есть много способов передать свое настроение от увиденного. Самое главное – передать именно то, что хочешь, чтобы по словам, по музыке, по цветовому соотношению все поняли твое настроение, твои чувства. Я предлагаю вам послушать музыку П.И.Чайковского и подумать, какое настроение он хотел запечатлеть, какую осень увидел он. (музыкальный альбом П. И. Чайковского "Времена года" – «Осень») -Какую осень вы представили? Что хотел передать композитор свои слушателям? Какое настроение? (коллективное обсуждение) -Какие художники передавали красоту осени в своих полотнах? (ответы детей) -Как называются картины, на которых изображена живая природа? (пейзаж) -Я предлагаю посмотреть репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень» -Такая ли это осень, которую описывает П.И.Чайковский? 2. Обсуждение содержания будущего текста - Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». а) Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж? б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа "Золотая осень"? в) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду? г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине. д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие? Дети: (На заднем плане мы видим домики, т.к. предметы вдали кажутся дальше, меньше. Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть всю красотуприроды) е) Вывод - обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель). - Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Однако очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине "Золотая осень" завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня. Послушайте, как об этом художнике пишет писатель К.Паустовский: Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю". -Давайте запишем на доску те слова из этого высказывания, наиболее точно передающие ваше впечатление о картины: (дети предлагают, учитель записывает слова и словосочетания) 3.Обсуждение структуры сочинения -Давайте составим план, о чем мы будем писать в нашем сочинении? (совместное составление тезисного плана) 1. Какое время года изображено на картине? 2.Какое настроение хотел передать художник? 3.Что вы видите на переднем плане? Вдали? 4.Какие цвета преобладают в пейзаже? 5.Что вам особенно нравится в полотне Левитана? 4. Обсуждение языкового материала -1) Давайте попробуем ответить на вопросы, составляя предложения, которые можно использовать в сочинении: -Почему это осень? -Какими существительными и прилагательными мы можем передать свое настроение, чувства? (радость золотой осени, восхищение красотой природы, грусть по уходящему лету, любование яркостью красок…) 2) –Какие глаголы мы можем использовать в описании? (березки стоят, облака плывут, наклоняются от ветра, течет река…) а) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция). б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый). 3)Предупреждение речевых ошибок: -Найдите неточно употребленное слово и замените его: А)- Солнечные лучи ярко греют/освещают природу. - Молодые березы сплошь накрыты/покрыты золотистой листвой. Б) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху. 5. Самостоятельная письменная работа учащихся 6. Самопроверка (дома) (по памятке): 1. как составлены предложения, не нужно ли переставить местами слова, чтобы усилить свою мысль 2. как соблюдена последовательность описания, не нарушены ли причинно-следственные связи (с чего надо начать, как продолжить, что должно быть дальше…) 3. правильно ил текст разделен на абзацы 4. нет ли лишней информации, которая не связана с темой текста | Коммуникат. Личностные Коммуникат. Познават. Личностн. Познават. Коммуникат.+Личн. Регулятивн. Познават. Регулятивн. |
Вариант сочинения:
Передо мной картина И.И.Левитана. На ней изображена осень. Деревья постепенно одеваются в золотой наряд, трава меняет свой цвет. Но это еще не поздняя осень: еще не все листья успели стать золотыми, еще не вся трава пожухла, небо еще не стало серым и низким.
Поэтому художник любуются непередаваемой красотой русской осени: тишиной полей, ясностью неба, яркостью солнца. И.Левитан изобразил на полотне радостную осень: яркую, бодрящую. Но все-таки осень приходит на смену лету, поэтому художник подчеркивает тишину, небольшую грусть прощания с теплыми деньками.
На переднем плане живописец изобразил золотые березки, которые дружно стоят на берегу тихой и глубокой реки. Здесь я могу рассмотреть каждый листок, травинку, маленький цветок или кустик у реки. Далеко, за рекой видны маленькие дома, которые не могут нарушить тишину осенней природы.
Пейзаж насыщен желтыми, яркими, сочными красками. На этом фоне золотых березок особенно ярко выделяется бледно-голубое небо и синяя река.
Мне понравилось в картине И.Левитана настроение осени. Осень здесь теплая и тихая. Природа словно отдыхает перед долгой зимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе» 3 класс
ЗАДАЧИ УРОКА 1.Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности.2.Учить писать грамотно и употреблять слова правильно,развивать речь, обогащать словарный запас...
Обучающее сочинение по картине. 4 класс
Презентация разработана для учащихся 4 класса. Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова "Алёнушка".Цели: Формировать умения строить описание человека (персонажа)Формировать умения использовать пр...
Урок развития речи.Написание сочинения - миниатюры "Ландыш" (3 класс)
Сочинение на уроках русского языка Сочинения занимают особое место в школе. Сочинение – творческая рабо...
Сочинение по картине "Осень наступила"
Цели данной работы:проверить знания детей по теме "Текст";учить сотавлять текст-повествование по опорным словам;повторить пройденные правила;развивать устную и письменную речь; познавательный интерес....
Сочинение-миниатюра "Моя осень".
Развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты. Обогатить словарный запас детей (подбор синонимов, образных выражений, приметы). Научить ребёнка овладеть навыками пост...
Тема: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница»
Цели: Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания. Развивать способности точного употребления слов в ус...
Урок письма и развития речи в 5-ом классе Тема: «Сочинение на тему «Осень».
Урок развивает устную речь, умение записывать связанные предложения....