Современное общение детей по средствам письменной речи.
статья по русскому языку (2 класс) на тему
По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни.
Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogochislennye_issledovaniya.docx | 17.27 КБ |
mnogochislennye_issledovaniya.docx | 17.27 КБ |
mnogochislennye_issledovaniya.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное общение детей по средства письменной речи.
Многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии показали, что учить младших школьников правописанию сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем что, дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой правил. Помочь школьникам усвоить закономерность и целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма.
Письмо, являясь видом речи, помогает человеку выражать свои мысли. Поэтому необходимо, чтобы общение, между пишущим и читающим было наиболее точным. Устная речь украшена интонацией, паузами , жестами, мимикой, а в письменной речи решению этой задачи помогает орфография.
Я считаю, что уже в начальной школе необходимо добиваться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли, Показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления речи. В этой работе могут помочь те орфографические правила, которые имеют значение для общения. Это могут быть правописание большой буквы.
Стараясь показать коммуникативную значимость орфограмм я подбирала упражнения, которые имели бы элемент занимательности, использование жизненных ситуаций способствуют повышению уровня познавательной активности .
На примере написания заглавной буквы в именах собственных.
Предлагаю ученикам поиграть в игру «Почта».
Вниманию детей предлагается почтовый конверт с адресом, написанным без заглавной буквы.
Куда орел,
зеленая ,5
Кому зайцевой соне
Предлагаю детям выяснить, что есть название птицы орел, но с таким же названием есть и город, Орел, название улицы Зеленая, т.к.много деревьев, а Зайцева Соня –это фамилия и имя девочки.
-Автор письма не знает, какие слова нужно писать с заглавной буквы. Поможем отправителю правильно указать адрес, чтобы письмо, все- таки дошло до адресата.
-Смотрите, Незнайка написал письмо и разрешил нам почитать его.
На доске текст:
«Здравствуй, соня!»
Как у тебя дела? Я живу весело. Очень хочу с тобой дружить. У меня есть шарик! Твой незнайка»
Дети объясняют, что Незнайка- это имя мультипликационного персонажа, а не человек, который ничего не знает, пишет письмо девочки, которая любит спать.
- Что сообщает Незнайка Соне? Купил ли он воздушный шар или у него появился щенок по кличке Шарик.
Мальчик не знает правило.
-Как же разобраться?
-Смотрите, мы не все прочитали
« Шарик звонко лает»
Значит, речь идет о щенке.
Ребята повторяют правило и записывают в тетрадях словосочетания: город Орел, улица Зеленая, девочка Зайцева Соня, мальчик Незнайка, щенок Шарик.
- Для чего нужно знать правило написания имен собственных?
-Наша письменная речь должна быть правильной и понятной.
Еще можно предложить такое задание:
У сестренки М/м аргаритки подружка Р/р оза. Подружки решили собрать букет цветов. В саду М/м аргаритка сорвала Р/розу, а Р/ роза – красивую Л/л илию. Пришел братик В/в асилек и принес с поля В/василек.
На примере правописания безударной гласной в корнеслова.
Закрепляя правило написания безударной гласной в корне слова, сообщаю детям, что правильное использование этого правила необходимо для понимания высказывания.
Задание преподносится в виде игровой ситуации;
-Ребята, давайте поможем двум товарищам помириться.
Дело в том, что Петя пришел в гости к Мише. Но его не оказалось дома. Тогда он написал ему записку:
«Петя, выходи вечером играть с мечом.»
Записка заранее написана на доске.
Вечером Миша пришел к Пете. У него в руках был игрушечный меч.
Петя возмутился:.
«Причем здесь меч?! Мы же будем играть в футбол.»
«Ты же сам велел прийти с мечом»- рассердился Миша.
-Давайте поможем помириться друзьям.
Задавая вопросы:
-Почему получилась путаница? Кто неправильно написал или неправильно понял.
Дети выясняют, что случилось недоразумение потому, что Петя не умеет пользоваться правилом. Прежде чем что-то написать ,нужно подумать. Ведь неправильно написанная буква меняет весь смысл выражения.
Петя написал « с мечом» подразумевая мяч- резиновый предмет для игры в футбол, а буква «е» сыграла роковую ролю. « Приходи с мячом ( мяч -проверочное слово).
Следующее задание.
Предлагаю детям записать два варианта предложения :
Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку леса.
ИЛИ
Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку лисы.
Затем проверяем и выясняем, что увидели за окном поезда ученики, записавшие первый вариант, и записавшие второй вариант.
Вывод: знание правила написания безударной гласной в корне слова также важно, для точной, понятной и правильной письменной речи.
Задания с применением правила написания звонких и глухих согласных в корне слова.
В процессе закрепления правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова предлагаю выяснить, нужно ли соблюдать это правило при написании.
-Ребята, перед вами отрывок сочинения одного ученика, который рассказывает о своем летнем отдыхе:
« Летом я отдыхал у бабушки в деревне. Там есть прут. Мы с ребятами сделали плод и спустили его в прут.»
-Понятно ли вам о чем рассказал мальчик?
Как бы вы написали это сочинение.
Разбирает слова с ошибками и дети записывают их в тетрадь, подбирая проверочные слова.
Мы выяснили, что и это правило необходимо применять при письме , для того чтобы точно выражать свои мысли.
По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни.
Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.
Предварительный просмотр:
Современное общение детей по средства письменной речи.
Многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии показали, что учить младших школьников правописанию сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем что, дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой правил. Помочь школьникам усвоить закономерность и целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма.
Письмо, являясь видом речи, помогает человеку выражать свои мысли. Поэтому необходимо, чтобы общение, между пишущим и читающим было наиболее точным. Устная речь украшена интонацией, паузами , жестами, мимикой, а в письменной речи решению этой задачи помогает орфография.
Я считаю, что уже в начальной школе необходимо добиваться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли, Показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления речи. В этой работе могут помочь те орфографические правила, которые имеют значение для общения. Это могут быть правописание большой буквы.
Стараясь показать коммуникативную значимость орфограмм я подбирала упражнения, которые имели бы элемент занимательности, использование жизненных ситуаций способствуют повышению уровня познавательной активности .
На примере написания заглавной буквы в именах собственных.
Предлагаю ученикам поиграть в игру «Почта».
Вниманию детей предлагается почтовый конверт с адресом, написанным без заглавной буквы.
Куда орел,
зеленая ,5
Кому зайцевой соне
Предлагаю детям выяснить, что есть название птицы орел, но с таким же названием есть и город, Орел, название улицы Зеленая, т.к.много деревьев, а Зайцева Соня –это фамилия и имя девочки.
-Автор письма не знает, какие слова нужно писать с заглавной буквы. Поможем отправителю правильно указать адрес, чтобы письмо, все- таки дошло до адресата.
-Смотрите, Незнайка написал письмо и разрешил нам почитать его.
На доске текст:
«Здравствуй, соня!»
Как у тебя дела? Я живу весело. Очень хочу с тобой дружить. У меня есть шарик! Твой незнайка»
Дети объясняют, что Незнайка- это имя мультипликационного персонажа, а не человек, который ничего не знает, пишет письмо девочки, которая любит спать.
- Что сообщает Незнайка Соне? Купил ли он воздушный шар или у него появился щенок по кличке Шарик.
Мальчик не знает правило.
-Как же разобраться?
-Смотрите, мы не все прочитали
« Шарик звонко лает»
Значит, речь идет о щенке.
Ребята повторяют правило и записывают в тетрадях словосочетания: город Орел, улица Зеленая, девочка Зайцева Соня, мальчик Незнайка, щенок Шарик.
- Для чего нужно знать правило написания имен собственных?
-Наша письменная речь должна быть правильной и понятной.
Еще можно предложить такое задание:
У сестренки М/м аргаритки подружка Р/р оза. Подружки решили собрать букет цветов. В саду М/м аргаритка сорвала Р/розу, а Р/ роза – красивую Л/л илию. Пришел братик В/в асилек и принес с поля В/василек.
На примере правописания безударной гласной в корнеслова.
Закрепляя правило написания безударной гласной в корне слова, сообщаю детям, что правильное использование этого правила необходимо для понимания высказывания.
Задание преподносится в виде игровой ситуации;
-Ребята, давайте поможем двум товарищам помириться.
Дело в том, что Петя пришел в гости к Мише. Но его не оказалось дома. Тогда он написал ему записку:
«Петя, выходи вечером играть с мечом.»
Записка заранее написана на доске.
Вечером Миша пришел к Пете. У него в руках был игрушечный меч.
Петя возмутился:.
«Причем здесь меч?! Мы же будем играть в футбол.»
«Ты же сам велел прийти с мечом»- рассердился Миша.
-Давайте поможем помириться друзьям.
Задавая вопросы:
-Почему получилась путаница? Кто неправильно написал или неправильно понял.
Дети выясняют, что случилось недоразумение потому, что Петя не умеет пользоваться правилом. Прежде чем что-то написать ,нужно подумать. Ведь неправильно написанная буква меняет весь смысл выражения.
Петя написал « с мечом» подразумевая мяч- резиновый предмет для игры в футбол, а буква «е» сыграла роковую ролю. « Приходи с мячом ( мяч -проверочное слово).
Следующее задание.
Предлагаю детям записать два варианта предложения :
Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку леса.
ИЛИ
Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку лисы.
Затем проверяем и выясняем, что увидели за окном поезда ученики, записавшие первый вариант, и записавшие второй вариант.
Вывод: знание правила написания безударной гласной в корне слова также важно, для точной, понятной и правильной письменной речи.
Задания с применением правила написания звонких и глухих согласных в корне слова.
В процессе закрепления правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова предлагаю выяснить, нужно ли соблюдать это правило при написании.
-Ребята, перед вами отрывок сочинения одного ученика, который рассказывает о своем летнем отдыхе:
« Летом я отдыхал у бабушки в деревне. Там есть прут. Мы с ребятами сделали плод и спустили его в прут.»
-Понятно ли вам о чем рассказал мальчик?
Как бы вы написали это сочинение.
Разбирает слова с ошибками и дети записывают их в тетрадь, подбирая проверочные слова.
Мы выяснили, что и это правило необходимо применять при письме , для того чтобы точно выражать свои мысли.
По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни.
Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.
Предварительный просмотр:
Современное общение детей по средства письменной речи.
Многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии показали, что учить младших школьников правописанию сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем что, дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой правил. Помочь школьникам усвоить закономерность и целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма.
Письмо, являясь видом речи, помогает человеку выражать свои мысли. Поэтому необходимо, чтобы общение, между пишущим и читающим было наиболее точным. Устная речь украшена интонацией, паузами , жестами, мимикой, а в письменной речи решению этой задачи помогает орфография.
Я считаю, что уже в начальной школе необходимо добиваться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли, Показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления речи. В этой работе могут помочь те орфографические правила, которые имеют значение для общения. Это могут быть правописание большой буквы.
Стараясь показать коммуникативную значимость орфограмм я подбирала упражнения, которые имели бы элемент занимательности, использование жизненных ситуаций способствуют повышению уровня познавательной активности .
На примере написания заглавной буквы в именах собственных.
Предлагаю ученикам поиграть в игру «Почта».
Вниманию детей предлагается почтовый конверт с адресом, написанным без заглавной буквы.
Куда орел,
зеленая ,5
Кому зайцевой соне
Предлагаю детям выяснить, что есть название птицы орел, но с таким же названием есть и город, Орел, название улицы Зеленая, т.к.много деревьев, а Зайцева Соня –это фамилия и имя девочки.
-Автор письма не знает, какие слова нужно писать с заглавной буквы. Поможем отправителю правильно указать адрес, чтобы письмо, все- таки дошло до адресата.
-Смотрите, Незнайка написал письмо и разрешил нам почитать его.
На доске текст:
«Здравствуй, соня!»
Как у тебя дела? Я живу весело. Очень хочу с тобой дружить. У меня есть шарик! Твой незнайка»
Дети объясняют, что Незнайка- это имя мультипликационного персонажа, а не человек, который ничего не знает, пишет письмо девочки, которая любит спать.
- Что сообщает Незнайка Соне? Купил ли он воздушный шар или у него появился щенок по кличке Шарик.
Мальчик не знает правило.
-Как же разобраться?
-Смотрите, мы не все прочитали
« Шарик звонко лает»
Значит, речь идет о щенке.
Ребята повторяют правило и записывают в тетрадях словосочетания: город Орел, улица Зеленая, девочка Зайцева Соня, мальчик Незнайка, щенок Шарик.
- Для чего нужно знать правило написания имен собственных?
-Наша письменная речь должна быть правильной и понятной.
Еще можно предложить такое задание:
У сестренки М/м аргаритки подружка Р/р оза. Подружки решили собрать букет цветов. В саду М/м аргаритка сорвала Р/розу, а Р/ роза – красивую Л/л илию. Пришел братик В/в асилек и принес с поля В/василек.
На примере правописания безударной гласной в корнеслова.
Закрепляя правило написания безударной гласной в корне слова, сообщаю детям, что правильное использование этого правила необходимо для понимания высказывания.
Задание преподносится в виде игровой ситуации;
-Ребята, давайте поможем двум товарищам помириться.
Дело в том, что Петя пришел в гости к Мише. Но его не оказалось дома. Тогда он написал ему записку:
«Петя, выходи вечером играть с мечом.»
Записка заранее написана на доске.
Вечером Миша пришел к Пете. У него в руках был игрушечный меч.
Петя возмутился:.
«Причем здесь меч?! Мы же будем играть в футбол.»
«Ты же сам велел прийти с мечом»- рассердился Миша.
-Давайте поможем помириться друзьям.
Задавая вопросы:
-Почему получилась путаница? Кто неправильно написал или неправильно понял.
Дети выясняют, что случилось недоразумение потому, что Петя не умеет пользоваться правилом. Прежде чем что-то написать ,нужно подумать. Ведь неправильно написанная буква меняет весь смысл выражения.
Петя написал « с мечом» подразумевая мяч- резиновый предмет для игры в футбол, а буква «е» сыграла роковую ролю. « Приходи с мячом ( мяч -проверочное слово).
Следующее задание.
Предлагаю детям записать два варианта предложения :
Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку леса.
ИЛИ
Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку лисы.
Затем проверяем и выясняем, что увидели за окном поезда ученики, записавшие первый вариант, и записавшие второй вариант.
Вывод: знание правила написания безударной гласной в корне слова также важно, для точной, понятной и правильной письменной речи.
Задания с применением правила написания звонких и глухих согласных в корне слова.
В процессе закрепления правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова предлагаю выяснить, нужно ли соблюдать это правило при написании.
-Ребята, перед вами отрывок сочинения одного ученика, который рассказывает о своем летнем отдыхе:
« Летом я отдыхал у бабушки в деревне. Там есть прут. Мы с ребятами сделали плод и спустили его в прут.»
-Понятно ли вам о чем рассказал мальчик?
Как бы вы написали это сочинение.
Разбирает слова с ошибками и дети записывают их в тетрадь, подбирая проверочные слова.
Мы выяснили, что и это правило необходимо применять при письме , для того чтобы точно выражать свои мысли.
По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни.
Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для детей с нарушениями письменной речи для самостоятельного выполнения на уроке и дома
В каждой группе по исправлению нарушений письма есть ученики, успевающие выполнить задания логопеда быстрее остальных. Чтобы эти дети не скучали во время логопедического занят...
О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку
О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку...
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Изучение современного состояния проблемы профилактики дислексии и дисграфии в логопедической литературе позволило нам сделать предположение о том, что необходимо проведение целенаправленной, планомерн...
Преодоление специфических трудностей у детей с нарушениями письменной речи (практический материал)
Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения, как в её теоретическом освещении, так и в пр...
АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
В стьтье рассматриваются приёмы развития пространственных представлений у детей на логопедических занятиях....
Современные подходы в диагностике нарушений письменной речи.
Нарушения письменной речи:Нарушения чтения (алексия ( невозможность, полный распад); дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся оши...
Современные подходы в диагностике нарушений письменной речи.
Нарушения письменной речи:Нарушения чтения (алексия ( невозможность, полный распад); дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся оши...