Современное общение детей по средствам письменной речи.
статья по русскому языку (2 класс) на тему

 

    По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни.

Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил  их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Современное общение детей  по средства письменной речи.

    Многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии показали, что учить младших школьников правописанию сложно. Связано это  и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем что,  дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить  логики правописания, и воспринимают  орфографию как набор  разрозненных, не связанных между собой правил. Помочь школьникам усвоить закономерность  и целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма.

 Письмо, являясь видом речи,  помогает человеку выражать свои мысли. Поэтому необходимо, чтобы общение, между пишущим и читающим было наиболее точным. Устная речь украшена интонацией, паузами , жестами, мимикой, а в письменной речи решению этой задачи помогает орфография.

 Я считаю,  что уже в начальной школе  необходимо добиваться от ученика понимания роли правописания  как средства передачи мысли, Показать  ему значение орфографических правил для наиболее точного  оформления речи.  В этой работе могут помочь  те орфографические правила, которые имеют значение для общения. Это могут быть  правописание большой буквы.

Стараясь показать коммуникативную значимость орфограмм я подбирала упражнения, которые имели бы элемент занимательности, использование жизненных ситуаций  способствуют повышению уровня познавательной активности .

  На примере написания заглавной буквы в именах собственных.

Предлагаю  ученикам поиграть в игру «Почта».        

   Вниманию детей предлагается почтовый конверт с адресом, написанным без заглавной буквы.

 Куда                          орел,

                                   зеленая ,5        

Кому                           зайцевой соне        

 Предлагаю детям выяснить, что есть название птицы орел, но с таким же названием есть и город, Орел, название улицы Зеленая, т.к.много деревьев, а Зайцева Соня –это фамилия и имя девочки.

 -Автор письма не знает, какие слова нужно писать с заглавной буквы. Поможем отправителю  правильно указать адрес, чтобы письмо, все- таки дошло до адресата.

  -Смотрите,  Незнайка написал письмо и разрешил нам почитать его.

На доске текст:

«Здравствуй, соня!»

Как у тебя дела? Я живу весело. Очень хочу с тобой дружить. У меня есть шарик! Твой  незнайка»

Дети объясняют, что Незнайка- это имя мультипликационного персонажа, а  не человек, который ничего не знает,  пишет письмо девочки, которая любит спать.

- Что сообщает Незнайка Соне? Купил ли он воздушный шар или у него появился щенок по кличке Шарик.

Мальчик не знает правило.

-Как же разобраться?

-Смотрите, мы не все прочитали

« Шарик звонко лает»

Значит, речь идет о щенке.

Ребята повторяют правило и записывают  в тетрадях словосочетания: город Орел, улица Зеленая, девочка Зайцева Соня, мальчик Незнайка, щенок Шарик.

- Для чего нужно знать правило написания имен собственных?

-Наша письменная речь должна быть правильной и понятной.

  Еще можно предложить такое задание:

     У  сестренки М/м аргаритки подружка Р/р оза. Подружки решили  собрать букет цветов. В саду М/м аргаритка сорвала  Р/розу, а  Р/ роза – красивую Л/л илию. Пришел братик В/в асилек и  принес с поля В/василек.

На примере правописания безударной гласной в корнеслова.

        

Закрепляя правило написания безударной гласной в корне слова, сообщаю детям, что правильное использование этого правила необходимо для понимания высказывания.

Задание преподносится в виде игровой ситуации;

-Ребята, давайте поможем двум товарищам помириться.

Дело в том, что Петя  пришел в гости к Мише. Но его не оказалось дома. Тогда он написал ему записку:

«Петя, выходи вечером играть с мечом.»

Записка заранее написана на доске.

Вечером Миша пришел к Пете. У него в руках был игрушечный меч.

   Петя возмутился:.

«Причем здесь меч?! Мы же будем играть в футбол.»        

«Ты же сам велел прийти с мечом»- рассердился Миша.

-Давайте поможем помириться друзьям.

Задавая вопросы:

-Почему получилась путаница? Кто неправильно  написал или неправильно понял.

Дети выясняют, что случилось недоразумение потому, что Петя не умеет пользоваться правилом. Прежде чем что-то написать ,нужно подумать. Ведь неправильно написанная буква меняет весь смысл выражения.

Петя написал  « с мечом» подразумевая мяч- резиновый предмет для  игры в футбол, а буква «е» сыграла роковую ролю. « Приходи с мячом ( мяч -проверочное слово).

 Следующее задание.

 Предлагаю детям записать  два варианта предложения :

Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку леса.

ИЛИ

Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку лисы.        

  Затем проверяем и выясняем, что увидели за окном поезда ученики, записавшие первый вариант, и записавшие второй вариант.

  Вывод: знание правила написания безударной гласной в корне слова также важно, для точной, понятной и правильной письменной речи.

 Задания с применением правила  написания звонких и глухих согласных в корне слова.

 В процессе закрепления правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова  предлагаю выяснить, нужно ли соблюдать это правило при написании.

-Ребята, перед вами отрывок сочинения одного ученика, который рассказывает о своем летнем отдыхе:

 « Летом я отдыхал у бабушки  в деревне. Там есть прут. Мы с ребятами сделали плод и спустили его в прут.»

-Понятно ли вам о чем рассказал мальчик?

Как бы вы написали это сочинение.

Разбирает слова с ошибками и дети записывают их в тетрадь, подбирая проверочные слова.

Мы выяснили, что и это правило необходимо применять  при письме , для того чтобы точно выражать свои мысли.

    По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни.

Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил  их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.



Предварительный просмотр:

         Современное общение детей  по средства письменной речи.

    Многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии показали, что учить младших школьников правописанию сложно. Связано это  и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем что,  дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить  логики правописания, и воспринимают  орфографию как набор  разрозненных, не связанных между собой правил. Помочь школьникам усвоить закономерность  и целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма.

 Письмо, являясь видом речи,  помогает человеку выражать свои мысли. Поэтому необходимо, чтобы общение, между пишущим и читающим было наиболее точным. Устная речь украшена интонацией, паузами , жестами, мимикой, а в письменной речи решению этой задачи помогает орфография.

 Я считаю,  что уже в начальной школе  необходимо добиваться от ученика понимания роли правописания  как средства передачи мысли, Показать  ему значение орфографических правил для наиболее точного  оформления речи.  В этой работе могут помочь  те орфографические правила, которые имеют значение для общения. Это могут быть  правописание большой буквы.

Стараясь показать коммуникативную значимость орфограмм я подбирала упражнения, которые имели бы элемент занимательности, использование жизненных ситуаций  способствуют повышению уровня познавательной активности .

  На примере написания заглавной буквы в именах собственных.

Предлагаю  ученикам поиграть в игру «Почта».        

   Вниманию детей предлагается почтовый конверт с адресом, написанным без заглавной буквы.

 Куда                          орел,

                                   зеленая ,5        

Кому                           зайцевой соне        

 Предлагаю детям выяснить, что есть название птицы орел, но с таким же названием есть и город, Орел, название улицы Зеленая, т.к.много деревьев, а Зайцева Соня –это фамилия и имя девочки.

 -Автор письма не знает, какие слова нужно писать с заглавной буквы. Поможем отправителю  правильно указать адрес, чтобы письмо, все- таки дошло до адресата.

  -Смотрите,  Незнайка написал письмо и разрешил нам почитать его.

На доске текст:

«Здравствуй, соня!»

Как у тебя дела? Я живу весело. Очень хочу с тобой дружить. У меня есть шарик! Твой  незнайка»

Дети объясняют, что Незнайка- это имя мультипликационного персонажа, а  не человек, который ничего не знает,  пишет письмо девочки, которая любит спать.

- Что сообщает Незнайка Соне? Купил ли он воздушный шар или у него появился щенок по кличке Шарик.

Мальчик не знает правило.

-Как же разобраться?

-Смотрите, мы не все прочитали

« Шарик звонко лает»

Значит, речь идет о щенке.

Ребята повторяют правило и записывают  в тетрадях словосочетания: город Орел, улица Зеленая, девочка Зайцева Соня, мальчик Незнайка, щенок Шарик.

- Для чего нужно знать правило написания имен собственных?

-Наша письменная речь должна быть правильной и понятной.

  Еще можно предложить такое задание:

     У  сестренки М/м аргаритки подружка Р/р оза. Подружки решили  собрать букет цветов. В саду М/м аргаритка сорвала  Р/розу, а  Р/ роза – красивую Л/л илию. Пришел братик В/в асилек и  принес с поля В/василек.

На примере правописания безударной гласной в корнеслова.

        

Закрепляя правило написания безударной гласной в корне слова, сообщаю детям, что правильное использование этого правила необходимо для понимания высказывания.

Задание преподносится в виде игровой ситуации;

-Ребята, давайте поможем двум товарищам помириться.

Дело в том, что Петя  пришел в гости к Мише. Но его не оказалось дома. Тогда он написал ему записку:

«Петя, выходи вечером играть с мечом.»

Записка заранее написана на доске.

Вечером Миша пришел к Пете. У него в руках был игрушечный меч.

   Петя возмутился:.

«Причем здесь меч?! Мы же будем играть в футбол.»        

«Ты же сам велел прийти с мечом»- рассердился Миша.

-Давайте поможем помириться друзьям.

Задавая вопросы:

-Почему получилась путаница? Кто неправильно  написал или неправильно понял.

Дети выясняют, что случилось недоразумение потому, что Петя не умеет пользоваться правилом. Прежде чем что-то написать ,нужно подумать. Ведь неправильно написанная буква меняет весь смысл выражения.

Петя написал  « с мечом» подразумевая мяч- резиновый предмет для  игры в футбол, а буква «е» сыграла роковую ролю. « Приходи с мячом ( мяч -проверочное слово).

 Следующее задание.

 Предлагаю детям записать  два варианта предложения :

Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку леса.

ИЛИ

Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку лисы.        

  Затем проверяем и выясняем, что увидели за окном поезда ученики, записавшие первый вариант, и записавшие второй вариант.

  Вывод: знание правила написания безударной гласной в корне слова также важно, для точной, понятной и правильной письменной речи.

 Задания с применением правила  написания звонких и глухих согласных в корне слова.

 В процессе закрепления правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова  предлагаю выяснить, нужно ли соблюдать это правило при написании.

-Ребята, перед вами отрывок сочинения одного ученика, который рассказывает о своем летнем отдыхе:

 « Летом я отдыхал у бабушки  в деревне. Там есть прут. Мы с ребятами сделали плод и спустили его в прут.»

-Понятно ли вам о чем рассказал мальчик?

Как бы вы написали это сочинение.

Разбирает слова с ошибками и дети записывают их в тетрадь, подбирая проверочные слова.

Мы выяснили, что и это правило необходимо применять  при письме , для того чтобы точно выражать свои мысли.

    По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни.

Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил  их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.



Предварительный просмотр:

         Современное общение детей  по средства письменной речи.

    Многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии показали, что учить младших школьников правописанию сложно. Связано это  и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем что,  дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить  логики правописания, и воспринимают  орфографию как набор  разрозненных, не связанных между собой правил. Помочь школьникам усвоить закономерность  и целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма.

 Письмо, являясь видом речи,  помогает человеку выражать свои мысли. Поэтому необходимо, чтобы общение, между пишущим и читающим было наиболее точным. Устная речь украшена интонацией, паузами , жестами, мимикой, а в письменной речи решению этой задачи помогает орфография.

 Я считаю,  что уже в начальной школе  необходимо добиваться от ученика понимания роли правописания  как средства передачи мысли, Показать  ему значение орфографических правил для наиболее точного  оформления речи.  В этой работе могут помочь  те орфографические правила, которые имеют значение для общения. Это могут быть  правописание большой буквы.

Стараясь показать коммуникативную значимость орфограмм я подбирала упражнения, которые имели бы элемент занимательности, использование жизненных ситуаций  способствуют повышению уровня познавательной активности .

  На примере написания заглавной буквы в именах собственных.

Предлагаю  ученикам поиграть в игру «Почта».        

   Вниманию детей предлагается почтовый конверт с адресом, написанным без заглавной буквы.

 Куда                          орел,

                                   зеленая ,5        

Кому                           зайцевой соне        

 Предлагаю детям выяснить, что есть название птицы орел, но с таким же названием есть и город, Орел, название улицы Зеленая, т.к.много деревьев, а Зайцева Соня –это фамилия и имя девочки.

 -Автор письма не знает, какие слова нужно писать с заглавной буквы. Поможем отправителю  правильно указать адрес, чтобы письмо, все- таки дошло до адресата.

  -Смотрите,  Незнайка написал письмо и разрешил нам почитать его.

На доске текст:

«Здравствуй, соня!»

Как у тебя дела? Я живу весело. Очень хочу с тобой дружить. У меня есть шарик! Твой  незнайка»

Дети объясняют, что Незнайка- это имя мультипликационного персонажа, а  не человек, который ничего не знает,  пишет письмо девочки, которая любит спать.

- Что сообщает Незнайка Соне? Купил ли он воздушный шар или у него появился щенок по кличке Шарик.

Мальчик не знает правило.

-Как же разобраться?

-Смотрите, мы не все прочитали

« Шарик звонко лает»

Значит, речь идет о щенке.

Ребята повторяют правило и записывают  в тетрадях словосочетания: город Орел, улица Зеленая, девочка Зайцева Соня, мальчик Незнайка, щенок Шарик.

- Для чего нужно знать правило написания имен собственных?

-Наша письменная речь должна быть правильной и понятной.

  Еще можно предложить такое задание:

     У  сестренки М/м аргаритки подружка Р/р оза. Подружки решили  собрать букет цветов. В саду М/м аргаритка сорвала  Р/розу, а  Р/ роза – красивую Л/л илию. Пришел братик В/в асилек и  принес с поля В/василек.

На примере правописания безударной гласной в корнеслова.

        

Закрепляя правило написания безударной гласной в корне слова, сообщаю детям, что правильное использование этого правила необходимо для понимания высказывания.

Задание преподносится в виде игровой ситуации;

-Ребята, давайте поможем двум товарищам помириться.

Дело в том, что Петя  пришел в гости к Мише. Но его не оказалось дома. Тогда он написал ему записку:

«Петя, выходи вечером играть с мечом.»

Записка заранее написана на доске.

Вечером Миша пришел к Пете. У него в руках был игрушечный меч.

   Петя возмутился:.

«Причем здесь меч?! Мы же будем играть в футбол.»        

«Ты же сам велел прийти с мечом»- рассердился Миша.

-Давайте поможем помириться друзьям.

Задавая вопросы:

-Почему получилась путаница? Кто неправильно  написал или неправильно понял.

Дети выясняют, что случилось недоразумение потому, что Петя не умеет пользоваться правилом. Прежде чем что-то написать ,нужно подумать. Ведь неправильно написанная буква меняет весь смысл выражения.

Петя написал  « с мечом» подразумевая мяч- резиновый предмет для  игры в футбол, а буква «е» сыграла роковую ролю. « Приходи с мячом ( мяч -проверочное слово).

 Следующее задание.

 Предлагаю детям записать  два варианта предложения :

Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку леса.

ИЛИ

Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку лисы.        

  Затем проверяем и выясняем, что увидели за окном поезда ученики, записавшие первый вариант, и записавшие второй вариант.

  Вывод: знание правила написания безударной гласной в корне слова также важно, для точной, понятной и правильной письменной речи.

 Задания с применением правила  написания звонких и глухих согласных в корне слова.

 В процессе закрепления правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова  предлагаю выяснить, нужно ли соблюдать это правило при написании.

-Ребята, перед вами отрывок сочинения одного ученика, который рассказывает о своем летнем отдыхе:

 « Летом я отдыхал у бабушки  в деревне. Там есть прут. Мы с ребятами сделали плод и спустили его в прут.»

-Понятно ли вам о чем рассказал мальчик?

Как бы вы написали это сочинение.

Разбирает слова с ошибками и дети записывают их в тетрадь, подбирая проверочные слова.

Мы выяснили, что и это правило необходимо применять  при письме , для того чтобы точно выражать свои мысли.

    По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни.

Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил  их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для детей с нарушениями письменной речи для самостоятельного выполнения на уроке и дома

В каждой группе по исправлению нарушений письма есть ученики, успевающие выполнить задания логопеда быстрее остальных. Чтобы эти дети не скучали во время логопедического занят...

О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку

О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Изучение современного состояния проблемы профилактики дислексии и дисграфии в логопедической литературе позволило нам сделать предположение о том, что необходимо проведение целенаправленной, планомерн...

Преодоление специфических трудностей у детей с нарушениями письменной речи (практический материал)

Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения, как в её теоретическом освещении, так и в пр...

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

В стьтье рассматриваются приёмы развития пространственных представлений у детей на логопедических занятиях....

Современные подходы в диагностике нарушений письменной речи.

Нарушения письменной речи:Нарушения чтения (алексия ( невозможность, полный распад); дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся оши...

Современные подходы в диагностике нарушений письменной речи.

Нарушения письменной речи:Нарушения чтения (алексия ( невозможность, полный распад); дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся оши...