Преодоление специфических трудностей у детей с нарушениями письменной речи (практический материал)
консультация

Чермакова Елена Петровна

Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения, как в её теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе. У учащихся с особыми образовательными потребностями по целому ряду причин она становится все более острой, представляющей значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для её разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей. Слово «дисграфия» знакомо многим учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста, но не каждый из них сможет определить дисграфию у обучающихся своего класса. Обычно такие дети очень долго осваивают письмо, пишут с какими-то странными, невероятными ошибками, причём пишут или размашисто, или очень мелко, при этом слова «залезают» на поля, «сползают со строки». Их тетрадки красные от исправлений. Правила учат, но всё без толку. Часто не любят письменные виды работ. Первое, что чаще спрашивают учителя, когда логопед говорит о детях – дисграфиках: «А это можно исправить?». Конечно же мы, логопеды, не торопимся сразу отвечать на этот вопрос, ведь всё, что касается нарушения письменной речи, нельзя охватить в одной беседе. Учителей следует в первую очередь познакомить с нарушениями чтения и письма, объяснить причины специфических ошибок и наметить план по исправлению дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М униципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Нижнекамского муниципального района Республики ТАТАРСТАН П реодоление специфических трудностей у детей с нарушениями письменной речи (практический материал) Чермакова Елена Петровна Учитель – логопед I квалификационная категория

Слайд 3

Ошибки, которые чаще всего встречаются у детей с дисграфией : Пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов. Смешения букв по акустико-артикуляционному сходству. Смешения букв по кинетическому сходству. Раздельное написание частей слова. Слитное написание слов. Морфемный аграмматизм . Аграмматизм , связанный с нарушением процессов согласования и управления.

Слайд 4

«Назовите пять …» «Корректурная правка» «Заборчики»

Слайд 5

Соединить слова из двух столбиков так, чтобы получилось одно новое слово . Соединить слова так, чтобы они отличались только одной буквой. В строке написанных букв прочитать и выделить слова так, чтобы получилось два набора слов.

Слайд 7

Характерные ошибки обучающихся , имеющих трудности зрительно-пространственных функций: трудности в нахождении начала строки, в ориентировке на листе бумаги; неравномерность почерка (расподобление по размеру элементов букв, диспропорция букв и их элементов в слове ); могут написать слитно два разных слова, особенно часто существительное с предлогом, местоимения и глагола ; раздельное написание букв внутри слова; трудности запоминания словарных слов; трудности припоминания букв, их искаженное написание, замена рукописных букв печатными, замена похожих букв (К – Я ); устойчивая зеркальность (З – Е, У – Ч , б – д); пропуск и замена гласных, в том числе ударных; нарушение порядка следования букв в словах; тенденция к фонетическому письму (транскрипционному): ручьи – ручйи , строится – строедца ; не соблюдают правил переноса.

Слайд 8

Узнай и назови буквы по пунктирному изображению: Узнай и назови буквы с недостающими деталями: Зашумленные буквы и буквы, наложенные друг на друга: Найди и обведи букву Ж: Ребус «прочти наоборот»:

Слайд 9

2. 1.

Слайд 10

Подчеркни орфограммы в предложениях: На с о сне с и дят кл е сты. Ночью ударил моро з . На реке лё д . Идёт первый сне г . «Древнерусское письмо »: Н-ш- с-б-к- сп -т - дв -р- н- к- вр -к-. -а-а -о-а-а --и- у --е-и -а -о--и-е. «Бухгалтер »: т орт пирог п арк о, а, у кошка р, ш, м к уст туман

Слайд 11

К выделенным словам подберите проверочные слова. Садовый – посадить, посадка, сады, садик, садовник. Лесистый – лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы . Игры со слогами: образуйте новые слова, используя формулы. 1+2+3=… кар тон+пас ти ла+мали на = Подберите и соедините прилагательные с существительными так, чтобы получились словосочетания. игрушечный игровой играющий игривый зал ребёнок котёнок самолёт

Слайд 12

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, упражнения для развития внимания, памяти, мышления . Телесно–ориентированные технологии : биоэнергопластика , дыхательные упражнения, растяжки .

Слайд 13

Информационные технологии обучения: презентации , компьютерные тренажёры и игры . Мнемотехника : символы, схемы, таблицы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для детей с нарушениями письменной речи для самостоятельного выполнения на уроке и дома

В каждой группе по исправлению нарушений письма есть ученики, успевающие выполнить задания логопеда быстрее остальных. Чтобы эти дети не скучали во время логопедического занят...

О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку

О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку...

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи...

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

В стьтье рассматриваются приёмы развития пространственных представлений у детей на логопедических занятиях....

Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи.

Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушением письменной речи

Практический материал для родителей обучающихся с ОВЗ...