Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в написании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА" (УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе урока использовались разные формы обучения: рассказ, беседы, загадки. На уроке использованы различные методические приёмы : работа в парах, фронтальная проверка, самостоятельная работа. Методические приёмы соответствуют возрастным особенностям учащихся, целям, поставленным в начале урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШУРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме
«Упражнения в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Пронина В.И.
Цели:
- формирование знаний и умений обучающихся по теме «Упражнения в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща;
- развитие орфографических умений».
Задачи:
- формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща;
- закреплять умения писать слова с сочетаниями жи-ши;
- развивать орфографическую зоркость;
- уточнить представление уч-ся о звуках [ж], [ш] как твёрдых, [ч], [щ] как мягких;
- изучить особенности написания сочетаний жи, ши, ча, ща;
- познакомиться с особенностями правильно письма сочетаний жи, ши, ча, ща;
- сформулировать правила познавательной активности детей, речи учащихся, наблюдательности, внимания, мышления, умения работать с книгой.
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- аудиозаписи «Выстрелы»
- учебник «Русский язык», 2 класс, Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева.
- карточки: « Д\з по выбору» ( разноуровневые задания), с пословицами, со смайликами
- тестовые индивидуальные листы
- карточки со словарными словами
- буквенные вееры
Конспект урока:
Этапы | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | Организационный момент. Учитель.- Доброе утро, ребята! Действительно ли оно доброе для всех? Поднимите карточки с вашим настроением (демонстрация человечков): Громко прозвенел звонок Актуализация знаний. - Сегодня мы отправимся в путешествие на остров Доброты.( слайд 1) Представьте, что наш класс – красивый корабль с алыми парусами, а вы – юнги на этом корабле, я – ваш капитан, а это – карта путешествия. Итак, отправляемся в научное путешествие на наш остров. Мы посетим мыс Безударных Гласных и равнину Шипящих Согласных. Во время плавания вспомним некоторые законы грамотного письма и научимся применять их в разных ситуациях. - Отправляясь в путешествие, мореплаватели берут с собой запас продуктов и спасательные средства. Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк. Словарная работа. - У моряков на корабле главным документом является бортовой журнал. Вашим документом сегодня являются ваши тетради. Для того чтобы отправиться в путь, нам нужно приобрести билеты, а для этого давайте откроем бортовые журналы и запишем дату, классную работу. - Наш корабль взял курс к мысу Безударных Гласных. Мы у мыса Безударных Гласных. Наш радист получил тревожное сообщение: Некоторых жителей этого мыса захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите! На доске слова: (на карточках) в…р…бей, л…сица, к…р…ндаш, р…бота, дев…чка, п…суда, с…рока, м…шина, с…п…ги, к…ньки, х…р…шо, к…пуста. - Какое задание мы должны выполнить? – В свои бортжурналы мы будем записывать все, что с нами произойдет в пути. Спишите слова, поставьте ударение, вместо исчезнувших букв вставьте необходимые безударные гласные (взаимопроверка, дети обмениваются тетрадями и ручками зелёной пасты проверяют словарные слова по эталону и затем оценивают). Постановка проблемы урока. -Наше путешествие продолжается. На горизонте полуостров Шипящих Согласных, которые живут по своим законам. Назовите их. - Осторожно! Мы можем сесть на мель, если не вспомним, по каким законам они живут. - Ребята, с какими гласными дружат данные шипящие согласные? - Назовите эти сочетания? - А сейчас мы покажем жителям полуострова, что мы не только знаем их законы, но и умеем эти законы выполнять.
(звук выстрелов) – слайд 2 - Пираты! Они хотят захватить наш корабль. Но чтобы не попасть нам к ним в плен, необходимо справиться с заданием. Вам нужно отгадать загадки, а пропущенные буквы вы покажите с помощью буквенного веера.
Шея, как подъемный кран, С рожками, пятнистый, Но не очень быстрый. Ж…раф. ( слайд 3)
Может ездить далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? Маш…на. ( слайд 4)
У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. Ёж…к. ( слайд 5)
А жуём без хруста, Бескочанною росла И не квашена кисла. Щ…вель ( слайд 6)
На спине рука одна. Мы с плиты его снимаем, Угощает всех он чаем. Ч…йник.( слайд 7)
По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала. Туч... ( слайд 8) - Молодцы! Мы хорошо справились с этим заданием. – Посмотрите на слова-отгадки.( слайд 9). Ж…раф. Маш…на. Еж…к. Щ…вель. Ч…йник. Туч... (запишите слова в 2 столбика: 1-жи-ши, 2-ча-ща ( слайд 10) взаимопроверка в парах) - Ребята, какие знакомые орфограммы вы встретили? А какие орфограммы появились? Объявление темы и постановка целей урока. – Определите тему урока. Над чем мы будем работать? Кто догадался? (Ответы детей.) – Верно, сегодня мы с вами обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща. Будем учиться писать слова и предложения с этими орфограммами. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем. 2. Представлять информацию в тетради. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать свои мысли, эмоции. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
ΙΙ. Совместное открытие знаний ΙΙΙ. Первичное закрепление | Работа с текстом. - Пираты побеждены, и наконец, мы добрались до загадочного острова! А как вы думаете, что нам помогло добраться успешно на нашем корабле до этого острова? ( Да, наши знания и конечно дружба и взаимопомощь). Вас ждёт следующее задание. Необходимо , работая в группах, собрать по две пословицы о дружбе. - Поработайте в группах, это задание для юнг по левому борту, а это - для юнг по правому борту (на двух отдельных партах пословицы. Детям, работая в группах, необходимо собрать по две пословицы о дружбе и вставить пропущенные буквы). ( ПРИЛОЖЕНИЕ) Дерево держ…тся корнями, а человек — друзьями. Сам погибай, а товарищ… выручай. Скаж… мне кто твой друг, и я скажу, кто ты. Дружба как стекло: разобьешь, не слож…шь. ( командир группы прикрепляет пословицу к доске, зачитывает её и проговаривает орфограммы, которые они нашли) - А какие пословицы о дружбе вы ещё знаете? - Все задания выполнены. Я думаю, мы оставили о себе неплохое впечатление у жителей этого острова. А теперь пора домой. Путь домой нелегок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Безграмотландия, захваченным пиратами. Они задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом станут наши знания, так как они бесценны. Для этого мы выполним упражнение в учебнике № 170.( два учащихся работают у доски, один выписывает слова с –ча-, второй с –ща-, обозначая орфограммы)
- Как видите, наши знания – надёжное спасательное средство. Вот мы и дома. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из текста. 2. Представлять информацию в таблице. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6.Ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе. Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
ΙV. Применение нового знания | Работа с учебником. Путь домой нелегок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Безграмотландия, захваченным пиратами. Они задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом станут наши знания, так как они бесценны. Для этого мы выполним упражнение в учебнике № 170.( два учащихся работают у доски, один выписывает слова с –ча-, второй с –ща-, обозначая орфограммы)
- Как видите, наши знания – надёжное спасательное средство. Вот мы и дома. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из текста. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6.Ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
V. Итог урока | Рефлексия. Подведение итогов - Раз уж вы прошли эти испытания, то наверное что-то вы уже знаете и мы сейчас проверим ваши знания. ( дети работают на индивидуальных карточках) (ПРИЛОЖЕНИЕ) 1.В каком слове слог жи ударный?
2.Какое слово лишнее?
3.После какой буквы не пишется буква ы?
4. В какой строчке пропущены только буквы «и»?
5. Найти слово с ошибкой.
| Регулятивные УУД 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам. |
VΙ. Домашнее задание | - Какие знания понадобились в путешествии? - Проанализируйте, пожалуйста свою работу на уроке. Может быть у кого-то возникали затруднения, а кому-то удавалось справиться с заданиями на уроке. Вот поэтому я предлагаю вам самим выбрать домашнее задание. ( на парте лежат листочки разного цвета с разноуровневым заданием, дети самостоятельно выбирают себе домашнее задание) Домашняя работа по карточкам с проверкой по уровням. 1 - й уровень: Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму. Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к. 2 - й уровень: Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму. Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша). 3 - й уровень: Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму. Пуш…стые, круж…лись, снеж…нки. Веры, у, новые, лыж…. Мороза, не боятся, и, стуж…, дети. - А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. ( оценивание работы детей учителем) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры
Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...
Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...
Конспект урока русского языка 2 класс УМК «Перспектива» Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ – ШИ.
Правописание ЖИ-ШИ...
Конспект урока.Русский язык. 2 класс. Тема "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"
Урок по закреплению темы "Буквосочетание ЖИ-ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ-ЩУ" способствует развитию речи, фонематического слуха, памяти, содействует усвоению правила провописания....
Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Буквосочетания" ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"
Урок по закреплению темы "Буквосочетание ЖИ-ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ-ЩУ" способствует развитию речи, фонематического слуха, памяти, содействует усвоению правила провописания....
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Раздельное написание предлогов со словами». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и предложения с предлогами, пра...