Рабочая программа по русскому языку по программе "Начальная школа 21 века" для 4 класса.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку по программе "Начальная школа 21 века" для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_r_yaz.doc | 408 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 22.09.2011 г.), авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной С.В. Ивановым, М.В. Кузнецовой, А. О. Евдокимовой в рамках проекта «Начальная школа 21 века», Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2013 года, Учебного плана МАОУ Сладковского района Маслянская СОШ на 2013-2014 учебный год.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Русский язык: 4 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений: в 2-ч. Ч. 1, 2 /С.В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др., М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2013 г.
- Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / М.И. Кузнецова, М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.
- Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова, М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.
- Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л. В. Петленко, М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2013 г. – (Оценка знаний).
Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развитие речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
• он является основным средством общения между людьми;
• с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
• язык является основным средством познания окружающего мира;
• владение родным и государственным языком — это один из критериев
самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
• использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
• грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
• навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
• разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
• научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
• «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
• «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Структура курса.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;; решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет; избавить ученика от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Важной отличительной стороной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор третьеклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет: русский язык
Класс: 4
Всего часов на изучение программы: 170ч.
Количество часов в неделю: 5 часов
Организация учебных занятий в соответствии с учебным планом предусматривает использование разнообразных форм: экскурсии, круглые столы, интеллектуальные игры, соревнования, смотр знаний и другое, из расчёта не менее1-го часа в четверть по предметам до 68 часов, не менее 2-х часов в четверть по предметам свыше 68 часов в год.
В авторскую программу изменения внесены.
Описание ценностных ориентиров
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Содержание программы (170 ч) «Как устроен наш язык» (62 ч) (основы лингвистических знаний) Фонетика и графика (3 ч) Повторение изученного в 1-2 классах на основе фонетического разбора слова Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Состав слова (морфемика) (4 ч) Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу. Синтаксис (18 ч) Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Морфология (37 ч) Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч) Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах. Формирование орфографической зоркости. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
«Развитие речи» (30 ч) Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов. Резервные уроки (25 часов) Календарно – тематическое планирование
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1. Иллюстрации (плакаты, альбомы, дидактический материал и др.): комплект таблиц «Основные правила и понятия», комплект таблиц « Русский язык», комплект таблиц «Набор словарных слов», дидактический материал (карточки с разноуровневыми заданиями по русскому языку 3 класс), перфокарты с грамматическими упражнениями по русскому языку (часть1, часть 2). 2. Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор), название сайта / электронный адрес: Министерство образования и науки РФhttp://www.ed.gov.ru, Русский образовательный портал http://www.gov.ed.ru, Федеральный российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru, Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru, Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru. 3. Информационные источники (специализированные): Электронные учебные пособия (диски) «Страна Лингвиния. Орфографический диктант», «Страна Лингвиния. Фонетика. Графика. Орфография», «Русский язык 1-4 класс». 4. Технические средства обучения : классная магнитная доска, экспозиционный экран, интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор. Требования к уровню подготовки учащихся Ученик научится:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; - виды предложений по цели высказывания и интонации; - главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- собственные имена существительные; - личные местоимения 1, 2, 3-го лица; - грамматическую основу простого двусоставного предложения; - в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
- определять род изменяемых имён существительных; - устанавливать форму (единственное или множественное) имени существительного; - задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного; - определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3-му склонению; - устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении; - находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; - использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; - подбирать примеры слов с определённой орфограммой; - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; - безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов; - проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; - составлять план собственного и предложенного текстов; - определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; - корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; - составлять собственные тексты в жанре письма;
- приставки, оканчивающиеся на з, с; - непроверяемые гласны и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); - буквы о, ё после шипящих в корнях слов; - буквы и, ы после ц в различных частях слов; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; - безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных; - буквы о, е в окончаниях имён существительных после ц; - безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных; - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. Ученик получит возможность научиться:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку по новым ФГОСам, 1 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку разработана согласно новых ФГОСов для 1 класса, УМК "Школа России", и включает в себя пояснительные записки, календарно-тематическое и поурочное планирование с УУД ...
Рабочие программы по русскому языку и литературному чтению. 4 класс "Школа России"
Данные программы по русскому языку и литературному чтению включают в себя характеристики основной деятельности ученика, тексты контрольных работ, пояснительную записку....
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабоая программа для национальных школ где рус. яз 3 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся в 3 классе. УМК "Школа 2100"
Данная программа разработана с учётом формирования УУД по ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе программы «Русский язык» для 4 класса общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования...
Рабочая программа по русскому языку "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы образования по русскому языку Чураковой Н.А., Программы общеобразовательных учреждений « Перспективная начальная школа» под редакцией Ч...