Рабочая программа по русскому языку "Перспективная начальная школа" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе авторской программы образования по русскому языку Чураковой Н.А., Программы общеобразовательных учреждений « Перспективная  начальная школа» под редакцией Чураковой  Р. Г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus._yazyk_3_kl.doc588.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей _________________

по УВР

__________Л.В. Требтау

Протокол №______________

_________ (___________)

Приказ № ____________

от «____»____________2014г.

«____»_________2014г.

от «___» __________2014 г.

Руководитель МО ____________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Русский язык»

3 А класс

( начальное общее образование

уровень  базовый)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы образования по русскому языку Чураковой Н.А. ,  Программы общеобразовательных учреждений « Перспективная  начальная школа» под редакцией Чураковой  Р. Г.

                                                                                           Составитель:

                                                                                           Кривошеева Клавдия Романовна,

                                                                                           учитель начальных классов,

                                                                                           высшая квалификационная категория                                                                                                          

                                                                           

                                                                                     

                                                                     

                                         

                                                     р.п. Благовещенка – 2014 г.

   

                                                                       Содержание

  1. Пояснительная  записка
  2.  Календарно – тематический план
  3. Содержание программы по образовательному предмету
  4. Планируемые образовательные результаты обучающихся
  5. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
  6. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
  7. Лист дополнений и изменений

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника,

Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю), из них 2 часа – резерв.

        Цели и задачи курса

        В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

        Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

        В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

  Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка

        Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

        1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных.       Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения.                                                                                      2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно 2 класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях.                                                                                          .  3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. 4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. 5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.

        А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.

        Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.

        В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. 6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи.                      7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения.        

        Программа разработана в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

        Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.

        Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

   Место учебного предмета в учебном плане

        Количество часов, отводимое на  изучение предмета «Русский язык» составляет  175 часов в год (5 часов в неделю).

        Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку  углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).

  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

        В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

        В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

                     Календарно-тематическое планирование программного материала

№ урок

Тема урока

Кол-во час

 Дата

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы и приёмы

Оборудование и инструменты

Домашн. задание

Повторение

4

1- 4

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм

4

Знать понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «русский язык»; основные словари русского языка.

Уметь писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте

Словесные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа

основные словари русского языка (Обратный, Орфографичес-

кий); печатная тетрадь

С. 6-16, правило, т.: с. 5-12

         Звуки и буквы                3

5.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Для чего нужна речь

1

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь работать с Толковым словарём; читать предложения, соблюдая знаки препинания;

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

учебник №2, печатная тетрадь

С. 6-7,словарь

6.

Звукобуквенный разбор слова

1

Знать порядок звукобуквенного разбора; значение звукобуквенной зарядки.

Уметь выполнять звукобуквенный разбор слова по алгоритму; различать звуки; выделять звуки  в слове, давать им характеристику;

Словесные, наглядные, самостоят. работа, раб. в парах

алгоритм,

опорные схемы, печатная тетрадь

Т.: с. 17, упр.11

7.

Звукобуквенный разбор слова.

1

Самостоят. работа

карточка

С. 21-22

              Части речи                 20

8-9.

Части речи. Имя существительное

2

Знать понятия «части речи», «самостоятельные части», «служебные части речи», «имя существительн.»

Уметь делить слова на группы по частям речи; ставить существительное в начальную форму

Словесные, наглядные, самостоят. работа

опорные схемы, толковый словарь, печатная тетрадь

С. 24-26, правило, т.: с.20,упр. 14

10.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Какие бывают предложения

1

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь работать с Толковым словарём; читать предложения, соблюдая знаки препинания;

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

опорные схемы (типы предложения по цели высказывания), толковый словарь

С. 14, словарь

11.

Части речи. Имя существительное

1

Знать определение «существительн».

Уметь работать с Обратным словарём; указывать словообразован.

Словесные, наглядные, самостоят. работа

опорные схемы, обратный словарь, печатная тетрадь

С. 28-31, правило , упр. 22

12-13.

Части речи. Имя прилагательное

2

Знать определение «имя прилагательное»чтоприлагательное согласуется с именем существительн.

Уметь выделять в тексте слова-названия признаков; определять род прилагательных

 наглядные, самостоят. работа, раб. в парах

опорные схемы, печатная тетрадь, Толковый и Обратный словари

С. 32-36, правило, т.: с. 21-25, упр.17,18

14.

Части речи.

Глагол

1

Знать определение «глагол».

Уметь выписывать глаголы в начальной форме; подбирать проверочные слова; разбирать глаголы по составу

Словесные, наглядные, самостоят. работа, раб. в парах

опорные схемы, печатная тетрадь, Толковый и Обратный словари, ИКТ

С. 37,упр.31

15.

Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения.

1

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь работать с Толковым словарём; читать предложения, соблюдая знаки препинания;

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь

С. 14, словарь

16-17.

Части речи

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

2

Знать понятия «многозначные слова», «прямое значение», «переносное значение».

Уметь объяснять значения многозначных слов; различать прямое и переносное значение слова.

Словесные, наглядные, самостоят. работа, раб. в парах

опорные схемы, Толковый словарь, слайды

Т.: с.30-32, упр.25,26

18.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

1

Словесные, наглядные, самостоят. работа, раб. в парах

словарное богатство русского языка, Толковый, Орфографический и Этимологический

С. 49, упр.44

19.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Текст, его тема

и основная мысль

1

Знать понятия «текст», «тема текста», «основная мысль текста».

Уметь находить текст; определять тему и основную мысль текста.

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, ИКТ

С.14-16,словарь

20.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

1

Знать понятия «многозначные слова», «прямое значение», «переносное значение».

Словесные, наглядные, самостоят. работа, раб. в парах

многозначность слова, прямое и переносное значение слова, Толковый, Орфографический иЭтимологический

Словарь

21-22.

Части речи. Местоимение

2

Знать определение «личные местоимения».

Уметь заменять существительные личными местоимениями.

Словесные, наглядные, самостоят. работа, раб. в парах

опорные схемы (личные местоимения), печатная тетрадь

С. 52-57, правило, т.: с. 38-39, упр.33,34

23.

Предлоги и приставки

1

Знать, что предлог- служебная часть речи, а приставка – часть слова.

Уметь  работать сэтимологическим словарём; различать приставки и предлоги

самостоят. работа, раб. в парах

опорные схемы (различение предлогов и приставок), Этимологический словарь, печатная тетрадь

С. 58-60, упр.51

24.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Последовательность предложений в тексте

1

Знать понятие последовательности в тексте

Уметь устанавливать последовательность

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, работа с деформированным текстом, ИКТ

С.17-18, словарь

25.

Научные названия главных членов предложения

1

Знать термины «подлежащее», «сказуемое», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения».

Уметь выделять главные и второс-тепенные члены предложения

Словесные, наглядные, самостоят. работа

термины членов предложения, печатная тетрадь

С.61-62, правило

26.

Синонимы

1

Иметь представление о синонимах в русском языке.

Уметь работать с Толковым словарём; подбирать синонимы

наглядные, самостоят. работа, раб. в парах

синонимы, Толковый словарь, печатная тетрадь

С.64,правило, т.: с.43, упр.39

27.

Изменение

существительных по числам

1

Знать, что имена существительные изменяются по числам;

Уметь работать с Толковым словарём

Словесные, наглядные, самостоят. работа, раб. в парах

опорные схемы (изменение имён существительных по числам), печатная тетрадь

Т.:, с.43, упр.40

    Изменение существительных по падежам   24

28.

Изменение

существительных по падежам

1

Знать, что имена существительные изменяются по падежам; название и вопросы падежей.

Словесные, наглядные, самостоят. работа

опорные схемы (название и вопросы падежей), печатная тетрадь

С.70-71, т.: с.44, упр.41

29.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Работа с картиной Клода Моне «Прогулка». Устное сочинение

1

Знать понятие «тема картины».

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, ИКТ

С.19-20, словарь

30.

Именительный падеж

1

Знать, что сущ. в и.падеже - подлежащее;

Уметь находитьоснову в предложении; определять падеж и число существительн.

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (изменение существительных по падежам), печатная тетрадь

С. 75-76, правило

31.

Родительный падеж

1

Знать вопросы и предлоги Р. падежа.

Уметь задавать вопрос от слова-командира; определять падеж

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (изменение существительных по падежам), печатная тетрадь

С. 76, правило, т.: с. 48, упр.46

32.

Дательный

падеж

1

Знать вопросы и предлоги Д.падежа.

Уметь задавать вопрос от слова-командира;

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы

(изменение существительных по падежам), печатная тетрадь

С. 79, правило, т.: с.52, упр.50

33.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Главное переживание автора, выраженное в тексте

1

Уметь анализировать  картины;  рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью

С.20-21

34

35.

Винительный падеж

Проверочный диктант по   теме «Части речи»

1

Знать, что существительное в В. падеже  является второстепенным членом.

Уметь различать И. и В. падежи;

Н. М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ» стр.10

Словесные,

омонимы,

С.80

36-37.

Творительный падеж

2

Знать вопросы и предлоги Т. падежа.

Уметь определять падежи существи-тельных;

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (изменение существительных по падежам), печатная тетрадь

С.86-90, упр.75, т.: с. 59, упр.61

38.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Работа с картиной Аркадия Рылова «Зеленый шум». Сравнительный анализ двух картин

1

Знать понятие «тема картины».

Уметь анализировать тему картины; проводить сравнительный анализ

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, ИКТ

С.21-23, словарь

39-40.

Предложный падеж

2

Знать вопросы и предлоги П. падежа.

Уметь выписывать словосочетания; определять падежи сущ.

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (изменение существительных по падежам), печатная тетрадь

С. 91-94, упр.80, словарь

41.

Различение падежей. Изменение существительных по числам и падежам

1

Уметь различать падежи имен сущ.; списывать текст с изученными орфограммами;

Словесные, наглядные,  раб. в парах

Словарь, правила с.75-94

42.

Контрольная работа  по теме: «Части речи».

1

Н. М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ» стр. 22

самостоят. работа

опорные схемы (изменение существительных по падежам), печатная тетрадь

С.26, правило

43.

Работа над ошибками. Развитие речи с элементами культуры речи.

План текста

1

Знать о способах исправления ошибок

Уметь  составлять и записывать план своего рассказа

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, понятия «абзац» и «план текста»

Т.: с.62, упр.65

44-45.

Антонимы

2

Иметь представление о словах-антонимах.

Уметь находить антонимы в пословицах; объяснять их смысл 

Словесные, наглядные,  раб. в парах

антонимы, Толковый словарь, печатная тетрадь

С.95, правило, т.: с. 64, упр.67, словарь

46-47.

Различение

падежей

2

Уметь различать падежи имен существительных;

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (изменение существительных по падежам), печатная тетрадь, Этимологический словарь

С.102-104, упр.93, т.:с. 67, упр.70

48.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Порядок абзацев в тексте

1

Уметь работать с деформированным планом текста; пересказывать текст по плану

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

С. 26-27

49-50.

Различение

падежей

2

Уметь различать падежи имен существительных;

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (изменение существительных по падежам), печатная тетрадь, Этимологический словарь

С.105-108, упр.101

словарь

51.

Различение

падежей.

1

самостоят. работа

карточка

Словарь

       1, 2, 3 склонения существительных  20

52.

Что такое устойчивые выражения

1

Иметь представление о фразеологизмах.

Уметь работать со словарём устойчивых выражений; находить в тексте фразеологизмы; объяснять их

Словесные, наглядные,  раб. в парах

устойчивые выражения, фразеологизмы, словарь устойчивых выражений, печатная тетрадь

С. 112-114, т.: с. 73, упр.79

53-54.

Склонения имен существительных

2

Знать, что склонение – это изменение слова по падежам и числам;признаксуществительных 1-, 2-, 3-го склонения.

Уметь склонять существительн.

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (различение 1, 2, 3 склонения), печатная тетрадь

С. 115-115, правило, т.: с. 74, упр.81

55.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Устное изложение

1

Уметь отвечать на вопросы; читать текст по цепочке; находить основную мысль текста; делить текст на части; давать название каждой части; пересказывать текст по плану.

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью

С.31,воп росы

словарь

56

Существительные первого склонения

1

Знать, какие сущ. относятся к 1 склонению.

Уметь работать с Орф.,Обрат.,  Словарём устойчивых выражений; склонять сущ.1-го склонения; выделять оконч.

Словесные, наглядные,  раб. в парах

Орфографический, Обратный, Словарь устойчивых выражений, печатная тетрадь

С. 119-120, упр.111, т.:с.77, упр.84

57.

Проверочный диктант по теме «Изменение существительных по падежам»

Н. М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ» стр. 26

58-59.

Существительные второго склонения

2

Знать, какие сущ. относятся к 2 склонению.

Уметь работать с Орф.,Обрат.,  Словарём устойчивых выражений; склонять сущ.2-го склонения;

самостоят. работа

Орфографический, Обратный словари, печатная тетрадь

С. 124, упр.115, т.: с. 80, упр.89

60.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Письменное изложение

1

Уметь делить текст на смыс-ловые части; давать название каждой части; письменно изложить текст по плану;

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью

С.34,упр.14 устно,

словарь

61-62.

Существительные третьего склонения

2

Знать, какие сущ. относятся к 3 склонению.

Уметь работать с Орф.,Обрат.,  Словарём устойчивых выражений; склонять сущ.3-го склонения;

Словесные, наглядные,  раб. в парах

Обратный, Словарь устойчивых выражений, печатная тетрадь

С.126, упр.120, т.: с. 85, упр.95

63-64.

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

2

Уметь работать с Обратным словарём; выделять части слова; показывать, как образовано сл.

Словесные, наглядные,  раб. в парах

Обратный словарь, печатная тетрадь, опорные схемы (удвоенная буква)

С. 131, упр.125, т.: с. 87, упр.97

65.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Азбука вежливости. Как писать письмо

1

Знать правила письма

Уметь оформлять письма

Словесное рисование, скороговорение, сам. работа

печатная тетрадь

С.38-39,

словарь

66-67.

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

2

Уметь работать с Обратным и Эти-мологическим словарями; объяснять, почему пишется удвоенная буква

Словесные, наглядные,  раб. в парах

Обратный, Этимологический словари, печатная тетрадь, опорные схемы (удвоенная буква)

С. 132, упр.127

С.134, упр.130

68-69.

Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний

2

Уметь писать падежные окончания сущ; работать с Орфографическим словарём; определять склонение имени сущ.

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (различение 1, 2, 3 склонения), печатная тетрадь, Обратный, Толковый, Словарь устойчивых выражений,

С. 136, упр.133, т.: с. 90, упр.102

70.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Текст-описание

и текст-повествование

1

Знать признаки текста-описания и текста-повествования,уметь различ.

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь

С.42-43,устно

словарь

71.

Различение склонений существительных.

1

Уметь писать падежные окончания сущ;

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (различение 1, 2, 3 склонения), печатная тетрадь, Обратный, Толковый, Словарь устойчивых выражений

С.142, упр.141

           Второстепенные члены предложения  9

72.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства

1

Знать определение; вопросы, на которые отвечает обстоятельство.

Уметь находить обстоятельство

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (второстепенные члены предложения, обстоятельства), Словарь устойчивых выражений

С.147-148, правило, т.: с.96. упр.110

73.

Второстепенные члены предложения. Дополнения

1

Знать определение; вопросы, на которые отвечает дополнение.

Уметь находить дополнение

Словесные, наглядные,  раб. в парах,группах

опорные схемы (второстепенные члены предложения, дополнения), Толковый словарь

С.151. упр.153, 154

74.

Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной В. Серова

«Портрет Мики Морозова». Устное сочинение

1

Уметь анализировать  картину; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях,

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

С. 50-51, упр.23. устно

75-76-77.

Второстепенные члены предложения. Дополнения

3

Знать определение; вопросы, на которые отвечает дополнение.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, группах

опорные схемы (главные и второстепенные члены предложения, дополнения), Толковый словарь

С.158, упр.162

С. 154, упр.158

словарь

78.

Контрольная работа  по теме «Склонения имён существительных».

1

Н. М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ» стр. 40

самостоят. работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

С.54, план

79.

Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной  «Лондон. Парламент». Письменное сочинение.

1

Уметь устно описать картину по плану; записать сочинение  по данному плану.

самостоят. работа

Словарь

80.

Работа над ошибками. Задание для членов клуба

1

Уметь выполнять работу над ошибками; писать письмо с ответами; вы-полнять задание членов клуба.

Словесные,  раб. в парах

задание для членов клуба

С.159

словарь

      Безударные окончания имён существительных в единственном числе  26

81-82.

Безударные окончания существительных в единственном числе

2

Знать, что безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково.

Уметь подбирать опорные слова

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы, печатная тетрадь, Орфоэпический словарь

С.7-10 (3 ч)

Упр.2, т.: с.5 упр.4

83.

Безударные окончания существительных в единственном числе

1

Словесные, наглядные,  раб. в парах

печатная тетрадь, опорные схемы

С. 15, упр.8

84.

Как пишутся приставки

1

Знать, как пишутся приставки

Уметь выделять приставки в словах

Словесные, наглядные,  раб. в парах

печатная тетрадь, Обратный словарь, опорные схемы

С. 18. правило, т.: с.11 упр.12

85.

Развитие речи

с элементами культуры речи. Текст-описание

и текст-повествование

1

Знать признаки текста-описания и текста-повествования,уметь различ

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь

С.57, упр.26 устно,

словарь

86-87.

Как пишутся приставки

2

Знать, как пишутся приставки

Уметь выделять приставки в словах

наглядные,  раб. в парах

печатная тетрадь, опорные схемы (правописание приставок)

С.21, упр.14, т.: с.15, упр.15

88.

Безударные окончания существительных

 в единственном числе

1

Уметь правильно писать безударные окончания существительных в един-ственном числе; определять склонение, число и падеж существ.

Словесные, наглядные,  раб. в парах

печатная тетрадь, опорные схемы (правописание безударных окончаний)

С.28. упр.25

89.

Безударные окончания существительных в единственном числе

1

самостоят. работа

Инструк ция. форзац

90.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Устное изложение.

1

Уметь отвечать на вопросы; читать текст по цепочке; составлять план рассказа; объяснять орфограммы;

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь

С.63-65,

словарь

91.

Безударные окончания существительных в единственном числе

1

Знать правописание безударных окончаний

Словесные, наглядные,  раб. в парах

печатная тетрадь, опорные схемы (правописание безударных окончаний)

С.36-37, упр.35

92-93.

Значения слов. Повторение старого и открытие нового

2

Иметь представление о словах-сино-нимах, антонимах, омонимах.

Уметь работать с Толковым словарём

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (омонимы), Толковый словарь, печатная тетрадь

С. 41. упр.40, т.: с.23, упр.23

94.

Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения

1

Уметь правильно писать безударные окончания сущ. в единственном числе; определять склонение, число и падеж сущ.

Словесные, наглядные,  раб. в парах

печатная тетрадь, опорные схемы (правописание безударных окончаний)

С.48, упр.50, т.: с.25. упр.25

95.

Развитие речи с элементами культуры речи.

Письменное изложение

1

Уметь письменно пересказывать текст по плану, соблюдать последователь-ность событий.

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь

С.67, вопросы,

словарь

96.

Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения

1

Уметь правильно писать безударные окончания сущ. 1 и 2 склонения в единственном числе;

Словесные, наглядные,  раб. в парах, группах, самостоятельная работа

печатная тетрадь, опорные схемы (правописание безударных окончаний)

Т.: с.28. упр.28

97.

Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков

1

Уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Словесные, наглядные,  раб. в парах

карточки (слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков), печатная тетрадь

Т.: с. 28-29, упр.29

98-99.

Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 3-го склонения

2

Уметь правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

печатная тетрадь, карточки (правописание безударных окончаний)

С.52-53, упр.54, т.: с.31 упр.32

100.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Составляем рассказ по рисунку

1

Уметь составлять план рассказа; составлять рассказ по серии рисунков; рассказывать историю по цепочке. 

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

С. 69 устно,

словарь

101.

Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков

1

Уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного

Словесные, наглядные,  раб. в парах

карточки (слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков), печатная тетрадь

С. 57 упр.58

102-103

Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»

в окончаниях существительных

2

Знать, что после шипящих под ударением в окончании существительных пишется буква «о», а без ударения – буква «е».

Словесные, наглядные,  раб. в парах

опорные схемы (написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»

в окончаниях существительных), печатная тетрадь

С.57, правило, упр.64, т.: с.35 упр.36,                  

С.62.упр.69, 2 часть

104.

Проверочный диктант по теме «Безударные окончания существительных»

Н. М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ» стр. 54

самостоят. работа

105.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Учимся писать сочинение

1

Уметь составлять план рассказа; составлять рассказ и излагать его на письме

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь

С.70-71,

словарь

106.

Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»

в окончаниях существительных

1

Уметь работать с Обратным словарём; выделять окончания; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях сущ.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

карточки (написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»

в окончаниях существительных), печатная тетрадь

С.63, упр.70

     Окончания имён существительных во множественном числе  17

107-108.

Жизнь корня в составе слов разных частей речи

2

Уметь определять от слов какой части речи образованы данные слова; выделять корни

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова), печатная тетрадь

С. 66, упр.76,     т.: с.37 упр.38

109.

Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков

1

Уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

карточки (слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков), печатная тетрадь

С. 67, упр.77

110.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Азбука вежливости

1

Уметь грамотно излагать мысли

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения

С.72-73.

словарь

111.

Окончания существительных во множественном числе

1

Знать, что сущ. во множ. числе не различаются по окончаниям,в Д. Т. П. падежах

Уметь выделять и писать окончания сущ. во множ. числе.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова, изменение по числам), печатная тетрадь

Т.: с.39.упр. 40

112.

Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже

1

Уметь писать окончания существи-тельных во множественном числе в именительном падеже;

 наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова, изменение по числам и по падежам), печатная тетрадь

С. 71 упр.80

113-114.

Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже

2

Знать, что у сущ. с основой на шипящих в форме Р.падежа множественного числа на конце «ь» не пишется.

Уметь писать окончания сущ. во множ. числе в Р. падеже.

 наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова, изменение по числам и по падежам), печатная тетрадь

С.74.упр.83, т.: с.42, упр.44

115.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Научный текст

1

Знать признаки научного текста

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

научно-популярный текст, печатная тетрадь

С.33-34,

словарь

116.

Написание существительных с суффиксом
-
ищ-

1

Знать, как пишутся сущ. с суффиксом –ищ-

Уметь писать существительные с суффиксом –ищ-; определять род

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (написание существительных с суффиксом
-
ищ-), печатная тетрадь, Обратный словарь

С. 81-82,правило упр.92

117.

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

1

Знать, как пишутся окончания сущ. во множ. числе.

Уметь определять окончания сущ. во множ. числе в разных падежах.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова), печатная тетрадь

С. 94 упр.105

118.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение

1

Иметь представление о приёме контраста.

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа;

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

С.88-89, словарь

119.

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

1

Уметь писать окончания сущ. во множ. числе в разных падежах.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова), печатная тетрадь

Т.: с.53, упр.57

120.

Написание суффикса -ок- после шипящих

1

Знать, что в суффиксах существите-льных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква «о», если суффикс стоит под ударением.

 наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (написание суффикса -ок- после шипящих), печатная тетрадь, Обратный словарь

С.97 таблица,

словарь

121.

Написание суффикса -ок- после шипящих 

1

Уметь правильно писать суффикс –ок- после шипящих

самостоят. работа

Словарь

122.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Устное изложение

1

Уметь  пересказывать текст по плану, соблюдать последователь-ность событий.

 работа в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова,чередование звуков х и ш), печатная тетрадь, Обратный словарь

Т.: с. 55 упр.60

123.

Контрольная работа по теме: «Безударные окончания существительных во множественном числе».

1

Н. М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ» стр. 73

самостоят. работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь

С. 93, устно

                     Имя прилагательное   21

124.

Изменение прилагательных по родам и числам

1

Знать, как определять безударные окончания прилагательных.

Уметь изменять прилагательные по числам и родам

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (изменение прилагательных по родам и числам), печатная тетрадь

Т.: с. 58, упр.62

125-126.

Изменение прилагательных по падежам

2

Знать, что безударные и ударные окончания прилагательных в одной и той же форме пишутся одинаково.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (изменение прилагательных по родам и числам), печатная тетрадь

С.  105 правило,

словарь

127.

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах

1

Знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в И. и В.падежах.

Уметь писать окончания прилаг.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова), печатная тетрадь

С.108-109, упр.122

128.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Письменное изложение

1

Уметь  письменно пересказывать текст по плану, соблюдать последователь-ность событий

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь

С.95-96, устно

129.

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах

1

Уметь правильно писать окончания прилаг.

 наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова), печатная тетрадь

Т.: с.60 упр.64

130.

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах

1

Уметь писать окончания прилага-тельных мужского и среднего рода в И. и В.падежах

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова), печатная тетрадь

Словарь

131-132.

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

2

Знать падежные окончания прил.мужского, среднего и женского рода.

Уметь определять род, падеж прила-гательных; выделять и правильно писать падежные окончания

 Работа в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова, падежные окончания), печатная тетрадь

С.118 упр.135, т.: с.65, упр.70

133.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Работа с картиной Константина Коровина «Портрет Татьяны Любатович». Устное сочинение

1

Уметь составлять план рассказа по картине и рассказывать по плану

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

С.96-97, устно, с.120 упр.137

134.

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

1

Знать падежные окончания прил. мужского, среднего и женского рода.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова, падежные окончания), печатная тетрадь

Т.: с. 69 упр.73

135.

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки

1

Знать орфограмму «беглые глас-ные», что беглые гласные в корне слов всегда обозначаются только буквами «е» или «о».

Словесные,   раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (чередование звуков в корне слова, видимое на письме;Е иО – беглые гласные звуки), печатная тетрадь, Обратный словарь

С.126-127, правило,

словарь

136-137.

Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки

2

 наглядные,  работа  в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (чередование звуков в корне слова, видимое на письме;Е иО – беглые гласные)

С. 133 упр.153, т.: с.74 упр.80

138.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Азбука вежливости

1

Уметь грамотно излагать мысли

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, Толковый словарь

С.100-102, вопросы, с. 133 упр.153

139.

Склонение прилагательных

во множественном числе

1

Знать склонение прил. во множ. числе; что прилаг. во множественном числе по родам не изменяются.

Уметь выделять окончания.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (склонение прилагательных

во множественном числе), печатная тетрадь

С.135 упр. 155

140.

Окончания прилагательных

во множественном числе в именительном и винительном падежах

1

Уметь писать окончания прил. во множ. числе в И. и В. падежах

Словесные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова, падежные окончания), печатная тетрадь

С.137 упр.157

словарь

141.

Окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах.

1

Уметь писать окончания прил. во множ. числе в Р. и В. и П. падежах

 наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова, падежные окончания), печатная тетрадь

Т.: с. 79-80 упр.86, 87

142.

Окончания прилагательных

во множественном числе

в дательном

 и творительном падежах

1

Уметь писать окончания прил. во множ. числе в Д. и Т.  падежах

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова, падежные окончания), печатная тетрадь

С.144 упр.164

143.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка

в клетке»

1

Уметь применять при составлении басни диалог

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

Т.: с. 82 упр.90

144.

Определение. Слова с удвоенной буквой согласного

1

Уметь работать с Обратным словарём; писать словарные слова с удвоенной буквой согласного; выделять части

Словесные,  раб. в парах, самостоятельная работа

карточка (словарные слова с удвоенной буквой), Обратный словарь, печатная тетрадь

С. 148, правило, т.: с.83, упр.91

               Глагол  16

145.

Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-,
-
чь-)

1

Знать суффиксы начальной формы глагола; вопросы

Уметь определять начальную форму глагола;

Словесные, наглядные

опорные схемы (суффикс -ть-
ти-, -чь-, выделение значимых частей слова), печатная тетрадь

С.154 устно,

словарь

146.

Написание частицы -ся

1

Знать понятие «частица»; правило написания «ь» в конце глаголов.

Уметь писать глаголы с частицей –ся; выделять суффиксы перед части-цей –ся.

Словесные, наглядные

опорные схемы (выделение значимых частей слова, написание частицы –ся),печатная тетрадь

С. 158 упр.183

147.

Другие суффиксы глагола:

 -а-, -е-,  -и-, -о-, -у-, -я-

1

Знать глагольные суффиксы.

Уметь работать с Обратным словарём; выделять глагольные суффиксы.

Словесные, наглядные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (выделение значимых частей слова),печатная тетрадь, Обратный словарь

С. 164 упр.189

148.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Устное изложение. Устный рассказ по серии рисунков Херлуфа Бидструпа

1

Уметь делить текст на части; пересказывать текст по плану по цепочке; работать с Толковым словарём; сос-тавлять план по серии рисунков

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

С. 117, т.: с.84 упр.93

149.

Времена глагола. Прошедшее время

1

Знать, что глаголы изменяются по временам; суффикс прош. времени –л-.

Уметь выделять окончания глаголов прош.времени

 Работа  в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (изменение глаголов по временам, родам и числам), печатная тетрадь

Т.: с. 85 упр. 94

150-151.

Времена глагола. Настоящее время

2

Знать, что гл. настоящего времени изменяются по числам и лицам.

Уметь определять число и лицо глагола в наст.времени.

Словесные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (изменение глаголов по лицам и числам), печатная тетрадь

С.169 упр.194,

словарь

152.

Времена глагола. Будущее время

1

Знать, что глаголы будущего време-ни изменяются по числам.

Словесные, наглядные

опорные схемы (изменение глаголов по лицам и числам), печатная тетрадь

Т.: с. 89, упр.99

153.

Развитие речи

с элементами культуры речи. Письменное изложение

1

Уметь сопоставлять название текста с его темой и его основной мыслью; составлять план текста; письменно записывать текст по плану.

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь

Т.: с.91 упр. 102

154.

Времена глагола. Прошедшее время

1

Уметь определять число и род глаголов прошедшего времени.

Словесные,  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (изменение глаголов по временам), печатная тетрадь

С.178 упр.203

155.

Времена глагола. Настоящее  время

1

Знать, как определить лицо глагола настоящего времени.

Уметь определять лицо и число гла-голов настоящего времени.

Словесные, раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (изменение глаголов по временам), печатная тетрадь

С.179 правило,

словарь

156.

Времена глагола. Будущее время.

1

Знать, что глаголы будущего времени изменяются по числам.

 раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (изменение глаголов по временам), печатная тетрадь

С.181 правило. словарь

157.

Развитие речи

с элементами культуры речи.

Работа с картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение

1

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

С. 120-121 устно, словарь

158.

Списывание текста.

1

Н. М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ» стр. 88

самостоят. работа

Словарь

159.

 Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола

1

Знать, что во всех формах глагола после шипящих пишется «ь».

  раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы(употребление «ь» после шипящих на конце глаголов), печатная тетрадь

С. 182-183 правило, упр.207

160.

Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола

1

Словесные, раб. в парах, самостоятельная работа

опорные схемы (употребление «ь» после шипящих на конце глаголов,

повелительная форма глаголов), печатная тетрадь

С.182 правило,

словарь

              Повторение изученного в 3 классе   15

161-162.

Обобщение по теме «Фонетика

и орфография»

2

Уметь выполнять звукобуквенный разбор слов; писать слова с изученными орфограммами

самостоят. работа работа в парах

опорные схемы (правописание изученных орфограмм), печатная тетрадь

С.188 упр.212

163-164.

Обобщение по теме «Морфемика и словообразование»

2

Уметь выполнять разбор по составу; объяснять образование слова; прави-льно писать приставки, суффиксы.

самостоят. Работа, работа в парах

опорные схемы (выделение значимых частей слова), печатная тетрадь

С. 189 упр.213

165.

Развитие речи

с элементами культуры речи. Работа с картиной Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Устное сочинение

1

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

печатная тетрадь, овладение диалогической и монологической речью, Толковый словарь, ИКТ

С.188 правило

словарь

166-167.

Обобщение

по теме «Лексика» Обобщение

по теме «Синтаксис»

2

Уметь подбирать синонимы, анто-нимы; объяснять устойчивые выражения;

самостоят. работа

Толковый, Этимологический словарь, карточки, печатная тетрадь

С.190 упр.214

168

Контрольная работа  по теме «Повторение изученного в 3 классе»

1

Н. М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ» стр. 94

самостоят. работа

овладение нормами речевого этикета, соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации

С.122-123 устно

169

Работа над ошибками.

1

Уметь выполнять работу над ошибками

170-171

Развитие речи

с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение по наблюдениям

2

Уметь находить нужные слова-рные статьи о словарях различных типов, писать сочинение по наблюдениям.

Словесное рисование, скороговорение, самостоятельная работа

словари русского языка различных типов

С.124-127,

словарь

172-173

Заседание для членов клуба «Ключ и заря»

2

Уметь грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания.

самостоят. работа

заседание для членов клуба «Ключ и заря», Орфографический словарь

С.191-192,

словарь

174-175.

Резервные уроки

2

Примечание: в домашнем задании Т. - тетрадь для самостоятельных работ  / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

                                                      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА,

                      ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

        Материал курса «Русский язык» представлен  следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

        Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

        Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

3 класс (175 ч)

        Фонетика и орфография (22 ч)

        Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

        Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

        Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

        Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на с,з.

        Правописание предлогов.

        Разграничение на письме приставок и предлогов.

        Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

        Написание суффикса -ок- после шипящих.

        Звукобуквенный разбор слова.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков,  характеристика согласных и гласных звуков).

                                                               Лексика (12 ч)

        Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

        Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.

                                    Морфемика и словообразование (23 ч)

        Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

        Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

        Разбор слова по составу.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

        Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

        Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).

                                                               Морфология (72ч)

        Понятие о частях речи

        Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

        Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

        Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

        Морфологический разбор имени существительного.

        Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

        Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

        Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

        Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

        Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

        Синтаксическая функция глаголов в предложении.

        Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

        Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

        Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

        Различение названия падежей.

        Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

        Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

                                                    Синтаксис (16 ч)

        Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

        Формирование умения составлять схему предложения.

        Разбор простого предложения по членам предложения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.

        Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).

        Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.

                                                    Лексикография

        Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

                           Развитие речи с элементами культуры речи (30 ч)

        Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

        Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.

        Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

        Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

        Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

        Определение темы и основной мысли живописного произведения.

        Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

        «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.

        Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.

        Оформление писем элементарного содержания

        Словарь

        Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (всего 75 слов).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

        Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу каждого года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

        В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

        • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

        • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

        • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

        • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

        В области коммуникативных учебных действий:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

        • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

        В области регулятивных учебных действий:

        • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

              Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

                                                                 Русский язык

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения,
  • искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части, изложения, пропуск важных событий, отраженных
  • в авторском тексте;
  • употребление  слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких
  • таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.  

                     Особенности организации контроля по русскому языку

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются

на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.н. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.


                   Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

  • Чуракова, Н. А. Русский язык: 3 класс: учебник: в 3 ч. / Н. А. Чуракова. – М: Академкнига/Учебник, 2013.
  • Байкова, Т. А. Русский язык: 3 класс: тетрадь для самостоятельных работ № 1, 2 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  • Чуракова, Н. А. Русский язык: 3 класс: методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  • Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.2014.

                                                    Лист дополнений и изменений

Дата внесения

изменений

                    Содержание

Подпись лица,

внёсшего  запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе Начальная школа 21 века

 Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». –3-е издание, доработанное и дополне...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС,

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную записку...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку. 2 в класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века»

Рабочая программа по русскому языку.2 в класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и методических рекомендаций по составлению рабочих программ ОУ Московской области...


 

Комментарии

Зыбина Валентина Романовна

Клавдия Романовна, спасибо!!!