Урок по русскому языку во 2 классе "Обобщение. Глагол"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Русина Марина Петровна

Урок по русскому языку во 2 классе "Обобщение.Глагол" программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_glagol_2_klass.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Тема «Обобщение. Глагол»

2 класс

Дата проведения: 11.03.2015

Присутствовали: учителя начальных классов, завуч

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать полученные знания о глаголах.
  • Совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола.

Личностные УУД.

  • Проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные УУД.

  • Познавательные УУД:
  • Отличать глаголы от других частей речи и обосновывать  своё  мнение.
  • Строить предложение с глаголами единственного или множественного числа и обосновывать своё мнение.
  • Регулятивные УУД:
  • Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
  • Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
  • Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
  • Коммуникативные УУД:
  • Формулировать высказывание, мнение.
  • Согласовывать позиции и находить общее решение (работа в парах).

Предметные УУД.

  • Писать предложение с глаголами единственного и множественного числа.
  • Писать орфограммы в глаголах, образованных от словарных слов.
  • Писать слова с известными орфограммами.
  • Оборудование: презентация, тренажер, маршрутный лист, 5 солнышек, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организация урока

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!

2.Минутка чистописания

В  ве  п  пт  пе  ел  зи  им

в.сна  т.пло  птич.ки   прил.тают

- Какие буквы вставили, почему?

- Как вы думаете, почему я выбрала эти слова? Как они связаны между собой?

- Сегодня мы отправимся в гости к весне, будем приближать приход весны. В дороге нам будет помогать маршрутный лист (на маршрутном листе будет появляться солнышко после каждого этапа урока)  

  • Прочитайте на маршрутном листе, какие знания нам понадобятся в путешествии.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

1

Что такое глагол? Нахождение глагола

2

Число глаголов

3

Грамматическая основа.

4

Глаголы – антонимы, глаголы-синонимы

5

Не с глаголами

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока. 

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, составьте слово  из данных букв:  (Слайд 1)

   л  г  а  о  г  л

- Давайте вспомним, что называется глаголом?  (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать?, Что сделать?, Что будет делать?)

- Прочитайте стихотворение  (Слайд 2):

Улетела злая вьюга,

Принесли весну грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

- Выпишите глаголы из этого стихотворения себе в тетрадь.

- Проверим. (Читает ученик, остальные проверяют.)

Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

- Молодцы. И это наш первый шажок до весны (Появление солнышка на маршрутном листе.)

3. Словарная работа. 

-Читаю загадку, вы пишите отгадку:

1.В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

2.По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел)

3. Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? ... (Соловей)

4. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)

5.Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (Ласточка)

6. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

-Как можно эти слова назвать, одним словом? (Птицы)

-Назовите птиц, которые живут у нас и зимой, и летом? (Ворона, сорока, воробей)

-А как можно назвать остальных птиц? (Перелетные)

-Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Скворец, жаворонок, грач)

-Почему они не остаются у нас зимой? (Нет корма)

4. Число глаголов.

-Какие числа имеет глагол? (Единственное, множественное числа)

-Как вы определяете число глаголов?

-На экране даны существительные, к которым нужно подставить глаголы такие, чтобы получились приметы весны (Работа в тетради): (Слайд 3)

 Весна …( пришла).

Грачи … (прилетели).

 Почки … (набухли).

Ручьи … (журчат).

Медведь … (проснулся).

-Определите число у глаголов.

- Молодцы. Ещё один шажок до весны. (Появление солнышка)

5.Грамматическая основа

-Нужно составить предложения и подчеркнуть грамматическую основу. (Слайд 4)

 - Вспомним, что входит в грамматическую основу? (Подлежащее, сказуемое)

-Что такое подлежащее, сказуемое? (Подлежащее отвечает на вопросы  Кто? Что?, сказуемое – Что делает? Что сделает?) (Для работающего у доски карточка с этим заданием)

  1. весна, тёплая,  вот, пришла.
  2. тает, снег, рыхлый, повсюду.
  3. скоро, к, прилетят, нам, птицы.
  4. проснутся, приходом, весны, с, животные.

6. Физкультминутка.


-Несмотря на то, что на дворе март, на улице всё ещё холодно, чтобы не замёрзнуть во время прогулки,  нужно подвигаться. Слушайте внимательно. Если я называю глагол в единственном числе – вы шагаете на месте, если глагол во множественном числе – прыгаете на месте.

Идут, бежит, хлопают, прыгают, летит, приседают, кричит, танцует, кружатся, спит, садятся.

7.Глаголы – антонимы, глаголы – синонимы.

-Что такое антонимы? (Противоположные по значению слова)

-Что такое синонимы (Близкие по значению слова)

-Закончите пословицы. Для этого нужно подобрать глагол с противоположным значением. Устно. (Слайд 5)

Мир строит, а война … .

По одежке встречают, по уму –  ……

Легко друга потерять, но трудно … .

1варианту выписать из словарика  3 глагола с антонимами (встречать-провожать, запрещать-провожать, радовать-огорчать), 2 варианту -  3 глагола с синонимами (бежать-мчаться, думать-размышлять, идти-шагать). (Слайд 6)

(2 человека у доски с карточками)   (Появляется солнышко)

8.Глагол с частицей не

- Прочитайте текст, где нужно, вставьте частицу НЕ. Устно. (Слайд 7)

Береги книгу! … бери ее грязными руками и … клади на грязный стол. … перегибай книгу и … загибай у нее листов. Если ты … взял книгу в библиотеке, то … забудь вернуть ее в срок.

-Какое правило должны знать,  работая с этим упражнением? (Частица не с глаголом пишется раздельно)

Вставить недостающее слово. (На доске написано):

Дружба крепкая … сломается.

… откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме … указывают.

… хвали сам себя, есть лучше тебя.

Остальные работают на тренажере. (Тренажер)

 (На маршрутном листе появилось очередное солнышко)

 

9.Подведение итогов. Оценивание. (Слайд 8)

Тест:

1. Глагол обозначает:

а) предмет;      б) действие предмета;     в) признак предмета

2.Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;       б) кто? что?;     в) что делал? что делает? что сделает?

3. В предложении чаще всего глагол бывает:

а) подлежащим;   б) сказуемым  

4.Какие числа имеет глагол?
5. Для чего нужны глаголы в нашей речи?

10.Рефлексия (Слайд 9)

Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы работали над темой …

2.       Я научился…

               3.       Мне было трудно…

4.       Мне больше всего понравилось на уроке …

  

11.Домашнее задание

Учебник Стр.85 Упр.5, 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения".

Этот урок предназначен для учителей 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий....

Конспект и презентация урока по русскому языку по теме "Глагол. Употребление глаголов в речи"

В конспекте урока по теме "Глагол.Употреблебление глаголов в речи" содержится подробное описание открытого урока русского языка для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...

Конспект урока по русскому языку на тему «Глагол. Что такое глагол», 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; умениеопределять их на слух, находить в тексте.Планируемые результатыПредметные- знать: определение...