Урок русского языка 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чичёва Ирина Ивановна

Технологическая карта урока  русского языка (1 класс, УМК "Перспектива") по теме "Алфавит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Чичёва Ирина Ивановна

Класс:1 «А»

Дата: 14.04.2015г.

Предмет: русский язык

№ урока по расписанию: 1

Тема раздела: Звуки и буквы. Алфавит

Тема урока: Алфавит

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение,

формировать умения  располагать слова в алфавитном порядке, развивать речь учащихся.

Задачи:

Образовательные: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите;

познакомить детей с историей русского алфавита;

формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита;

формировать навыки сознательного и плавного чтения.

Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.

Воспитательные: воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группах.

Планируемый результат

Предметные:

Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке,

   научатся применять знание алфавита при выполнении практических   заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

    Определять цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные:  

     Делать выводы о результате совместной   работы класса и учителя.

Коммуникативные:

     Слушать и понимать речь других.

     Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности  с одноклассниками.

Личностные:

   Понимать причины успеха в учебной деятельности.

Термины и понятия

Алфавит, алфавитный порядок, звуки, буквы

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы

компьютер, электронная доска, презентация, электронное приложение, учебники русского языка, конверты с заданиями для групп.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.


Технология обучения

Дидактическая структура урока, его цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И  работать начинаем.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять!

1) Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2. Введение в тему урока

Чем сегодня мы пополним копилку знаний,  вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Отгадывают загадку.

Алфавит.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Буквы – значки, как

Бойцы на парад,

В строгом порядке

Построились в ряд,

Каждый в условленном

Месте стоит

И называется все…

(Алфавит)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- У вас на столах лежат карточки с картинками.

По первой букве названий предметов, изображенных на картинках, составить слова и написать их в тетрадь.  Разделить слова на слоги, поставить ударение. Рядом построить звуковую модель слова, его «звуковой домик».

- Какое слово составили?

Проверка: по одному ученику от каждого варианта у доски.

- Поднимите  руки у кого нет ошибок?

-Сколько букв мы изучили? (33)

-На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные и согласные)

- Cколько букв гласных звуков? (10)

- Сколько букв согласных звуков?  (21)

-Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

-Дети, если мы с вами изучили уже все буквы, то что же мы будем дальше делать на уроках русского языка?

1) Выполняют задания по карточкам: записывают слово, делят на слоги, ставят ударение, составляют звуковую схему слова

2) Обосновывают выбор правильного ответа.

3) Производят самоконтроль

4) Отвечают на вопросы учителя.

АЛФАВИТ

У детей на столах карточки с ребусами.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

4. Формулирование темы урока, составление плана работы.

Сформулируйте тему урока.

А что об алфавите мы должны узнать?

Работать сегодня будем по следующему плану.

Составление плана работы.

  • узнать, что обозначает слово алфавит;
  • для чего он нужен, где его применяют;
  • тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

1) Формулируют тему урока.

2)Составляют план работы.

(П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Учатся составлять план работы.

УУД:

(Р): целеполагание; планирование;

5. Открытие нового знания

Итак, действуем по нашему плану.

Что такое алфавит? (буквы, расположенные в определённом порядке)

- Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка.  В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит».

1)Высказывают свои предположения;

2)Отвечают на вопросы учителя.

3)Озвучивают понятие.

.Рассказ о происхождении слова «алфавит» (профессор Самоваров из CD)..

(П) умение находить и выделять необходимую информацию.

6. Физминутка

Вы, наверное, устали,

Ну, тогда все дружно встали.

Выполнение упражнений  «Весёлый мальчишка»

7. Постановка проблемы.

- Дети, а для чего же нужен алфавит? Предположите.

- В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Личные дела учеников.

 Слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.

И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Проблемный вопрос.

- Дети, а как быть, если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а они начинаются с одной буквы? Например, мне в журнал нужно записать ваши фамилии.

- У нас в классе на букву П  начинаются четыре фамилии я: Писарева, Пак, Петрикова и Попырина. Какую из них писать первую?

- Я вам ещё усложню задание.  На букву К в классном списке 3 фамилии: Кравченко,  Королева, Крутов.  Как быть в этом случае?

Правило: Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей.

1) Высказывают свои предположения.

2) Выполняют тренировочные упражнения.

3) Формулируют выводы.

(П): выдвижение гипотез; построение логической цепи рассуждений.

Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

умение делать предположения и обосновывать их;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения;

учебное сотрудничество со сверстниками;

8. Фиксация нового знания

- Сейчас вы будете работать в паре. Чтобы отлично справиться со всеми заданиями, необходимо сначала повторить алфавит. Я хотела раздать вам памятки, но по пути на работу некоторые буквы сбежали из алфавита, прошу вас их отыскать и поставить на место.

1)  Возьмите зелёный конверт.

Итак, задание: вставьте пропущенные буквы.

-  Проверяем.

Важно: при проверке требовать ВЕРНО называть букву!

1)Выполняют самостоятельную работу.

2)Производят

самоконтроль.

Зелёный конверт

Аа   ?   Вв   ?    Дд  Ее   ?   Жж  Зз Ии   ?   Кк   Лл   ?   Нн   ?   Пп  Рр   Сс   ?      Уу   ?   Хх   ?   Чч   Шш  ?   ъ   ы   ?   Ээ   Юю   ?

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

(Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы;

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

2) Итак, следующее задание находится в синем конверте: запишите словарные слова в алфавитном порядке.

- Проверьте правописание и расположение слов в алфавитном порядке. Если всё записано верно – поставьте на полях (+), если есть ошибки (–).

1) Выполняют работу.

2) Производят

самоконтроль.

Синий конверт

Словарь: уч…ник, р…бята, дев…чка, с…бака, учит…ль, в…рона.

Применение учащимися  полученных знаний об алфавите и способах действий на его основе в разнообразных ситуациях

3) Возьмите жёлтый конверт.

Прочитайте пословицы, расставив их в алфавитном порядке по начальным буквам. Для этого впишите в клеточки нужные цифры.

1)Выполняют работу.

2) Производят

самоконтроль.

Жёлтый конверт

Грамоте учиться всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Делаешь наспех – сделаешь на смех.

Богатством ума не купишь.

Век живи – век учись.

9. Физминутка для глаз.

Видеоролик «В пучине морской»

4) Посмотрите на экран. Распределите данные слова в алфавитном порядке и запишите их в тетрадь. Поменяйтесь тетрадями, проверьте.

1)Выполняют работу.

2) Производят

взаимопроверку.

море

волна                                  остров

пляж

рыбы

(Л) умение оценивать товарища  на основе критерия успешности.

10. Практическое применение полученного знания.

У нас есть классная библиотечка. Давайте попробуем вместе расставить  книги К.Чуковского в алфавитном порядке по их названию.

Расставляют книги в алфавитном порядке.

«Муха-Цокотуха»

«Мойдодыр»

«Тараканище»

«Краденое солнце»

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чтобы понять, все ли мы успели, вернемся к плану урока:

Составление плана работы.

  • узнать, что обозначает слово алфавит;

Что такое алфавит?

  • для чего он нужен, где его применяют;

Когда нам может пригодиться знание алфавита и умение им пользоваться?

  • тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

Вот мы и подошли к последнему этапу нашего урока – подумайте, насколько хорошо вы умеете расставлять слова по алфавиту?

1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2) Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Оцените свою работу (светофоры: зелёный – всё понял, всё получилось, было легко; жёлтый – понятно не всё, не все задания выполнял правильно; красный – многое не получилось, было трудно).

Оцените работу в паре: закрасьте круг в желаемый цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...