Конспект урока "Образование имён с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Еронина

Конспект урока 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе

Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке».

Цели:

  • повторить понятие «суффикс» и его значение в образовании новых слов;
  • познакомить с новыми суффиксами и их ролью в уменьшительно-ласкательных формах имён;
  • развивать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
  • обогащать словарный запас учащихся;

  1. Актуализация знаний учащихся.

  1. Словарная работа.

- Сегодня праздник – День Святого Валентина. Этому празднику более

6 веков.  Любовь – это сильное чувство. Оно способно победить ненависть и злость, ссоры и обиды. Пусть вас любят те, кого любите вы.

- Откройте словарик. Найдите слова, которые по вашему соответствуют сегодняшнему праздничному дню. Запишите их. (Праздник, праздничный, чувство).

  1. – Какие чувства мы проявляем к нашим родным, любимым людям, к друзьям? (Внимание, доброта, ласка, сочувствие).

- В общении, чтобы показать своё отношение к другу, к маме, пожалеть, утешить, мы говорим ласковые слова. Для этого очень часто мы слову придаём уменьшительно-ласкательное значение. С помощью чего происходят такие превращения? (С помощью суффиксов).

- Назовите их.

  1. – Запишем в тетради:

Дочь – дочка, сын - …, брат - …, сестра - …, мама - …, друг - …, подруга - … .

    - Какие слова получились? (ласковые)

    - Что в них передаётся? (любовь, доброта)

    - Какая часть слова помогла образовать существительные с    

      уменьшительно-ласкательным значением? (Суффиксы: -к-, -ок-, -ик-,

     - очк-) Записать на доске.

  1. “Открытие» детьми нового знания.

- Люди, общаясь, называют друг друга по именам. Делают это по-разному. Уважительно: по имени, отчеству. Просто по имени. И, конечно же, ласково. Как вас ласково называют?  

  Дети называют, учитель некоторые слова записывает на доске, обращая внимание на суффиксы.

  Игорь - Игорёк, Надя – Наденька, Лена – Леночка и т. д.

- Цель нашего урока: понять, какие суффиксы смогут образовать уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён?

Проблемный вопрос.

- С помощью суффикса –к- тоже образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением (рыба-рыбка, рука-ручка…)

- Посмотрим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-. Света – Светка, Серёжа – Серёжка.

- Это уменьшительно-ласкательная форма имён? (нет)

Решение проблемного вопроса.

- Выполним упр. 271.

Вывод. – Какое же значение имеют имена существительные

                с суффиксом –к-? (оттенок пренебрежения)

             - Хорошо ли употреблять в речи формы мужских и женских имён

               с суффиксом –к-?

  1. Первичное закрепление.  (Упражнения в образовании уменьшительно-ласкательных форм женских и мужских  имен)

- На доске записаны предложения.

Задание: запишите предложения, поставив слова в скобках в уменьшительно-ласкательную форму.

 Пошла (Маша) с подружками в лес и заблудилась.

 (Денис) выплеснул кашу на улицу и попал одному гражданину на шляпу.

 Бежит козлёночек за сестрицей (Алёной).

  1. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Работа по карточкам. (Использованы стихи А.Барто)

- Измените имена, данные в скобках, используя суффиксы.

1в. «Друг за другом                                «Сговорились мальчики:

        Встали пары                                     - Мы откроем счёт:

        Две Тамары,                                     Сосчитаем жалобы-

        Две Варвары,                                    Сколько будет в год?

        А с плясуньей (Настя)                      Испугалась (Соня)

        Мальчик коренастенький».              И сидит тихонечко…»

                                     «Тише, (Таня), не плачь:

                                     Не утонет в речке мяч».  

2в. «А первоклассник (Коля)                      «Пускай в тетрадке

      Звонит Смирновой (Галя) –                   Троечки

      Сказать, что пишет палочки                   Зато глаза

      И не устал нисколечко».                         У (Зоя)!...»            

                                      «Вышла (Лида) вперёд,

                                       Лида прыгалку берёт».

  1. Итог урока.

- С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы имён?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Логопедическое занятие по преодолению дисграфии в 3 классе. Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Подробный конспект логопедического занятия с учениками 3-х классов. Данная работа будет полезна студентам ВУЗов, логопедам и учителям начальных классов....

презентация к уроку образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением...

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Технологическая карта.Разработка урока во 2 классе....

Предмет: русский язык Тема: «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»

Урок русского языка в 3 классе по теме" Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным значением"....

Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ТНР "Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов"

Данный конспект поможет логопедам и учителям начальных классов провести занятие или урок на соответствующую тему....