Конспект урока "Образование имён с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse_umensh-lask_formy_imyon.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе
Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке».
Цели:
- повторить понятие «суффикс» и его значение в образовании новых слов;
- познакомить с новыми суффиксами и их ролью в уменьшительно-ласкательных формах имён;
- развивать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
- обогащать словарный запас учащихся;
- Актуализация знаний учащихся.
- Словарная работа.
- Сегодня праздник – День Святого Валентина. Этому празднику более
6 веков. Любовь – это сильное чувство. Оно способно победить ненависть и злость, ссоры и обиды. Пусть вас любят те, кого любите вы.
- Откройте словарик. Найдите слова, которые по вашему соответствуют сегодняшнему праздничному дню. Запишите их. (Праздник, праздничный, чувство).
- – Какие чувства мы проявляем к нашим родным, любимым людям, к друзьям? (Внимание, доброта, ласка, сочувствие).
- В общении, чтобы показать своё отношение к другу, к маме, пожалеть, утешить, мы говорим ласковые слова. Для этого очень часто мы слову придаём уменьшительно-ласкательное значение. С помощью чего происходят такие превращения? (С помощью суффиксов).
- Назовите их.
- – Запишем в тетради:
Дочь – дочка, сын - …, брат - …, сестра - …, мама - …, друг - …, подруга - … .
- Какие слова получились? (ласковые)
- Что в них передаётся? (любовь, доброта)
- Какая часть слова помогла образовать существительные с
уменьшительно-ласкательным значением? (Суффиксы: -к-, -ок-, -ик-,
- очк-) Записать на доске.
- “Открытие» детьми нового знания.
- Люди, общаясь, называют друг друга по именам. Делают это по-разному. Уважительно: по имени, отчеству. Просто по имени. И, конечно же, ласково. Как вас ласково называют?
Дети называют, учитель некоторые слова записывает на доске, обращая внимание на суффиксы.
Игорь - Игорёк, Надя – Наденька, Лена – Леночка и т. д.
- Цель нашего урока: понять, какие суффиксы смогут образовать уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён?
Проблемный вопрос.
- С помощью суффикса –к- тоже образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением (рыба-рыбка, рука-ручка…)
- Посмотрим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-. Света – Светка, Серёжа – Серёжка.
- Это уменьшительно-ласкательная форма имён? (нет)
Решение проблемного вопроса.
- Выполним упр. 271.
Вывод. – Какое же значение имеют имена существительные
с суффиксом –к-? (оттенок пренебрежения)
- Хорошо ли употреблять в речи формы мужских и женских имён
с суффиксом –к-?
- Первичное закрепление. (Упражнения в образовании уменьшительно-ласкательных форм женских и мужских имен)
- На доске записаны предложения.
Задание: запишите предложения, поставив слова в скобках в уменьшительно-ласкательную форму.
Пошла (Маша) с подружками в лес и заблудилась.
(Денис) выплеснул кашу на улицу и попал одному гражданину на шляпу.
Бежит козлёночек за сестрицей (Алёной).
- Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Работа по карточкам. (Использованы стихи А.Барто)
- Измените имена, данные в скобках, используя суффиксы.
1в. «Друг за другом «Сговорились мальчики:
Встали пары - Мы откроем счёт:
Две Тамары, Сосчитаем жалобы-
Две Варвары, Сколько будет в год?
А с плясуньей (Настя) Испугалась (Соня)
Мальчик коренастенький». И сидит тихонечко…»
«Тише, (Таня), не плачь:
Не утонет в речке мяч».
2в. «А первоклассник (Коля) «Пускай в тетрадке
Звонит Смирновой (Галя) – Троечки
Сказать, что пишет палочки Зато глаза
И не устал нисколечко». У (Зоя)!...»
«Вышла (Лида) вперёд,
Лида прыгалку берёт».
- Итог урока.
- С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы имён?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Логопедическое занятие по преодолению дисграфии в 3 классе. Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Подробный конспект логопедического занятия с учениками 3-х классов. Данная работа будет полезна студентам ВУЗов, логопедам и учителям начальных классов....
презентация к уроку образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением...
Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Технологическая карта.Разработка урока во 2 классе....
Предмет: русский язык Тема: «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»
Урок русского языка в 3 классе по теме" Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным значением"....
Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ТНР "Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов"
Данный конспект поможет логопедам и учителям начальных классов провести занятие или урок на соответствующую тему....