Разделительный Ъ и Ь знаки (мастерская по русскому языку)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Байнова Наталья Александровна

На этом уроке дети в группах определяют, где в словах пишется разделительный Ъ или Ь знаки, дают формулировку правила написания разделительного Ъ или Ь знаков. В конце урока каждая группа рисует плакат на правило написания разделительного Ъ и Ь знаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс (мастерская по русскому языку ).

Тема. Разделительный «ъ» и «ь» знаки.

Цель. Научить детей определять место написания разделительных «ъ» и «ь» знаков, уметь писать слова с разделительными «ь» и «ъ» знаками.

Задачи:

- воспитательные. Учить работать в группах.

- развивающие. Развивать наблюдательность, внимание, расширять кругозор.

                                Ход урока.

1.Сегодня мы будем сами открывать одно из правил написания слов. Помогут нам ваши знания и дружная работа.

2. У вас на столах лежат необычные тексты. Что в них необычного ? Догадайтесь и ответьте через минуту. Каждая группа ребят читает и обсуждает один из текстов.

а )  Не за то волка бют ,что сер, а за то , что овцу сел.

      Ручи солются – река будет, люди обединятся –силу их не победить.

      Друзя познаются в беде.

б ) Вюга замела лес. Сучя деревев покрыты снегом. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да зайка сёжился под елю.

в ) В автомобиле река разезжает,

      Радужной пылю асфальт поливает.

      Подехал к стрйке кран подёмный,

       Подёмный кран – силач огромный.

       Вюга хлещет так и сяк,

        Бёт в лицо крупой колючей.

г ) Обявление.

     Третего декабря , в воскресене, состоится лыжная прогулка. Сбор у подезда школы. Отезд в девять часов.

д ) Воробиха воробенка выводила погулять.

    По дороге отихоньку стала мама обяснять.

    Волк ужасно разярён: сесть ежа не может он.

     Ёжик выставил иголки – обегорил злого волка.

3. Что необычного нашла в текстах каждая группа?

   Какие знаки в русском языке называются разделительными?

4. Вы можете исправить недочёты. Для этого у вас есть лист бумаги. Напишите на нём исправленные вами слова.

    Представляем вариант работы ученика:

                       пылью

                       подъёмный

                         подъехал  

                          вьюга

                           бьёт

5. Обсудите в группе свою работу и представьте исправления на общем листе. Запись на листе должна быть видна всем. Пишите крупно. Пользуйтесь цветными фломастерами.

Вьюга                       бьют                         воробьиха            объявление         разъезжает

деревьев                  съел                        воробьёнка           третьего                 пылью

веселья                     ручьи                       объяснять             воскресенье         подъёмный

воробьи                    сольются                 разъярен               подъезда              подъехал

съёжился                  объединятся            съесть                   отъезд                  вьюга          

елью                           друзья                      объегорил                                        бьёт

6. Прикрепите листы к классной доске. От каждой группы работу будут представлять два человека. Один читает текст; другой показывает слова, в которые группа вставила разделительные знаки. Наша задача – определить, все ли слова текста попали на лист.

     Какие еще слова с разделительными знаками надо писать?

_______

________

взъерошенные

сучья

7.Теперь каждая команда по очереди рассмотрит все листы и , обсудив их, подчеркнет слова, написание которых вызывает сомнение.

8.Каждый запишет на своём листе слова, не вызывающие сомнения. В этих словах мы с уверенностью ставим Ъ или Ь разделительные знаки.

       В это время я пишу на доске слова, написание которых нам еще не ясно. Обозначу сомнение пропуском буквы.

       Запись на доске :

Дерев…ев                     об…яснять

с…ёжился                     раз…ярён

вз…ерошенные            с…есть  

суч…я                              об…егорил

б…ют                                об…явление

с…ел                                  воскресен…е  

сол…ются                          под…езда

об…единятся                     от…езд

вороб…иха                         раз…езжает

вороб…ёнка                        под…ёмный          

под…ехал                            б…ёт

Запись у каждого на листе:

                       Вьюга

                       веселья

                       воробьи

                       елью

                       ручьи

                       друзья

                       третьего

                       пылью

9. Обсудите в группах, каким способом выявить, что написать на месте пропусков. Ваши предложения.

   Вариант задания:

  С какого действия мы всегда начинаем выяснять, какую букву пишут в слове?

Обсуждаются варианты:

- Твёрдый или мягкий звук перед знаком.

( учитель обращает внимание на слово ВЬЮГА )

- определить, в какой части слова орфограмма.

Выделите корень в словах, записанных на доске.

Теперь по одному человеку от группы выйдут к доске и выделят корни. Как выделенные корни помогли нам приблизиться к решению вопроса?

Вариант вопроса:

Есть ли общее в положении пропущенных знаков относительно корня? По этому признаку разделите слова на 2 группы и перепишите на свой лист. Посоветуйтесь в группе, как определить каждую группу слов.( Разделительный знак перед корнем, после корня)

10. Прочитайте получившиеся группы.

Как определить, где пишется разделительный Ь и Ъ знаки.

11. Обсуди ваши предложения.

Выделите  в известных словах корень и определите написание Ь и Ъ относительно корня:

                         Вьюга                               дерев…ев

                         веселья                            суч…я

                         воробьи                           б...ют

                         елью                                 сол…ются

                         ручьи                                вороб…иха

                         друзья                              вороб…ёнка

                         третьего                           воскресен..е

                         пылью                              б…ет

                                            с…ежился

                                            вз…ерошенные

                                            с…ел

                                            об…единятся

                                            об…яснять

                                            раз…ярен

                                            с…есть

                                            об…егорил

                                            об…явление

                                            под…езда

                                            от…езд

                                            раз…езжает

                                            под…емный

                                            под…ехал

(Мягкий знак после корня и в корне.)

Есть ли у других групп возражения, добавления?

12.Расставте коварные знаки в новые для вас слова.

Из каждой группы выйдет один человек и поможет расставить знаки на классной доске. Есть ли возражения, замечания у групп?

Давайте составим яркий плакат, который поможет нам запомнить правило написания слов с разделительными Ь и Ъ.

Обсуждение плакатов.

13.Какая тема была у нашей мастерской? На какой вопрос отвечали? Какой ответ получили? Что особенно понравилось на мастерской?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка Конспект мастерской по русскому языку в 3 классе «Обезьянки и подснежники» (типы текстов)

Урок русского языка, целью которого было ознакомление учащихся 3 класса с основными типами текстов,  проведен в соответствии с принципами технологии педагогических мастерских. Дети почувствовали себя ...

Конспект урока - мастерской по русскому языку " Солнце"

Урок-мастерская - это урок работы со словом, на котором каждый ребенок может проявить себя в меру своих возможностей. Также такие уроки позволяют развить интерес к слову, к этимологии, к изучению язык...

Мастерская по русскому языку 4 класс

Мастерская по русскому языку 4 класс. Тема: "3 склонения имен существительных".На уроке дети знакомятся с понятием склонение имен существительных....

«Разделительный мягкий знак» урок по русскому языку во 2 классе. Образовательная система «Школа России».

Цель: Обучение правописанию слов с разделительным мягким знаком.Задачи: Рассмотреть случаи правописания слов с разделительным мягким знаком. Учить разграничивать функции мягкого знака в словах. ...

Урок-мастерская по русскому языку во 2-м классе "Что такое доброта."

На уроках я часто использую технологию- мастерская.Буду рада, если коллеги тоже начнуть использовать новые технологии в работе....

Мастерская по русскому языку, 2 класс. Тема: Родственные слова.

Конспект урока - мастерской по русскому языку во 2 классе по теме : "Родственные слова"....

Мастерские по русскому языку 2-4 класс

В данном сборнике содержатся упражнения на повторение и закрепление изученного материала....