Урок-мастерская по русскому языку во 2-м классе "Что такое доброта."
статья по русскому языку (2 класс) по теме
На уроках я часто использую технологию- мастерская.Буду рада, если коллеги тоже начнуть использовать новые технологии в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок- мастерская | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя образовательная школа № 534 с углубленным изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга
Тема: Использование современных образовательных технологий. «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА» Урок-мастерская по русскому языку во 2-м классе
Работа выполнена учителем начальной школы, Высшей категории, Почетным работником образования Российской Федерации
Яковлевой Еленой Александровной
Сегодня всё чаще в своей жизни мы видим безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость встречаемся с безответственными и безнравственными людьми. Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Чтобы школа не утратила суть духовности и радости, чтобы основы наук проходили через душу и сердце ребёнка, необходимо построение воспитательной системы по принципу толерантности: обучение детей способам выхода из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости учащихся, социального воображения, доверия, доброты, вежливости, умения выслушивать другого человека, развитие коммуникативных навыков, обучение межкультурному пониманию. Добро — это одно из главных направлений в работе, так как исключительной ценностью для развития личности выступают нравственное начало в ребёнке: доброжелательность, вежливость, способность к сопереживанию, снисходительность и терпение. Проект «Что такое доброта» направлена на обогащение духовного мира ученика и формирование светлых образов и мыслей.
- Цели и задачи мастерской
Цели мастерской:
- коснуться глубинных слоев духовной жизни личности;
- развивать потребность в общении, желание поделиться своими мыслями;
- формировать положительные качества личности;
- учить правильно выражать свои мысли в письменной речи.
Задачи:
- создать условия для самовыражения;
- разбудить желание ценить различия в каждом человеке;
- развивать творческие способности детей;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
- умение анализировать свой успех и неуспех, свое состояние, мысли, чувства, миропонимание;
- воспитание культуры взаимоотношений.
2. Техническое обеспечение
- мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
- используется музыкальный канал сопровождения.
3. Оборудование: сердечки,
- цветные карандаши, цветные мелки,
- полоски с разрезанными пословицами,
- карточки с пословицами,
- рабочий лист «Доброта» (Приложения 1-1,1-2)
К уроку подготовлена презентация, которую учитель использует на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 1)
Настрой на позитивные мысли (слайд 5, слайды 2-4 отражают цели и задачи мастерской)
Звучит спокойная музыка из к/ф «Титаник»
Учитель: Мир. мир, мир везде.
Мир в тебе, мир во мне.
Свет, свет, свет везде.
Свет в тебе, свет во мне.
Любовь, любовь, любовь везде.
Любовь в тебе, любовь во мне.
2. Работа со словарем
На экране появляется слово «Мастерская — это... » (слайд 6)
Учитель: Сегодня у нас не просто урок, а мастерская. Как вы думаете, что такое мастерская?
Идет беседа по картинкам, изображенным на экране. Учащиеся: — Мастерская это место, где что-то делают.
- Делают руками, чинят что-то.
- Мастерят, рисуют.
Учитель: Вы правильно дали определение этому слову. А что нам расскажут словари об этом слове?
Словарь С. И. Ожегова дает такое толкование слова:
- помещение в котором работает живописец, скульптор;
- производственное или ремонтное помещение.
Толковый словарь В. И. Даля:
1) мастерская — ремесленная комната, где работают ремесленники, мастера художники.
Советский энциклопедический словарь:
Мастерская народной графики...
Учитель: А вы знаете как называют людей, которые трудятся в мастерской?
Учащиеся: Мастера, труженики высокого класса, которые очень хорошо выполняют работу, умельцы, люди с «золотыми» руками.
Учитель: Оказывается вы очень много знаете о мастерах. А теперь вновь обратимся к нашим помощникам — словарям.
Словарь С. И. Ожегова:
мастер — специалист, который достиг высоких результатов, квалифицированный работник (Мастер на все руки. Мастер своего дела. Дело мастера боится. На вкус и цвет мастера нет)..
3. Обсуждение правил поведения на мастерской
Учитель: Ребята, в каждой мастерской существуют свои правила поведения, которые помогают мастерам хорошо выполнять работу. Какие они, как вы думаете?
Учащиеся:
- Работать тихо, не мешать другим;- работать творчески;- помогать;- не мешать;
- помогать главному руководителю мастерской;
- слушаться старшего мастера;
- стараться выполнить задание.
На экране последовательно появляются правила поведения в мастерской (слайд 7).
Учитель: Это правила поведения в нашей мастерской. В Мастерской говорит каждый, никого не стесняясь.
4. Сообщение темы мастерской
Учитель: Ребята, а как вы думаете, как будет называться наша Мастерская? Давайте попробуем догадаться.
На экране появляется под музыку (Yiruma — красивая музыка без слов.mp3») стихотворение «Почувствуйте вкус слова доброта!» (слайд 8).
Учащиеся читают по очереди стихотворение на слайде. Почувствуйте вкус слова доброта!
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе
А скажут лишь доброе слово
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти.
Чтоб справиться другу с тоскою.
Невзгоды осилить в пути,
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того.
Но, редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его.
Учитель: Ребята, здесь зашифровано название нашей Мастерской. Давайте отгадаем.
На экране появляется слайд 9 «Отгадай слово».Когда учащиеся отгадывают, появляется слайд с разгадкой — слово «Доброта» (слайд 10)
5. Поиск смысла слова «Доброта»
Учащимся раздается рабочий лист «Доброта» (Приложение 1-1, 1-2)
Учитель: Ребята, а что такое «доброта»?
Учащиеся: — солнышко — любимый — великодушный — милосердный — доброжелательный — отзывчивый -красота — радуга — цветочек -ласковый — легко
Учитель: Да, это и человек и его поступки, и все, что связано с хорошими поступками. Доброта — она везде, вокруг нас и в нас.
Давайте посмотрим, что об этом слове нам скажет словарь С. И. Ожегова.(слайд И)
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добро — все положительное, полезное, хорошее.
Доброволец — добровольно взял на себя какую-либо работу.
Доброжелатель — доброжелательно относящийся к кому- нибудь.
Добронравие — хороший нрав.
Добросердечность — ласковое, доброе сердце.
Доброхот — доброжелатель.
Добряк — добрый человек.
Учитель: Подберите однокоренные слова к корню «добр».
Учащиеся: — доброта — добро — добрячок — добродушный — добрый — добросердечный.
Запишите слова, которые вы нашли на наш рабочий листок в рамочку «Слова». (Приложение 1-1).
Учитель: А теперь вспомните самые приятные слова, которые согревают вашу душу, ваше сердце. Запишите их тоже на рабочий листок в ту же рамочку «Слова». (Приложение 1-1).
Учащиеся: — будьте добры -сердце — любовь — солнышко — радость, доброе утро — тепло — умница — молодец — отлично — ты очень красивая — на сердце становилось легко — спасибо -очень приятно — если ты скажешь врагу доброе слово, он тебя не убьет — помощь — друг — красота.
6. Создание ассоциативного ряда со словами «добрый человек».
Учитель: Без сомнения в вашей жизни встречались добрые люди. Какими словами можно их охарактеризовать?
Учащиеся: — с большим сердцем — любимый — вежливый — дружелюбный — милосердный
- отзывчивый — счастливый — честный — помогает другим — трудолюбивый — не жадный — душевный — добросовестный — делает хорошие дела.
Учащиеся записывают свои суждения на рабочий лист (Приложения 1-1)
Учитель: Скажите эти слова друг другу.
Учащиеся: работают в парах.
Учитель: Какие вы услышали слова?
Учащиеся: — здравствуй — любимый — друг — доброжелательная — сердечная — мамин человечек — молодец — милая — будьте здоровы — великодушный.
Учитель: Что вы чувствовали, когда говорили добрые слова и слушали их в свой адрес?
Учащиеся: — на душе тепло, приятно, — теплая мелодия в сердце, — на душе радостно, — легко, — радость и тепло, — было спокойно и легко, — мне нравится говорить такие слова другу.
7. Работа с текстом.
Учащиеся: читают хором стихотворение (слайд 12)
Добрым быть совсем — совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
Обсуждение стихотворения.
8. Создание ассоциативного ряда со словами «доброе сердце».
Учитель: Какой человек может называться добрым? С каким сердцем должен быть такой человек? ( слайд 13)
Учащиеся: — у того, чье сердце большое и яркое — с добрым сердцем — с горячим, отзывчивым сердцем,
Учащиеся записывают слова на рабочем листе (Приложение 1-1)
- Человек, у которого есть сердце, милосердный.
- Хороший, помогает, у него добрая душа.
- Вежливый, милый, послушный, с добрым сердцем.
- Помогает маме.
- Веселый, без камня на сердце.
- Всегда придет на помощь.
- Человек, который совершает добрые поступки, добродушный.
- Миролюбивый.
Учащимся раздаются сердечки из бумаги.
Учитель: Возьмите сердечки, раскрасьте их и напишите на раскрашенных лепестках добрые слова.
На экране появляется цветок из сердец (слайд 14)
Учащиеся выполняют творческое задание под музыку (Мелодия — Красивая (audiopoisk.com).mp3).
10. Афиширование работ.
Учитель: Ребята, покажите и прочитайте друг другу, какие сердечки у вас получились.
Учащиеся показывают друг другу свои «произведения», зачитывают вслух и вывешивают в виде цветка на доске.
Учитель: Молодцы! Как радостно, что у всех получились очень добрые, яркие, теплые сердца.
11. Работа с текстом. Чтение притчи.
Учитель читает притчу.
Некий отшельник вышел из своего уединенения и спрашивает у прохожих: «У тебя есть сердце?» Один прохожий ему отвечает: «Почему ты не спрашиваешь о душе, о разуме, а именно о сердце?»
Как вы думаете, что ответил отшельник?
Учащиеся:
-Если у человека злое сердца, то и все его дела будут злые.
- Злое сердце — холод, беда.
- Человек без сердца не человек.
- Нет сердца — нет доброты, нет любви.
Учитель: Правильно! «Было бы сердце, а все остальное приложится!»
12. Релаксация.
На экране слайд 15 «Посидим в тишине». Под мягкую спокойную музыку (Мелодия — очень красивая музыка для любителей романтики (audiopoisk.com).mp3) дети слушают слова учителя.
Учитель: Медленный вдох — медленный выдох.
Сидим спокойно. Руки спокойно лежат на коленях.
Делаем вдох — вспоминаем доброе и приятное, выдыхаем — освобождаемся от беспокойства. В сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком — это мир, доброта, любовь.
13. Актуализация личного опыта учащихся о проявлении доброты в жизни.
Учитель: Заглянем в себя. Закроем глаза и попробуем подумать о добрых поступках.
Какие добрые поступки совершали вы?
Учащиеся:—- помогаю другу в беде — заступаюсь за младших — помогаю маме по дому — мою пол, чищу картошку — всегда бегу на помощь — помогаю стареньким — помогаю друзьям и семье, если у них беда — утешаю, когда другим плохо.
Учитель: Запишите ваши добрые поступки на рабочем листе (Приложение 1-1).
14. Ищем ключ понимания. Работа с пословицами.
Соберем пословицы. (Работа проводится в парах.) Детям раздаются листы с перепутанными частями пословиц. (Приложение 2).
При солнышке тепло, на добрые дела.
Не хвались серебром, при матери добро.
Добрые дела, хвались добром.
Жизнь дана красят человека.
15. Беседа с учащимися о смысле собранных пословиц.
Учитель: Как вы думаете о чем эти пословицы?
Учащиеся: — доброму человеку везде рады — около мамы
всегда хорошо — человек в жизни должен делать добрые дела и не делать зла другим.
16. Беседа с учащимися о смысле собранных пословиц.
На экране появляется слайд 17 « Народная мудрость»
Учащиеся по очереди читают пословицы и высказывают свои мысли об их смысле.
Учитель: Понравившиеся пословицы запишите на рабочем листе (Приложение 1-2).
Учитель: Прочитайте пословицу, которая больше всего пришлась по душе. Почему вы выбрали именно эту пословицу?
Учащиеся:
За доброе жди добра, за худое — худа. — Когда делаешь доброе, тебе тоже хотят сделать добро.
Доброе слово лечит, а злое калечит. — И словом можно сделать больно человеку.
17. Восприятие позитивной лексической окраски слова.
Учитель: А теперь создадим словесный портрет Доброты.
Учащиеся записывают свои мысли о доброте на рабочем листе (Приложение 1-2)
Примеры работ.
— Доброта — это вроде любви, но совсем другое. Это как маленький праздник.
— Доброта — это очень хорошие слова, хорошие дела. Это все хорошее.
— Доброта — это красота, счастье. Доброта с большим красным сердцем.
— Доброта — это маленькое облачко, которое летит над горизонтом и не дает земле покрыться темной тяжелой тучей.
— Доброта — это частичка твоего сердца. Даже у самого плохого человека есть добро. Добро очень похоже на любовь.
— Мне очень нравится дружить с добрыми людьми. Я очень хочу, чтобы все были добрыми. Чтобы миром правили любовь, дружба и, конечно, доброта.
18. Творческое задание.
Учитель: Вы нарисовали доброту словами, а теперь попробуйте цветными мелками.
19. Подведение итогов.
Учитель: Наш урок-мастерская подходит к концу. А сейчас давайте вспомним, о чем мы с вами размышляли сегодня, о чем задумались. Чему мы сегодня научились? Что запомнилось нам больше всего?
Учащиеся: — было приятно говорить о доброте — вспоминать добрые поступки — улыбаюсь, когда вспоминаю урок — хорошо бы, чтобы было побольше добрых людей.
На экране слайд 18- Звучит песня «Дорогою добра». Песню поют все участники Мастерской.
«Волшебный сундучок» выносит Мастер.
Дети выбирают добрые сердечки из волшебного сундучка, чтобы подарить их своим друзьям с добрыми словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)
Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности: исследовать слово в разных разделах языкознания. формировать такие ...
Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»
На уроке русского языка на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....
Конспект урока по русскому языку по теме :Текст-рассуждение "Что такое доброта?"
В 4 классе дети изучают типы текстов. Самым трудным по структуре построения является текст - рассуждение. В этом уроке показана работа над этим типом текстов. Тема текста очень актуальна и интересна д...
Классный час в 3 классе "Что такое доброта?"
Материал содержит сценарий классного часа в 3 классе...
урок русского языка 4.8. 4 класс УМК Перспективная начальная школа. Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы.
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексииЦель урока– Повторить союзы «и», «а», «но» и вспомнить разницу их значений. . Добиться понимания того, чем п...
Урок русского языка во 2-ом классе по теме: «Что такое главные члены предложения?» УМК: «Школа России»
Тема урока: «Что такое главные члены предложения?»Тип урока: введение нового материала...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...