Авторская разработка Конспект мастерской по русскому языку в 3 классе «Обезьянки и подснежники» (типы текстов)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка, целью которого было ознакомление учащихся 3 класса с основными типами текстов,  проведен в соответствии с принципами технологии педагогических мастерских. Дети почувствовали себя в роли ученых, исследователей, актеров. Мастерская была проведена на открытом уроке в 3 и 4 классе в рамках научно-практической конференции «Инновационные технологии воспитания в опыте российских и санкт- петербургских школ». Опыт рекомендован к публикации и предъявлен на курсах по изучению современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_tipy_tekstov.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное

общеобразовательное учреждение

средняя школа №577 Красногвардейского района

г. Санкт - Петербурга

Авторская разработка

Конспект мастерской по русскому языку  
в 3 классе

«Обезьянки и подснежники» (типы текстов)

УМК «Перспектива»

подготовила

учитель начальных классов

Митина Наталья Владимировна

        Санкт- Петербург,  2012 

Митина Наталья Владимировна

Как полюбить свой труд.

           Известный польский педагог Януш Корчак сказал: «Каждый исследователь любит свой труд за муки поисков и упоение битвы». Мастерская «Обезьянки и подснежники», целью которой было ознакомление младших школьников с типами текстов, позволила моим ученикам почувствовать себя исследователями, «учеными» и полюбить свой труд.

          Это стало возможным благодаря тем тупиковым ситуациям и ловушкам, в которые попадали ребята на протяжении всей мастерской.

          Во время работы они учились принимать решения индивидуально и сообща, улаживать конфликты и разногласия, уважительно относиться к тому, что сделали их товарищи. Мастерская позволила каждому стать активным участником учебного процесса.

Дети с огромным интересом примеряли на себя роли ученого, художника, артиста, корреспондента. Каждый пытался внести в исполнение что-то свое личное. И когда это оценивалось аплодисментами товарищей, гордости и удовлетворению своей работой не  было предела!

Цели:

Познакомить детей с основными типами текстов (повествование, описание  и рассуждение); формировать умение сравнивать тексты разных типов; добиваться осознанности при изучении понятий теории русского языка;

 Развивать познавательную и исследовательскую активность учащихся, умение делать выводы, обобщать изучаемые  понятия, ставить вопросы, вырабатывать суждения, гипотезы;  

Развивать  творческое мышления детей, умение работать в парах, группах и уважительно относиться к различным мнениям участников мастерской;

 Алгоритм мастерской «Обезьянки и подснежники» (знакомство с типами текста).

  1. (Посадка в парах)- Представь обезьянку. Пауза.
  2. Задай соседу вопросы о  его обезьянке, чтобы лучше с ней познакомиться.
  3. Социализация. Благодаря каким вопросам вам удалось это сделать? Запись вопросов на доске.

( Какая она? Сколько ей лет? Что она любит делать? и т. д.)

  1. Выбери текст, с которым ты сегодня будешь работать («обезьянки»). Приложение 1
  2.  Подбери из данных текстов тот, который похож на первый («подснежники»). Приложение 2

- На какой вопрос, из записанных на доске, отвечают оба ваши текста? Если такого вопроса нет, то задайте его сами. Запишите вопрос на листке.(Если необходимо -учитель помогает- вывешивает вопросы на доске: Что произошло? Какая? Какой? Почему?)

  1. Сядьте в группы так, чтобы ваши вопросы совпадали.
  2. Докажите правильность выбора вопроса и текста в группе.
  3. Найдите способ для того, чтобы лучше передать содержание первого текста двум другим группам. (помощь - на карточке: сценка, иллюстрация, клип, диалог, интервью, пантомима)
  4. Социализация. Смотрим, слушаем, обсуждаем с заданием:

- Подумайте, лучший ли способ выбрала группа для предъявления текста.

-Если нет, то какой способ выбрали бы вы? Тексты двух других групп у вас на столе.

10. Решите в группе, каких двух «ученых» вы оставите на местах. Остальные «ученые» отправляются в научную командировку (во все другие группы).

11. Наведите порядок в той информации, которая у вас в конверте. Подумайте, как лучше все это разложить, чтобы всем всё было понятно. Приложение 3

12. «Ученые» поработали в других лабораториях и вернулись домой. Попробуйте создать улучшенный вариант распределения карточек из конвертов.

13. Социализация. Ходим, смотрим. Какие изменения внесли группы? Какие идеи вам показались блестящими?

14. Дедукция. Хотите увидеть, что получилось у взрослых ученых, которые занимаются изучением русского языка? ( 2 таблицы) Приложение 4.

15. Выделите маркером в одной выбранной таблице 3 самых главных, по вашему мнению, научных понятия.

16. Социализация. Выделите маркером другого цвета то, что выделили соседи.

17. На столе в беспорядке лежат карточки с понятиями по классификации текстов. Первая группа - соберите все, что касается текста – описания; вторая группа- все, что касается текста-повествования, третья- рассуждения. Вывешивание. (Все те же понятия из приложения 4, но разрезанные на отдельные карточки).

18. Рефлексия.

-Я понял, что когда я представлял (а) обезьянку, в моей голове был текст типа…

- В какой роли ты  лучше себя чувствовал и почему? (ученого, художника, зрителя, артиста, слушателя, собеседника)

Приложение1.

***Почему хвост у некоторых обезьян называют пятой рукой? Оказывается, хвост у них сильный и цепкий. Выпрашивая и принимая лакомство в зоопарке, обезьянка его, а не руку, протягивает из-за решетки. Ухватив за ручку, открывает хвостом двери, а иногда, нажимает кнопку звонка, просясь обратно в дом. Это ручные.

         Помогает ли пятая рука диким обезьянам? Конечно. Дело в том, что дикие обезьяны, увидев с дерева человека, ягуара или другого врага, рвут хвостом (и руками тоже) ветки потяжелее и бросают их вниз. (По И. Акимушкину)

*** Обезьянка оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше

30 сантиметров будет.  Мордочка сморщенная,  старушечья,  а  глазки живые,  блестящие.Шерсть на ней рыжая,  а  лапки чёрные.  Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. На ней был надет синий жилет с блестящими пуговицами.

(Б. Житков)

***Однажды обезьянке по имени Топси дети подарили плюшевого мишку. Все ждали, как отнесется к новому другу Топси. Сперва она боялась его, держалась в сторонке, но потом любопытство взяло верх, и она потрогала мишку.  А уже  через полчаса  обнимала его с пламенной нежностью. Она все время держала свою игрушку руками, ногами и хвостом. Ночью же Топси крепко обнимала своего друга и засыпала спокойным сном. (По Д. Дарреллу)

Приложение 2.

*** Иногда подснежник называют самым храбрым цветком. Почему? Дело в том, что он появляется одним из первых весенних цветов. Повсюду еще лежит снег, и дуют ледяные ветры, а подснежник стоит и не замерзает. Он верит, что лето все равно придет.  А почему подснежник называют вестником лета? Да потому что как только люди увидят этот цветок, сразу верят, что вот-вот наступят теплые летние денечки.

*** Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Она укрыла землю толстым снежным покрывалом. Все деревья, травы и цветы приуныли. Но один цветок не испугался. Смелый подснежник выпрямился, расправил свои лепестки и попросил защиты у Солнца. Красное солнышко заметило подснежник, согрело своими лучами землю и открыло дорогу Весне.

*** Поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру подснежник. Он был нежный, хрупкий и вместе с тем сильный в своей юной красоте. Желто-зеленый стебелек был пушистый, точно бархатный. Прямые, как у лука, листики раздвинулись, и среди них выглянул белоснежный цветок. Лепестки его были почти прозрачные, украшенные светло-зелеными полосочками.

Приложение 3.

В конверте разрезанные карточки:

Текст-сообщение

повествование

Что произошло?

театрализация

Текст-рассуждение

Почему?

диалог

Текст-описание

Какая?

Какой?

иллюстрирование

 и тексты. (см. приложение 1 и 2)

Приложение 4.

Таблица  1

Тип текста

 повествование

рассуждение

 

описание

Вопрос

 

Что произошло?

Почему?

              Какая?

Какой?

 

Способ

передачи

текста

 

театрализация

 

диалог

иллюстрирование

 Таблица 2

Тип текста

Вопрос

Способ

передачи

повествование

Что произошло?

 

театрализация

рассуждение

Почему?

диалог

описание

Какая?

Какой?

иллюстрирование

Список использованной литературы
1. Акимушкин И. И. Мир животных. Книга 2 Млекопитающие или звери. М.»Молодая гвардия»-1988 год

2. Даррелл Д. Поместье-зверинец. М.: АРМАДА-ПРЕСС, 1999 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка олипиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов

Данная публикация представляет собой авторскую разработку олимпиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов....

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Типы текстов"

Педагогическая мастерская по русскому языку...

Урок русского языка в 3 классе по теме"Типы текста. Текст-повествование"

Урок русского языка для учащихся 3 класса, занимающихся по развивющей системе Л. В. Занкова. Авторы учебника Н. В. Нечаева, С. Н. Яковлева. Содержание урока позволяет формировать позитивное отношение ...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изложение текста повествовательного характера".

Изложение по тексту Г. Скребицкого (текст насыщен однородными членами предложения). В ходе подготовки к написанию изложения составляется предикативная программа текста с включением однородных членов п...

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»

Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс  УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....