Авторская разработка Конспект мастерской по русскому языку в 3 классе «Обезьянки и подснежники» (типы текстов)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка, целью которого было ознакомление учащихся 3 класса с основными типами текстов, проведен в соответствии с принципами технологии педагогических мастерских. Дети почувствовали себя в роли ученых, исследователей, актеров. Мастерская была проведена на открытом уроке в 3 и 4 классе в рамках научно-практической конференции «Инновационные технологии воспитания в опыте российских и санкт- петербургских школ». Опыт рекомендован к публикации и предъявлен на курсах по изучению современных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_tipy_tekstov.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя школа №577 Красногвардейского района
г. Санкт - Петербурга
Авторская разработка
Конспект мастерской по русскому языку
в 3 классе
«Обезьянки и подснежники» (типы текстов)
УМК «Перспектива»
подготовила
учитель начальных классов
Митина Наталья Владимировна
Санкт- Петербург, 2012
Митина Наталья Владимировна
Как полюбить свой труд.
Известный польский педагог Януш Корчак сказал: «Каждый исследователь любит свой труд за муки поисков и упоение битвы». Мастерская «Обезьянки и подснежники», целью которой было ознакомление младших школьников с типами текстов, позволила моим ученикам почувствовать себя исследователями, «учеными» и полюбить свой труд.
Это стало возможным благодаря тем тупиковым ситуациям и ловушкам, в которые попадали ребята на протяжении всей мастерской.
Во время работы они учились принимать решения индивидуально и сообща, улаживать конфликты и разногласия, уважительно относиться к тому, что сделали их товарищи. Мастерская позволила каждому стать активным участником учебного процесса.
Дети с огромным интересом примеряли на себя роли ученого, художника, артиста, корреспондента. Каждый пытался внести в исполнение что-то свое личное. И когда это оценивалось аплодисментами товарищей, гордости и удовлетворению своей работой не было предела!
Цели:
Познакомить детей с основными типами текстов (повествование, описание и рассуждение); формировать умение сравнивать тексты разных типов; добиваться осознанности при изучении понятий теории русского языка;
Развивать познавательную и исследовательскую активность учащихся, умение делать выводы, обобщать изучаемые понятия, ставить вопросы, вырабатывать суждения, гипотезы;
Развивать творческое мышления детей, умение работать в парах, группах и уважительно относиться к различным мнениям участников мастерской;
Алгоритм мастерской «Обезьянки и подснежники» (знакомство с типами текста).
- (Посадка в парах)- Представь обезьянку. Пауза.
- Задай соседу вопросы о его обезьянке, чтобы лучше с ней познакомиться.
- Социализация. Благодаря каким вопросам вам удалось это сделать? Запись вопросов на доске.
( Какая она? Сколько ей лет? Что она любит делать? и т. д.)
- Выбери текст, с которым ты сегодня будешь работать («обезьянки»). Приложение 1
- Подбери из данных текстов тот, который похож на первый («подснежники»). Приложение 2
- На какой вопрос, из записанных на доске, отвечают оба ваши текста? Если такого вопроса нет, то задайте его сами. Запишите вопрос на листке.(Если необходимо -учитель помогает- вывешивает вопросы на доске: Что произошло? Какая? Какой? Почему?)
- Сядьте в группы так, чтобы ваши вопросы совпадали.
- Докажите правильность выбора вопроса и текста в группе.
- Найдите способ для того, чтобы лучше передать содержание первого текста двум другим группам. (помощь - на карточке: сценка, иллюстрация, клип, диалог, интервью, пантомима)
- Социализация. Смотрим, слушаем, обсуждаем с заданием:
- Подумайте, лучший ли способ выбрала группа для предъявления текста.
-Если нет, то какой способ выбрали бы вы? Тексты двух других групп у вас на столе.
10. Решите в группе, каких двух «ученых» вы оставите на местах. Остальные «ученые» отправляются в научную командировку (во все другие группы).
11. Наведите порядок в той информации, которая у вас в конверте. Подумайте, как лучше все это разложить, чтобы всем всё было понятно. Приложение 3
12. «Ученые» поработали в других лабораториях и вернулись домой. Попробуйте создать улучшенный вариант распределения карточек из конвертов.
13. Социализация. Ходим, смотрим. Какие изменения внесли группы? Какие идеи вам показались блестящими?
14. Дедукция. Хотите увидеть, что получилось у взрослых ученых, которые занимаются изучением русского языка? ( 2 таблицы) Приложение 4.
15. Выделите маркером в одной выбранной таблице 3 самых главных, по вашему мнению, научных понятия.
16. Социализация. Выделите маркером другого цвета то, что выделили соседи.
17. На столе в беспорядке лежат карточки с понятиями по классификации текстов. Первая группа - соберите все, что касается текста – описания; вторая группа- все, что касается текста-повествования, третья- рассуждения. Вывешивание. (Все те же понятия из приложения 4, но разрезанные на отдельные карточки).
18. Рефлексия.
-Я понял, что когда я представлял (а) обезьянку, в моей голове был текст типа…
- В какой роли ты лучше себя чувствовал и почему? (ученого, художника, зрителя, артиста, слушателя, собеседника)
Приложение1.
***Почему хвост у некоторых обезьян называют пятой рукой? Оказывается, хвост у них сильный и цепкий. Выпрашивая и принимая лакомство в зоопарке, обезьянка его, а не руку, протягивает из-за решетки. Ухватив за ручку, открывает хвостом двери, а иногда, нажимает кнопку звонка, просясь обратно в дом. Это ручные.
Помогает ли пятая рука диким обезьянам? Конечно. Дело в том, что дикие обезьяны, увидев с дерева человека, ягуара или другого врага, рвут хвостом (и руками тоже) ветки потяжелее и бросают их вниз. (По И. Акимушкину)
*** Обезьянка оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше
30 сантиметров будет. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. На ней был надет синий жилет с блестящими пуговицами.
(Б. Житков)
***Однажды обезьянке по имени Топси дети подарили плюшевого мишку. Все ждали, как отнесется к новому другу Топси. Сперва она боялась его, держалась в сторонке, но потом любопытство взяло верх, и она потрогала мишку. А уже через полчаса обнимала его с пламенной нежностью. Она все время держала свою игрушку руками, ногами и хвостом. Ночью же Топси крепко обнимала своего друга и засыпала спокойным сном. (По Д. Дарреллу)
Приложение 2.
*** Иногда подснежник называют самым храбрым цветком. Почему? Дело в том, что он появляется одним из первых весенних цветов. Повсюду еще лежит снег, и дуют ледяные ветры, а подснежник стоит и не замерзает. Он верит, что лето все равно придет. А почему подснежник называют вестником лета? Да потому что как только люди увидят этот цветок, сразу верят, что вот-вот наступят теплые летние денечки.
*** Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Она укрыла землю толстым снежным покрывалом. Все деревья, травы и цветы приуныли. Но один цветок не испугался. Смелый подснежник выпрямился, расправил свои лепестки и попросил защиты у Солнца. Красное солнышко заметило подснежник, согрело своими лучами землю и открыло дорогу Весне.
*** Поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру подснежник. Он был нежный, хрупкий и вместе с тем сильный в своей юной красоте. Желто-зеленый стебелек был пушистый, точно бархатный. Прямые, как у лука, листики раздвинулись, и среди них выглянул белоснежный цветок. Лепестки его были почти прозрачные, украшенные светло-зелеными полосочками.
Приложение 3.
В конверте разрезанные карточки:
Текст-сообщение повествование | Что произошло? | театрализация |
Текст-рассуждение | Почему? | диалог |
Текст-описание | Какая? Какой? | иллюстрирование |
и тексты. (см. приложение 1 и 2)
Приложение 4.
Таблица 1
Тип текста | повествование | рассуждение
| описание |
Вопрос |
Что произошло? | Почему? | Какая? Какой?
|
Способ передачи текста |
театрализация |
диалог | иллюстрирование |
Таблица 2
Тип текста | Вопрос | Способ передачи |
повествование | Что произошло? |
театрализация |
рассуждение | Почему? | диалог |
описание | Какая? Какой? | иллюстрирование |
Список использованной литературы
1. Акимушкин И. И. Мир животных. Книга 2 Млекопитающие или звери. М.»Молодая гвардия»-1988 год
2. Даррелл Д. Поместье-зверинец. М.: АРМАДА-ПРЕСС, 1999 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка олипиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов
Данная публикация представляет собой авторскую разработку олимпиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов....
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Типы текстов"
Педагогическая мастерская по русскому языку...
Урок русского языка в 3 классе по теме"Типы текста. Текст-повествование"
Урок русского языка для учащихся 3 класса, занимающихся по развивющей системе Л. В. Занкова. Авторы учебника Н. В. Нечаева, С. Н. Яковлева. Содержание урока позволяет формировать позитивное отношение ...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изложение текста повествовательного характера".
Изложение по тексту Г. Скребицкого (текст насыщен однородными членами предложения). В ходе подготовки к написанию изложения составляется предикативная программа текста с включением однородных членов п...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Использование имён прилагательных в тексте-описании"
Использование имён прилагательных в тексте-описании....
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»
Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...
Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....