Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка направлен на формирование умения видеть орфограмму, применять  знания об особенностях проверки и проверочных слов; развивать мышление, внимание, речь; умение выдвигать гипотезы, правильно формулировать свои мысли,ставить вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opasnye_mesta_v_slovah.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

« Средняя общеобразовательная  школа №37»

Конспект урока  русского языка

во 2 классе на тему:

« «Опасные  места»  в словах с  парными  согласными »

 

                                                                                                                                         Кондратенко

Светлана Ивановна,

учитель начальных классов.

Тема урока

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Цель урока

  • актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
  • формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
  • формирование умения применять полученные знания на практике;
  • совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
  • развитие слуховой и оперативной памяти;
  • развитие логического  и творческого мышления, умения делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие орфографической зоркости учащихся;
  • формирование познавательной мотивации;
  • воспитание бережного отношения  к животным;
  • воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
  • воспитание аккуратности при работе.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- правило написания проверяемой согласной на конце слова;

- способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;

уметь:

- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;

- определять опасное место в слове;

- правильно писать слова с проверяемой согласной на конце;

- выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.

Основные понятия

Орфограмма, звонкие и глухие согласные.

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка.

Ресурсы

  1. Учебник  Полякова В.И. Русский язык.
  2. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
  3. Карточки для групповой работы.
  4. Карточки для индивидуальной работы..

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.

(Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка».

-  Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!

- Ребята,  где мы с вами побывали на прошлом уроке окружающего мира?

- Какое впечатление у вас осталось  от посещения виртуального зоопарка?

- Чем вам понравилось?

- С какими животными мы с вами познакомились?

- Какое животное понравилось больше всего? Почему?

- А домашним заданием было подготовить небольшое сообщение.

Настраивается на активную работу на уроке.

Рассказывают подготовленные сообщения.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

- Ребята, вспомните своё первое впечатление, когда вы пришли в зоопарк.

Вот пришли мы в зоопарк.

Как же этому я рад!

Вот верблю[т], ено[т], удо[т],

Леопар[т], медве[т`] и кро [т].

Что же делать? Помоги!

Пропуск букв восстанови.

- Какие звуки слышатся в конце слов? ( звуки [т] и [т`]).

- А какие буквы напишем на конце слов?

- Ваши мнения разделились?

- Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним как правильно написать согласную букву на конце слова.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.

- А что такое орфограмма?

- Мы уже знаем, что перед нами орфограмма. Осталось сформулировать правило.

- Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова.

- Ребята, вспомним правила работы в группе.

 Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы и мы не видели их в зоопарке?

- Воспользуемся словарём.

- Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли  ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 237 в учебнике  на стр.137.

- Запишите число классная работа.

- Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».

- Что вы заметили в слове МОРЖ?

- Почему?

- Какой вывод сделаем?

- Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова.

- Правильны ли были ваши мнения?

- Прочитайте правило на стр. 138.

- Правильно сделали мы вывод?

- Вернёмся к нашему стихотворению.

- Можем мы теперь выбрать нужную букву?

- Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте.

- Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём?

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Орфограмма – это написание по правилу.

Правила работы в группе.

•      Работай дружно, по плану.

•      Умей выслушать другого.

•      Уважай мнение других.

•      Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

- Удод.

Ученик читает понятие из словаря.

В конце слова произносим звук

[ш], а пишется буква ж.

-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук  [ж].

- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.

- Да. Мы знаем правило…

 Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.

IV. Физкультминутка.

(подвижная)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

V. Первичное применение знаний. Работа в парах

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

- Ребята, мы здорово отдохнули с жителями зоопарка.

-  Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам.

- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.

муравьеды

жира_

дикобразы

муравье_

жирафы

у_

львёнок

ле_

котёнок

ё_

ежик

ено_

нет енота

дикобра_

нет ужа

носоро_

нет носорога

ко_

- Названия каких перечисленных животных вам не знакомы?

- А кто такой муравьед нам расскажет …  .

- Что вы можете сказать про проверочные слова?

- Какой вывод можем сделать?

Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию  и имеющиеся знания

Муравьед.

1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы.

2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок.

3) Можно подставить слово НЕТ.

Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога.

- Оцените свою работу.  Выставите оценки в оценочных листах.

VI.Физкультминутка. (для глаз)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная  работа.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

- Какое животное появилось на слайде? (верблюд)

- Что вы знаете об этом животном?

Работа с текстом.

Верблют – выносливое животное.

Ещё верблюды помогают

людям перевозить грус.

Он помогает верблюду

переносить жару и голот.

У него есть горп.

Верблюд.

Верблюд – выносливое животное.

У него есть горб.

Он помогает верблюду

переносить жару и голод.

Ещё верблюды помогают

людям перевозить груз.

1 группа – исправить ошибки в предложениях. Списать предложения.

2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. Списать текст.

3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст  и озаглавить текст. Списать текст.

Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.

VIII. Выведение  алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

- Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?

Высказывания обучающихся.

Выводят  алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.

IХ. Подведение итога урока.  Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

- Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет.

- Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко.

- Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые  затруднения по этой теме, то прикрепите цветок.

- А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик.

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

- Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.

- Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

X. Информация о домашнем задании.

Творческая работа

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.

- Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.»

ЦЕЛИ  УРОКА: 1.Систематизировать знания учащихся по теме:повторить правило проверки парных согласных в корне слова,проверить умения видеть в словах изученную орфограмму и правильно её писать...

урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС

Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую  оценку коллег....

учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс"

Учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс" направлена отработку навыков письма парных согласных, безударных гласных, раздели...

Урок по теме "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"

Разработка урока русского языка в 3-ем классе....

Урок-презентация правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Данная методическая разработка урок-презентация хорошо подходит для работы на уроке русского языка в 3 классе по теме: "правописание звонких и глухих согласных в корне слова"...

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова"...

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Правописание парных звонких и глухих согласных» является четвёртым по ходу изучения темы из раздела Правописание частей слова». Этот урок опирается на предыдущие, т. к. дети знакомы с парн...