«Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Тарабукова Валентина Аджибаловна

ЦЕЛИ  УРОКА:

 

1.Систематизировать знания учащихся по теме:

  • повторить правило проверки парных согласных в корне слова,
  • проверить умения видеть в словах изученную орфограмму и правильно её писать.

2. Повторить части речи.

3. Формировать навыки грамотного письма.

4. Воспитывать умения общаться и работать в группах.

5. Развивать речь детей, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_pravopisanie_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.»

(урок обобщения и систематизации знаний)

ЦЕЛИ  УРОКА:

1.Систематизировать знания учащихся по теме:

  1. повторить правило проверки парных согласных в корне слова,
  2. проверить умения видеть в словах изученную орфограмму и правильно её писать.

2. Повторить части речи.

3. Формировать навыки грамотного письма.

4. Воспитывать умения общаться и работать в группах.

5. Развивать речь детей, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютерная презентация урока, карточки со словарными словами и  для работы в парах, задания для групповой работы, сигналы, графические схемы орфограмм, орфографический цветок с парными согласными.

                                             ХОД  УРОКА:

I. Оргмомент

Школьный прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Чтобы иметь знания

Нужны терпенье и старание.

На вас надеюсь я, друзья!

Мы отличный дружный класс,

Все получится у нас!

II.  Постановка темы и  целей урока.

а) - Итак, урок русского языка.

 Чему мы учимся на этом уроке?

( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

б) - Какую  тему  заканчиваем?

(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)

  -  Сегодня последний урок по этой теме. Завтра мы будем писать контрольный диктант. Как вы считаете, что нам необходимо повторить? Сформулируйте цели урока.

- Ребята, я с вами согласна, только еще предлагаю повторить части речи, в которых чаще всего встречается изученная орфограмма. Это нам  потребуется завтра при выполнении грамматического задания.

 Запись темы и целей урока высвечивается на доске через мультимедийную приставку.

 III.Обобщение и систематизация знаний.

  1. Словарная работа

Найдите на доске графические схемы орфограммы «Парный согласный в корне слова» и выберите слова к этим схемам:

- б.резка, зап.д, сев.р, яг.дка, м.рковка, в.сток, юг, м.лина.

- Почему остались слова север и малина?

- Назовите одним словом  каждую группу.

- Что еще за орфограмма встретилась в этих словах?

- Спишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.                                      (комментированное письмо)

- Ребята, как мы справились с этим заданием? Оцените свою работу.

  2. Сегодня я приготовила для вас небольшой текст, чтобы проверить, умеете ли вы видеть в словах изученную орфограмму и правильно ее писать.

                                                 Первый снег.

     Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Красив зимний наряд земли!

  3. Самопроверка.

  -  Проверьте написанный вами текст (готовый текст проецируется через мультимедийную приставку)

  -Кто не сделал ни одной ошибки? Сегодня вы мастера грамотного письма.

  -В написании каких слов ошиблись?

 4.Давайте выпишем из текста любые 4 слова с парными согласными в корне вместе с проверочными словами и выделим орфограмму.

5. Как же проверить слова с парными согласными в корне слова? (правило)

    Какие еще орфограммы встретились в тексте?

6. Физкультминутка. ( Для глаз  и снятия статического напряжения)

7.Работа в парах.

                          Сейчас все отдохнули

                          И новая забота:

                          Нужно сделать на «отлично»

                          Парную работу.

  - Ребята, на столах у вас карточки. Вы должны  вставить в слова пропущенные буквы, правильно подобрав проверочное слово. Не забывайте, пожалуйста, правила работы в парах.

Карточка:

Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.

                                       Аист делает заря - ку –

                                       То вприпры - ку, то вприся - ку.

                                       Осьмино -  надел перча - ки,

                                       А тюлень удрал с площа - ки.

                                       Пеликан играет ло - ко.

                                       Вот что значит трениро - ка!

8. Проверяем с помощью сигналов.

(Правильные ответы проецируются через мультимедийную приставку)

9.Работа над частями речи.

  - Устали? Хотите поиграть в «Школу разведки?» Мне нужны три разведчика: имя существительное, имя прилагательное, наречие.

  - Вы должны тихо, быстро пройти по классу, собрать свои слова и повторить правило о той части речи, которую вы собираете.

(У детей на столах карточки со словами разных частей речи. Разведчики ходят по  классу, берут детей с теми карточками, которые им нужны. Выходят к доске, в группе проговаривают правило о той части речи, к которой относятся, и дают сигнал готовности.)

Слова 1 группы: загадка, рассказ, книжка, повесть;

Слова 2 группы: гладкий, скользкий, крепкий;

Слова 3 группы: вперед, вокруг, вдруг, вниз.

10. Проверка задания.

 ( Дети получившимися группами  хором рассказывают правила.)

Доп. вопросы каждой группе:

  1. Какое слово лишнее? Почему?

  2. Признаки какого предмета вы показываете?.

  3. Что вы еще знаете о наречиях?

-Подберите проверочные слова к тем, которые написаны на ваших карточках.

-Оцените работу команды «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Наречие».

11. Физкультминутка.

12. Работа в группах.

  - Разведчики, у вас сложились хорошие команды. Я предлагаю вам еще поработать вместе. Каждая команда получит карточку с заданием и в течение двух минут  постарается его выполнить.

Задание группе «Наречие»:

                                                               ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ.

НАЙДИТЕ СЛОВА С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА.

ВЫДЕЛИТЕ ОРФОГРАММУ.

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь во двор окошко

Нам проделать?»- молвил он…

Задание группе «Имя прилагательное»:

ВСТАВЬ В СЛОВА ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.

ПРАВИЛЬНО ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО.

Ска.ка (сказать, сказка), доро.ка (дорожит, дорожный), сель.ь (селедка, селедочка), гри. (грипповать, грибы), мя.кий (меха, мягонький).

Задание группе «Имя существительное»

                                                  Разгадай кроссворд.

                                 1.     Без рук, без ног, а рисовать умеет.

                                 2.     Что у снеговика вместо носа?

                                 3.     Обновил коньки, …, елку из лесу принес.

                                 4.     Дождь, снег, град – это ….

                                 5.     В огне не горит и в воде не тонет.

13. Проверка работы каждой группы проводится с помощью мультимедийной приставки.

( Группа отчитывается о своей работе, а на экране поэтапно высвечивается ее ответ.)

Дополнительные вопросы каждой группе:

1 гр.: Из какой сказки отрывок? Кто ее автор? Встретились ли вам наречия?

2 гр.: Назовите имена прилагательные, которые встретились в вашем задании.

3 гр.: Какое слово получилось в столбце по вертикали?

Вопрос каждой команде:

-Кому вы дадите жетоны мастеров групповой работы?

IV. Домашнее задание по выбору.

Дается после отчета каждой группы.

1.Найти в любом тексте отрывки, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

2.Составить кроссворд со словами на изученную орфограмму.

3.Написать по  10 слов с парным согласным в корне слова.

( Задания  на карточках вывешиваются на доску)

V. Подведение итога урока.

 

-Работая в группах, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»

-Какие цели мы с вами ставили на урок?

(на экран проецируются цели урока)

-Выполнили ли мы намеченные цели?

-Над чем еще нам нужно поработать?

-Какие задания вам понравились больше всего?

VI. Самооценка работы с помощью сигналов.

( Через мультимедийную приставку на экран высвечиваются цветовые критерии оценки:

Красный – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Зеленый – хорошо поработал, но были недочеты.

Синий – испытывал трудности при выполнении заданий.

- Ребята, оцените с помощью сигналов свою работу.

- Я с вами  согласна (не согласна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС

Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую  оценку коллег....

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Урок русского языка направлен на формирование умения видеть орфограмму, применять  знания об особенностях проверки и проверочных слов; развивать мышление, внимание, речь; умение выдвигать гипотез...

учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс"

Учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс" направлена отработку навыков письма парных согласных, безударных гласных, раздели...

Урок по теме "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"

Разработка урока русского языка в 3-ем классе....

Урок-презентация правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Данная методическая разработка урок-презентация хорошо подходит для работы на уроке русского языка в 3 классе по теме: "правописание звонких и глухих согласных в корне слова"...

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова"...

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Правописание парных звонких и глухих согласных» является четвёртым по ходу изучения темы из раздела Правописание частей слова». Этот урок опирается на предыдущие, т. к. дети знакомы с парн...