Урок русского языка во втором классе по теме "Проверка парных согласных в корнях слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

ЧИКАЛО Маргарита Викторовна

Цели урока:  Знакомство  со способом проверки парных  согласных в корне.

Задачи урока:

Обучающие: Составить алгоритм проверки парных согласных и применить его.

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи;

Развивать логическое и творческое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.

Воспитывающие

воспитывать  чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;

- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные, индуктивные.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс 1 ч., рабочая тетрадь,  карточки, альбомные листы для составления алгоритма, клей, аудио запись,  презентация.

Планируемые результаты  урока:

Личностные:

- умение проявлять учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

- умение применять на практике свои знания;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Метапредметные:

  Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;

- осуществляют анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным   критериям;

 Регулятивные :

-формировать умение принимать учебную задачу урока;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

­­- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том  числе во внутреннем плане;

­- вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- учитывать разные  мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве;

­­- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-использовать речь для регуляции своего действия.

­­Предметные:

   Научатся:

- самостоятельно осуществлять проверку сомнительные  написания парных по глухости  и звонкости согласных звуков;

- соотносить  произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне  слова;

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Тема: Проверка парных согласных в корнях слов.

Цели урока:  Знакомство  со способом проверки парных  согласных в корне.

Задачи урока:

Обучающие: Составить алгоритм проверки парных согласных и применить его.

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи;

Развивать логическое и творческое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.

Воспитывающие:  

воспитывать  чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;

- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные, индуктивные.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс 1 ч., рабочая тетрадь,  карточки, альбомные листы для составления алгоритма, клей, аудио запись,  презентация.

Планируемые результаты  урока:

Личностные:

- умение проявлять учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

- умение применять на практике свои знания;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Метапредметные:

  Познавательные: 

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;

- осуществляют анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным   критериям;

 Регулятивные : 

-формировать умение принимать учебную задачу урока;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том  числе во внутреннем плане;

- вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: 

- учитывать разные  мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные:

   Научатся:

- самостоятельно осуществлять проверку сомнительные  написания парных по глухости  и звонкости согласных звуков;

- соотносить  произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне  слова;

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Технологическая карта урока № 1

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности.

регулятивная

познавательная

коммуникативная

Личностные:

- учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

Метапредметные:

 Познавательные : 

умение принимать учебную задачу;

- осуществление решения учебной задачи под руководством учителя;

 Регулятивные: 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативны: 

- использовать речь для регуляции своего действия.

выражение собственного мнения, аргументирование его с учетом ситуации общения;

Предметные:

- анализ элементов букв

  Мотивация к учебной деятельности посредством анализа пословицы: «Мудрым никто не родился, а научился». 

Как вы понимаете эту пословицу?

Легко ли учиться?  Объясните.

«Звучит звук вьюги, метели, показ слайда с изображением узора на окне.

Что вы можете сказать, глядя на слайд?

- Мы сейчас попробуем выполнить  узор в тетради.

 - Откройте тетради, запишите число.

Из каких элементов состоит этот узор? Какие буквы напоминает?
Минутка чистописания  @@@@@


Принимают и сохраняют учебную задачу

Анализируют и объясняют  пословицу.

Решают задачу известным способом,

анализ информации

Строят высказывания в устной форме

Приложение №1

 Пословица на доске

Звук вьюги, метели

Слайд №1 «Узоры на окне»

Этап 2: Актуализация знаний и пробное учебное действие

Личностные:

- учебно – познавательный  интерес к учебному заданию;

Метапредметные:

 Познавательные: 

-сравнение, классификация по разным критериям

Регулятивные: 

-умение принимать учебную задачу урока,

-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Коммуникативные: 

- формулирование и аргументирование своего мнения в коммуникации;

Предметные:

- умение классифицировать парные согласные по глухости и звонкости.

Обращает внимание на доску, где написаны буквы б, з, к,  ф, ж, т.

- Что можете сказать о них?

 Посоветуйтесь в парах.

- Разделите их на группы? Объясните.

- Добавьте пару.

- Вернёмся к слайду. Кто нарисовал этот узор. Как Мороз называют в русских народных сказках?

- Запишите слова мороз, нос.

- Проверим, как записали? (морос, мороз, нос, ноз)

- Почему так?

Принимают учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Анализируют, сравнивают буквы.

Формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации;

-организуют взаимодействие в парах.

Буквы на доске.

б, з, к, ф, ж, т.

Слайд №2

Слова: мороз, нос

3.Выявление места и причины затруднения.

Личностные:

- интерес к решению проблемы

Метапредметные:

 • Познавательные: 

- формулирование проблемы,

речевое высказывание в устной форме;

 -осуществление анализа способов проверки сомнительных написаний

Регулятивные: 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативные: 

- формулирование и аргументирование своего мнения в коммуникации;

Предметные:

фиксирование во внешней речи причину затруднения

Какое затруднение вы испытали?

Почему это произошло?

Осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Строят речевое высказывание в устной форме.

Формулируют проблему, подводят под понятие.

Формулируют свои мысли, строят высказывания.

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Личностные:

- проявление учебно – познавательного интереса к учебному заданию;

- применение на практике своих знаний.

- формулирование темы и цели урока;

Метапредметные:

 • Познавательные: 

-формирование умения принимать учебную задачу урока;

-  построение логической цепочки рассуждения;

- самостоятельное нахождение способов и путей решения проблемы;

 Регулятивные: 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативные: 

- формулирование и аргументирование своего мнения в коммуникации.

Предметные:

- произношение звонких и глухих согласных в корне.

- подбор проверочных слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Какова цель урока? (узнать правило как писать парную согласную в корнях слов)

- Как называется опасное место в слове? (это орфограмма)

-С какой орфограммой мы будем сегодня работать?
- назовите тему урока?
Вывод: Проверка парных согласных в корнях слов.

Что нам необходимо знать, чтобы правильно писать слова с  парными согласными в корне?

Организует работу в группе по составлению алгоритма  для достижения

учебной задачи.

Выдает конверт с разрезанным алгоритмом, альбомный лист и клей.

  -Прочитайте, проанализируйте шаги алгоритма, составьте порядок проверки парных согласных.(каждая группа представляет свой алгоритм)

Проявляют познавательную активность.

Составляют план

достижения цели и

определяют средства,

аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Выдвигают гипотезы  и их обоснование.

Формулируют тему урока и определяют задачи.

-Участвуют в обсуждении учебной задачи

-формулируют свои мысли, строят высказывания.

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Альбомный лист, конверт с разрезанным алгоритмом, клей

5. Реализация построенного проекта.

Личностные:

Метапредметные:

Познавательные: 

-  построение логической цепочки рассуждения;

нахождение способов и путей решения проблемы;

Регулятивные: 

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- внесение  необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. 

-умение осуществлять пошаговый контроль

 Коммуникативные: 

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- согласование  позиции с партнерами и находить общее решение.

Предметные:

-проверка парных слов по алгоритму

- Пользуясь составленным алгоритмом.

 –-подберите проверочные слова, вставь букву -  моро..,    но.. (проверка)

Предлагает работу в группе.

Работа по карточкам.

Проводит проверку работы каждой группы. (объясняют написание )

Осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют возможные затруднения;

осуществляют анализ способов проверки сомнительных написаний

Анализируют, сравнивают полученные результаты

Взаимодействуют  в группе, договариваться.

Слайд №3 Алгоритм:


1)Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук.

2)Выделю корень в словах.

3)Сравню написание корней.

4)Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.

Приложение №2

Карточки с группой слов

1 группа: гла..  коло..

2 группа: са..,   ки..

3 группа:  сугро..,   кло..

4 группа: клю..,    шка..

5 группа: утю..,   пол..

6 группа: мор..,   шала...

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Личностные:

- применение на практике своих знаний.

Метапредметные:

 Познавательные УУД: 

- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Регулятивные: 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

 Коммуникативные: 

- формулирование и аргументирование своего мнение в коммуникации;

Предметные:

-умение подбирать проверочные слова по алгоритму

Предлагает работу в паре

-А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Ваша задача вставить нужную букву карандашом в карточке, устно подбирая проверочное слово, доказывая свой выбор соседу.

-Проверьте написание слов по образцу.
Какой шаг алгоритма вас подвел?

Осуществляют самоконтроль, коррекцию.

 Принимают и сохраняют учебную задачу.

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Сотрудничают в паре,

-планируют учебное сотрудничество.

- формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации;

Приложение №3

Карточки:

Ду.. (б, п) - … 
Ёр.. (ш, ж) - …
кро..ь (в, ф) - … 
Дроз.. (д, т) - …
гла.. (з,с) - …

кру.. (г, к)


Слайд №4

образец

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Личностные:

- применение на практике своих знаний.

Метапредметные:

 Познавательные: 

-  построение логической цепочки рассуждения;

- самостоятельное нахождение способов и путей решения проблемы;

 Регулятивные: 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативные:.

Предметные:

- самостоятельная  проверка сомнительного написания звуков

- подбор проверочных слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов

 Предлагает работу по учебнику

- Будем работать самостоятельно.

Упр. №35

-Прочитайте задание.

-Какой этап алгоритма уже выполнен?

-Выполните задание по учебнику,
записывая их в тетрадь.

Проверьте правильность по слайду.

Осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют возможные затруднения

Самостоятельно находят способы и пути решение

Учебник стр23

Упр.№35

Слайд №5

8. Включение в систему знаний и повторения.

Личностные:

- проявление учебно – познавательного интереса к учебному заданию;

- применение на практике своих знаний.

Метапредметные:

Познавательные: 

 - умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

-  самостоятельное нахождение способов и путей решения проблемы;

 Регулятивные: 

 - осуществление итогового контроля по результату.

Предметные:

- самостоятельная  проверка  написания звуков. 

-Игра «Доскажи словечко и подбери проверочное слово»
1) Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2) Всё перетрут терпение и … (труд).
3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)
5) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)

Осуществляют итоговый контроль по результату.

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Используют речь для регуляции своего действия.

Приложение №4

Загадки, пословицы.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

 Познавательные : 

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и форме. 

Коммуникативные : 

- умение излагать свое мнение и позицию

Предметные:

- умение самостоятельно применять правило проверки парного согласного в корне, - работать с учебником

- Какую цель ставили?

- Как действовали?

-Продолжи высказывание:

Сегодня я узнал…

Мне удалось научиться …

Я порадовался тому, что..

Могу похвалить себя за…и своих одноклассников за…

Домашнее задание: стр23 упр. 37, правило стр.22, или составить ребусы на изученную орфограмму.

Контролируют и оценивают результаты своей деятельности.

Формулируют  и аргументируют своё мнение.

Слайд  №6

Я узнал…

Мне удалось научиться …

Я порадовался тому, что..

Могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.

  1. Ковалёва, Г. С., Логинова, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009
  2. Панченко, Ю.В., Фалалеева И.В., Урок в свете требований ФГОС НОО, часть 1/ ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2014.
  3. Ситникова, Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю, Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.
  4. Учебник «Русский язык 2 класс» в 2 ч. ч. 1, Канакина В.П., В.Г. Горецкий. – 2 издание. – М.: Просвещение, 2012 .
  5. http://omczo.org/publ-Лаборатория начального образования- методические рекомендации по организации урока в рамках системно – деятельностного подхода/
  6.  Волк - http://cxxzzz.narod.ru/z4.htm
  7. Белка - http://www.beloch-ka.ru/gallery/4246.htm 



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Карточка

Ду… (б, п) - … 
Ёр.. (ш, ж) - …
Кро…(в, ф) - … 
Дроз.. (д, т) - …
Моро (з,с) - …
Кру…(г,к)-…

Карточка

Ду… (б, п) - … 
Ёр.. (ш, ж) - …
Кро…(в, ф) - … 
Дроз.. (д, т) - …
Моро (з,с) - …
Кру…(г,к)-…

Приложение №1

«Мудрым никто не родился, а научился».

Приложение №2

Карточки с группой слов

1 группа: гла..  коло..

2 группа: са..,   ки..

3 группа:  сугро..,   кло..

4 группа: клю..,    шка..

5 группа: утю..,   пол..

6 группа: мор..,   шала..

Приложение №4

Загадки и пословицы

1) Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2) Всё перетрут терпение и … (труд).
3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)
5) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)

Приложение №5

Рефлексия

Я узнал…

Мне удалось научиться …

Я порадовался тому, что…

Могу похвалить себя и своих одноклассников за…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Морос , мороз, нос, ноз .

Слайд 3

Алгоритм: 1)Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук . 2)Выделю корень в словах . 3)Сравню написание корней . 4)Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.

Слайд 4

Пр о верка Ду б - дубы Ёр ш – ерши Камы ш - камыши Шка ф -шкафы Гла з -глаза Кру г -круги

Слайд 5

Камы ш и-камы ш , стри ж и-стри ж , лу г а-лу г , пау к и-пау к , поез д а-поез д , тор т ы-тор т , остро в а-остро в , шар ф ы-шар ф , ду б ы-ду б , сно п ы-сно п , голо с а-голо с , арбу з ы-арбу з .

Слайд 6

Продолжи высказывание: Я узнал… Мне удалось научиться … Я порадовался тому, что .. Могу похвалить себя за … и своих одноклассников за…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 2-й класс Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"

Урок дает  представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;- учит различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами,    сопостав...

урок русского языка во 2 классе по теме "Парные согласные на конце слов"

Урок формирования и закрепления орфографических умений во 2 классе по теме " Правописание парных согласных в конце слов". Урок по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" ОС"Школа 2100"

Методическая разработка урока с применением деятельностного метода с указанием деятельности учителя и учащихся. Имеется презентация и ссылка на электронный ресурс....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Парные согласные в корне слова".

Урок рефлексии разработан на основе деятельностного метода обучения....

Разработки уроков русского языка для 2 класса к разделу «Парные согласные в корне слова

УРОК  №  1. ТЕМА: «Имя существительное. Парные согласные. Проверка написания согласных».УРОК № 2. ТЕМА: «Проверка написания согласных. Парные согласные в конце и в середине слов».У...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова".

Урок русского языка в 3 классе по по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова", разработан в соответствии требованиям ФГОС....