урок русского языка во 2 классе по теме "Парные согласные на конце слов"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок формирования и закрепления орфографических умений во 2 классе по теме " Правописание парных согласных в конце слов". Урок по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

2 класс 3 четверть

Учебник русского языка автор: А.В. Полякова

Тема урока:

                       Правописание парных согласных на конце слов.

Задачи:

  1. Формирование умений  обнаруживать орфограммы при письме;
  2. Подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы;
  3. Обогащение словарного запаса обучающихся;
  4. Прививать интерес к предмету;
  5. Развивать навыки самоконтроля.

Ход урока.

  1. Введение в тему урока.

Н а доске буквы: г д в з ж б

- Чем похожи эти буквы?

( эти буквы обозначают парные звонкие согласные звуки)

-Припишите  к ним буквы, обозначающие глухие согласные.

( 1 ученик у доски)

-Что можете сказать о парных звонких – глухих согласных?

( они могут вызывать сомнения при написании в конце слов)

- Как не ошибиться в написании таких слов?

( подобрать проверочное слово)

- Определите тему нашего урока.

( Правописание парных согласных в конце слов)

-Чему мы должны научиться на уроке?

(правильно писать слова с парными согласными в конце слов).

  1. Словарная работа.

-В словаре найти 3 слова с парной согласной на конце, подчеркнуть орфограмму, рядом написать проверочное слово.

( 2 ученика на индивидуальных досках. Взаимопроверка.)

Город- города, мороз – морозы, тетрадь – тетради, морковь- моркови.

-Как проверить парную согласную в конце слова?

( надо слово изменить так, чтобы после согласной стоял гласный)

-Как можно слово изменить?

( поставить во множественное число, изменить по вопросу нет чего?)

3. Отгадайте загадки , напишите отгадки.

  1. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся.
  2. Мягкие лапки, а на лапках царапки.
  3. В иголках бугорок мышку уволок.
  4. Тучка по небу гуляла, тучка бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке, как хрустальные горошки.

  1. Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

( след, кот,  ёж, град, гриб)

-Написать слова вместе с проверочным словом, подчеркнуть орфограмму.

Следы- след,

 коты – кот, и т. д. 

(Слова – отгадки записываются самостоятельно с последующей самопроверкой. 2 человека работают у доски  с обратной стороны)

- Чем похожи  слова – отгадки?

( во всех словах 1 слог,  все эти  слова - имена существительные, мужского рода, единственного числа, при произнесении слышатся на конце глухие парные согласные звуки.)

- Какое слово из записанных  лишнее? Почему?

( лишнее слово «кот», потому что у него на конце  пишется буква, обозначающая парный  глухой согласный, а в остальных словах буквы, обозначающие  парные звонкие согласные.)

Обобщение:

-Как проверить парные согласные в конце слова?

( Чтобы проверить парные согласные в конце слова, надо слово изменить так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий)

- Как можно слово изменить?

( поставить во множественное число, подставить слова нет чего, много чего)

физминутка

4.На доске предложение.

Куропатки на ночлег

В  голубой  нырнули снег.

(Беседа о зимующих птицах. Кто как зимует?)

-Списать  предложение ,подчеркнуть все опасные места.

Куропатки на ночлег

В  голубой  нырнули снег.

- Написание каких слов  можете объяснить?

(Без) ночлега- ночлег – слышится глухой согласный [к],букву надо писать г,проверяем – нет ночлега, перед гласным слышится звук [г],

снега – снег.

- Каким правилом необходимо пользоваться при написании парных согласных в конце слов?

( Чтобы правильно написать букву согласного звука на конце слова , надо подобрать проверочное слово. Для этого нужно слово изменить  так, чтобы после согласного стоял гласный или непарные звонкие согласные  и звуки [в],[в'].

-Подчеркнуть в предложении  основу.

5.Работа в группах.

Игра «Цепочка слов»

Каждое слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее, а заканчиваться парной звонкой или глухой согласной , которую нужно проверить.

Холод -…( дед – дог – газ – зуб –брод-…)

Автобус - ..( след – друг – год – дрозд - ..)

Мороз - ..( зуб – багаж – жук – куб..)

Выигрывает та команда, которая придумала больше слов.

- Как нужно действовать , если встретились слова с парными согласными на конце слов?

6. Игра « Спустись по лесенке»

Каждому ряду даётся столбик слов. Вставить буквы и объяснить их написание.

лё..                     во..                          го..

сне..                   гри..                        гру..

моро..                заво..                      горо..

Проверка: выходят по 1 человеку от каждого ряда, вставляют букву  и объясняют её  написание). Повторение правила.

7. Домашнее задание.

По выбору:

  1. Подобрать 5 слов с парной согласной  на конце по теме «Зима» и написать проверочные слова.
  2. Написать рассказ по теме «Зима», чтобы в нём были слова с парной согласной на конце и подчеркнуть орфограмму.

8. Подведение итогов.

- Чему учились на уроке?

- Как правильно писать парные согласные на конце слов?

9. Рефлексия. ( на карточках)

Могу сам..

Нужна помощь..

Испытываю затруднения…

Могу сам и помогу другим..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова»

Урок  русского языка  2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова» УМК "Школа 2100" с использованием интерактивной доски...

Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

Конспект урока русского языка на тему:«Правописание парных согласных в конце слова».

Урок связан с 70-летием Великой Отечественной Войны с презентацией....

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...

Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)

Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...