Разработки уроков русского языка для 2 класса к разделу «Парные согласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
УРОК № 1. ТЕМА: «Имя существительное. Парные согласные. Проверка написания согласных».
УРОК № 2. ТЕМА: «Проверка написания согласных. Парные согласные в конце и в середине слов».
УРОК № 3. ТЕМА: «Правописание парных согласных на конце и в середине слова».
УРОК № 4. ТЕМА: «Парные согласные. Закрепление».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_._blok_ur._parnye_sog._akulova.docx | 47.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66 ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ДОРОША
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме:
«Разработки уроков русского языка для 2 класса
к разделу «Парные согласные в корне слова»
Урок 1. Имя существительное. Парные согласные. Проверка написания согласных.
Урок 2. Проверка написания согласных. Парные согласные в конце и в середине слов.
Урок 3. Правописание парных согласных на конце и в середине слова.
Урок 4. Парные согласные. Закрепление.
Автор:
Акулова Лариса Анатольевна,
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 66
г. Краснодар
2012– 2013 уч. год
УРОК № 1.
ТЕМА: «Имя существительное. Парные согласные. Проверка написания согласных».
ЦЕЛИ: 1. Упражнять в проверке парных согласных в конце слов.
2. Повторить пройденное об имени существительном.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- запись числа
- постановка общей цели урока
II. Чистописание. (на второй строке запишите пару согласному звуку)
б в г д ж з
п ф к т ш с
сапог зубы пруд суп шкаф мороз штраф мазь
- Какое слово лишнее?
- Зубы.
- Почему?
- Оно стоит в форме множественного числа, а остальные слова – в форме единственного числа.
III. Словарь: ягода, малина, смородина, крыжовник, арбуз, земляника.
На электронной доске поочерёдно появляются картинки, дети произносят слово, записывают в тетрадь, ставят ударение и подчёркивают безударную гласную.
IV. Работа по теме урока.
«Сказка о парных согласных»
Жили – были в стране Русского Языка парные согласные:
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.
Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были весёлыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.
Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: «Помогите мне!» Буквы б и п начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)? (П)?
Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы д и т, но заспорили – кто лучше с этой работой справится.
СА(Д)? (Т)?
Недалеко строился дом. Последний этаж остался незаконченным. Решили взяться за дело буквы ж и ш , но тоже не могут договориться, кто из них будут стоять в этом слове.
ЭТА(Ж)? (Ш)?
Тем временем буквы з и с отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. Буквы в и ф не разделят улов, который отдал им рыбак. Буквы г и к разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.
АРБУ(З)? (С)? УЛО(В)? (Ф)? СТО(Г)? (К)?
Шёл мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: «В этих словах в конце поставьте гласную букву, она и укажет, кто из вас будет стоять в слове».
Так и сделали: столбы – столб, сады – сад,
этажи – этаж, арбузы – арбуз,
уловы – улов, стога – стог.
Всё стало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слова.
- Вот и сказке конец!
-Ребята, что вы узнали из этой сказки?
-Как проверять парные согласные в конце слова.
-Запишите слова в тетрадь, подчеркните парную согласную.
-Попробуйте самостоятельно сделать вывод. Как проверить парную согласную в слове.
Вывод: чтобы проверить парный согласный, нужно подобрать родственное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласного оказался гласный звук. Гласный звук поможет точно определить нужный согласный.
- А теперь, посмотрите на словарные слова, которые вы записали. Есть ли слова с парным согласным звуком, которые нужно проверять?
- Слово – арбуз парный согласный з, проверяю арбузы – арбуз.
-Молодец!
4. Физкультминутка. Игра «Хор».
Хоровое упражнение выполняется стоя возле парт. Каждый вариант в ряду получает свой звук для пения: А – О – И – У – Е – Э. Учитель дирижирует: сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым, задавая громкость звучания. Заканчивается игра тихим пением.
- Работа по учебнику.
Запиши слова. Пиши сначала проверочное, а потом проверяемое слово.
Тор(т), тру(т), гри(п), су(п), но(ш), каранда(ш), утю(к), зна(к), моро(с), но(с), шка(ф), рука(ф), пру(т) (водоём), пру(т) (с дерева).
- Работа над предложением.
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Морские волны плескались о берег.
Найдите слово с парной согласной на конце. Докажите, что здесь надо писать именно эту согласную. Спишите предложение и подчеркните парную согласную. Обозначьте части речи.
- Домашнее задание. Упражнение в тетради «Пишем грамотно» №1.
- Итог урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы научились?
УРОК № 2.
ТЕМА: «Проверка написания согласных. Парные согласные в конце и в середине
слов».
ЦЕЛИ: 1. Учить проверять парные согласные в конце и в середине слова,
подставляя гласный звук и сонорные звуки.
2. Повторять пройденное.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- запись числа
- постановка цели урока
II. Чистописание.
б_п д_т в_ф з_с г_к ж_ш
сугроб снег рукав шубка
- Что общего у этих слов?
- Все имена существительные, стоят в форме единственного числа, отвечают на вопрос что?, относятся к теме «Зима».
- Подумайте, какое слово здесь лишнее?
- Шубка.
- Почему?
- Парная согласная стоит в середине слова.
- Правильно. «Опасное» место в середине слова. Необходимо проверить, правильно ли написаны слова.
Ребята проверяют устно слова.
Сугробы – сугроб, снега – снег, рукава – рукав, шубы – шубка.
Вывод: если после согласной стоит гласная, то значит парная согласная стоит в сильной позиции, т. е. мы её чётко слышим. Если нет гласной – в слабой позиции. И мы должны подбирать проверочное слово.
III. Словарь.
-Выпишите все слова из словарика в конце учебника с парными согласными на конце слова,
-подчеркните безударную гласную,
-поставьте ударение,
-парную согласную подчеркните двумя чёрточками, устно проверьте.
Дети пишут: багаж, завод, запад, назад, огород, остров, пирог, сапог, шоколад, мороз, город.
-В какой позиции стоит парная согласная?
-В слабой.
-Почему?
-Рядом нет гласной.
-Поставьте слово в сильную позицию, дети подбирают проверочные слова.
Вывод: если слово стоит в слабой позиции, его надо проверять.
IV. Работа по теме урока.
- Постановка проблемного вопроса. Наблюдение.
Ребята, проверять парный согласный звук нам помогает гласный звук. Или другие звуки тоже могут помочь? Давайте найдём ответ.
б – п зубы – зуб шуба – шубка – шубный в – ф шарфы – шарф трава – травка – травинка г – к снега – снег – снежный лёгок – лёгкий – легонько д – т дедушка –дед соседи – соседка – соседний ж – ш ножи – нож – ножны сторожи – сторожка з – с морозы – мороз – морозный глаза – глазки – глазной |
Парные согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласной или перед сонорным согласным звуком в родственном слове. |
По таблице видно, что звук [н] помогает поставить слово в сильную позицию, т. е. подобрать проверочное слово. Значит все сонорные звуки
могут нам помочь при проверке слова. Ребята, назовите сонорные звуки.
- Звуки [л] , [ м ] , [н] , [р] , [ й,].
-Молодцы.
2. Сейчас поиграем в игру «Спрячь букву». Я показываю вам карточку со
словом с парной согласной на конце, а вы «прячете» эту согласную в
середину слова, например: дуб – дубки, зуб – зубки и др.
Я показываю карточку, а дети отвечают:
Дуб | - дубки | Гриб | - грибки | Голубь | - голубка | Хлеб | - хлебцы |
Сказ | - сказка | Указ | - указка | Глаз | - глазки |
- –Молодцы! Буквы спрятали хорошо! Но мы слышали спор букв. Давайте позовём на помощь гласные и сонорные буквы и прекратим спор.
- Дети подбирают проверочные слова.
Дубки – дубок, дубы, дубрава;
Грибки – грибок, грибной, грибы;
Голубка – голуби, голубок;
Хлебцы – хлеба, хлебный;
Сказка – сказочка, сказать;
Указка – указать, указы, указочка;
Глазки – глаза, глазной.
- Физкультминутка.
Упражнения: «Пчёлка», «Бабочка», «Самолёт», «Дерево», «Верёвочка».
- Работа с учебником: с.94, упр.1.
(Запишите слова парами. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.)
Гладить – гла…кий, сказочка – ска…ка, скользить – сколь…кий, низина – ни…кий, близость –бли…кий, крепость – кре…кий, узенький – у…кий, коротенький – коро…кий, реденький – ре…кий, мягонький – мя…кий, жиденький – жи…кий.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Выполняют взаимопроверку.
- Работа над предложением.
Дети записывают под диктовку с комментированием. (объясняют правило написания, проверочные слова)
Резвые ножки бегут по дорожке.
Бодрой походкой идут дети на площадку.
- Домашнее задание: с.94, упр.2. (объяснить задание)
- Итог урока.
-Над какой темой мы работали сегодня?
-Что нового узнали на уроке?
-Как надо проверять парную согласную на конце и в середине слова?
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Какие звуки ещё помогают поставить в сильную позицию парный согласный?
- Сонорные звуки: [л] , [ м ] , [н] , [р] , [ й,].
УРОК № 3.
ТЕМА: «Правописание парных согласных на конце и в середине слова».
ЦЕЛИ: 1. Упражнять в проверке и нахождении слов с парными согласными в
конце и в середине слова.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- запись числа
- постановка цели урока
II. Чистописание.
кк сс пп тт шш фф ________________
- Что необычно в нашем чистописании сегодня?
- Мы написали только глухие согласные.
- Правильно. На второй строке мы пишем:
суп луг нос шарф лук ___________________
- Найдите лишнее слово.
- Луг.
- Почему оно лишнее?
- На конце в слове «луг» стоит звонкая согласная, а в остальных словах – глухая.
- Молодцы!
- Объясните, почему в двух словах одинаковых по звучанию стоят разные звуки на конце?
- Слова луг и лук имеют разное смысловое значение.
- С учётом смыслового значения составьте два предложения с данными словами.
- Утром зелёный луг покрыт росой.
- На грядке растёт лук.
- Молодцы!
III. Словарь.
Я диктую словарные слова с парными согласными на конце, а дети придумывают словосочетание и записывают их.
Колхоз, медведь, язык, тетрадь, ученик, город, мороз, завод, класс, сапог.
- Дети записывают:
Лучший колхоз, белый медведь, русский язык, моя тетрадь, хороший ученик, большой город, сильный мороз, передовой завод, светлый класс, папин сапог.
- А сейчас устно проверим словарные слова, подбирая проверочные.
Колхоз – колхозы, колхозный; медведь – медведи; язык – языки; тетрадь – тетради, тетрадный и ; ученик – ученики; город – города; мороз – морозы, морозный; завод – заводы; класс – классы, классный; сапог – сапоги.
IV. Физкультминутка.
Выполнение упражнений под музыку.
V. Работа по теме урока.
1. Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
- Ребята, что нужно сделать для того, чтобы написать правильно согласную?
- Подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласный или сонорный звук.
- Как вы подбираете проверочные слова?
- 1) Нужно изменить форму слова;
- 2) Или подобрать родственное слово.
- Молодцы!
2. Сейчас я буду читать вам предложения, а вы должны выбрать и записать слова, в которых услышите парный согласный звук.
- Кукурузные початки и питательны и сладки.
- Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.
- Красуйся не улыбкой сладкой, а трудовой ухваткой.
- А теперь проверим, что же вы записали. Называйте слово и доказываете, почему вы написали именно этот согласный звук.
Сладки (сладенький), гладко (гладенький), улыбкой (улыбается), ухваткой (ухватить).
- Работа по учебнику.
К данным словам подобрать слова с противоположным значением.
стар – __________________________ дёшев – _______________________________
храбр – __________________________ лжив – _______________________________
болен – __________________________ груб – _______________________________
Слова для справок: вежлив, правдив, молод, здоров, дорог, труслив.
4. Закрепление.
Работа над предложением по вариантам:
Восстановите и запишите предложения. Вставьте пропущенные
буквы. Подчеркните главные члены предложения.
I вариант: нас, л___сная, кудрявой, к, доро___ка, прив___ла, берё___ке.
IIвариант: р___няла, др___жащая, п___хучие, берё___ка, землю, на, серё___ки.
- Проверка выполненного задания. Оценивание.
5. Домашнее задание (зачётная тетрадь В. Т. Голубь с.66, №7)
V. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
- Какие задания вам были интересны и почему?
УРОК № 4.
ТЕМА: «Парные согласные. Закрепление».
ЦЕЛИ: 1. Закрепить умение находить и проверять парные согласные в конце и в
середине слова.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- запись числа
- постановка цели урока
II. Чистописание.
б/п в/ф г/к д/т ж/ш з/с______________
- Отгадай загадку и запиши ответ.
Одна нога и шапка, а головы нет.
Что это такое? (гриб)
* * *
Два брюшка, четыре ушка.
Что это такое? (подушка)
* * *
Четыре ноги, а рыло свинячье,
Сто иголок несёт, а шить не умеет. (ёж)
* * *
Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь)
- Дети записывают слова на второй строчке.
гриб подушка ёж дождь_________________________
III Словарь.
Запись слов под диктовку с проговариванием по слогам.
Огород, овощи, помидор, огурец, капуста, морковь, картофель.
- Есть ли слова с парной согласной? Подчеркните их. Назовите проверочные слова.
- Огород – огороды, морковь – морковный.
- В первом слове помог гласный звук, во втором – сонорный звук.
IV. Работа по теме урока. Закрепление.
- Игра «Не подведи товарища».
- По желанию к доске выходят дети с одной парты. Один ученик записывает слово, названное учителем, а другой – рядом записывает проверочное слово. Все записывают в свои тетрадки.
Грядка – грядочка, травка – травушка, канавка – канавы, будка – будочка, кружка – кружечка, детка – деточка, резкий – резок, сказка – сказы, шубка – шубы, лошадка – лошади.
- Самостоятельная работа по вариантам.
I вариант II вариант
Выпишите слова, в которых надо выпишите слова, в которых надо
писать букву З, рядом запишите писать букву Д, рядом запишите
проверочное слово. проверочное слово.
Наве[c], расска[c], коло[c], моро[c], карапу[c], термо[c], тормо[c], воло[c], арбу[c], насо[c]. | Отря[т], виногра[т], стар[т], обе[т], парохо[т], наря[т], самока[т], салю[т], компо[т], заря[т], наро[т], |
- Физкультминутка.
Дети под музыку выполняют упражнения: «Пчёлка», «Бабочка», «Самолёт», «Дерево», «Верёвочка».
- Работа по учебнику.
От данных глаголов образовать и записать имена существительные.
Посадить – посадка доставить – доставка
упаковать – упаковка разведать – разведка
поливать – поливка диктовать – диктовка
рубить – рубка отгадать – отгадка
Подчеркните парные согласные, которые вы проверили.
- Работа над предложением.
На доске записаны пословицы. Закончите пословицу, подставив слово с парной согласной, и запишите.
а) Береги нос в сильный ………. . /мороз/
б) В зимний холод каждый ………. . /молод/
в) Майский мороз не выдавит ………… . /слёз/
г) Белый наряд радует …………. . /взгляд/
Дети выполняют проверку друг у друга.
- Домашнее задание. (Зачётная тетрадь В. Т. Голубь, с. 68, № 7)
V. Итог урока.
- Какую тему мы закрепили сегодня на уроке?
- Скажите правило, как проверить парную согласную?
Список литературы.
- С. В. Иванова, учебник Русский язык, часть1. (2 класс) Москва «Вентана – Граф», 2011г.
- М. И. Кузнецова, рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно»(2 класс). Москва Вентана – Граф», 2012г.
- С. Н. Лысенкова «Методом опережающего обучения». Москва «Просвещение», 1988 г.
- Н. Н. Бобкова, Н. В. Лободина и др. Русский язык «Диктанты». Волгоград «Учитель», 2011 г.
- В. Т. Голубь Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. (2 класс) Воронеж, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".
Конспект урока русского языка. 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА"
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ...
Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".
Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока: расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...
Русский язык 2 класс Тема: «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление»
В урок вставлен экологический компонент "Зоопарк"...
русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»
русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»...
русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»
русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»...
Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"
УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...