Дежурный ученик: Слышите, звенит звонок, Весело, задорно, Начинаем мы урок. Все к нему готовы? Чтобы зрение, осанку Лет до ста нам сохранить, Сядем так, как на плакате Девочка сидит!
(Ученики) Я тетрадочку открою И с наклоном положу, Я друзья от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я берусь. Запись числа и классной работы с комментированием.
На доске записаны буквосочетания: сн стн сн стн - Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. - Какое сочетание произносится легче? Почему? (Три согласных произнести трудно). - Оцените свою работу. -Чтобы эти согласные не играли с нами в прятки, Мы записали их в тетрадке. -Подчеркните самое красивое соединение.
- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака). (Открываются рисунки). - В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные). 1)- Рассмотрим новое словарное слово «корова». -Найдите орфограмму. - Скажем, слово по слогам. - Сколько слогов в слове? - Поставим ударение. Какой слог опасный? (2 слог) -Что будет делать дальше думающий ученик? (Поставит в сильную позицию.) -Попробуйте поставить в сильную позицию. -Вывод: нельзя поставить под ударение. - Безударный гласный О какой? (Непроверяемый.) - Это слово надо запомнить. -Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните букву, которую нужно запомнить. -Составьте и напишите предложение с этим словом. Комментированное письмо. 2) - Рассмотрим новое словарное слово «собака». Аналогичная работа.
Блицтурнир. - Что в слове главное? (Его значение) - В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне) - Какие орфограммы корня вам известны? (Орфограммы гласных и согласных) - Попробуйте объяснить, почему мы на уроке русского языка, как на уроке математики пользуемся словом «задача». (Потому, что нам надо решить какую букву выбрать, чтобы написать слово правильно) - Какие орфографические задачи мы умеем решать? Как? ( Мы можем выбрать букву, если она в корне. Для этого изменяем проверяемое слово или подбираем однокоренное)
- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе. 1) Распределительный диктант. - Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика парные согласные на конце слова и в середине. Диктую слова: поезд, гриб, кружка, ложка, сугроб, дубки. В самом конце диктую ещё два слова с неизвестной орфограммой (свистнул, известный), создавая тем самым проблемную ситуацию.
- Проверим, как вы распределили эти слова в два столбика. - Мы сейчас с вами выяснили, что слова свистнул и известный вы распределили по-разному. - А некоторые из вас не писали их вообще. - Получились у вас и разные варианты написания данных слов. (на доске фиксирую ответы детей.) свиснул известный грустный извесный - Почему вы выполнили задание по-разному? - В чём затруднение? - Как же узнать, кто прав? На доске: сви [ ] ул, изве [ ] ый - Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний - нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.) - Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма? (Да) К этой орфограмме у меня есть интересный стишок. Играли звуки в домике Как маленькие гномики Меж собой они дружили Ничего не говорили Любили в прятки поиграть Шапку-неслышимку одевать. - Вам важно знать, как пишутся слова: с согласной или без неё? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения)
- Какую цель поставите на уроке? (Узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся.) - Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило или алгоритм.) -Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.) - Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)
- А как вы думаете, где и как вы сможете сами узнать о новой орфограмме и постараться ответить на ваши вопросы? (Надо вернуться к нашим словам и попробовать исследовать их.) - Тогда начнем наше исследование. 1) Понаблюдаем над словами с непроизносимым звуком. Будем работать в тетрадях и на доске. - Запишите в транскрипцию слова «свистнул» [с в̛ и с н у л] - Сколько звуков? (7) Сколько букв? (8) - Значит, у нас появилась проблема: звука нет, а буква есть! Что вы предлагаете? (ответы детей) -Подберите однокоренные слова. (Учитель записывает на доске: [с в̛ и с н у л], [с в̛ и с т ], [с в̛ и с т о к]. - Что интересного заметили в этих словах? (побуждаю к осознанию противоречия.) (В одних однокоренных словах [т] произносится, а в других – нет.) - В какой позиции находится звук [т], когда произносится в словах? (В сильной) - В какой части слова встречается согласный [т]? (в корне) -Значит, какой корень в этих словах? / - свист- /. - В какой позиции находится звук [т], когда не произносится? (В слабой) Аналогично проходит работа над словом «известный». - Наблюдая за этими словами, что вы заметили? (Мы заметили, что в одних однокоренных словах появляется [Т], а в других - нет.) - Уточните, на месте какого сочетания звуков возникла проблема? (СН) - Какую орфографическую задачу задает нам при письме сочетание звуков [СН] и [С̛ Н̛ ]? (В окружении этих звуков может быть согласный звук) -А почему всё-таки не все согласные произносятся в словах и исчезают при произношении? (Их много стоит рядом и трудно прочитать.) - Какую букву надо писать на месте звука, которого нет. - Так как можно назвать тему нашего урока? (Буква Т на месте звука, которого нет в сочетании [CH]) - Одинаково или по-разному пишутся корни в однокоренных словах? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково). -Будем ли мы писать букву Т, если в некоторых однокоренных словах звук [т] не произносится? - Какое можно дать название звуку, который не произносится. (Варианты ответов: нулевой, молчаливый и т.д.). - Так как по-другому можно назвать тему нашего урока? (Ответы детей). 2) работа по учебнику - Проверим наши предположения по учебнику, и выясним, как там формулируется тема урока. Но для этого сначала выполним задания в учебнике на с. 66 упр. 436 (тетрадь – задачник с. 54 упр. 436) - Заяц! – молвил гусь. – Отчего ты гру[ ] ый? - Откровенно признаюсь: Я ужасно вку [ ] ый? По Н Матвеевой На доске заранее записаны слова: гру [ ] ый, вку [ ] ый - Покажите звуки, которые слышим. гру [сн] ый, вку [сн] ый - Как узнать, как пишутся эти слова? (Надо проверить) - К какой части речи относятся эти слова? - Как мы умеем проверять прилагательные? (По команде вопросов что?, каков?) - Что? грусть Каков? грустен - Что? вкус Каков? вкусен - Проведём опыт, сделаем вывод: Запись на доске: грустный – грусть, вкусный – вкус Сравни записи и свои наблюдения покажи на схеме в тетради – задачнике стн [сн] сн
- Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма? (Да) - Объясните ответ. (Иногда в сочетании [сн] звука нет, а буква есть.) – Проведём ещё один опыт, а потом проверим, как по – другому можно назвать тему урока. Подсказку найдём в сообщении, данном в учебнике на странице 66 упражнение № 437. Чтение детьми текста учебника. - Почему некоторые звуки русского языка трудно выговаривать? (Это тогда, когда они попадают между двумя соседями – согласными) - Зачитаем вывод: - Как называется тема этого урока по-другому? - Непроизносимые согласные звуки. - Наши предположения совпали. - Какие согласные играют с нами в «прятки»? (Непроизносимые) - Продолжим наше исследование -Какое правило вы знаете о правописании согласных в корне слова? ( Мы знаем только правописание парных согласных) - Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слова? - Мы знаем, что в слабой позиции парные звонкие согласные звуки чередуются со своими парами. - Как проверяем парный согласный? (Звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которая обозначает звук в этом же слове в сильной позиции.) - Когда парный согласный находится в сильной позиции? (Когда стоит перед гласным и перед сонорным согласным, т.к. он тоже всегда в сильной позиции.) - Подумайте, как определить, есть ли в слове непроизносимый согласный? Как проверить написание слова? - Гласный или согласный звук требует проверки в словах свистнул и известный? (Согласный) - Тогда попробуйте проверить его таким же способом, как и парный согласный. Об этом есть стихотворение.
Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать, неясно вам… Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, Чтоб за звуком непонятным Гласные стояли.
- Давайте, пользуясь этим правилом, проверим слово свистнул. - Свистнул (записывают в тетрадь, обозначают орфограмму: свистнул – свисток). - Но оказывается, слова с непроизносимыми согласными можно проверить и другим способом. Для этого же слова есть проверочное слово свист. Значит, как еще можно проверить слово? - Изменить слово так, чтобы согласный звук был в конце слова. - Так как же узнать, надо ли писать букву Т? (Показываю детям на все однокоренные слова.) (Надо подобрать однокоренные слова, выделить корень и т.д.) - Какие же слова будут здесь проверочными для слова свистнул? (Свисток, свист) - Почему? (Непроизносимый согласный звук в них слышится четко.) - Какие же слова будут здесь проверочными для слова известный? (Известие, весть) - Почему? (Непроизносимый согласный звук в них слышится четко.) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в корне? (Выводы делаем вместе.)
- А теперь посмотрим, что нам рекомендует учебник с. 67 (читаем вслух). -Запомните правило! 1. Чтение правила. Прочитайте правило про себя. -Прочитает правило вслух (один ученик читает) 2. Деление текста на логические части. Сколько частей в правиле? 3. Анализ содержания текста. а) воспроизводящие вопросы. -О каких согласных говорится в правиле? - Как узнать, есть в слове (в корне) непроизносимый согласный звук или нет? - Когда обозначаем буквой непроизносимый звук? - Когда не обозначаем непроизносимый? б) анализирующие вопросы. - Всегда ли в проверочных словах появляется непроизносимый согласный звук? - Можно ли непроизносимый согласный звук обозначать буквой, если в проверочном слове он не появился? 4. Задания – «ловушки» - Как отличить непроизносимый согласный от буквы на месте звука, которого нет? (Это одно и тоже.) - Докажите, что примеры данные в правиле действительно относятся к орфограмме «непроизносимые согласные». - Я тоже приведу свои примеры: 1) Я считаю, что в слове ветка непроизносимый согласный Т, проверочное слово - веточка. (Несмотря на то, что в этом слове и есть согласный Т – здесь нет орфограммы непроизносимый согласный, в этом слове орфограмма парный согласный. 2) Я считаю, что в словах прелестный, вкусный, радостный - есть орфограмма непроизносимый согласный, т.к. здесь есть сочетание согласных СН, поэтому в этих сочетаниях пишется Т. ( Вы неправы, в слове вкусный Т не пишем, так как в проверочном слове звук Т не появляется.) - А теперь ваша очередь привести слов с непроизносимым согласным.
-Вспомним действия, которые выполняли, для того чтобы правильно писать слова с непроизносимым согласным и вместе составим общий алгоритм для проверки написания согласных букв в корне слова. -Прежде всего что мы делаем, для того чтобы узнать орфограмму непроизносимый согласный. (Произносим слово и определяем, есть ли в нём стечение согласных в середине слова.) - Первое действие в нашей памятке, какое будет? ( Произнесу слово. Определю, есть ли в нем стечение согласных в середине слова.) - Если есть стечение согласных, тогда каким будет следующее действие нашей памятки? ( Подберу однокоренное проверочное слово.) - Если в проверочном слове появится непроизносимый звук, то, как будете писать это слово? (На письме обозначу его буквой) Значит, какое будет следующее действие нашей памятки? ( Напишу слово с непроизносимой согласной, если в проверочном слове появится непроизносимый звук.) - Если в проверочном слове не появится звук, то как будете писать это слово? (На письме, на этом месте букву писать не буду.) - Значит, какое будет следующее действие нашей памятки? ( Если звук не появился в проверочном слове, букву в этом месте не напишу.)
- А чтобы убедиться в том, что правильно написали слово на эту орфограмму, что для этого можно сделать? ( Можно проверить себя) - Как будете проверять себя? - Мы знаем несколько способов проверки написания слов с непроизносимым согласным, поэтому постараюсь применить все способы. - Каким будет последний шаг? ( Обозначу орфограмму.) - Кто повторит все действия, которые выполняем, для того чтобы правильно писать слова с непроизносимой согласной? Памятка. 1. Произнесу слово. Определю, есть ли в нем стечение согласных в середине слова. 2. Подберу однокоренное проверочное слово. 3. Напишу слово с непроизносимой согласной, если в проверочном слове появится непроизносимый звук. 4. Если звук не появился в проверочном слове, букву в этом месте не напишу. 5. Проверяю себя: попробую применить разные способы проверки. 6. Обозначу орфограмму.
1)Упр. 437, с 67 письменно. Дети выписывают слова в два столбика . В первый – слова в которых надо писать непроизносимый согласный Т, а во второй не надо. - Какую орфографическую задачу задаёт нам при письме сочетание звуков [сн]?
Упр. 438 (комментированное письмо цепочкой) Дети читают слова, говорят какие звуки слышат в сочетаниях [сн ], [с’н’], какими знакомыми способами проверяют, есть или нет непроизносимый согласный, как напишут. - Какое слово проверить не сможете? (лестница) - Куда обратитесь за помощью? (в орфографический словарь) - В каком слове непроизносимый согласный находится не в корне? ( радостный – это единственное слово, когда непроизносимый согласный в суффиксе и его можно показать – «шалашиком ^») Отмечается работа детей. 2) Орфографическая игра. -Докажите мне, что вы можете решить орфографическую задачу непроизносимых согласных. Определите, есть ли в моих словах непроизносимый звук, или нет. Свой выбор докажите. Я буду называть слова. Если в слове надо писать непроизносимую согласную, вы будете хлопать в ладоши, а если в сочетании [сн ], [с’н’] не надо писать Т, тогда вы потопаете ножками. Че[__]ый, прекра[__]ый, опа[__]ый, изве[__]ый, я[__]ый, ме[__]ость, нена[__]ый. ски[__]ет, пови[__]ет)
3) Самостоятельная работа -Я приготовила для вас испытание. Выберите, пожалуйста, кто какую вершину будет покорять. Выбрали? - Вставьте в слова пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова. Непроизносимые согласные подчеркните. | Сер…це | | Мес…ность | Свис…нул | | Пас…бище | Звёз…ное | Здра…ствуй | Вес…ник | Ус…ный | Кос…ный | Капус…ный | Трос…ник | Счас…ливый |
Проверка. - Сверьте с образцом. - Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями.
- Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Как вы думаете, мы достигли своей цели? - На полях начертите оценочную линеечку. - Оцените свою работу на уроке по данной линеечке. - Поднимите руку, у кого крестик стоит на самом верху? (Далее вопрос задается тому ребёнку, который не поднял руку) - Что у тебя сегодня не получилось?
- записать слова с непроизносимыми согласными.
- составить рассказ, в котором много новых слов.
- упражнение 411.
Всем знать правила с 67, 68
– Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми. Спасибо за то, что вы становитесь пытливыми и любознательными. |