Тема: Буква на месте звука, которого нет
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Петрова Инна Владимировна

На уроке учащиеся познакомятся со способом проверки букв на месте непроизносимых согласных звуков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_na_meste_zvuka_kotorogo_net.docx255.79 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония» 2 класс

Тема: Буква на месте звука, которого нет

Цели:  

Познавательные:

привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых сочетаний звуков [сн, с'н']; помочь учащимся осознать эти сочетания как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня; постановку новой учебной задачи связать с повторением ранее изученных способов проверки букв безударных гласных и парных согласных в корне слова; формировать освоение способа проверки букв на месте непроизносимых согласных звуков; формировать умения, которые обеспечат успешное выполнение деятельности; добиться того, чтобы к концу урока ученики восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике.

Развивающие:

развивать умение  анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; ставить и разрешать проблемы; развивать зрительную память; глазомер, ориентировку в пространстве;

развивать двигательную сферу: моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся;

воспитывать такие качества, как дисциплинированность и собранность, честность и усердие, умение общаться друг с другом.                  Оборудование: Учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.);тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.)

Этапы урока

Ход урока

I.Организационный момент

II.Минутка чистописания

III.Словарно – орфографическая работа

IV.Изучение нового материала

1. Создание проблемной ситуации.

а)Актуализация знаний

б)Практические ситуации, которые включают новое и незнакомое

в) Осознание границы знания и незнания.

г)Формулировка учебной задачи.

V.Высказывание гипотез решения задачи и планирование решения.

VI. Чтение текста. Работа с правилом.

VII.Формирование способа действия по применению правила.

1. Составление памятки способа действия.

Закрепление

Рефлексия

Домашнее задание (по выбору)

Итог урока

Дежурный ученик:

Слышите, звенит

звонок,

Весело, задорно,

Начинаем мы урок.

Все к нему готовы?

Чтобы зрение, осанку

Лет до ста нам сохранить,

Сядем так, как на плакате

Девочка сидит!

(Ученики)

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

 Я друзья от вас не скрою,

 Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я берусь.

Запись числа и классной работы с комментированием.

На доске записаны буквосочетания: сн стн сн стн

- Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

- Какое сочетание произносится легче? Почему? (Три согласных произнести трудно).

- Оцените свою работу.

-Чтобы эти согласные не играли с нами  в прятки,

   Мы записали их в тетрадке.

-Подчеркните самое красивое соединение.

- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака). (Открываются рисунки).

- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).

1)- Рассмотрим  новое словарное слово «корова».

-Найдите орфограмму.

- Скажем, слово по слогам.

- Сколько слогов в слове?

- Поставим ударение. Какой слог опасный?

(2 слог)

-Что будет делать дальше думающий ученик?

(Поставит в сильную позицию.)

-Попробуйте поставить в сильную позицию.

-Вывод: нельзя поставить под ударение.

- Безударный гласный О какой?

(Непроверяемый.)

- Это слово надо запомнить.

-Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните букву, которую нужно запомнить.

-Составьте и напишите предложение с этим словом.

Комментированное письмо.

2) - Рассмотрим  новое словарное слово «собака».

Аналогичная работа.

Блицтурнир.

- Что в слове главное? (Его значение)

- В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне)

- Какие орфограммы корня вам известны? (Орфограммы гласных и согласных)

- Попробуйте объяснить, почему мы на уроке русского языка, как на уроке математики пользуемся словом «задача». (Потому, что нам надо решить какую букву выбрать, чтобы написать слово правильно)

- Какие орфографические задачи мы умеем решать? Как? ( Мы можем выбрать букву, если она в корне. Для этого изменяем проверяемое слово или подбираем однокоренное) 

- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.

1) Распределительный диктант.

- Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика парные согласные на конце слова и в середине.

Диктую слова: поезд, гриб, кружка, ложка, сугроб, дубки.   В самом конце диктую ещё два слова с неизвестной орфограммой (свистнул, известный), создавая тем самым проблемную ситуацию.  

- Проверим, как вы распределили эти слова в два столбика.

- Мы сейчас с вами выяснили, что слова свистнул  и известный  вы распределили по-разному.

- А некоторые из вас не писали их вообще.

- Получились у вас и разные варианты написания данных слов.

(на доске фиксирую ответы детей.)

    свиснул      известный    

   грустный      извесный      

- Почему вы выполнили задание по-разному?

-  В чём затруднение?

- Как же узнать, кто прав?

На доске: сви [   ] ул,  изве [   ] ый

- Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний - нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)

- Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма? (Да)  К этой орфограмме у меня есть интересный стишок.

Играли звуки в домике

Как маленькие гномики

Меж собой они дружили

Ничего не говорили

Любили в прятки поиграть

Шапку-неслышимку одевать.

 - Вам важно знать, как пишутся слова: с согласной или без неё? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения)

- Какую цель поставите на уроке? (Узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся.)

 - Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило или алгоритм.)

 -Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)

 - Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)

- А как вы думаете, где и как вы сможете сами узнать о новой орфограмме и постараться ответить на ваши вопросы?

(Надо вернуться к нашим словам и попробовать исследовать их.)

- Тогда начнем наше исследование.

1) Понаблюдаем над словами с непроизносимым звуком. Будем работать в тетрадях и на доске.

- Запишите в транскрипцию слова «свистнул»

 [с в̛ и с н у л]

- Сколько звуков? (7)    Сколько букв? (8)

-  Значит, у нас появилась проблема: звука нет, а буква есть! Что вы предлагаете? (ответы детей)

-Подберите однокоренные слова.

(Учитель записывает на доске: [с в̛ и с н у л], [с в̛ и с т ], [с в̛ и с т о к].

- Что интересного заметили в этих словах? (побуждаю к осознанию противоречия.)

(В одних однокоренных словах [т] произносится, а в других – нет.)

- В какой позиции находится звук [т], когда произносится в словах?

(В сильной)

- В какой части слова встречается согласный [т]? (в корне)

-Значит,  какой корень в этих словах? / - свист- /.

- В какой позиции находится звук [т], когда не произносится?

(В слабой)

Аналогично проходит работа над словом «известный».

- Наблюдая за этими словами, что вы заметили?

(Мы заметили, что в одних однокоренных словах появляется [Т], а в других - нет.)

- Уточните, на месте какого сочетания звуков возникла проблема?   (СН)

- Какую орфографическую задачу задает нам при письме сочетание звуков [СН] и [С̛ Н̛ ]? (В окружении этих звуков может быть согласный звук)

-А почему всё-таки не все согласные произносятся в словах и исчезают при произношении? (Их много стоит рядом и трудно прочитать.)

- Какую букву надо писать на месте звука, которого нет.

- Так как можно назвать тему нашего урока?

(Буква Т на месте звука, которого нет в сочетании [CH])

- Одинаково или по-разному пишутся корни в однокоренных словах?

 (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

-Будем ли мы писать букву Т, если в некоторых однокоренных словах звук [т] не произносится?

- Какое можно дать название звуку, который не произносится. (Варианты ответов: нулевой, молчаливый и т.д.).

- Так как по-другому можно назвать тему нашего урока? (Ответы детей).

2) работа по учебнику

- Проверим наши предположения по учебнику, и выясним, как там формулируется тема урока. Но для этого сначала выполним  задания в учебнике на с. 66 упр. 436 (тетрадь – задачник с. 54 упр. 436)

- Заяц! – молвил гусь. –

Отчего ты гру[    ] ый?

 - Откровенно признаюсь:

Я ужасно вку [   ] ый?

                     По Н Матвеевой

На доске заранее записаны слова: гру [   ] ый,  вку [   ] ый

 - Покажите звуки, которые слышим.

гру [сн] ый, вку [сн] ый

 - Как узнать, как пишутся эти слова? (Надо проверить)

- К какой части речи относятся эти слова?

 - Как мы умеем проверять прилагательные? (По команде вопросов что?, каков?)

 - Что? грусть         Каков? грустен

 - Что? вкус             Каков? вкусен

 - Проведём опыт, сделаем вывод:

     Запись на доске: грустный – грусть, вкусный – вкус

Сравни записи и свои наблюдения покажи на схеме в тетради – задачнике

                          стн

[сн]

                           сн

 - Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма?

 (Да)

 - Объясните ответ.

(Иногда в сочетании [сн] звука нет, а буква есть.)

– Проведём ещё один опыт, а потом проверим, как по – другому можно назвать тему урока. Подсказку найдём в сообщении, данном в учебнике на странице 66 упражнение № 437.

Чтение детьми текста учебника.

- Почему некоторые звуки русского языка трудно выговаривать? (Это тогда, когда они попадают между двумя соседями – согласными)

 - Зачитаем вывод:

- Как называется тема этого урока по-другому?

 - Непроизносимые согласные звуки.

- Наши предположения совпали.

  - Какие согласные играют с нами  в «прятки»?

 (Непроизносимые)

- Продолжим наше исследование

-Какое правило вы знаете о правописании согласных в корне слова?

( Мы знаем только правописание парных согласных)

- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слова?

- Мы знаем, что в слабой позиции парные звонкие согласные звуки чередуются со своими парами.

- Как проверяем  парный согласный?

(Звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которая обозначает звук в этом же слове в сильной позиции.)

- Когда парный согласный находится в сильной позиции?

(Когда стоит перед гласным и перед сонорным согласным, т.к. он тоже всегда в сильной позиции.)

- Подумайте, как определить, есть ли в слове непроизносимый согласный? Как проверить написание слова?

- Гласный или согласный звук требует проверки в словах свистнул и известный?

(Согласный)

- Тогда попробуйте проверить его таким же способом, как и парный согласный.

Об этом есть стихотворение.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

Чтоб за звуком непонятным

Гласные стояли.

- Давайте, пользуясь этим правилом, проверим слово свистнул.

- Свистнул (записывают в тетрадь, обозначают орфограмму: свистнул – свисток).

- Но оказывается, слова с непроизносимыми согласными можно проверить и другим способом. Для этого же слова есть проверочное слово свист. Значит, как еще можно проверить слово?

- Изменить слово так, чтобы согласный звук был в конце слова.

- Так как же узнать, надо ли писать букву Т?

(Показываю детям на все однокоренные слова.)

(Надо подобрать однокоренные слова, выделить корень и т.д.)

- Какие же слова будут здесь проверочными для слова свистнул? (Свисток, свист)

- Почему?

(Непроизносимый согласный звук в них слышится четко.)

- Какие же слова будут здесь проверочными для слова известный? (Известие, весть)

- Почему?

 (Непроизносимый согласный звук в них слышится четко.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в корне? (Выводы делаем вместе.)

- А теперь посмотрим, что нам рекомендует учебник с. 67

(читаем вслух).

-Запомните правило!

1. Чтение правила.

 Прочитайте правило про себя.

-Прочитает правило вслух (один ученик читает)

2. Деление текста на логические части.

Сколько частей в правиле?

3. Анализ содержания текста.

а) воспроизводящие вопросы.

-О каких согласных говорится в правиле?

- Как узнать, есть в слове (в корне) непроизносимый согласный звук или нет?

- Когда обозначаем буквой непроизносимый звук?

- Когда не обозначаем  непроизносимый?

б) анализирующие вопросы.

- Всегда ли в проверочных словах появляется непроизносимый согласный  звук?

- Можно ли непроизносимый согласный звук обозначать буквой, если в проверочном слове он не появился?

4. Задания – «ловушки»

 - Как отличить непроизносимый согласный от буквы на месте звука, которого нет?

(Это одно и тоже.)

- Докажите, что примеры данные в правиле действительно относятся к орфограмме «непроизносимые согласные».

- Я тоже приведу свои примеры:

1) Я считаю, что в слове ветка  непроизносимый согласный Т, проверочное слово - веточка.

(Несмотря на то, что в этом слове и есть согласный Т –  здесь нет  орфограммы непроизносимый согласный, в этом слове орфограмма парный согласный.

 2) Я считаю, что в словах прелестный, вкусный, радостный - есть орфограмма непроизносимый согласный, т.к. здесь есть сочетание согласных СН, поэтому в этих сочетаниях пишется  Т.

( Вы неправы, в слове вкусный Т не пишем, так как в проверочном слове звук Т не появляется.)

- А теперь ваша очередь привести слов с непроизносимым согласным.

-Вспомним действия, которые выполняли, для того чтобы правильно писать слова с непроизносимым согласным и  вместе составим общий алгоритм для проверки написания согласных букв в корне слова.

-Прежде всего что мы делаем, для того чтобы узнать орфограмму непроизносимый согласный.

(Произносим слово и определяем, есть ли в нём стечение согласных в середине слова.)

- Первое действие в нашей памятке, какое будет?

( Произнесу слово. Определю, есть ли в нем стечение согласных в середине слова.)

- Если есть стечение согласных, тогда каким будет следующее действие нашей памятки?

( Подберу однокоренное проверочное слово.)

- Если в проверочном слове  появится непроизносимый звук, то, как будете писать это слово?

(На письме обозначу его буквой)

Значит, какое будет следующее действие нашей памятки?

( Напишу слово с непроизносимой согласной, если в проверочном слове появится непроизносимый звук.)

- Если в проверочном слове  не появится  звук, то как будете писать это слово?

(На письме, на этом месте букву писать не буду.)

- Значит, какое будет следующее действие нашей памятки?

( Если звук не появился в проверочном слове, букву в этом месте не напишу.)

- А чтобы убедиться в том, что правильно написали слово на эту орфограмму, что для этого можно сделать?

( Можно проверить себя)

- Как будете проверять себя?

- Мы знаем несколько способов проверки написания слов с непроизносимым согласным, поэтому постараюсь применить все способы.  

- Каким будет последний шаг?

( Обозначу орфограмму.)

- Кто повторит все действия, которые выполняем,  для того чтобы правильно писать слова с непроизносимой согласной?

Памятка.

1. Произнесу слово. Определю, есть ли в нем стечение согласных в середине слова.

2. Подберу однокоренное проверочное слово.

3. Напишу слово с непроизносимой согласной, если в проверочном слове появится непроизносимый звук.

4. Если звук не появился в проверочном слове, букву в этом месте не напишу.

5. Проверяю себя: попробую применить разные способы проверки.

6. Обозначу орфограмму.

1)Упр. 437, с 67 письменно.

Дети выписывают слова в два столбика . В первый – слова в которых надо писать непроизносимый согласный Т, а во второй не надо.

- Какую орфографическую задачу задаёт нам при письме сочетание звуков [сн]?

Упр. 438 (комментированное письмо цепочкой)

Дети  читают слова, говорят какие звуки слышат в сочетаниях

 [сн ], [с’н’], какими знакомыми способами проверяют, есть или нет непроизносимый согласный, как напишут.

 - Какое слово проверить не сможете?

 (лестница)

 - Куда обратитесь за помощью?

 (в орфографический словарь)

 - В каком слове непроизносимый согласный находится не в корне?

( радостный – это единственное слово, когда непроизносимый согласный в суффиксе и его можно показать – «шалашиком ^»)

Отмечается работа детей.

 

2) Орфографическая игра.

-Докажите мне, что вы можете решить орфографическую задачу непроизносимых согласных. Определите, есть ли в моих словах непроизносимый звук, или нет. Свой выбор докажите. Я буду называть слова. Если в слове надо писать непроизносимую согласную, вы будете хлопать в ладоши, а если в сочетании [сн ], [с’н’] не надо писать Т, тогда вы потопаете ножками.

Че[__]ый, прекра[__]ый, опа[__]ый, изве[__]ый, я[__]ый, ме[__]ость, нена[__]ый. ски[__]ет, пови[__]ет)

3) Самостоятельная работа

-Я приготовила  для вас испытание. Выберите, пожалуйста, кто какую вершину будет покорять. Выбрали?

 - Вставьте в слова пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова. Непроизносимые согласные подчеркните.

 

Сер…це

Мес…ность

Свис…нул

 Пас…бище

Звёз…ное

Здра…ствуй

Вес…ник

Ус…ный

Кос…ный

Капус…ный

Трос…ник

Счас…ливый

               

Проверка.

 - Сверьте с образцом.

- Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями.

- Какие задачи стояли перед нами на уроке?

- Как вы думаете, мы достигли своей цели?

- На полях начертите оценочную линеечку.

- Оцените свою работу на уроке по данной линеечке.

- Поднимите руку, у кого крестик стоит на самом верху?

(Далее вопрос задается тому ребёнку, который не поднял руку)

- Что у тебя сегодня не получилось?

  1. записать слова с непроизносимыми согласными.
  2. составить рассказ, в котором много новых слов.
  3. упражнение 411.

Всем знать правила с 67, 68

 – Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми. Спасибо за то, что вы становитесь пытливыми и любознательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.

Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...

Урок русского языка «Буква на месте звука, которого нет».

В материале представлен урок открытия новых знаний. Целью урока является конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной. Ученики ...

Урок русского языка по теме"Буква на месте звука, которого нет".

Урок разработан по учебнику Русский язык. К тайнам нашего языка, автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко....

Урок обучения грамоте на тему "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде"

Презентация к уроку в период обучения грамоте "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде. " Этот урок - урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия, где дети знакомят...

Презентация по русскому языку "Буква на месте звука, которого нет"

Презентация по русскому языку "Буква на месте звука, которого нет"...