Урок русского языка по теме "Парные согласные на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данная разработка урока составлена методике Г.А.Бакулиной "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка", способствует развитию УУД учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме
«Парные согласные на конце слова»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты:
1. Предметные: научиться распознавать звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные), соотносить их произношение и написание на конце слова, подбирать проверочные слова;
2. Метапредметные УУД:
- коммуникативные - объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки в предметно-практической деятельности;
-регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-познавательные – наблюдать и анализировать языковые явления, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания.
3. Личностные УУД: формирование положительной мотивации к изучению нового материала, к творческой деятельности; рефлексия.
Ход урока
1. Мобилизующий этап.
Учитель: - Прочитайте буквы и подумайте, какое минимальное количество перестановок карточек в нижнем ряду нужно сделать, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково? Какие это перестановки? Какие звуки обозначают эти буквы и что их объединяет?
2. Постановка темы и цели урока.
На доске: БАРСУК, ВЕРБЛЮД, ЖИРАФ, ЕНОТ
Учитель: - Почитайте записанные на лоске слова. Что в них общего?
Дети: -Все слова обозначают представителей животного мира, стоят в форме ед.ч., во всех словах ударным является второй слог, на конце слов – буквы, обозначающие парные согласные звуки.
Учитель: -Ориентируясь на общий признак выделенных согласных и на их место в словах, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Дети: -Тема нашего сегодняшнего урока «Парные согласные на конце слов».
Учитель: - Опираясь на тему урока и вспомогательные слова, поставьте цель урока.
Дети: - Цель нашего сегодняшнего урока – повторить , какие согласные называют парными, учиться правильно писать парные согласные на конце слов.
Учитель: - Назовите все парные согласные. Почему их так называют?
3. Минутка чистописания.
Учитель:- Буква, которую мы запишем на минутке чистописания находится в слове, в котором не совпадает количество букв и звуков и обозначает в нём согласный, парный, глухой, твёрдый звук.
Дети: - Сегодня на минутке чистописания мы запишем букву «т», т.к. она находится в слове, в котором не совпадает количество букв и звуков, «ЕНОТ» и обозначает в нём согласный, парный, глухой, твёрдый звук.
Учитель: - Из каких элементов состоит строчная буква «т»? НА что необходимо обратить внимание при её написании? Определите и продолжите закономерность: тбп твфф …
Дети: - В каждом буквосочетании сначала идёт строчная буква «т», а потом парные согласные – звонкие и глухие, причём количество букв, обозначающих глухую согласную, в каждом последующем буквосочетании увеличивается на одну.
4. Изучение нового материала.
Учитель: - Из ряда предложенных выше слов выделите лишнее, не забывая о теме урока.
Дети: - Из данных слов можно выделить слово «ВЕРБЛЮД», т.к. произношение согласного на конце расходится с написанием.
Учитель: - Какой звук слышится на конце этого слова? Чтобы не ошибиться в правописании парных согласных на конце слова, их всегда надо проверять. Подберите проверочное слово к слову «ВЕРБЛЮД». Какие слова могут быть проверочными? Что надо сделать, чтобы грамотно написать парный согласный на конце слова? Сделайте вывод по плану:
1. Какие согласные есть в русском языке?
2. На какие группы делятся парные согласные?
3. Как проверить написание парного согласного на конце слова?
5. Физ.минутка.
Учитель: - Я буду называть слова. Если на конце слова вы услышите парный согласный звук, то приседаете, если непарный согласный – подпрыгиваете:
КОНЬ, ЛОШАДЬ, КРОКОДИЛ, ЛОСЬ, ОЛЕНЬ, ПАУК, ЁЖ, КОТ
6. словарно-орфографическая работа.
Учитель: - Новое словарное слово зашифровано. Вы сможете прочитать его, если мысленно уберёте непарные согласные, а остальные буквы соедините между собой: ХЦСНОЙБМАЩКА.
Дети: - Если убрать непарные согласные ХЦНМЙЩ, то получится слово «СОБАКА».
Учитель: -Что обозначает слово «СОБАКА»?
Дети: - Собака- это домашнее животное из семейства хищных.
Учитель: - Запишите слово в словари, поделите на слоги, поставьте ударение и выделите орфограмму. Составьте словосочетания с этим словом, вспомнив кличку, которая соответствует теме нашего сегодняшнего урока.
Дети : -Собака Рекс, собака Шарик, собака Барбос, собак Дружок.
Учитель: - Составьте и запишите предложение, употребив в нём новое словарное слово, кличку и название породы в соответствии с темой урока. Выделите орфограммы.
Дети: - Собака Рекс – водолаз. Собака Барбос – бульдог.
7. Упражнение.
На доске:
МАК, ЛУГ, СУП, РАК
ЧИЖ, САД, ДУБ, ЛУК
Учитель: - Прочитайте цепочки слов. В каждой группе слов найдите одно лишнее. Ответ обоснуйте. Запишите только выделенные слова, подобрав к ним проверочные.
8. Итог урока.
Учитель: - Как правильно написать парный согласный на конце слова? Приведите свои примеры.
9. Рефлексия.
Учитель: - Оцените свой уровень успешности на уроке:
«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – у меня не всё получилось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
Спасибо за урок!
Литература:
1. Г.И.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Владос, 1999.
2. И.Ф.Яценко «Рабочая программа по русскому языку», ВАКО,2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс
Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....
Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"
Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс
Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...

Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»
Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»...

Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"
Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса в свете ФГОС....
Сценарий урока по русскому языку "Правописание парной согласной на конце слов". ОНЗ.
Класс: 2.Тип урока: открытие нового знания....