Сценарий урока по русскому языку "Правописание парной согласной на конце слов". ОНЗ.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Класс: 2.

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_parnaya_soglasnaya_na_kontse_slov.docx228.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс.

( Учебник:Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык», М., Баласс, 2012г.)

Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: «Правило правописания парной согласной на конце слов».

Педагог: Зуева Елена Юрьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Цель: формирование

  • представления о новой орфограмме «парная согласная на конце слов»;
  • умения проверять слова с парными согласными на конце слов.

Задачи:

1.   Формировать способность к  проверке парной согласной на конце слов.

2.     Содействовать развитию  связной речи и расширению  лексического запаса  учащихся.

3.   Создать условия для развития  способности самостоятельно строить  новый способ действия познания.

Демонстрационный материал.

  1. Карточки для этапа актуализации.

1) для актуализации суффиксального способа образования однокоренных слов.

  1. Эталон нового знания.

Раздаточный материал.

1)карточка для актуализации парных согласных.

2)карточки  для работы групп.

1 группа

2 группа

3 группа.

3) Самостоятельная работа:

4) Эталон для проверки самостоятельной работы:

5) карточки с наборами слов для 8 этапа:

1 набор: поход, жизнь, роща, чудо, звенья, съёмка

2 набор: клад, ежи, чаща, чудак, перья, въехали

3 набор: друг, ужи, щавель, щука, стулья, съедобный

4 набор: флаг, шишка, дача, чувство, Дарья, съели

5 набор: остров, лыжи, задача, ворчун, крылья, объявление

6 набор: берег, мыши, чайка, чугун, семья, подъём

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.

Требования:

  • актуализация требований к обучающемуся со стороны учебной деятельностив соответствии с принятыми нормами(«надо»);
  • создание  условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  • установление тематических рамок («могу»).

СЛАЙД №1

- По какой стране мы путешествуем на уроках русского языка? (Мы путешествуем по стране Орфографии.)

- Кто живёт в этой стране? ( В ней живут правила правописания.)

- С какими из них вы уже знакомы? ( Правописание гласных после шипящих.),(Правописание Ъ и Ь.)

- Хотели бы вы продолжить наше путешествие? (Да.), (Хотели бы.)

- Предположите, что вас ждёт на предстоящем пути. ( Мы узнаем что-то новое.)

- Для чего вам это нужно? (Чтобы быть грамотными.), (Уметь проверять написание орфограмм.)

- Почему вы так думаете? ( Мы закончили изучать тему «Правописание Ъ и Ь»), (Написали диктант.), (Значит, сегодня мы будем знакомиться с новой темой.)

- Какие шаги для этого надо сделать? (Повторим знания, необходимые для открытия нового.), (Выполним пробное действие.), (Поймём причину затруднения.), (Поставим цель и сами  определим или сконструируем способ выхода из затруднения.)

- С каким настроением лучше достигать цели? (Лучше достигать цели с позитивным, рабочим настроением.)

- Напомните приёмы создания рабочего настроения. (Находить плюсы в работе, вспоминать свои успехи, сделать разминку.)

- Какой из них более предпочтителен для урока русского языка? (Сделатьразминку для пальцев.)

- Обоснуйте свой выбор! (На уроке русского языка нам предстоит делать записи, и чтобы красиво и правильно получалось, необходимо подготовить руку.)

- Вы меня убедили! Выполним разминку для рук.

Учащиеся выполняют разминку для рук.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка обучающихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Требования:

  • актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация;
  • самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
  • фиксирование учащимися индивидуальных затруднений при выполнении или обосновании пробного учебного действия.

- С чего начнем наше познание на уроке? (Повторим знания, необходимые для открытия нового.)

- Повторение начнём с… (…минутки чистописания.)

-Для чего необходима минутка чистописания? (Чтобы правильно и красиво писать буквы и буквосочетания.)

СЛАЙД №2

______________________________________________

_в   д__________________________________________

-Назовите  буквы! («в» и «д».)

-Проанализируйте их написание. (В составе этих букв есть овал и петля, но они зеркальны.)

- Вспомним написание этих букв. Внимание на экран. Пишем в воздухе за стрелочкой.

СЛАЙД  №2 (анимация).

Учащиеся пишут в воздухе под счёт учителя.

- Займите свои рабочие  места. Поработайте самостоятельно на следующей строке, чередуя эти буквы.

Учащиеся записывают буквы в тетрадь.

- Подчеркните самую удачную букву.

–Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы. (Эти звуки согласные, звонкие, парные.)

- Какие ещё звуки вы могли бы добавить в эту группу? (б, ж, з, г)

- Докажите! (Эти звуки согласные, звонкие, парные.)

-Возьмите карточку, найдите пару каждой букве,  посредством соединения линиями.

Учащиеся работают на карточке.

- Проверьте по образцу на слайде.

СЛАЙД №3.

- Поднимите руки, кто справился. Сделайте вывод! (Мы правильно соединили парные согласные.)

 - У кого результат не совпал?

Учащиеся поднимают руки.

- Исправьте!

- Как вы думаете, почему я предложила вам вспомнить парные согласные? (Можно предположить, что новая тема будет связана с парными согласными.)

- Молодцы!

 – Продолжаем повторять необходимые знания. Прочитайте слово!

Оформление доски.

- Сформулируйте задание. (Вставить пропущенную букву.), (Записать слово в тетрадь.)

- Запишите!

Учащиеся записывают словов тетрадь.

- Проверьте!

Учитель переворачивает карточку.

Оформление доски.

- Сделайте вывод! (Я правильно написал слово.), (Я ошибся в выборе буквы.)

- Какие знания помогли правильно написать слово? (Знания словарных слов, написание которых надо запомнить.)

- Что посоветуем тем, кто ошибся? (Запомнить написание этого слова.)

Оформление доски.

- ВЕТЕРОК        

- Прочитайте следующее слово. (Ветерок.)

- Проанализируйте слова. (Это однокоренные слова, потому что у них одинаковый корень и общий смысл.)

- Запишите слова.  Докажите графически, что они однокоренные!

Учащиеся записывают слова в тетрадь, выделяют корень.

Оформление доски  

- Каким способом образовано слово «ветерок»? (Слово «ветерок» образовано суффиксальным способом.)

- Выделите суффикс. (В слове «ветерок» выделяем суффикс «ок»)

Оформление доски.

- Что мы повторили? (Мы повторили парные согласные), (Суффиксальный способ образования однокоренных слов.)

- Мы повторили необходимые и достаточные знания. Какой следующий шаг? (Пробное действие.)

СЛАЙД №4.

- Прочитайте слова и сформулируйте задание для пробного действия. (Вставить пропущенные буквы в слова.)

- Выполните сформулированное вами задание на планшете!

Учащиеся записывают.

- Сравните свои результаты с образцом!

СЛАЙД №5.

- Кто испытал затруднение? Сформулируйте свое затруднение? ( Я не смог правильно вставить букву.)

- Кто правильно написал слова?

Учащиеся поднимают руки.

- Обоснуйте свое написание! (Мы не можем обосновать свое написание.)

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель: организация выявления обучающимися места и причины затруднения.

Требования:

  • восстановление выполненных операций и фиксация места, где возникло затруднение;
  • соотнесение своих действий с новым способом (алгоритмом, понятием);
  • выявление и фиксация в речи причины затруднения.

- Что выявило пробное действие? (Затруднение возникло у всех.)

- Следующий шаг. (Надо подумать, как выйти из затруднения.)

- Какое задание выполняли? (Вставляли пропущенные буквы в словах).

- Какие буквы вы вставляли? (Согласные,  парные.)

- Уточните местоположение этих букв в словах. (Согласные парные в конце слова.)

- Почему возникло сомнение, какую букву нужно писать? (На конце слов парные согласные слышатся нечётко.)

-Как я  поняла у вас сомнение из-за не совпадения произношения и написания! Что это значит?  (Перед нами орфограмма.)

- Что такое орфограмма?  (Когда произношение не совпадает  с  написанием!)

- Что является нам помощником при работе с орфограммой!? (Правило правописания.)

- Каких знаний вам не хватает  для того, чтобы правильно написать и объяснить правописание парных согласных на конце слова? (Нам не хватает правила правописания парных согласных на конце слова.)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: обдумывание и составление проекта будущих учебных действий.

Требования:

  • постановка цели (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);
  • построение плана достижения цели;
  • выбор способа и средства (подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм…).

- Какую цель перед собой ставите? (Составить правило правописания парных согласных на конце слова.)

- Определите тему сегодняшнего урока! (Правописание парных согласных на конце слова.)

Оформление доски.

Правописание парных согласных на конце слова.

- Какими средствами воспользуетесь? (Наблюдение.), (Сравнение.), (Вывод.)

- Что нам необходимо для дальнейшей работы? (План работы.)                 

 - Спланируем наши следующие действия. Что будем наблюдать? (Парные  согласные на конце слов.)

Оформление доски.

- Что будем сравнивать? (Сравним написание парных согласных букв в словах.)

Оформление доски.

- Что станет итогом вашей работы? (Правило правописания парных согласных на конце слова.)

- Где вы его зафиксируете? (Зафиксируем его в эталоне.)

Оформление доски.

- План готов? (Да.)

- Где вы возьмёте материал для наблюдения? (Нам его предложит учитель.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель: осуществление реализации построенного проекта.

Требования:

  • фиксация проекта вербально и знаково в форме эталона; нового способа действия в речи;
  • использование нового способа действия для решения задач;
  • фиксация преодоления возникшего ранее затруднения.

- Для выполнения плана ваших действий предлагаю разбиться на группы.

Учащиеся разбиваются на группы, определяют групповые роли.

- Организаторы каждой группы подойдите ко мне! Возьмите ваши задания. Время работы 5 минут.

Дети работают 5 мин.

- Представьте результат вашей деятельности. Слово предоставляется мальчикам 1 группы. Озвучьте первый вывод. (В результате наблюдения над словами, данными нам для работы, мы сделали такой вывод: чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, надо изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.)

- Оцените правильность вывода. (Мы согласны с таким выводом.),(У нас получился такой же вывод.)

Учитель прикрепляет на доску карточку с правилом.

Оформление доски.

- Прочитав ваше правило, у меня возник вопрос: «Каким способом можно изменить слово?»  Готовы ли вы ответить на него? (Да, мы готовы ответить.)

- Слово - первой группе. (Изменить слово можно, подобрав однокоренное слово.)

- Девочки четвёртой группы, оцените, сравнив со своим выводом! (Да, у нас такой же вывод.)

Учитель прикрепляет на доску карточку с первым способом.

Оформление доски.

- Кто может предложить другой способ изменения слова?

Учащиеся 2,3,5 и 6 групп поднимают руки.

- Выслушаем вторую группу. (Изменить слово можно, подобрав слово, которое называет не один предмет, а много.)

- Девочки пятой группы, сравните и оцените свой вывод! (У нас получилось так же.)

Учитель прикрепляет на доску карточку со вторым способом.

Оформление доски.

        

- Есть ещё способ?  (Да.)

- Слово - третьей группе. (Изменить слово можно, подставив слово «нет».)

- Девочки шестой группы, прокомментируйте этот вывод. (Мы согласны с таким выводом.)

Учитель прикрепляет на доску карточку с третьим выводом.

Оформление доски.

- Спасибо группам за работу! Что у вас получилось в результате совместной работы? (Мы открыли правило проверки парной согласной в конце слова и три способа изменения слова.)

- Озвучьте их! (Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, надо изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.) (Изменить слово можно, подобрав однокоренное слово.) (Изменить слово можно, подобрав слово, которое называет не один предмет, а много.) (Изменить слово можно, подставив слово «нет».)

-Вернёмся к нашему плану. Все ли пункты плана вы реализовали? (Нет, мы не зафиксировали новое правило в эталоне.)

- Соотнесите данные эталоны с открытыми вами способами. Обоснуйте свой выбор!

Учитель предлагает карточки с эталонами.

Оформление доски.

№1.

№2.

№3.

(Эталон №1 соответствует первому способу, так как подбирается однокоренное слово, а после согласного появляется гласный.)

Учащиеся добавляют эталон в схему.

(Эталон №2 соответствует третьему способу, так как добавляется слово «нет», а после согласного появляется гласный.)

Учащиеся добавляют эталон в схему.

(Эталон №3 соответствует второму способу, так как слово называет не один предмет, а много, и после согласного появляется гласный.)

Учащиеся добавляют эталон в схему.

Оформление доски.

- Молодцы! Где нам проверить ваши выводы? (Воспользуемся учебником.)

- Откройте учебники на странице 152-153, прочитайте правило, сравните со своими выводами. Ваше мнение! (Наши выводы правильные.)

- Вернёмся к пробному действию. Можете ли вы теперь обосновать правильность выбора  буквы в словах? (Да. У нас есть правило, эталон)

- Обоснуйте! (В слове «гриб» на конце пишется парная согласная «б», т.к. проверочное слово «грибок», «грибы», «нет гриба»), (В слове «арбуз »на конце пишется парная согласная «з», т.к. проверочное слово «арбузик», «арбузы», «нет арбуза»), (В слове «клад» на конце пишется парная согласная «д», т.к. проверочное слово «кладик», «клады», «нет клада»).

- Есть ли необходимость для проверки каждого слова использовать все три способа? (Нет, достаточно использовать один способ.)

- Почему? (При проверке одним из способов согласный звук слышится чётко и становится понятно, какую букву писать.)

- Зачем вам знать все три способа? (Можно выбрать способ удобный для себя.)

- Вы смогли преодолеть затруднение? (Мы теперь знаем, как правильно проверить парную согласную на конце слова), (Да, мы смогли доказать выбор парной согласной на конце слова).

- Ваш следующий шаг? (Первичное закрепление.)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:закрепить новое знание.

Требование: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.

- Я предлагаю вам выполнить упражнение № 242, 1 столбик. Прочитайте задание!

- Что надо сделать в данном упражнении? (Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы, записать слова, обозначить орфограмму.)

-  Есть вопросы? (Нет.)

- Кто готов продемонстрировать свои новые умения, предлагаю поработать у доски.

3 человека работают у доски.

(Слово «каприз». Подбираю проверочное слово: «капризы» («нет каприза»). Слышу чётко звук [з], значит, пишу на конце букву «з».)

(Слово «карниз». Подбираю проверочное слово: «карнизы» («нет карниза»). Слышу чётко звук [з], значит, пишу на конце букву «з».)

(Слово «колос». Подбираю проверочное слово: «колосок» («колосья», «нет колоса»). Слышу чётко звук [с], значит, пишу на конце букву «с».)

Все остальные работают в тетради с максимальным уровнем самостоятельности. При необходимости обращаются к доске.

- Закрепляем новое умение на примере следующих 2-х слов, работая в парах  в течение 1 минуты.

Дети работают в парах.

- Проверьте по образцу.

СЛАЙД№6.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организация ситуации успеха для каждого ученика, мотивирующая его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.

Требования:

  • выполнение самостоятельного задания на новое знание;
  • осуществление самопроверки по эталону;
  • рефлексия реализации контрольных процедур.

- Молодцы! Умницы! Хорошо поработали вместе. Ваши следующие действия? (Выполняем самостоятельную работу.)

- Посмотрите на экран. Прочитайте задание. Вопросы есть? Выполните задание самостоятельно. Время работы 3 минуты.

- Следующий шаг? (Проверим правильность выполнения  работы.)

- Эталон на экране.

Ученики проверяют.

СЛАЙД №7.

Эталон для самопроверки.

детективы

детектив

нет детектива

бегут

бег

бега

нет бега

- Кто справился без ошибок?!

Обучающиеся поднимают руки.

- Сделайте вывод! (Мы поняли, как проверять парную согласную на конце слова.)

- У кого были затруднения?

Обучающиеся поднимают руки.

- Что себе пожелаете? (Запомнить правило), (Ещё потренироваться.)

8.Включение в систему знаний и повторение.

Цели: определение границ применимости нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

Требования: подбор заданий, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

- Напомните, по какой стране мы путешествуем на уроках русского языка? (По стране Орфографии.)

- В каком городе мы с вами оказались сегодня на уроке? (Город правописания парной согласной на конце слова.)

- Обозначен он на нашей карте? (Нет, он не обозначен на нашей карте.)

- Что предлагаете сделать? (Обозначить на карте.)

Учащиеся прикрепляют к  карте эталоны нового знания.

- Кого не хватает в нашем городе? (В нашем городе не хватает жителей-слов.)

- Предлагаю выбрать слова из набора карточек, которые можно заселить в новый город. У меня 6 наборов с разными словами. Как будете работать? (Работать будем в группах.)

- Объединитесь в группы, выберите по одному слову из своего набора.

Учитель раздаёт группам наборы слов.

Учащиеся в группах выбирают и прикрепляют на карту по одному слову.

(ПОХОД, ЖИРАФ, ДРУГ, ФЛАГ, ГОРОД, БЕРЕГ)

- Молодцы! Вы легко и быстро справились с заданием!

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цели: организация рефлексии и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.

Требования:

  • соотнесение поставленной цели и результата;
  • фиксация степени их соответствия;
  • планирование дальнейших действий.

- Урок наш заканчивается, подведем итоги. Какую цель ставили на урок? (Составить правило правописания парной согласной на конце слова.)

- Вы достигли цели? (Да, мы составилиправило, благодаря которому теперь можем правильно писать парные согласные на конце слов.)

- Докажите, что цель вами достигнута! (Мы знаем, что для того, чтобы правильно написать парную согласную на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный.)

- Какими способами это можно сделать? (1 способ - подобрать однокоренное слово; 2 способ - подставить слово «нет»; 3 способ - назвать много предметов.)

- Оцените себя как участника  открытия нового знания на лесенке успеха.

СЛАЙД №8 с «Лесенкой успеха» (с критериями).

4 ступень: я всё понял, не было ошибок, могу рассказать другим

3 ступень: я понял, но была 1 ошибка

2 ступень: я понял, но было более двух ошибок

1 ступень: я не понял, были ошибки

( Я поставил себя на 4 ступень, так как я всё понял и могу рассказать другим, в работе не было ошибок.), (Я поставил себя на 3 ступень, так как я всё понял, но в работе была одна ошибка.), (Я поставил себя на 2 ступень, так как я всё понял, но было более двух ошибок.)

- Ваши дальнейшие действия? (Дома мы еще раз потренируемся в написании парных согласных на конце слов.)

- Дома я предлагаю тем, кто поднялся до третьей ступени, выполнить задание на  странице 155 упражнение №242, 2 столбик; тем, кто достиг четвёртой ступени, предлагаю  записать 10 слов на новое знание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Парные согласные на конце слова" + презентация

Предлагаю вашему вниманию конспект урока во втором классе по теме "Парные согласные на конце слова"...

Конспект урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова»

Цель: развивать умение распознавать орфограмму,формировать навыки проверки парных согласных на конце слова....

презентация по русскому языку парные согласные на конце слова

В презентации даны правила и задания по  теме парные согласные на конце слова...

Урок по русскому языку "Парные согласные в корне слова" (по технологии ДПР)

Данный урок составлен с применением технологии ДПР (автор - В.В. Лебедев).Срезовые и итоговые работы разработаны Тарасовой А.И....

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления.

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления....

Методическая разработка Конспект урока по русскому языку "Парные согласные в корне слова"

Методическая разработкаКонспект урока русского языка для 2 класса Выполнила: Кривенкова Любовь ЕвгеньевнаТема урока:  Парные согласные в корне слова.Цель урока: формирование знаний о правопи...