Конспект урока по предмету «Русский язык» во 2 классе. УМК «Начальная школа 21 век» Тема: «Синонимы в тексте».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Васильева Светлана Васильевна

Тип урока - закрепление пройденного материала.

Урок рассматривается в разделе программы по теме: «Развитие речи». Урок тесно связан с предыдущими, и является продолжением в изучении темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_vasileva_s.v.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

 

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Конспект урока по предмету

«Русский язык» во 2 классе.

УМК  «Начальная школа 21 век»

Тема: «Синонимы в тексте».

                                                                                Составила и провела

                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                Васильева С.В.

                                             

27 февраля 2015 года

Цель: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.

Задачи:

Образовательные:

- моделирование ситуаций, описанных в тексте,

- создание условий для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить синонимы в тексте;

- продолжать учиться работать со словарём;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

-проявление интереса к новому содержанию занятия;

-  проявление любознательности к изучаемому материалу;

-формируем умение  высказывать самые простые правила.

Регулятивные  УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

- формируем умение определять основную мысль текста;

- формируем умение на основе анализа делать выводы;

- формируем умение устанавливать аналогии;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД: 

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

- находить синонимы в тексте;

- подбирать синонимы к словам;

- продолжать учиться работать со словарём;

- редактировать текст, отдельные предложения.

Тип урока: урок формирования закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Материально-техническое оснащение урока:

1) для учителя – классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; учебник: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2013г

2) для всего класса: карточка с заданием для работы в парах №1

3) для каждого учащегося: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2013, карточки для групповой работы №2

Этапы

урока

Цель этапа

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Организационный момент.

Формирование самооценки готовности  к уроку

- Громко прозвенел звонок, готовы вы начать урок?

Проверим, всё ль у нас в порядке: учебник, карандаш, тетрадка, дневник, тетрадь, пенал, 1 карточка, 2 карточка, оценочный лист, сигнал.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой.

Создание положительного эмоционального фона

Сегодня у нас открытый урок, у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. К нам на урок пришли гости, повернёмся к ним, поприветствуем их кивком головы.

Улыбаются, поворачиваются, кивают гостям головой.

Включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

 2.Актуализация знаний

(подводящий диалог).

 Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

 Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

На прошлой неделе после урока окружающего мира я случайно услышала спор между ребятами нашего класса. Что стало причиной спора, вы узнаете, отгадав загадки (1 слайд).

  • Без рук, без ног, с рогами,

Ходит под небесами (месяц).

  • В голубой станице –

Девица круглолица.

Ночью, ей не спится – В зеркало глядится (луна).

- Один ученик говорил, что видел вечером красивую луну, другой утверждал, что это был месяц.

- Как вы считаете, почему возник спор? Можем ли мы, его разрешить? (луна и месяц – слова, близкие по смыслу). Это синонимы.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Откройте учебник на с.55. Прочитаем тему урока.

Ученики читают загадки.

Отгадывают загадки.

Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы.

3.Введение в тему урока и постановка учебной проблемы.

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

.

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какой будет цель урока?

(Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию).

- Давайте вспомним, что мы знаем о синонимах. Прочтите определения на доске. Найдите правильные определения синонимов. (2 слайд)

1. Синонимы – слова, в переводе с древнегреческого, значат «одноимённые».

2. Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию.

3. Синонимы – слова, имеющие несколько значений.

4. Синонимы – слова, противоположные по значению.

5. Синонимы – слова, отвечающие на один  и тот же вопрос.

Покажите сигналом, правильное ли первое определение (2, 3. 4, 5).

Кто выбрал всё правильно – балл в оценочный лист.

Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность утверждения.

 Проявлять интерес к новому содержанию,

 понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя.

Иметь представление о неизученном предметном содержании

и способах его применения.

- Мы выяснили, что нам известно о синонимах.

А тема урока: синонимы в тексте.

- Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. Назовите номера верных утверждений. (3 слайд)

1. Текст, состоит из нескольких предложений.

2. Заголовок не связан с текстом.

3. Текст имеет начало.

4. Предложения в тексте не связаны по смыслу.

Назовите номера верных утверждений.

Вы согласны? Покажите сигналом. Поставьте себе балл.

- Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно использовать их в речи.

Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность ответа одноклассника.

4.Изучение нового учебного материала.

а) работа с учебником, упр. 1 (ученик на доске, весь класс самостоятельно)

а) работа с учебником, упр. 2

 Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

 Решать проблему с помощью выбранного метода.

 - Работаем по учебнику.

Упр. 1.

Читаем задание: (Прочитай стихотворение. Найди и выпиши из текста синонимы).

- Составьте план работы.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Каплет, брызжет,

Хлещет, льёт.

Дождь на улице идёт.

(Е. Колтай)

Самопроверка.

Покажите сигналом, как вы выполнили задание: правильно – зелёный, выписали не все синонимы – красный. У кого зелёный сигнал – балл себе в оценочный лист.

- Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют?

1. Чтобы не было повторов.

2. Объясняет (толкует) значение слова - идёт.

Упр. 2.

- Самостоятельно прочитайте произведение. Определите жанр. Покажите сигналом, правильно ли … определил жанр. Если вы правильно определили жанр – балл.

Какую особенность вы заметили в этом стихотворении?

- Как вы считаете, зачем автор много раз повторил слово «спят»? Почему Александр Введенский допустил повторы и не заменил, слово спят синонимами?

- Кто такой машинист? Почему стихотворение так озаглавлено?

- Сравните стихотворения 1 упражнения и 2 упражнения. Что вы можете о них сказать?

Читают задание.

Составляют порядок выполнения задания:

1.Читаю текст.

2.Нахожу синонимы.

3.Выписываю их в тетрадь.

Показывают сигналом правильность ответа одноклассника.

Высказывания ребят.

В упр.1 много синонимов, а вупр.2 автор не использовал синонимы.

Проявлять интерес к новому содержанию занятия,

 понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Физминутка.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

а) Работа по учебнику (упражнение 3).

б) Работа в парах по карточке.

в) Формулировка вывода.    

Решать типовые задания.

Закреплять способ их решения.

Дифференцированная работа.

В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор?  

Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют.

Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора.

- Обратимся к упражнению 3 нашего учебника.

Прочитайте задание и текст упражнения.

- Вы заметили, о каких словах забыл Миша?

- Подберите синонимы к слову бежать и отредактируйте текст.

Работаем в парах. Редактируем на карточке 1. Нужно зачеркнуть повторяющееся слово и заменить его синонимом.

(4 слайд)

Первые 5 пар, которые раньше всех выполнят задание, получат 1 балл. Готовность покажите сигналом.

Проверка. (слайд)

- Какой вывод, мы можем сделать из этого упражнения?

- Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной.

Высказывания детей.

Дети работают самостоятельно в парах. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Формулируют вывод.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

 г) Работа в группе (учебник, упражнение 4).

Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности

- Продолжаем работать редакторами. Сейчас мы работаем в группе. Прочитайте задание упражнения 4.

У нас будут работать 6 групп.

1. Никита, Костя, Витя, Алиса.

2. Диана, Руслан, Саша, Даня.

3.Вика, Влада, Игорь, Ваня.

4. Рома, Катя, Полина, Сережа.

5. Света, Эля, Ярик, Денис.

6. Работает со мной: Эвелина, Артем, Вероника, Андрей.

Работаем на карточке 2. Первая справившаяся группа зарабатывает балл.

Проверка. (слайд)

Ребята передвигаются по классу для работы в группе.

6.Подведение итогов урока.

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений.

- Давайте подведём итоги.

Чему мы учились на уроке?

Вы работали самостоятельно, в парах, в группах.

Какое задание оказалось для вас самым трудным?

А какое, самым лёгким.

Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания?

- Находить синонимы, редактировать (исправлять) текст, предложения.

- Когда что-то сочиняем сами, чтобы не было повторов.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

7.Самооценка своей работы. Домашнее задание.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке.

У кого 6 баллов – это «5»,

5 - 4 – это «4». Поставьте себе оценку. Нарисуйте своё настроение на уроке.

Поднимите руки, те, кто получил – «5», «4». Очень хорошо.

Остальным ребятам я желаю, удачи на следующем уроке, у вас обязательно всё получится.

А сейчас откройте дневники,  запишем домашнее задание. Посмотрите внимательно на свою карточку самооценки.

-Те, у кого фишка жёлтого цвета – записывают:

 – Уч. стр. 58, упр. 5.

Ребята, у которых фишка зелёного цвета – записывают:

 – Уч. стр. 58, упр. 6.

- Прочитали своё задание. Всё ли понятно?

- Сегодня, мы с вами ещё раз убедились в том, как богат,  могуч великий русский язык.

Будем учиться пользоваться своим богатством.

Вы молодцы, спасибо за урок!

Урок окончен. Можно встать.

Ребята поднимают руку.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по предмету "Русский язык" (2 класс) по теме "От слова к тексту"

Данный материал  - план- конспект урока русского языка по 2 классе по теме "От слова к тексту"...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

  Рабочая программа  по курсу русский язык для учащихся 2-го класса   разработана в соответствии:-с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нач...

Рабочая программа учителя по предмету " Русский язык", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века", 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя УМК "Начальная школа XXI века" для з класса:  пояснительная записка;  календарно- тематическое планирование с УУД; Материально- техническое обеспечение; текст...

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....

Конспект урока по предмету русский язык, 1 класс

Тема: Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы?...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" составлена  в соответствии с требованиями ФГОС  нового поколения. УМК "Начальная школа 21 века"...