Разработка урока по теме: "Оцениваем, описываем, повествуем"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
-ознакомить учащихся с различными типами речи (оценивание, описывание, повествование), учить определять типы речи в тексте. Тип урока: Открытие новых знаний.Работа с текстом помогает учащимся определить тип текста. Работа в группе нацелена на составления текстов разных типов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 140.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Акопян А.А.
Апрель, 2015 г.
Урок русского языка в 3 классе
Программа «Гармония»
Тема: Оцениваем, описываем, повествуем
Цель: формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенции.
Задачи:
Предметные УУД
Обучающие:
-ознакомить учащихся с различными типами речи (оценивание, описывание, повествование), учить определять типы речи в тексте
Развивающие:
-развивать умения пользоваться различными типами устной и письменной речи, развивать мышление, воображение
Метапредметные УУД
Программа развития УУД
Личностные результаты:
-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету
-Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
-воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
Регулятивные УУД:
-Принятие и сохранение учебной задачи;
-Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
-Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-Умение задавать вопросы;
-Умение контролировать действия партнера;
-Умение использовать речь для регуляции своего действия;
-Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог.
Ход урока
- Настрой на работу
Сегодня нам предстоит сложная, но вместе с тем интересная работа. Настройтесь на работу. Итак, начинаем.
- Введение в тему урока
-Вы часто употребляете в своей речи такие слова как: Круто? Эс! Класс! Блин!
-А ведь эти ненужные слова засоряют русский язык.
СЛАЙД
- Речь человека- это зеркало общей культуры. Если человеку нечем выразить свое восхищение, кроме восклицания Круто? Эс! Класс!
Его речь не всегда сможет найти слушателя. Хотите, чтобы в кругу друзей и взрослых вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, надо учиться хорошей, культурной речи, обогащать свой словарный запас.
СЛАЙД
Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово речь?????
РЕЧЬ
-Устная, письменная (2 прил.)
-произносим, слышим, владеем (3 гл)
- способность говорить (фраза)
-разговор, беседа (синоним названия)
СЛАЙД
- Работа с текстом и предложениями. предложениями.
Перед Вами три записи. Прочтите их.
- Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались. Варюша заплакала. (охнула, разгребать, заплакала)
- Этот яркий цветок на светлом мохнатом стебельке, цветет ранней весной. Цветы желтые, собранные в корзинку, расположены на верхушке стебля. Листья крупные на длинных толстых черешках. Сверху листья темно-зеленые, снизу – белые. ( цветок яркий, цветы желтые, листья крупные крупные, темно-зеленые, белые)
- Как красив этот весенний цветок!
-Что можете сказать о 1 –ой записи? (происходят действия предметов, повествование) Назовите их. (все глаголы).
Запишите в 1 столбик глаголы.
-Попробуем стать оператором и снимем кадры к этому отрывку. Как вы думаете, сколько кадров нам понадобиться? (несколько, столько, сколько действий совершается одно за другим).
Какие это будут кадры? (Разгребала снег руками, заплакала)
СЛАЙД
-Что можете сказать о 2 отрывке? (происходит описание какого-то цветка).
- Какую часть речи мы называем при описании предмета? (прилагательные). Назовите их. (яркий жёлтый цветок, на светлом мохнатом стебельке) - Запишите в 2 столбик сущ. и прилагательные. Какую часть цветка описываем
-Сколько кадров к этому предложению нам необходимо? (Один, сняв все признаки предмета) (Схема)
-Какой вопрос у вас должен возникнуть после прочтения отрывка
-О каком цветке идет речь? (Чтение текста на стр. 156, литературного чтения)
СЛАЙД
-Что еще вы можете рассказать об этом цветке?
-Может ли предложение подойти ко второму отрывку?
-Что вы можете сказать об этом предложении.
(мы высказываем свое мнение, восхищаемся, любуемся)
-Можно ли передать на кадр это предложение? (Нет, чувства передать на кадр нельзя). (Схема)
А может ли предложение со значением оценки быть в тексте-повествование или в тексте- описании?
- Сообщение темы и цели урока
- Определите тему урока. Так с какими типами речи мы сегодня познакомимся?
Сегодня мы познакомимся с различными типами речи, научимся определять типы речи в тексте.
-Благодаря каким трем типам речи рождаются тексты?
( учащиеся опираются на 3 схемы)
-Знакомство с правилом на стр. 108 учебника
Вывод из правила
СЛАЙД
-Когда мы рассказываем о действиях предметы мы создаем (повествование)
- Когда мы говорим о признаках предметы мы создаем (описание предмета)
- Когда высказываем свое мнение о предмете строим предложение со значением оценки
Отмечай на полях так:
Повествование – ]пов.
Описание предмета – ]о.п.
Предложение-оценка – ]оц.
- Закрепление первичных знаний
СЛАЙД
Перед вами Синквейн.
По пятистишью Вам необходимо определить о ком или о чем пойдет речь?
Лесной, чёрный
Токует, бросается (вниз), гнездится (на земле)
Придерживается светлых березняков
Лесной петух
-Просмотрите видеоролик, может он вам поможет узнать птицу.
СЛАЙД (ТЕТЕРЕВ)
- Работа с текстом стр. 110 учебника
Как кр_сив этот л_сной п_тух! Хвост ч_рный, а брови красные. Ноги к_ро_кие, все в пёры_ках, будто в вал_нках.
Вот с_дит он на б_рёзе, клюёт б_рёзовые с_рё_ки. А потом бултых вниз г_л_вой прямо в снег! Пов_рнё[ца] раз-другой и спит всю ноч? в сн_говой комн_ _ке.
Прочитай текст.
-Найдите предложения, в которых создается повествование (сколько кадров сделаем, Какие), описание предмета (сколько кадров). Есть ли предложение со значением оценки. (сколько кадров)
СЛАЙДЫ с кадрами
Хвост черный, а брови красные. Ноги короткие, все в перышках, будто в валенках. (о.п.)
Вот сидит он на березе, клюет березовые середки. А потом бултых вниз головой прямо в снег! Повернется раз-другой и спит всю ночь в снеговой комнатке. (пов.)
Как красив этот лесной петух! (оц.)
- Самостоятельная работа
-Низкомотивированным учащимся -1 часть
-Средний уровень учащихся -2 часть
-высокомотивированным –весь текст.
-Выделите все орфограммы. Какие орфографические задачи решали? Назовите их? Самопроверка.
- Работа в группах
Работа с текстом. (Учащиеся вставляют в текст слова, подходящие по смыслу и определяют тип текста)
СЛАЙ
1 группа
________________ весна. В полях ________ первые проталины. В наши края_______________ перелетные птицы. Они______________ наступлению теплой погоды. Скворцы ____________ оживших насекомых. Трясогузка _______ гнездо на земле, в укрытии. В этих гнездах птицы летом______________ маленьких птенчиков.
Слова для справок: появились, вытаскивают, наступила, строит, вернулись, радуются, выведут
- К какой части речи относятся пропущенные слова? Назовите тип текста.
СЛАЙД.
-Какие советы вы можете дать детям, которые пришли в лес, отдохнуть на природе.
2 группа
Это ______, очень чувствительное растение. При легком прикосновении к её ___________ желтым листочкам она тут же, складывая, прячет их. Ветки цветка унизаны _____________ шариками. И сияют они, как _______________ солнышки. Это __________________.
Слова для справок: нежное, хрупким, золотыми, маленькие,
СЛАЙД
- Назовите типы текстов.
По описанию узнали растение? Какой это текст?
- Презентация полученных текстов
- Рефлексия
- Составьте предложение, которое даст оценку вашей работы на уроке.
- Домашнее задание.
- Найдите в рассказах текст – описание или текст- повествование. В тексте может быть предложение со значением оценки..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».
развивать интерес к чтению через знакомство со сказками, познакомить с творчеством А.Линдгрен и ее ...
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»
1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...