Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак показатель мягкости согласных в середине и на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Спиридонова Елена Михайловна

Психологический настрой

Введение в урок

1 слайд.

2 слайд.

Минутка чистописания.

3 слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 слайд.

Словарная работа.

5 слайд.

 

 Работа над развитием речи

6 слайд .

 

Снегирь – красивая птица.
Грудка у него красная, спинка – чёрная. 
Снегирь любит рябину. 
Он похож на яркий шарик, на румяное яблоко.

7 слайд.

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания и формулировка темы: «Мягкий знак – показатель мягкости в конце и середине слова».

 8 слайд.

 

 

 

 

 

9слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 слайд.

 

 

 Физкультминутка

 

 

 

 

11 слайд.

 

 Работа по учебнику

 

 

 

 

 Проверочный диктант «Добавь букву»

12 слайд.

13 слайд.

 

Слого-буквенный анализ слов.  

.

14 слайд.

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

15 слайд.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_spiridonova.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Психологический настрой

-Внимание, друзья!

- Закрыли глазки!

- Вздохнули!

-Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете.

- Готовы работать?

Настраиваю  детей на работу , поднимаем настроение.

Введение в урок

1 слайд.

2 слайд.

-Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок?

-Учиться писать , открывать новое, думать.

Минутка чистописания.

3 слайд.

4 слайд.

 – Какое слово лишнее?

 – Что общего во всех этих словах?

 – Какую закономерность заметили во всех словах?

 – Сегодня на минуте чистописания мы будем писать букву ь.

-Мы будем писать мягкий знак вместе с согласной, которые встречаются в названиях птиц.

Бь, рь, пь, дь…

-Назовите слова в конце которых встречается сочетание

Сь , нь , ль , зь .

-Запишите предложение.  

Птицы – наши друзья!

 – Лебедь – начинается с мягкого согласного звука, остальные –

 с твердого.

- Выпь – односложное слово, остальные – двусложные.

 – Во всех словах встречается мягкий знак на конце слова, он смягчает согласный звук

  

– Во всех словах букв больше чем звуков. Мягкий знак не обозначает звука.

-лось

-конь

-моль

-мазь

Настраиваю детей на каллиграфически правильное письмо.

Запись предложения на доске и в тетрадях.

Словарная работа.

5 слайд.

 

Снегирь

Запомни написание!

Составьте предложение со словом «снегирь»

 

– Снегирь – зимняя птица.

 – Грудка у снегиря красная.

 – Снегирь любит рябину

 Работа над развитием речи

6 слайд .

Снегирь – красивая птица.
Грудка у него красная, спинка – чёрная. 
Снегирь любит рябину. 
Он похож на яркий шарик, на румяное яблоко.

7 слайд.

 

-Откуда же вы узнали так много интересного о снегире?

Надо много читать, чтобы много знать, и в этом нам помогают книги. Запишите это слово, назовите мягкие согласные звуки - Почему они мягкие?

 – Какие вы еще знаете смягчающие гласные?

 – Из книг.

 

 – Их смягчает звук «и».

 

 – е, ё, ю, я, и.

Открытие нового знания и формулировка темы: «Мягкий знак – показатель мягкости в конце и середине слова».

 8 слайд.

 

9слайд.

 

10 слайд.

 

Послушайте сказку.  

Жили-были в азбуке буквы и любили они ходить друг к другу в кости. Жили они не тужили, потому что все дружили и весело им было, песенки они пели мягкие, ласковы: ми, ми, ми, ля, ля, ля…
Но жила среди них буква, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука, не умеет говорить, все время молчит. И жилось этой букве плохо, одиноко, поэтому она такая хмурая.
А любимое занятие букв было составлять слова.

-А какие слова, мы узнаем, отгадав загадки ?

  • Что же это за девица? 
    Не швея, не мастерица, 
    Ничего сама не шьёт, 
    А в иголках круглый год.
  • Спит или купается, 
    Всё не разувается: 
    День и ночь на ножках 
    Красные сапожки.

– ничего у них не получилось!

-Что же делать, как помочь? Подскажите.

 - Какую роль выполняет в слове

Ель, гусь

Развеселились буквы, позвали Ь в гости и стали с ним дружить. Вот он, оказывается, какой незаменимый мягкий знак, настоящий фокусник!

Обрадовался Ь, что он стал важным и нужным другим буквам.

- Смотрите, как он повеселел.

-Кто веселится с Ь, поднимите руки.

- ель

-гусь

-Смягчает согласный

Запись слов с Ь, подчеркнуть мягкий знак 

Ель, гусь

Дети поднимают руки.

 Физкультминутка

 

 

11 слайд.

 

 Работа по учебнику

 

 Проверочный диктант «Добавь букву»

12 слайд.

13 слайд.

 

Слого-буквенный анализ слов.  

.

14 слайд.

Итог урока.

 

15 слайд.


Чтоб никого не огорчить, 
Он всё старается смягчить. 
Сядь – сядьте 
Пальчики как веер расставьте

-А сейчас мы вместе с Ь станем фокусниками.

Игра «Спрячь в серединку»

В лесу жил хор (ь). 
Лодка села на мел(ь). 
Мы мылись в банке(ь). 
Угол сложили в угол(ь).

  • Хорь – 1 сл., 4 б., 3 зв.
  • Мель – 1 сл., 4 б., 3 зв.
  • Банька – 2сл., 6 б., 5 зв.
  • Уголь – 2 сл., 5 б., 4 зв.

-Что мы узнали на уроке о мягком знаке?

-Чему учились на уроке?

 -Обратите внимание каким пришел к нам мягкий знак?

-Мы помогли ему стать каким?

-Мягкий знак может смягчать в конце и в середине слова

-Ь не обозначает звука.

– Одиноким и хмурым.

 – Нужным, веселым, потому что Ь нашел свое место.

Дети читают  вывод.

 Чтение правила про себя и вслух (стр. 75)

Выполнение упражнения 2.

Выпишите слова с  мягким знаком

Запись на доске и в тетрадях.

Дети делают вывод.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Школа России», разработанный в технологии деятельностного метода. Тип урока – «открытие» нового знания.На уроке ученики самостоятельно откроют  новое знани...

План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком".

Комбинированный урок во 2 классе по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком". Цель урока: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме....

Конспект урока по русскому языку "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Урок по данной теме проводятся в 1 классе при изучении раздела «Слово» и направлен на повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе...

Урок русского языка по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова"

Урок русского языка, УМК  система Л.В. Занкова  Класс: 2Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.Тип у...

Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."

Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»

Урок по русскому языку по программе " Школа России"...

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков».

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков»....