Русский язык 3 класс УМК "Школа России" по теме "Родительный падеж"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Хрытина Ирина Борисовна

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Родительный падеж" УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelnyy_padezh.doc77.5 КБ
Office presentation icon roditelnyy_padezh.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Родительный падеж имен существительных»

Цели:

  • Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
  • Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
  • Отрабатывать приём распознавания падежей.
  • Развивать внимание, память, речь.
  • Формировать умение работать в паре.
  • Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.

Формируемые УУД:

  • Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий).
  • Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты: Знать и уметь определять существительные в родительном падеже. Уметь выполнять разбор предложения по членам.
  • Личностные результаты: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь высказывать свое мнение.
  • Метапредметные результаты: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь работать в паре. Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.

Оборудование:

мультимедийная презентация,

компьютер и проектор,

карточки для исследовательской  и самостоятельной работы

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

–  С каким настроением вы пришли на урок?

– Сядьте правильно, откройте тетради,  запишите сегодняшнее число, классная работа.

II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

– Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

– Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.

– Что значит склонение имён существительных?

СЛАЙД 2 Падежи

 – Заполните таблицу в своей карте. Проверьте.

СЛАЙД 3 Словарная работа

Карточки для индивидуальной работы

Карточка 1

Записать имена существительные в таблицу

Правда, деревья, путь, затишье, облик, мальчики, строй, лужи, окно, палатки

Женский род

Мужской род

Средний род

Карточка 2

Впиши подходящие по значению предлоги.

Добежать _______ реки, встретил _____ лесу, подъехал _____ заводу,

читаю _____ животных, гуляли _____ берегу, летал _______ полем.

 

– Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы:

тарелка, яблоня, инженер, железо, площадь, тетрадь, багаж, завтрак

 – Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте и оцените работу.

  СЛАЙД  4  Предложение

Запишите предложение.

От зари до зари поют в роще соловьи.

(По ходу записи обговариваются орфограммы, подбираются проверочные слова).

– Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

– Определим падежи существительных в этом предложении.

– Дайте характеристику данному предложению.

III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы и задач урока.

СЛАЙД 5 Загадки

 Грамматические загадки:

а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это –  ________.

б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________

в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это –  _________ падеж.

г) Предлоги этого падежа ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ. ____________

 – Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

СЛАЙД  6  Тема урока, таблица

– Чему нам предстоит научиться на этом уроке? (Учитель подводит итог высказываниям учеников).

– Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в  предложениях, словосочетаниях, используя падежные вопросы, предлоги, слова – помощники.

– Заполните таблицу в ваших картах:

Родительный падеж

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Член предложения

СЛАЙД  7 Поступок принцессы

 Такая – cякая  сбежала из дворца.

 Такая – cякая  оставила отца.

 – Определите падеж выделенных существительных.

 

СЛАЙД  8 Проблема

Проблема! Р.п. или В.п.

Спросил отца (_______),

Спросил у отца (_______).

ФИЗПАУЗА

IV. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

СЛАЙД  9 Сравнить слова

Задача, крыша, лужа, плечо

– Чем похожи пары слов?

– В чём их отличие?

– Просклоняйте эти слова в Р.п.  в своих картах, выделяя окончания.

 – Проверьте и оцените работу по таблице на экране.

Р. п. ед. ч.

Р. п. мн. ч.

задачи

задач

крыши

крыш

лужи

луж

плеча

плеч

– Какой вывод можно сделать?

– Прочитать вывод в учебнике на с. 44

V. Применение новых полученных знаний и умений (решение учебных задач).

СЛАЙД  10 Проверка знаний

  1. –Запиши словосочетания и определи падеж имени существительного

Поймал карася _______

Спросил у учителя________

Подумал на кота__________

Заступился за малыша_________

Клетка для слона_________

  1. Работа по учебнику стр. 45 упр. 80

Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже?

Вывод: существительные в родительном падеже в предложении являются второстепенными членами. 

VI. Домашнее задание

с. 45 упр. 81

 VII. Рефлексия (итог урока)

СЛАЙД 11

– Что нового узнали ни уроке? Чему научились?

– Оцените свою работу.

Мне все понятно

Мне не все понятно

Я не все понял и допустил много ошибок


Ф.И.___________________________________

1.

Падеж

Вопрос

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

2.Отгадки

1.

2.

3.

4.

3.

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Член предложения

4. Проблема! Р.п. или В.п.

спросил (________________________) отца (_______)

спросил (________________________) у отца (_______)

5. Проверь себя

Р. п. ед. ч.

Р. п. мн. ч.

6. Самостоятельная работа

____________

____________

____________

____________

7. Рефлексия

Карточка 1

Записать имена существительные в таблицу

Правда, деревья. путь, затишье, облик, мальчики, строй, лужи, окно, палатки

Женский род

Мужской род

Средний род

Карточка 2

Впиши подходящие по значению предлоги.

Добежать _______ реки,  встретил _____ лесу,             подъехал _____ заводу,  читаю _____ животных,  гуляли _____ берегу, летал _______ полем.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Родительный падеж имен существительных»

Слайд 2

Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный Мы знаем кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Слайд 3

Словарная работа а е е а о е а а

Слайд 4

Разбор предложения От зари до зари поют в роще соловьи. Алгоритм разбора: 1. Подчеркнуть грамматическую основу; 2. Выписать словосочетания; 3. Подчеркнуть второстепенные члены; 4. Определить части речи; 5. Дать характеристику предложению.

Слайд 5

1) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это - _______. 2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. _________ 3) Этот падеж попросил один вопрос у именительного, а другой - у родительного падежа. Это - ________. 4) Предлоги этого падежа: ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У - ______. Грамматические загадки падежи И.п. В.п. Р.п.

Слайд 6

Вопросы Вспомогательное слово Предлоги Член предложения Тема урока: «Родительный падеж имен существительных» кого? чего? нет без, у, от, до, из, для, с, около, вокруг, между, после второстепенный

Слайд 7

Такая-сякая сбежала из дворца . Такая-сякая расстроила отца . Поступок принцессы Р.п. ? .п.

Слайд 8

Родительный падеж или винительный падеж? Спросил отца (____). Спросил у отца (___). Проблема! В.п . Р.п .

Слайд 9

Сравни имена существительные: задача - задачи крыша - крыши лужа - лужи плечо - плечи Задание!

Слайд 10

Проверь себя! Р . п. ед. ч. Р. п. мн. ч. задач и задач крыш и крыш луж и луж плеч а плеч

Слайд 11

Поймал карася (___). Спросил у учителя (___). Подумал на кота (___). Клетка для слона (____). Выполни сам! В.п. Р.п . В.п . Р.п .

Слайд 12

Мне все понятно. Мне не все понятно. Я не все понял и допустил много ошибок. Рефлексия

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса

Аннотация-Конспект  урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...