Урок русского языка 3 класс "Связь имени существительного с именем прилагательным".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гарлюпина Елена Петровна

Предмет: русский язык.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».

Класс: 3

Цель:

-формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным;

-знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микроисследование;

-формирование умений анализировать и систематизировать изучаемый материал.

Задачи:

  Дидактические:

-учить практическим навыкам владения языком;

- познакомить с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет.

  Развивающие:

-создавать условия для развития исследовательских умений учащихся;

-развивать умения анализировать и систематизировать изучаемый материал.

  Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;

-формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре.

Необходимый  материал: презентация, планшеты, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».

Класс: 3

Цель:

-формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным;

-знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микроисследование;

-формирование умений анализировать и систематизировать изучаемый материал.

Задачи:

  Дидактические:

-учить практическим навыкам владения языком;

- познакомить с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет.

  Развивающие:

-создавать условия для развития исследовательских умений учащихся;

-развивать умения анализировать и систематизировать изучаемый материал.

  Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;

-формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре.

Необходимый раздаточный материал:

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации учебной де-ти

Дидактические средства

Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Планируемые результаты

1.Орг.момент

Вызвать интерес учащихся, настроить на работу на уроке.

Практический метод: подводящий учебный диалог

Наглядный  метод:  уч. презентация

-Доброе утро, садитесь. Сейчас мы делаем глубокий вдох, вдыхая хорошие эмоции, силу, настрой на работу, и выдыхаем плохое настроение, негативные эмоции.

-Итак, спинки выпрямили – раз, глазки подняли на меня – два. Вижу, что вы готовы работать!

-И, вижу в вас исследователь. Сегодня мы с вами будем исследовать язык.

(слайд 1)

-А вы знаете, кого называют исследователями?

-Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте загадку:

(слайд 2)

Конь…, хвост…

-Почему вы её не поняли?

-Слова, какой части речи нам даны?

(слайд 3)

-Теперь послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной.

-Что это?

(слайд 4)

-Дам вам подсказку, стальной конь – это игла, что же может быть хвостом льняным?

(слайд 5)

-Игла с ниткой.

(слайд 6)

-Какие слова помогли отгадать загадку?

-Какой они части речи?

-Докажите, почему эти слова помогли отгадать загадку?

-Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?

-Я вам желаю успехов в нашем сегодняшнем уроке-исследовании. Пусть нашим девизом будут слова:

(слайд 7)

«…язык народа достоин глубочайших исследований». А.С.Пушкин

Предполагают

Потому что в ней пропущены слова.

Имя существительное

Ответы детей

Стальной, льняной

Имя прилагательное

Потому что они указывают на признаки

Имя прилагательное

Ф

Презентация (слад 1,2,3,4,5,6,7).

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные: выделение необходимой информации.

2.Актуализация и мотивация

Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

Словесный метод: беседа.

Практический метод: словарный диктант.

(слад 8)

-Давайте вспомним правила посадки, «Правильно сидим, красиво пишем».

-Посередине парты лежат задания, их нужно брать только с моего разрешения.

-Юные исследователи, откройте тетрадь, записывайте сегодняшнее число и классная работа.

-Ребята, сегодня нам с вами предстоит пройти настоящий исследовательский маршрут.

-И первое, что мы с вами выполним – это словарный диктант.  

-Задание: записать слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

-Пишем с красной строки. С какой буквы?

(слайд 9)

Материал диктанта: аккуратный, животное, приветливый, жёлто(?)песочный.

-Ребята, поменяйтесь друг с другом тетрадями, возьмите красный карандаш, будите им исправлять ошибки у своего товарища.

-Я сейчас выведу вам правильный вариант выполнения на доску, а вы проверите своих одноклассников.

(слайд 10)

-Обменяйтесь тетрадями обратно, поднимите руки те, у кого есть исправления или вопросы.

-Докажите свою точку зрения.

-Оцените свою работу на полях карандашом:

Если у вас нет ошибок, поставьте отметку – 5.

Если у вас допущена одна ошибка, поставьте  - 4.

Если две ошибки – 3.

Ну, а если более 2-х ошибок – поставьте см.

Поднимите руку те, у кого нет ошибок.

-Вы молодцы, а остальные в следующий раз будьте внимательнее, чтобы больше не допускать ошибок в своей работе.

-Исследователи всегда сталкиваются с трудностями, а написание  этого  сложного  прилагательного – задача, которую мы должны решить.

-На какие 2 группы  можно разделить эти слова?

-Каких частей речи больше в диктанте?

С большой буквы.

Выполняют орфографический анализ слов и взаимопроверку.

Доказывают то написание, какое они выполнили в своей тетради.

Прилагательные/существительные

Имени прилагательного

Ф

И

П

Презентация (слайд 8, 9, 10)

Взаимоконтроль

Познавательные:

анализ объектов.

Познавательные:  выдвижение гипотез.

Регулятивные: контроль и коррекция.

3.Постановка учебной задачи

Сформулировать цели и задачи урока

Словесный метод: беседа.

-Что такое имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

-А к чему оно прилагается? С чем связано?

-Переходим к следующей точке маршрута.

-Кто может сформулировать тему урока?

-Какую цель поставите перед собой  на уроке?

-Какие задачи будем решать на уроке?

Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета.

Называют тему урока

Формулируют цель урока

Ставят перед собой учебные задачи на урок

Ф

Презентация (слайд 11, 12)

Контроль

Регулятивные: планирование, прогнозирование действий.

4.Открытие нового знания

Сформировать конкретное представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самим искать      решение задачи

Словесный метод: эврестический диалог,  обобщение

Практический  метод: анализ текста, выборочное списывание с орфографическим заданием, чтение, сравнительный анализ.

Наглядный: графическая модель.

-А теперь, исследователи, поднимите руку те, кто готов идти дальше?

-Выполним упражнение 116, на странице 67, чтобы решить возникшую задачу.

-Прочитайте  про себя задание. Что нам нужно сделать?

-Прочитайте текст  и подумайте, как его можно озаглавить.

-О ком он? Где живут пингвины?

-Какие открытия вы сделали прочитав этот текст?

-Как  его можно озаглавить?

-Докажите, что это текст-описание.

-С помощью какой части речи?

-Найдите в тексте сложные прилагательные, обозначающие цвета, ориентиром для исследователей станет жирный шрифт.

-Прочтите эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

-Дорогие исследователи, к вам пришёл золотоволосый пингвин, так ли вы его себе представляли? Он пришёл посмотреть, как вы проходите все испытания.

-Возьмите в руки карандаш и пронумеруйте предложения.

-Сколько их у вас?

-Выпишите самостоятельно 1 и 3 предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

-Кто повторит задание?

-Записываем, комментируя, объясняя орфограммы.

*Проверка орфограмм*

-Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!

Оцените себя на полях.

-Исследователи, нам нужно что-то делать. Мы записали 2 предложения, и в том и в другом есть сложные прилагательные. Одно пишется слитно, а другое через дефис.

-Что нам нужно знать, чтобы правильно писать?

-А теперь внимание, мы переходим к следующему пункту маршрута – открытие нового знания! Нам нужно вывести правило написания сложных Имён прилагательных, проанализировав выделенные в упражнении слова.

-Работать будем в парах, кто помнит правила работы в парах?

-Возьмите в руки жёлтые карточки, вам даны два слова. Сейчас мы поработаем с первым словом.

-Определите  часть речи  сложного прилагательного.  Какой частью речи является каждая часть?

Запишите полученный результат в блоках под цифрой 1.

-Теперь давайте подумаем о лексическом значении этих частей слова. Запишите полученный результат в блоках под цифрой 2. Какой вывод мы можем сделать?

-Теперь самостоятельно проанализируйте второе слово.

-Давайте проверим.

-Найдите это правило на стр. 67, прочитайте про себя.

-Кто сможет повторить правило?

-Расскажите теперь друг другу  в парах.

-Ребята, а помните мы ставили задачу в начале урока, как же написать слово ЖЁЛТО-ПЕСОЧНЫЙ.

-Мы думали, как писать. А доказательства не было…

-Кто может доказать, почему это слово пишется через дефис?

-Молодцы! Вы справились с этой частью исследования! Если нужно, исправьте это слово у себя в словарном диктанте.

Поднимают руки

Анализируют текст  и роль ИП.

О пингвинах, они живут в Антарктиде.

Пингвины

Пингвины – красавцы

Здесь описывается внешность пингвина

С помощью имён прилагательных

Золотоволосые, ярко-жёлтые, изумрудно-зелёные

Списывают по заданию.

Анализируют орфограммы.

5

Проверяют правильность написания слов в работе другого ученика.

Правило

Имя прилагательное

Обозначают цвет

Данное имя прилагательное пишется через дефис

Обобщают по графической модели

Ф

П

Презентация (слайд  13, 14, 15)

Самоконтроль

Познавательные: анализ объектов.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: управление поведением партнёра.

 

Предметные: синтез, как составление целого из  частей.

5.Физминутка

Даже самым смелым и выносливым исследователям нужно отдыхать. Пришло время для динамической паузы, встаньте, пожалуйста.

-Если я назову имя существительное – вы хлопните, а если имя прилагательное – топните.

Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький.

-А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов:

Большой, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, тихий.

Мобилизуют силы и энергию

6.Первичное закрепление

Установить осознанность восприятия. Учить выбирать рациональные способы решения.

Практический  метод: комментированное письмо, грамматический разбор.

-Исследователи, настраиваемся на работу. Следующее задание.

-Нужно записать текст и прокомментировать орфограммы. Один ученик комментирует одно предложение.

Засв.тило весеннее со.нце.

Проб.жала серо?рыжая белочка.

-Подчеркнём главные члены предложения.

-Найдите прилагательные и связанные с ними существительные. Прочитайте эти словосочетания.

-Задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

-Подчеркнём имя прилагательное волнистой линией, как  второстепенный член предложения.

-Оцените свою работу на полях.

Записывают текст и комментируют орфограммы. Анализируют орфограммы.

Выполняют синтаксически разбор.

Ф

И

Презентация (слайд 16)

Контроль

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.

 

Познавательные: анализ объектов.

Регулятивные: самооценка.

7.Закрепление знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Практический метод: тест с выбором ответа

-Следующая точка нашего исследования – это самостоятельная работа.

-Возьмите планшеты, отсканируйте QR-код и начните выполнять тест.

Выполняют тест

Ф

И

Тест

Сомоконтроль

Познавательные: анализ объектов.

Регулятивная: саморегуляция, самооценка, самоконтроль.

8.Итог и рефлексия

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся.

Словесный метод: самоанализ

-Вот мы подошли к финальному этапу нашего урока.

-Подведём итоги.

-Уважаемые исследователи, что нового мы сегодня узнали об имени прилагательном?

-Достигнуты  ли  задачи урока?

-  Какие открытия сделали в исследовании?

-Исследователи оцените свою работу на протяжении всего урока, посчитай, сколько плюсов у вас в тетради.

-Удалось ли нам следовать девизу?

-Молодцы, вы хорошие исследователи языка!

-Сдаём тетради.

Подводят итоги урока.

Оценивают свою деятельность.

Ф

Регулятивные: выделение и осознание учащимся усвоенного и осознание качества  уровня  усвоения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследователь – это тот, кто проводит исследования, открывает что-то новое.

Слайд 2

Конь…, хвост…

Слайд 3

Конь стальной , хвост льняной .

Слайд 4

Игла

Слайд 6

Конь стальной , хвост льняной .

Слайд 7

«…язык народа достоин глубочайших исследований» А.С.Пушкин

Слайд 9

Задание: записать слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

Слайд 10

Материал диктант: акк уратный, ж и вотн ое , пр и ветл и вый, ж ё лт о ?п е сочный .

Слайд 11

Тема урока: «Связь имени существительного с именем прилагательным».

Слайд 12

Цель урока: -формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным; -знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микроисследование .

Слайд 14

-Кр а сивые (Проверяемая безуд . Гласная в корне слова, проверочное слово кр А сит ). -З о л о товолосые (Проверяемая безуд . г ласная в корне слова, з О лото , позол О та ). -З е лёные (Проверяемая безуд . г ласная в корне слова, проверочное слово з Е лень ).

Слайд 16

-Со л нце (Непроизносимый согласный в корне слова, проверочное слово: со л нышко). -Засв е тило (Проверяемая безуд . гласная в корне слова, проверочное слово: св Е т ). -Пр о б е жала (1.Приставка про-; 2.Проверяемая безуд . гласная в корне слова, проверочное слово: б Е г ). - Серо - рыжая – сложное прилагательное, обозначает цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным".

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным"для 2 класса поможет молодым учителям в объяснении представления о дейст...