Урок русского языка 3 класс "Связь имени существительного с именем прилагательным".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гарлюпина Елена Петровна

Предмет: русский язык.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».

Класс: 3

Цель:

-формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным;

-знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микроисследование;

-формирование умений анализировать и систематизировать изучаемый материал.

Задачи:

  Дидактические:

-учить практическим навыкам владения языком;

- познакомить с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет.

  Развивающие:

-создавать условия для развития исследовательских умений учащихся;

-развивать умения анализировать и систематизировать изучаемый материал.

  Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;

-формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре.

Необходимый  материал: презентация, планшеты, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».

Класс: 3

Цель:

-формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным;

-знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микроисследование;

-формирование умений анализировать и систематизировать изучаемый материал.

Задачи:

  Дидактические:

-учить практическим навыкам владения языком;

- познакомить с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет.

  Развивающие:

-создавать условия для развития исследовательских умений учащихся;

-развивать умения анализировать и систематизировать изучаемый материал.

  Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;

-формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре.

Необходимый раздаточный материал:

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации учебной де-ти

Дидактические средства

Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Планируемые результаты

1.Орг.момент

Вызвать интерес учащихся, настроить на работу на уроке.

Практический метод: подводящий учебный диалог

Наглядный  метод:  уч. презентация

-Доброе утро, садитесь. Сейчас мы делаем глубокий вдох, вдыхая хорошие эмоции, силу, настрой на работу, и выдыхаем плохое настроение, негативные эмоции.

-Итак, спинки выпрямили – раз, глазки подняли на меня – два. Вижу, что вы готовы работать!

-И, вижу в вас исследователь. Сегодня мы с вами будем исследовать язык.

(слайд 1)

-А вы знаете, кого называют исследователями?

-Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте загадку:

(слайд 2)

Конь…, хвост…

-Почему вы её не поняли?

-Слова, какой части речи нам даны?

(слайд 3)

-Теперь послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной.

-Что это?

(слайд 4)

-Дам вам подсказку, стальной конь – это игла, что же может быть хвостом льняным?

(слайд 5)

-Игла с ниткой.

(слайд 6)

-Какие слова помогли отгадать загадку?

-Какой они части речи?

-Докажите, почему эти слова помогли отгадать загадку?

-Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?

-Я вам желаю успехов в нашем сегодняшнем уроке-исследовании. Пусть нашим девизом будут слова:

(слайд 7)

«…язык народа достоин глубочайших исследований». А.С.Пушкин

Предполагают

Потому что в ней пропущены слова.

Имя существительное

Ответы детей

Стальной, льняной

Имя прилагательное

Потому что они указывают на признаки

Имя прилагательное

Ф

Презентация (слад 1,2,3,4,5,6,7).

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные: выделение необходимой информации.

2.Актуализация и мотивация

Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

Словесный метод: беседа.

Практический метод: словарный диктант.

(слад 8)

-Давайте вспомним правила посадки, «Правильно сидим, красиво пишем».

-Посередине парты лежат задания, их нужно брать только с моего разрешения.

-Юные исследователи, откройте тетрадь, записывайте сегодняшнее число и классная работа.

-Ребята, сегодня нам с вами предстоит пройти настоящий исследовательский маршрут.

-И первое, что мы с вами выполним – это словарный диктант.  

-Задание: записать слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

-Пишем с красной строки. С какой буквы?

(слайд 9)

Материал диктанта: аккуратный, животное, приветливый, жёлто(?)песочный.

-Ребята, поменяйтесь друг с другом тетрадями, возьмите красный карандаш, будите им исправлять ошибки у своего товарища.

-Я сейчас выведу вам правильный вариант выполнения на доску, а вы проверите своих одноклассников.

(слайд 10)

-Обменяйтесь тетрадями обратно, поднимите руки те, у кого есть исправления или вопросы.

-Докажите свою точку зрения.

-Оцените свою работу на полях карандашом:

Если у вас нет ошибок, поставьте отметку – 5.

Если у вас допущена одна ошибка, поставьте  - 4.

Если две ошибки – 3.

Ну, а если более 2-х ошибок – поставьте см.

Поднимите руку те, у кого нет ошибок.

-Вы молодцы, а остальные в следующий раз будьте внимательнее, чтобы больше не допускать ошибок в своей работе.

-Исследователи всегда сталкиваются с трудностями, а написание  этого  сложного  прилагательного – задача, которую мы должны решить.

-На какие 2 группы  можно разделить эти слова?

-Каких частей речи больше в диктанте?

С большой буквы.

Выполняют орфографический анализ слов и взаимопроверку.

Доказывают то написание, какое они выполнили в своей тетради.

Прилагательные/существительные

Имени прилагательного

Ф

И

П

Презентация (слайд 8, 9, 10)

Взаимоконтроль

Познавательные:

анализ объектов.

Познавательные:  выдвижение гипотез.

Регулятивные: контроль и коррекция.

3.Постановка учебной задачи

Сформулировать цели и задачи урока

Словесный метод: беседа.

-Что такое имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

-А к чему оно прилагается? С чем связано?

-Переходим к следующей точке маршрута.

-Кто может сформулировать тему урока?

-Какую цель поставите перед собой  на уроке?

-Какие задачи будем решать на уроке?

Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета.

Называют тему урока

Формулируют цель урока

Ставят перед собой учебные задачи на урок

Ф

Презентация (слайд 11, 12)

Контроль

Регулятивные: планирование, прогнозирование действий.

4.Открытие нового знания

Сформировать конкретное представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самим искать      решение задачи

Словесный метод: эврестический диалог,  обобщение

Практический  метод: анализ текста, выборочное списывание с орфографическим заданием, чтение, сравнительный анализ.

Наглядный: графическая модель.

-А теперь, исследователи, поднимите руку те, кто готов идти дальше?

-Выполним упражнение 116, на странице 67, чтобы решить возникшую задачу.

-Прочитайте  про себя задание. Что нам нужно сделать?

-Прочитайте текст  и подумайте, как его можно озаглавить.

-О ком он? Где живут пингвины?

-Какие открытия вы сделали прочитав этот текст?

-Как  его можно озаглавить?

-Докажите, что это текст-описание.

-С помощью какой части речи?

-Найдите в тексте сложные прилагательные, обозначающие цвета, ориентиром для исследователей станет жирный шрифт.

-Прочтите эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

-Дорогие исследователи, к вам пришёл золотоволосый пингвин, так ли вы его себе представляли? Он пришёл посмотреть, как вы проходите все испытания.

-Возьмите в руки карандаш и пронумеруйте предложения.

-Сколько их у вас?

-Выпишите самостоятельно 1 и 3 предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

-Кто повторит задание?

-Записываем, комментируя, объясняя орфограммы.

*Проверка орфограмм*

-Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!

Оцените себя на полях.

-Исследователи, нам нужно что-то делать. Мы записали 2 предложения, и в том и в другом есть сложные прилагательные. Одно пишется слитно, а другое через дефис.

-Что нам нужно знать, чтобы правильно писать?

-А теперь внимание, мы переходим к следующему пункту маршрута – открытие нового знания! Нам нужно вывести правило написания сложных Имён прилагательных, проанализировав выделенные в упражнении слова.

-Работать будем в парах, кто помнит правила работы в парах?

-Возьмите в руки жёлтые карточки, вам даны два слова. Сейчас мы поработаем с первым словом.

-Определите  часть речи  сложного прилагательного.  Какой частью речи является каждая часть?

Запишите полученный результат в блоках под цифрой 1.

-Теперь давайте подумаем о лексическом значении этих частей слова. Запишите полученный результат в блоках под цифрой 2. Какой вывод мы можем сделать?

-Теперь самостоятельно проанализируйте второе слово.

-Давайте проверим.

-Найдите это правило на стр. 67, прочитайте про себя.

-Кто сможет повторить правило?

-Расскажите теперь друг другу  в парах.

-Ребята, а помните мы ставили задачу в начале урока, как же написать слово ЖЁЛТО-ПЕСОЧНЫЙ.

-Мы думали, как писать. А доказательства не было…

-Кто может доказать, почему это слово пишется через дефис?

-Молодцы! Вы справились с этой частью исследования! Если нужно, исправьте это слово у себя в словарном диктанте.

Поднимают руки

Анализируют текст  и роль ИП.

О пингвинах, они живут в Антарктиде.

Пингвины

Пингвины – красавцы

Здесь описывается внешность пингвина

С помощью имён прилагательных

Золотоволосые, ярко-жёлтые, изумрудно-зелёные

Списывают по заданию.

Анализируют орфограммы.

5

Проверяют правильность написания слов в работе другого ученика.

Правило

Имя прилагательное

Обозначают цвет

Данное имя прилагательное пишется через дефис

Обобщают по графической модели

Ф

П

Презентация (слайд  13, 14, 15)

Самоконтроль

Познавательные: анализ объектов.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: управление поведением партнёра.

 

Предметные: синтез, как составление целого из  частей.

5.Физминутка

Даже самым смелым и выносливым исследователям нужно отдыхать. Пришло время для динамической паузы, встаньте, пожалуйста.

-Если я назову имя существительное – вы хлопните, а если имя прилагательное – топните.

Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький.

-А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов:

Большой, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, тихий.

Мобилизуют силы и энергию

6.Первичное закрепление

Установить осознанность восприятия. Учить выбирать рациональные способы решения.

Практический  метод: комментированное письмо, грамматический разбор.

-Исследователи, настраиваемся на работу. Следующее задание.

-Нужно записать текст и прокомментировать орфограммы. Один ученик комментирует одно предложение.

Засв.тило весеннее со.нце.

Проб.жала серо?рыжая белочка.

-Подчеркнём главные члены предложения.

-Найдите прилагательные и связанные с ними существительные. Прочитайте эти словосочетания.

-Задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

-Подчеркнём имя прилагательное волнистой линией, как  второстепенный член предложения.

-Оцените свою работу на полях.

Записывают текст и комментируют орфограммы. Анализируют орфограммы.

Выполняют синтаксически разбор.

Ф

И

Презентация (слайд 16)

Контроль

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.

 

Познавательные: анализ объектов.

Регулятивные: самооценка.

7.Закрепление знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Практический метод: тест с выбором ответа

-Следующая точка нашего исследования – это самостоятельная работа.

-Возьмите планшеты, отсканируйте QR-код и начните выполнять тест.

Выполняют тест

Ф

И

Тест

Сомоконтроль

Познавательные: анализ объектов.

Регулятивная: саморегуляция, самооценка, самоконтроль.

8.Итог и рефлексия

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся.

Словесный метод: самоанализ

-Вот мы подошли к финальному этапу нашего урока.

-Подведём итоги.

-Уважаемые исследователи, что нового мы сегодня узнали об имени прилагательном?

-Достигнуты  ли  задачи урока?

-  Какие открытия сделали в исследовании?

-Исследователи оцените свою работу на протяжении всего урока, посчитай, сколько плюсов у вас в тетради.

-Удалось ли нам следовать девизу?

-Молодцы, вы хорошие исследователи языка!

-Сдаём тетради.

Подводят итоги урока.

Оценивают свою деятельность.

Ф

Регулятивные: выделение и осознание учащимся усвоенного и осознание качества  уровня  усвоения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследователь – это тот, кто проводит исследования, открывает что-то новое.

Слайд 2

Конь…, хвост…

Слайд 3

Конь стальной , хвост льняной .

Слайд 4

Игла

Слайд 6

Конь стальной , хвост льняной .

Слайд 7

«…язык народа достоин глубочайших исследований» А.С.Пушкин

Слайд 9

Задание: записать слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

Слайд 10

Материал диктант: акк уратный, ж и вотн ое , пр и ветл и вый, ж ё лт о ?п е сочный .

Слайд 11

Тема урока: «Связь имени существительного с именем прилагательным».

Слайд 12

Цель урока: -формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным; -знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микроисследование .

Слайд 14

-Кр а сивые (Проверяемая безуд . Гласная в корне слова, проверочное слово кр А сит ). -З о л о товолосые (Проверяемая безуд . г ласная в корне слова, з О лото , позол О та ). -З е лёные (Проверяемая безуд . г ласная в корне слова, проверочное слово з Е лень ).

Слайд 16

-Со л нце (Непроизносимый согласный в корне слова, проверочное слово: со л нышко). -Засв е тило (Проверяемая безуд . гласная в корне слова, проверочное слово: св Е т ). -Пр о б е жала (1.Приставка про-; 2.Проверяемая безуд . гласная в корне слова, проверочное слово: б Е г ). - Серо - рыжая – сложное прилагательное, обозначает цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Урок русского языка во 2 классе "Род имен существительных"

Предыдущий материал был выпущен с ошибками. Предлагаю повторно план-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Род имен существительных".Материал ценен тем. что доступно знакомит детей с трудн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...