Урок русского языка 3 класс "Связь имени существительного с именем прилагательным".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предмет: русский язык.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».
Класс: 3
Цель:
-формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным;
-знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микроисследование;
-формирование умений анализировать и систематизировать изучаемый материал.
Задачи:
Дидактические:
-учить практическим навыкам владения языком;
- познакомить с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет.
Развивающие:
-создавать условия для развития исследовательских умений учащихся;
-развивать умения анализировать и систематизировать изучаемый материал.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;
-формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре.
Необходимый материал: презентация, планшеты, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».
Класс: 3
Цель:
-формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным;
-знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микроисследование;
-формирование умений анализировать и систематизировать изучаемый материал.
Задачи:
Дидактические:
-учить практическим навыкам владения языком;
- познакомить с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет.
Развивающие:
-создавать условия для развития исследовательских умений учащихся;
-развивать умения анализировать и систематизировать изучаемый материал.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;
-формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре.
Необходимый раздаточный материал:
Этапы урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной де-ти | Дидактические средства | Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля | Планируемые результаты |
1.Орг.момент | Вызвать интерес учащихся, настроить на работу на уроке. | Практический метод: подводящий учебный диалог Наглядный метод: уч. презентация | -Доброе утро, садитесь. Сейчас мы делаем глубокий вдох, вдыхая хорошие эмоции, силу, настрой на работу, и выдыхаем плохое настроение, негативные эмоции. -Итак, спинки выпрямили – раз, глазки подняли на меня – два. Вижу, что вы готовы работать! -И, вижу в вас исследователь. Сегодня мы с вами будем исследовать язык. (слайд 1) -А вы знаете, кого называют исследователями? -Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте загадку: (слайд 2) Конь…, хвост… -Почему вы её не поняли? -Слова, какой части речи нам даны? (слайд 3) -Теперь послушайте ещё раз: Конь стальной, хвост льняной. -Что это? (слайд 4) -Дам вам подсказку, стальной конь – это игла, что же может быть хвостом льняным? (слайд 5) -Игла с ниткой. (слайд 6) -Какие слова помогли отгадать загадку? -Какой они части речи? -Докажите, почему эти слова помогли отгадать загадку? -Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? -Я вам желаю успехов в нашем сегодняшнем уроке-исследовании. Пусть нашим девизом будут слова: (слайд 7) «…язык народа достоин глубочайших исследований». А.С.Пушкин | Предполагают Потому что в ней пропущены слова. Имя существительное Ответы детей Стальной, льняной Имя прилагательное Потому что они указывают на признаки Имя прилагательное | Ф | Презентация (слад 1,2,3,4,5,6,7). | Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: выделение необходимой информации. | |
2.Актуализация и мотивация | Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы. | Словесный метод: беседа. Практический метод: словарный диктант. | (слад 8) -Давайте вспомним правила посадки, «Правильно сидим, красиво пишем». -Посередине парты лежат задания, их нужно брать только с моего разрешения. -Юные исследователи, откройте тетрадь, записывайте сегодняшнее число и классная работа. -Ребята, сегодня нам с вами предстоит пройти настоящий исследовательский маршрут. -И первое, что мы с вами выполним – это словарный диктант. -Задание: записать слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. -Пишем с красной строки. С какой буквы? (слайд 9) Материал диктанта: аккуратный, животное, приветливый, жёлто(?)песочный. -Ребята, поменяйтесь друг с другом тетрадями, возьмите красный карандаш, будите им исправлять ошибки у своего товарища. -Я сейчас выведу вам правильный вариант выполнения на доску, а вы проверите своих одноклассников. (слайд 10) -Обменяйтесь тетрадями обратно, поднимите руки те, у кого есть исправления или вопросы. -Докажите свою точку зрения. -Оцените свою работу на полях карандашом: Если у вас нет ошибок, поставьте отметку – 5. Если у вас допущена одна ошибка, поставьте - 4. Если две ошибки – 3. Ну, а если более 2-х ошибок – поставьте см. Поднимите руку те, у кого нет ошибок. -Вы молодцы, а остальные в следующий раз будьте внимательнее, чтобы больше не допускать ошибок в своей работе. -Исследователи всегда сталкиваются с трудностями, а написание этого сложного прилагательного – задача, которую мы должны решить. -На какие 2 группы можно разделить эти слова? -Каких частей речи больше в диктанте? | С большой буквы. Выполняют орфографический анализ слов и взаимопроверку. Доказывают то написание, какое они выполнили в своей тетради. Прилагательные/существительные Имени прилагательного | Ф И П | Презентация (слайд 8, 9, 10) | Взаимоконтроль | Познавательные: анализ объектов. Познавательные: выдвижение гипотез. Регулятивные: контроль и коррекция. |
3.Постановка учебной задачи | Сформулировать цели и задачи урока | Словесный метод: беседа. | -Что такое имя прилагательное? -На какие вопросы отвечает? -Что обозначает? -А к чему оно прилагается? С чем связано? -Переходим к следующей точке маршрута. -Кто может сформулировать тему урока? -Какую цель поставите перед собой на уроке? -Какие задачи будем решать на уроке? | Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета. Называют тему урока Формулируют цель урока Ставят перед собой учебные задачи на урок | Ф | Презентация (слайд 11, 12) | Контроль | Регулятивные: планирование, прогнозирование действий. |
4.Открытие нового знания | Сформировать конкретное представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самим искать решение задачи | Словесный метод: эврестический диалог, обобщение Практический метод: анализ текста, выборочное списывание с орфографическим заданием, чтение, сравнительный анализ. Наглядный: графическая модель. | -А теперь, исследователи, поднимите руку те, кто готов идти дальше? -Выполним упражнение 116, на странице 67, чтобы решить возникшую задачу. -Прочитайте про себя задание. Что нам нужно сделать? -Прочитайте текст и подумайте, как его можно озаглавить. -О ком он? Где живут пингвины? -Какие открытия вы сделали прочитав этот текст? -Как его можно озаглавить? -Докажите, что это текст-описание. -С помощью какой части речи? -Найдите в тексте сложные прилагательные, обозначающие цвета, ориентиром для исследователей станет жирный шрифт. -Прочтите эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. -Дорогие исследователи, к вам пришёл золотоволосый пингвин, так ли вы его себе представляли? Он пришёл посмотреть, как вы проходите все испытания. -Возьмите в руки карандаш и пронумеруйте предложения. -Сколько их у вас? -Выпишите самостоятельно 1 и 3 предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. -Кто повторит задание? -Записываем, комментируя, объясняя орфограммы. *Проверка орфограмм* -Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! Оцените себя на полях. -Исследователи, нам нужно что-то делать. Мы записали 2 предложения, и в том и в другом есть сложные прилагательные. Одно пишется слитно, а другое через дефис. -Что нам нужно знать, чтобы правильно писать? -А теперь внимание, мы переходим к следующему пункту маршрута – открытие нового знания! Нам нужно вывести правило написания сложных Имён прилагательных, проанализировав выделенные в упражнении слова. -Работать будем в парах, кто помнит правила работы в парах? -Возьмите в руки жёлтые карточки, вам даны два слова. Сейчас мы поработаем с первым словом. -Определите часть речи сложного прилагательного. Какой частью речи является каждая часть? Запишите полученный результат в блоках под цифрой 1. -Теперь давайте подумаем о лексическом значении этих частей слова. Запишите полученный результат в блоках под цифрой 2. Какой вывод мы можем сделать? -Теперь самостоятельно проанализируйте второе слово. -Давайте проверим. -Найдите это правило на стр. 67, прочитайте про себя. -Кто сможет повторить правило? -Расскажите теперь друг другу в парах. -Ребята, а помните мы ставили задачу в начале урока, как же написать слово ЖЁЛТО-ПЕСОЧНЫЙ. -Мы думали, как писать. А доказательства не было… -Кто может доказать, почему это слово пишется через дефис? -Молодцы! Вы справились с этой частью исследования! Если нужно, исправьте это слово у себя в словарном диктанте. | Поднимают руки Анализируют текст и роль ИП. О пингвинах, они живут в Антарктиде. Пингвины Пингвины – красавцы Здесь описывается внешность пингвина С помощью имён прилагательных Золотоволосые, ярко-жёлтые, изумрудно-зелёные Списывают по заданию. Анализируют орфограммы. 5 Проверяют правильность написания слов в работе другого ученика. Правило Имя прилагательное Обозначают цвет Данное имя прилагательное пишется через дефис Обобщают по графической модели | Ф П | Презентация (слайд 13, 14, 15) | Самоконтроль | Познавательные: анализ объектов. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: управление поведением партнёра.
Предметные: синтез, как составление целого из частей. |
5.Физминутка | Даже самым смелым и выносливым исследователям нужно отдыхать. Пришло время для динамической паузы, встаньте, пожалуйста. -Если я назову имя существительное – вы хлопните, а если имя прилагательное – топните. Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький. -А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: Большой, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, тихий. | Мобилизуют силы и энергию | ||||||
6.Первичное закрепление | Установить осознанность восприятия. Учить выбирать рациональные способы решения. | Практический метод: комментированное письмо, грамматический разбор. | -Исследователи, настраиваемся на работу. Следующее задание. -Нужно записать текст и прокомментировать орфограммы. Один ученик комментирует одно предложение. Засв.тило весеннее со.нце. Проб.жала серо?рыжая белочка. -Подчеркнём главные члены предложения. -Найдите прилагательные и связанные с ними существительные. Прочитайте эти словосочетания. -Задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. -Подчеркнём имя прилагательное волнистой линией, как второстепенный член предложения. -Оцените свою работу на полях. | Записывают текст и комментируют орфограммы. Анализируют орфограммы. Выполняют синтаксически разбор. | Ф И | Презентация (слайд 16) | Контроль | Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.
Познавательные: анализ объектов. Регулятивные: самооценка. |
7.Закрепление знаний | Организовать деятельность по применению новых знаний. | Практический метод: тест с выбором ответа | -Следующая точка нашего исследования – это самостоятельная работа. -Возьмите планшеты, отсканируйте QR-код и начните выполнять тест. | Выполняют тест | Ф И | Тест | Сомоконтроль | Познавательные: анализ объектов. Регулятивная: саморегуляция, самооценка, самоконтроль. |
8.Итог и рефлексия | Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся. | Словесный метод: самоанализ | -Вот мы подошли к финальному этапу нашего урока. -Подведём итоги. -Уважаемые исследователи, что нового мы сегодня узнали об имени прилагательном? -Достигнуты ли задачи урока? - Какие открытия сделали в исследовании? -Исследователи оцените свою работу на протяжении всего урока, посчитай, сколько плюсов у вас в тетради. -Удалось ли нам следовать девизу? -Молодцы, вы хорошие исследователи языка! -Сдаём тетради. | Подводят итоги урока. Оценивают свою деятельность. | Ф | Регулятивные: выделение и осознание учащимся усвоенного и осознание качества уровня усвоения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конь…, хвост…
Конь стальной , хвост льняной .
Игла
Конь стальной , хвост льняной .
«…язык народа достоин глубочайших исследований» А.С.Пушкин
Задание: записать слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.
Материал диктант: акк уратный, ж и вотн ое , пр и ветл и вый, ж ё лт о ?п е сочный .
Тема урока: «Связь имени существительного с именем прилагательным».
Цель урока: -формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным; -знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микроисследование .
-Кр а сивые (Проверяемая безуд . Гласная в корне слова, проверочное слово кр А сит ). -З о л о товолосые (Проверяемая безуд . г ласная в корне слова, з О лото , позол О та ). -З е лёные (Проверяемая безуд . г ласная в корне слова, проверочное слово з Е лень ).
-Со л нце (Непроизносимый согласный в корне слова, проверочное слово: со л нышко). -Засв е тило (Проверяемая безуд . гласная в корне слова, проверочное слово: св Е т ). -Пр о б е жала (1.Приставка про-; 2.Проверяемая безуд . гласная в корне слова, проверочное слово: б Е г ). - Серо - рыжая – сложное прилагательное, обозначает цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...
Урок русского языка во 2 классе "Род имен существительных"
Предыдущий материал был выпущен с ошибками. Предлагаю повторно план-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Род имен существительных".Материал ценен тем. что доступно знакомит детей с трудн...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Сравнение имени существительного и имени прилагательного"
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...