Презентация "Фразеологизмы русского языка"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
В презентации представлен материал к защите работы по проектной деятельности "Фразеологизмы русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_zashchite_proekta2.ppt | 664 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В. Гоголь
Цель проекта: изучение происхождения и значения фразеологизмов; составление фразеологического словаря значений и истории происхождения часто употребляющихся в речи фразеологизмов; разработка и подбор практических заданий, способствующих лучшему усвоению данной темы.
Задачи проекта: изучить теоретические сведения о фразеологизмах; узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов; узнать историю происхождения некоторых фразеологизмов; углубить свои теоретические знания по данной теме; создать фразеологический словарь значений и происхождения наиболее часто употребляющихся в речи фразеологизмов; разработать и подобрать практические задания для учащихся для лучшего усвоения данной темы.
Гипотеза исследования. Пополнив свои теоретически знания о фразеологизмах, создав словарь значений и истории самых употребляемых фразеологизмов, подобрав задания для учащихся, мы не только узнаем и выучим значения разных крылатых выражений, фразеологизмов, но и познакомимся с историей их появления в нашем языке.
Этапы работы над проектом: 1. Погружение в проект (подготовка учащихся к работе над проектом, выбор темы, составление плана работы); 2. Реализация плана работы (сбор материала по выбранной тематике, анализ собранной информации); 3. Оформление проектной работы (оформление титульного листа словаря, составление словаря); 4. Подготовка презентации к защите проекта; 5. Презентация работы; 6. Оценка результатов проектной деятельности, рефлексия.
Фразеологизм (от греческого фразис – выражение, оборот речи + логос – учение) – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идиоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
Источники фразеологизмов: 1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица); 2) старославянские (ищите и обрящете); 3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, сизифов труд); 4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку) Большое количество фразеологизмов связано с историей развития нашей страны: во всю ивановскую в долгий ящик отложить во все тяжкие (пуститься)
Фразеологизмы Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – выражение разочарования, удивления или огорчения из-за неудачи или непредвиденных обстоятельств. Кричать во всю ивановскую – кричать очень громко. Отложить в долгий ящик – надолго отложить решение какого-нибудь дела. Верста коломенская – шутливое высказывание о высоком человеке.
Выводы: Создали презентацию о фразеологизмах. Составили словарь фразеологизмов и будем продолжаем над ним работать. Собрали накопительную папку, в которой хранятся полезные и нужные сведения о фразеологизмах. Учащиеся усвоили значение понятия «фразеологизм». Познакомились с источниками фразеологизмов русского языка. Работали с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами. Узнали историю происхождения многих фразеологизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....