Правописание букв О - Е после шипящих на конце наречий.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе по программе РО Л.В.Занкова.  (Учебник Н.В.Нечаевой, С.Г. Яковлевой). Цель: закрепить навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_-o_-e_posle_shipyashchih_v_narechiyah.rar502.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание  букв О - Е после шипящих на конце наречий.

Цель: закрепить навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.

Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с условиями выбора букв О - Е после шипящих на конце наречий; повторить орфограмму О - Е после шипящих в разных частях речи;

развивающая: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности учащихся; развивать навыки работы в парах, в группах; содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности;

воспитательная: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа, в парах.

Оборудование для учителя: компьютерная презентация, учебник Н.В.Нечаевой, карточки, алгоритм.

Ход урока:

I. Орг. момент.  Мотивация.

II. Чистописание. Актуализация знаний.

Выполните задание и найдите буквы, которые будете прописывать. СЛАЙД

Какие ещё буквы шипящих звуков вы знаете?

Какие орфограммы букв шипящих звуков вы знаете?

Вспомнить ещё одну орфограмму вам поможет карточка №1. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

- Какие знания вам помогли выполнить задание?

  -Продолжить наш урок я хочу словами русского писателя А.Н.Толстого «Обращаться с языком  кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

- Какие мысли у вас возникли после прочтения слов великого русского писателя? (Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь). Ребята, все в ваших руках, а я вам желаю вам успехов !

- Найдите в этом высказывании часть речи, которую мы изучаем.

- Представьте, что вы наречие и расскажите о себе.

III. Постановка учебной проблемы.

Прочитайте и запишите поговорку: Тише едешь, дальше будешь. 

Как вы её понимаете? (Не надо спешить, надо иметь терпение. Надо быть благоразумным и обстоятельным, и тогда ты сделаешь больше и лучше, чем когда ты будешь спешить.)

- Как вы написали глаголы?

- Какие трудности возникли? Почему?

Сформулируйте тему и цель урока.

IV. Открытие нового знания

Работа в паре.

- Прочитайте слова:

Мячом, чужого, рощей, плющом, горячо, большого, могуче, свежо, хорошего, живуче, тучей, рыжего.

Что общего в этих словах?

Как можно разделить эти слова на 3 группы.

Расставьте ударения, выделите окончания и конечный суффикс.

Сделайте вывод о правописании – О,Е в окончаниях и суффиксах после шипящих.

Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы? (часть речи, часть слова, ударение).

Какие это части речи? (наречия). Поставим ударение.

ИСКЛЮЧЕНИЕещё.

Обсудите в паре, как можно схематично изобразить это правило?

Вернёмся к нашей проблеме.

Как определить, какую букву после шипящего написать?

Физкультминутка

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Упражнение 465

Делаем вывод: На конце наречий после шипящих под ударением пиши букву О, без ударения — Е.

VI Самостоятельная работа с самопроверкой

 1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж

2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

хороший - …, певучий - … .

3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

Самопроверка и самооценка. СЛАЙД.

VII  Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа в группе: Составьте алгоритм выбора букв О-Е после шипящих.

VIII.  Итог урока

Рефлексия

Прочитайте высказывания и запишите то, которое соответствует вашему состоянию.

  1. Я усвоил новый материал блестяще.
  2. Я постараюсь лучше разобраться в новой теме.
  3. Я хочу больше узнать о правописании наречий.
  4. Похоже, я ничего не понял.
  5. Сегодня на уроке я активно и хорошо работал.

Выскажите своё отношение к уроку одним предложением, выбирая начало фразы:

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
  • сегодня я узнал…

ПРИЛОЖЕНИЯ

Самостоятельная работа

1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж .  .

2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

хороший - …, певучий - … .

3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

Самостоятельная работа

1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж .  .

2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

хороший - …, певучий - … .

3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

Самостоятельная работа

1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж .  .

2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

хороший - …, певучий - … .

3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

Самостоятельная работа

1уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1 Выделите орфограммы.

Блестящ . , убеждающ . , хорош . , ярч . , испытующ . , торжествующ . , выш .  , горяч . , раньш . ,свеж .  .

2 уровень. Образуйте от прилагательных однокоренные наречия. Выделите орфограммы. 

Исчерпывающий – … , потрясающий – …, ужасающий – …, горячий – …, лучший – …,

хороший - …, певучий - … .

3 уровень. Составьте предложения, используя данные наречия.

                Раньше, свежо, хорошо, блестяще, потрясающе. 

        Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.

Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните их правописание.

С багаж . м, перед дач . й, с нож . м, под крыш . й, с лапш . й, за туч . й, за ключ . м, с продавц . м, со шприц . м, с пряж . й, перед гараж . м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит  на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....

"Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"

План - конспект открытого урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". 4 класс. УМК "Школа 2100"...

Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"

Урок русского языка по русскому языку в 3 классе  УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Цель: познакомится с правильным написанием мягкого знака на конце наречий после шипящих.Задачи:Образовательная:·        систематизировать знания по теме: мягк...