Конспект урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Московская Алина Азатовна

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

( программа «Школа России, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)

Цель урока: создание условий для  освоения  учащимися способа определения одушевлённых  и неодушевлённых имен существительных.

Задачи:

·        содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к  мнению других людей,  умение высказывать  и доказывать  свое мнение, создавать  мини-высказывание);

·        актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

·        смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых  существительных;

·        развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные  умения учащихся;

·        обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Московская Алина Азатовна

МБОУ «СОШ №2 г.Никольское»

Учитель начальных классов

 Конспект урока по  русскому языку во 2-ом классе

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

( программа «Школа России, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)

Цель урока: создание условий для  освоения  учащимися способа определения одушевлённых  и неодушевлённых имен существительных.

Задачи:

  • содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к  мнению других людей,  умение высказывать  и доказывать  свое мнение, создавать  мини-высказывание);
  • актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
  • смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых  существительных;
  • развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные  умения учащихся;
  • обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.

 Планируемые результаты:

Личностные:

-   стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

-  способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Предметные:

- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;

-  освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Метапредметные:

Познавательные:

-  формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

-  добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

-  умение оформлять свои мысли в устной речи;

-  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-  адекватно воспринимать оценку учителя;

-  освоение способа решения проблемного поискового характера.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор; карточки для групповой и парной работы; листы самооценивания.

Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный,  метод стимулирования и мотивации.

Время реализации занятия 45 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Учитель: У нас сегодня необычный урок. У нас много гостей. Давайте поприветствуем их.

II. Актуализация знаний.

  1. Словарная работа

( Словарный диктант. Взаимопроверка по словарю с.134-135, затем выставление оценок в лист самооценивания)

Береза, воробей, город молоток,  картина, обезьяна, снегирь, февраль, лопата, капуста.

2.Игра «Исправь ошибки Незнайки». (Работа в парах. Каждой паре раздается карточка с заданием. Дети объясняют каждую орфограмму)

Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва.

III. Самоопределение к деятельности

1.На экране выводятся слова в два столбика:

Врач                            Книга

Лиса                            Тарелка

Мальчик                      Стул

- Посмотрите на экран.  Что  вы можете сказать про них? По какому признаку имена существительные распределены на две группы? (слова, отвечающие на вопрос что?, и слова, отвечающие на вопрос кто?).

- Можно ли к словам первой группы поставить вопрос Что?

- Почему?  Докажите.

-Они обозначают живые предметы. И такие имена существительные называются одушевленными.

-А что можно сказать о второй группе слов?

- Они называют неживые предметы, они неодушевленные.

- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.

ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО,  называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

IV.Физкульминутка

- Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте.

Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина.

V.Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.86 (с.51)

(Выполнение с комментированием)

VI. Рефлекция

Выпишите имена существительные: вариант 1- одушевленные, вариант 2- неодушевленные.

Сахар, летчик, дети, метель, петух, снег, дедушка, пенал, часы, шмель.

(Учитель открывает образец на экране. Проводится самопроверка)

VII. Подведение итогов

- Что нового узнали на уроке?

- Чему мы научились  на уроке?

- Какое задание показалось трудным?

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 2 класс УМК "Школа России"

Урок русского языка «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»...

Технологическая карта урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Цель: Формирование понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные....

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Технология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённы...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме  «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...

Презентация к уроку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Данная презентация к уроку "Одушевлённые м неодушевлённые имена существительные" предназначена для проведения урока во 2 классе по УМК "Планета Знаний"...

Конспект урока «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»,...