Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Аммосова Варвара Петровна

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме  «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на развитие творческих способностей учащихся. Разнообразные задания, используемые на уроке, стимулируют интерес к предмету, развивают мышление учащихся. Конспект урока может быть использован учителями начальных классов по УМК «Школа России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  русского языка и литературного чтения

Описание материала: Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме  «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на развитие творческих способностей учащихся. Разнообразные задания, используемые на уроке, стимулируют интерес к предмету, развивают мышление учащихся. Конспект урока может быть использован учителями начальных классов по УМК «Школа России».

Технологическая карта урока  

Учитель:

Аммосова В.П.

Предмет:

Русский язык

Класс:

2 класс

Автор УМК:

Школа России

Тема урока:

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.

Задачи:

Образовательные:

формировать умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные  в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Воспитательные:

содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры поведения и общения  на основе произведений автора.

Развивающие:

развивать фонематический слух, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, таблицами.

Планируемые результаты:

Личностные:

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности

Предметные:

 освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;

освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных

Метапредметные:

Познавательные:

- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- освоение способа решения проблемного поискового характера.

Межпредметные:

литературное чтение

Формы деятельности:

фронтальная; индивидуальная; парная; групповая

Формы обучения:

деятельностный способ обучения; практикум; исследования

Ресурсы:

Основные:

ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; плакат; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК

Дополнительные:

раздаточный материал; словари; сетевые ресурсы

Тип урока:

изучение нового материала

Цель:

создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных, воспитывать интерес к чтению  и радости общения на основе произведений К.И.Чуковского.

Этапы урока

Действие учителя

Действие ученика

Формирование УУД

Организационный момент

Подготовка класса к работе.
-Давайте поздороваемся: "Доброе утро".
(Обучающиеся садятся)
Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

-Ребята, начать наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости" Как вы понимаете ее смысл?
-Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.


Ответы детей

Объясняют смысл пословицы.

Ι. Актуализация знаний.

Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

-Что объединяет слова, которые выделены? Чем отличаются эти слова?

- Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном?

Читают.

Отвечают на вопросы.

Это предметы. Это имена существительные.

Есть живые предметы и неживые.

Имя существительное обозначает

предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Познавательные УУД

  1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

ΙΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие нового знания.

О чём же будет наш сегодняшний урок?

Какова тема нашего урока?

Что нам необходимо знать о них?

- Чему мы можем научиться на уроке?

 – Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Наблюдение над именами существительными.

- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы.

- Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили?

-Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова?

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?

- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.

- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике.

Чтение правила на стр.48 – 50.

Сравнение вывода учащихся с правилом в учебнике.

- Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые?

Составление модели способа действия при различении одушевлённых и неодушевлённых существительных. 

 

Открыли тетрадь. Запишите дату, Классная работа.

Чистописание. Буквы и слова на магнитных карточках на доске.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи.

  1. Наблюдаем над словами.
  2. Делаем выводы.
  3. Сравниваем их с правилом в учебнике.
  4. Применяем правило.

Отвечают на вопрос кто?

Людей, животных, живых существ.

Отвечают на вопрос что?

Неживые предметы и явления природы.

Вывод учащихся:

 Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

Работа со словарной статьёй из словаря Ожегова: определение и примеры.

 Учащиеся работают в парах, составляя алгоритм. Представление наработок детей. Выбор оптимального алгоритма.

Алгоритм

  1. 1.Найди имя существительное.
  2. 2.Определи, что оно обозначает.
  3. 3.Если обозначает живое существо, задай вопрос КТО?
  4. 4.Если обозначает неживое существо, задай вопрос ЧТО?

5. Сделай вывод и докажи.

Познавательные УУД

  1. Находить ответы на вопросы в тексте.
  2. Выявлять сущность, особенности объектов.
  3. На основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты

  1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1.Первичная проверка восприятия изученного.

- Давайте потренируемся.

Напишем только имена существительные в тетрадь. Надпишите над существительными буквы О (одушевлёнными) или Н(неодушевлёнными). Устно обоснуй свой выбор.

2.Работа по учебнику.

Упр.81 (развивается умение задавать вопрос кто?к именам существительным).

Упр. 85 ( развивается умение задавать вопрос что?к именам существительным).

3. Дифференцированные задания на доступном для каждого обучающегося уровне.

Рабочая тетрадь  Стр.     Упр.

Физминутка. Упражнение «Буратино»

Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.

Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом  напишите в воздухе: «Я молодец!»

Тренировочное задание по русскому языку.

На экране деформированный текст из произведения «Федорино горе».

- Из данных слов составьте отрывок из произведения К.Чуковского.

 По сито скачет полям,

Лугам а по корыто.

За метла лопатою

Пошла улице по вдоль.

А вперед и посуда вперед

По идет полям  болотам по.

Утюгу и шепнул чайник:

«Не дальше я могу идти».

Выполняется  самостоятельно.

Проверка коллективная.

– О чём вы помнили, когда выполняли задание?

– Были ли у вас затруднения? В чём?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Работа по учебнику Литературное чтение.

 

Стр. 11. «Радость»

Выполняют задания.

Дифференцированные задания на доступном для каждого обучающегося уровне и в оптимальном для него темпе работы выполняют все.

Умение работать над  деформированным текстом.

Познавательные УУД

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Ориентироваться на развороте учебника

Коммуникативные УУД

  1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

  1. Оформлять свои мысли в устной форме.

ΙV.  Итог урока.  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Произведения какого писателя нам помогали на уроке? Чему учат произведения Корнея Ивановича?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Домашнее задание.

Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Регулятивные УУД

    Развиваем умение

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные УУД

  На основе анализа объектов делать выводы; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

  Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

VΙ.Рефлексия.  

 Удалось ли вам сегодня на уроке пополнить свой сундучок новыми знаниями?

Но ещё очень важно научиться пользоваться этими знаниями.

Спасибо вам, ребята!

Коммуникативные УУД

 Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема: В мире профессий».

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" Повторение

Урок ориентирован для обучающихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...

Интегрированный урок – соревнование: по русскому языку и литературному чтению Тема: «Сложные слова»

Урок в 3 классе по УМК "Школа России" . Урок составлен в соответствии с принципами педагогики:принцип деятельности (учащиеся получают задание не в готовом виде, в процессе исследования)...