Сценарий конкурса "Знатоки русского языка"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Прохорова Т.В.

Методическая разработка конкурса "Знатоки русского языка". Конкурс проводился, как итоговое занятие по русскому языку в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_po_russkomu_yazyku.odt26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий конкурса " Знатоки русского языка"

4 класс

В конкурсе участвуют 3 команды.

План проведения:

1. Представление команд.

2. Разминка " Дальше, дальше, дальше".

3. Фразеологизмы.

4. Аукцион высказываний о русском языке.

5. " Точка, точка, запятая".

6. "Ты - мне, я- тебе".

7. Конкурс капитанов .

8. " Записка".

9. " Найди родственников".

10. Конкурс " Домашнее задание".

11. Подведение итогов.

Ход мероприятия.

1. Представление команд.

Грамматика, грамматика —

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днём рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы —

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

Приветствие соперникам:

Соперник наш , не позабудь : к победе очень труден путь!

Приветствие жюри:

Вам и слава, и почёт! Все мы любим точный счёт!

Приветствие болельщиков:

За команду мы "болеем" и друзьям помочь сумеем!

2. Разминка " Дальше, дальше, дальше".

Команды отвечают на вопросы ( 1 минуту). Правильный ответ приносит 1 очко. Если ответа нет, говорят "Дальше" или  "Пропускаем".

1 команда

1. Для передаче звуков на письме используются ... (буквы).

2. Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения... (однородные члены).

3. Разговор двух или нескольких лиц называется... (диалог).

4. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенком лексического значения и употреблением в речи, называются ... (синонимы).

5. Часть изменяемого слова без окончания... (основа).

6. Слова, имеющие несколько лексических значений называются ... (многозначные).

7. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на на вопросы что делать? что сделать?... (глагол).

8. Предложения, в которых мы сообщаем о чём-нибудь, называются ... (повествовательные).

9. Изменение существительных по падежам называется ... (склонение).

10. Раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи ... (морфология).

11. Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его... (местоимение).

12. Слово или несколько слов, в которых заключено сообщение, вопрос или побуждение, называется... (предложение).

13. Какой стиль речи употребляется в обыденной речи, в беседах... (разговорный).

14. Какие существительные являются названиями отдельных лиц, единичных предметов?... (собственные).

15. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета... (определение).

2 команда

1. Главный член предложения, который отвечает на вопросы каков предмет? что делает предмет?, связан с подлежащим... (сказуемое).

2. Как называется при произнесении слова выделение одного из слогов с большей силой... (ударение).

3. Слова какого-нибудь лица, передаваемые от его имени...(прямая речь).

4. То, что обозначает слово, называется его... (лексическое значение).

5. Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова, называется... (окончание).

6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос где? куда? как? и другие... (обстоятельство).

7. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?...(спряжение).

8. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением... (антонимы).

9. Раздел науки о языке,который изучает строение слов...(словообразование).

10. В каком падеже существительное всегда употребляется без предлога?... (именительный).

11. Как соединены простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения?... (интонацией).

12. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?... (существительное).

13. Предложение, которое содержит вопрос, называется... (вопросительное).

14. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены или простые предложения в составе сложного... (союз).

15. Приставки со словом пишутся... (слитно).

3 команда

1. Слова с одним и тем же корнем называются...(однокоренные).

2. Предложения, в которых мы побуждаем кого-то к действию, приказываем, просим, советуем, называются... (побудительные).

3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей... (дополнение).

4. Слово (или сочетание слов) , называющее того, к кому обращаются с речью... (обращение).

5. Буквы, расположенные в определённом порядке... (алфавит).

6. Все слова языка образуют его словарный состав или...(лексику).

7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов... (суффикс).

8. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?... (прилагательное).

9. Какой стиль речи употребляется в трудах учёных?... (научный).

10. Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?... (подлежащее).

11. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения... (синтаксис).

12. Предложения, в которых одна грамматическая основа... (простые).

13. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению... (омонимы).

14. Существительные, являющиеся общим названием для всех однородных предметов и явлений... (нарицательные).

15. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются... (нераспространённые).

3. Фразеологизмы.

Нужно вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых встречается слово "рука" или слово "нос" (по 1 очку за каждый правильный ответ).

валиться из рук

из первых рук

из рук вон

из рук в руки

как без рук

не покладая рук

отбиваться от рук

лёгкая рука

рука набита

рука не дрогнет

рука не поднимается

с пустыми руками

с руками оторвать

держать себя в руках

носить на руках

брать себя в руки

мастер на все руки

опускать руки

руки не доходят

руки чешутся

сложа руки

рукой подать

ходить с протянутой рукой

на скорую руку

лёгок на руку

вешать нос

водить за нос

воротить нос

держать нос по ветру

задирать нос

нос не дорос

с гулькин нос

совать свой нос

утереть нос

комар носа не подточит

не видеть дальше своего носа

клевать носом

под самым носом

оставаться с носом

зарубить на носу

хоть кровь из носу

ковыряться в носу

говорить под нос

из-под самого носа

не по носу

4. Аукцион высказываний о русском языке.

Вспомнить высказывания знаменитых людей о русском языке (по 1 очку за каждый ответ).

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
                 Константин Георгиевич Паустовский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
                 Николай Васильевич Гоголь

Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
от нечего делать, а насущной необходимостью.
                 Александр Иванович Куприн

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
                 Александр Иванович Куприн

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
                 Иван Сергеевич Тургенев

Что русский язык — один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения.
                 Виссарион Григорьевич Белинский

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
                 Максим Горький

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
                 Константин Георгиевич Паустовский

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,—
для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
                 Константин Георгиевич Паустовский

Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как:
приблизительно, неточно, неверно.
                 Алексей Николаевич Толстой

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
                 Михаил Александрович Шолохов

Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой.
                 Максим Горький

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
                 Лев Николаевич Толстой

5. " Точка, точка, запятая".

Расставить пропущенные знаки препинания ( по 1 очку за правильно поставленный знак, очки снимаются за ошибки)

1. Это что за полустанок

    Закричал он спозаранок.

    А с платформы говорят

    Это город Ленинград.

2. Уж ты котенька-коток

     Котик - серенький лобок

     Ты приди к нам ночевать

      Нашу деточку качать.

3. В некотором царстве в некотором государстве жил да был царь   с царицей у него было три сына все молодые холостые удальцы такие что ни в сказке сказать ни пером описать младшего звали Иван-царевич.

6. "Ты - мне, я- тебе".

Конкурс занимательных вопросов. Сначала ведущий задаёт вопросы каждой команде, затем команды друг другу ( по 1 очку за каждый правильный ответ).

1. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании? (сто)

2. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

3. Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского рода, другое - женского рода? ( месяц, луна)

4. Как существительные состав, удар, трон превратить в глаголы? ( добавить мягкий знак)

5. В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз? (стонет)

6. Как написать сухая трава четырьмя буквами? (сено)

7. Конкурс капитанов .

Соединить предложение с нужным термином ( 1 очко за каждый правильный ответ).

1. Всю квартиру заставил мебелью.

    Дождь заставил меня вернуться домой.

2. Мне грустно, потому что весело тебе.

3.  Это - красная страница,

      Площадь Красная на ней,

      Красный шёлк над ней струится

     Ярче праздничных огней.

4. К вечеру температура снизилась.

    Ученик снизил успеваемость.

    Самолёт снизился и пошёл на посадку.

5. И днём , и ночью кот учёный

    Всё ходит по цепи кругом.

6. Пришёл с работы папа.

    Наконец-то пришёл долгожданный день отъезда.

 

7. Её везде разыскивали жандармы, чтобы заточить в                  тюрьму.

     Мне нужно заточить карандаш.

8. Ветерок спросил, пролетая:

    - Отчего ты, рожь, золотая?

    А в ответ колоски шелестят:

    - Золотые руки растят.

9. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая.

омонимы

антонимы

многозначные слова

переносное значение

синонимы

омонимы: 1,7

антонимы: 2,5

многозначные слова: 3,4

переносное значение: 6,8

синонимы: 9

В это время задание для болельщиков. К существительным мужского рода подобрать существительные женского рода ( отвечают хором).

кот - кошка                             баран -овца                  волк - волчица

бык - корова                           петух -курица              оса - оса

медведь -медведица              слон - слониха             индюк - индюшка

боров - свинья                       филин - филин             осёл - ослиха

гусь - гусыня                         селезень -утка              заяц - зайчиха

8. " Записка".

Необходимо за 3 минуты составить сообщение (послание) так, чтобы все слова начинались с одной буквы. ( 5 очков)

 "Сообщение Сидорову Сергею Степановичу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________"

9. " Найди родственников".

Разделить слова на группы ( по 1 очку за каждую группу слов).

1. Бас, басня, басить, басенный, баснословный, бассейн, басовый.

2. Барс, барский, барсовый, барство, барсук, барствовать, барсучонок.

( Бас, басить, басовый. Басня, басенный, баснословный. Бассейн.

   Барс, барсовый. Барский, барство, барствовать. Барсук, барсучонок)

10. Конкурс " Домашнее задание".

Команды разыгрывают сценки ( 5 очков)

НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ

— Здравствуй!
— Привет!
— Что это ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные! Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вот оно что…
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.
— И - ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая…
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой… Это что же: у нее… волосы, что ли, зеленые;*
— У кого — волосы?
— Да у Тамарки-то.
— Что-о!
— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! 1ам арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
— Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя…
— Да! Стой, стой!
— Ну, что еще?
— Привет передавай.
— КОМУ?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
(А. Шибаев)

11. Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)

Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода....

Сценарий урока русского языка в 1 классе по системе развивающего обучения Занкова

Дидактическое обоснование1. Русский язык, 1 класс, Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва2. Тема урока: различие при письме строчных букв г, п, т.3. Дидактическая цель: создать условия для осознанной коррекции з...

Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)

Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....

Сценарий урока русского языка во 2 классе"В гостях у Имени Существительного"

Урок русского языка во 2 классе, УМК "Школа России"...

сценарий недели русского языка и литертурного чтения в начальной школе

сценарий недели русского языка и литературного чтения в начальной школе...

Сценарий урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над словами-признаками"».

Сценарий урока к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой "Русский язык" (2 класс) с использованием интерактивной доски....