Изложение с прогнозированием содержания текста «Кто хозяин?»
план-конспект урока по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему
Конспект открытого урока по теме "Изложение с прогнозированием содержания текста «Кто хозяин?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_s_prognozirovaniem_teksta_nelin_n.a.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Изложение с прогнозированием содержания текста
«Кто хозяин?».
Цель урока:
личностные: развитие коммуникативности, гуманности, умение понимать и принимать позиции участников коммуникации, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, развитие сотрудничества;
метапредметные: обучение воспроизведению содержания близко к тексту с опорой на план с сохранением словесных находок автора, развитие основных видов речевой деятельности: слушание и чтение (восприятие, понимание смысла); говорение и письмо (создание речи, передача смысла);
регулятивные: развитие мотивации: желание научиться читать, что-то конкретно узнать из текста, понять, о чём в нем говорится, получить удовольствие от чтения, учить смысловой обработке текста: размётка текста, выделение главных мыслей, выделение ключевых и эмоционально-оценочных слов, определение смысла поступков героев, выделение главной мысли, осмысление личностного отношения к событиям, воссоздание содержание текста с опорой на словесную картину (во внутренней речи, словесное воспроизведение).
2.Воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Актуализация опорных знаний. | |||
1.Моделирование урока. Слайд №1 «План занятия» | Учитель знакомит с ходом урока.
| Учащиеся слушают, запоминают. | Коммуникативные (планируем сотрудничество с учителем, сверстниками; определяем цель работы). |
Слайд №2 Число, тема урока | Учитель диктует число, изложение, контролирует записи учеников. | Учащиеся записывают число, изложение, тему | |
2.Постановка проблемы. Прогнозирование содержания текста по его заголовку. Слайд №3 «Кто хозяин?» | - Как вы думаете, о чем этот текст? На экране открыты 3 картинки. Учитель по ходу предположений детей зачеркивает 1 картинку (она не подходит к названию текста) | Дети предлагают свои варианты, опираясь на личный жизненный опыт. Принимаются все варианты. Говорят, какую картинку убрать. | Познавательные (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий). Регулятивные (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно). Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками). Личностные (ценностно-смысловая ориентация учащихся) |
II. Актуализация новых знаний. | |||
1.Прогнозирование текста по его плану. Слайд № 4. «План текста». | - Предлагаю Вам названия частей текста, по его пунктам постарайтесь определить тему и главную мысль каждой части. 1. Мальчики и Жук. 2. Овчарки и Жук. 3. Илья защищает Жука. 4. Хозяин Жука. (учитель показывает названия частей текста в случайном порядке, дети предлагают главные мысли текста) – по группам. | Учитель открывает план по пунктам, дети предлагают главные мысли текста. Работа в группах, обсуждение. | Познавательные (выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение логической цепи рассуждений, свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля). Регулятивные (планирование с учетом конечного результата) |
2. Знакомство с текстом. Слайд №5. | -А сейчас мы узнаем, какой же текст придумал автор. Обратите внимание на особенности речи автора. Какие вы видите (слышите) его словесные находки. Учитель читает текст. | Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай. Из кустов выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку. Он бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал овчарок. Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (83) (По В. Осеевой.) | -Познавательные (смысловое чтение как осмысление цели; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля; установление причинно-следственных связей). Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; |
3.Составление своего примерного плана для пересказа текста. Слайд №7 «Составляем план текста». Слайд «Картинки». | Учитель предлагает ученикам восстановить план согласно прослушанному тексту. Учитель предлагает ребятам выбрать картинку к тексту на основе прослушанного текста | Учащиеся высказываются, один ученик работает с интерактивной доской, расставляя порядковые номера рядом с названиями частей текста. Записывают план в тетрадь Выбирают картинку к тексту, высказываются. | Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем). Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.) |
4. Физминутка. | |||
5.Самостоятельная работа с текстом. Слайд №8 «Работа в группе» | Учитель озвучивают задачу для работы в группах. Дублируется на экране. | Учащиеся работают с текстом согласно предложенному плану:
| Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем). Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.) |
6. Выступление групп. Слайд №9 с текстом. | Учитель задает вопросы группам. | Участники групп по очереди, согласно своему порядковому номеру, выходят и работают с доской и текстом: - Читают свой отрывок. - Называют и подчеркивают опорные слова в своей части. Участники других групп могут задать вопросы выступающим. | Коммуникативные (учебное сотрудничество, умение вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении). Познавательные (умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждения, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов). Регулятивные (оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
7.Пересказ текста. Слайд № 10 | - Всё готово к пересказу текста. Сначала вы работаете в группах, предлагая свой пересказ текста друг другу. | Дети работают в группах, обсуждают | Регулятивные (прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли. |
8. Письменная работа по передаче содержания предлагаемого текста. Слайд № 11 | Учитель предлагаем учащимся закрыть текст и записать текст, опираясь на слова в тетради и картинку на экране. Контроль. | Учащиеся работают письменно. | Регулятивные |
9. Проверка написанного текста. Слайд 12. | Учитель помогает учащимся воспользоваться словарями и справочниками. | Выполняют проверку, используя орфографический словарь, памятки «Русский язык в таблицах и схемах». | Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). Регулятивные (контроль; коррекция; оценка саморегуляция). Личностные |
III. Итог урока. | |||
1. Итог урока. | - Какова была цель урока? Мы ее достигли? - Что вам понравилось на уроке? Что было трудно? - Оцените свою работу на уроке. - Удалось ли передать содержание текста? | Ведут диалог с учителем, соглашаются или не соглашаются с его мнением и мнением других учеников. | Познавательные (Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности) Личностные (жизненное самоопределение, определение социальных и жизненных ценностей, ценностно-смысловая ориентация учащихся, установление учеником связи между целью учебной деятельности и результатом учения,). Регулятивные ( планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата). |
Приложение «Текст для анализа и групповой работы»
Работа в группе
1. Прочитайте текст.
2. Разделите его на части.
3. Вставьте пропущенные буквы.
4. Подчеркните главные слова в каждой части (они выделены)
5. Выпишите опорные слова в тетрадь.
Б..льшой черный бр..дячий пес отзывался на кличку (ж,Ж)ук. У (ж,Ж)ука была б..льная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчас..ным псом. Каждый из них хотел быть х..зяином (ж,Ж)ука. Однажды ос..нью мальчики с с..бакой гуляли по лесу. Вдруг дался ярос..ный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили (ж,Ж)ука. Ваня мгновенно влез на дер..во. Илья схв..тил длинную палку. Он бросился защищ..ть (ж,Ж)ука. Приб..жал мес..ный л..сник и прогнал овчарок. Л..сник поинтересовался х..зяином (ж,Ж)ука. Илья сказал, что это его с..бака. Ваня пром..лчал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые упражнения как средство формирования прогнозирования содержания текста у младших школьников с недоразвитием речи
На сегодняшний день большинство учащихся мало заинтересованы чтением, в результате этого возникают затруднения в процессе обучения: низкая техника чтения, низкая степень осознанности прочитанного и ни...
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс: Знакомство и прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак «Золотая осень»
УМК "Школа России"...
Литературное чтение 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. «Товарищам детям»»
Цели деятельности учителя: знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие интере...
Литературное чтение "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. "Товарищам детям""
Цели деятельности учителя: знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; разв...
Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые "
Учащиеся знакомятся с новым разделом, его содержанием. Учатся определять основные целии и зада ...
Конспект урока литературного чтения. Тема: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"
Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Планируемые результаты: Предметные: познако...