Урок по русскому языку "Заглавная буква всловах"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Стрежнева Марина Викторовна

Данный урок - обобщающий по теме "Заглавная буква в словах". Проводится в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_urok.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»

Урок по русскому языку

Тема: «Заглавная буква в словах»

1 класс

Учитель: Стрежнева М.В.

г. о. Саранск, 2015 год

Ход урока:

Слайд 1.

1. Оргмомент. Рефлексия.

Уч.: Прозвенел звонок. Встали все прямо. (звучит музыка) Сделаем точечный массаж. Садимся на свои места.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Русский язык у нас сейчас!

- Улыбнемся и мы нашему символу - солнышку, улыбнемся друг другу  и нашим гостям. Пусть сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех. Удачи вам!

Слайд 2.

2. Минутка чистописания.

Уч.: Откроем тетради (стих). Запишем число и классная работа (уже записано на доске). При письме обратите внимание на высоту, ширину букв, правильность соединений элементов букв, следите за наклоном (дети пишут).

- Сегодня на уроке дежурными буквами будут: М  Л  П  Т  (учитель пишет на доске).

- Посмотрите внимательно и скажите, что общего между ними? (ответы детей)

- Напишите очень красиво одну строчку букв (дети пишут).

- Обведите в кружочек ту букву, какая у вас лучше всего получилась, по-вашему (спросить о буквах).

Слайд 3.

3. Актуализация знаний.

Уч.: Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв – подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти сама не хотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высоко роста.

- Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш сегодняшний урок русского языка? (ответы детей)

- Да, верно, мы будем повторять и закреплять правила написания слов с заглавной буквы.

Слайд 4.

4. Закрепление изученных знаний.

Уч.: Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла в одной школе. На уроке русского языка учительница попросила ребят записать слово «СЕРЕЖКА». Ира записала его так - «сережка», а Ваня вот так – «Сережка». Как вы думаете, кто из ребят прав: Ира или Ваня? (ответы детей, при которых оцениваются варианты других ребят)

- Оказывается правы оба ученика. Когда мы напишем слово «СЕРЕЖКА» с заглавной буквы? (когда имя мальчика) А когда со строчной буквы? (когда речь идет о предмете)

- Составьте предложения, когда слово «СЕРЕЖКА» напишем с заглавной буквы, и когда напишем со строчной (ответы детей).

- А теперь мальчики запишут предложение, когда это слово обозначает имя мальчика, а девочки, когда оно обозначает предмет (записывают предложение).

- Скажите, какие слова вы написали с заглавной буквы в своих предложениях? (ответы)

- Сделаем вывод: начало предложений и имена людей пишутся с заглавной буквы.  

Слайд 5.

Уч.: Следующее задание выполним по группам. Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Каждая группа выбирает себе букву (листочки) и за одну минуту вспомнит, как можно больше имен, которые начинаются на эту букву. Не забывайте о правилах работы в группах: обсуждаем тихо, совместно, выбираем человека, кто будет отвечать. Итак, время прошло.

- Проверим, что у вас получилось. Оцените работу своих групп.

- Сделаем вывод: как пишутся имена людей? (ответы детей)

Слайд 6.

Уч.: У человека кроме имени, есть еще и отчество и фамилия. А как будут писаться эти слова? (ответы детей)

- Напоминаю вам, что меня зовут Стрежнева Марина Викторовна. А как вас? (ответы детей)

- Когда вас так будут звать? (ответы детей)

- Запишите в тетрадь ваше имя, отчество и фамилию (запись в тетрадь).

- Какое из слов было трудно записать? (ответы детей)

- Сделаем вывод: как же пишутся имена, отчества и фамилия людей? (ответы детей)

5. Разминка для пальчиков.

Уч.: Давайте сделаем разминку для пальчиков (вместе с учителем разминают пальчики).

6. Закрепление изученных знаний.

Уч.: Ребята, кто такой друг? (ответы детей)

- Кого мы называем другом? (ответы детей)

- А для вас, ребята, кто является другом? (ответы детей)

- Некоторые из вас назвали друзьями животных. А почему? (ответы детей)

- А есть ли имена у животных? (ответы детей) Как они называются? (клички)

- У многих из вас есть друзья – домашние животные. Как их зовут, скажите (ответы детей).

- Предлагаю поработать с тренажером. Вставьте нужную букву (работа с тренажером на ПК)

- Сделаем вывод: как же пишутся клички животных? (ответы детей)

- А у нас сегодня есть еще один гость. Вот он (мишка)! Он теперь будет нашим одноклассником. Но у него нет клички. Помогите мне придумать ему кличку. (ответы детей). Итак, нашего мишку будут звать … А с какой буквы мы будем писать его кличку? (ответы детей)

- Теперь мишка – наш одноклассник и предлагает нам немного отдохнуть. Он так любит танцевать.

7. Физминутка.

Уч.: Отдохнем немного с мишкой и со смайликом (презентация).

Слайд 7.

8. Закрепление изученных знаний.

Уч.: Продолжим работу. Посмотрите на фотографию на слайде. Что это за место? (ответы детей)

- А где оно находится? (ответы детей)

- Что такое Москва? (ответы детей)

Слайд 8.

Уч.: А кто узнал это место? (ответы детей)

- Где находится оно? (ответы детей)

- А что такое Саранск? (ответы детей)

- Саранск – наш родной город, потому что мы в нем родились. Вот уже несколько раз подряд Саранск признан самым чистым и благоустроенным городом. Мы должны гордиться этим и беречь наш родной город.

- Москва – это столица России, а Саранск? (ответы детей) Да, Саранск – столица Республики Мордовия. Слова, которые мы сейчас называли: Саранск, Москва, Россия, Мордовия – что это такое? (ответы детей)

- Ребята, а как мы их будем писать? (ответы детей)

- А в каких ситуациях нам пригодится их писать? (ответы детей)    

- Да, каждый человек имеет свой адрес, по которому проживает. Вы знаете свой полный адрес? (ответы детей)

- Теперь наш новый друг и одноклассник Мишка будет жить здесь в классе. Давайте поможем ему написать его полный адрес (дети пишут в тетради).

Слайд 9.

Уч.: Россия, Республика Мордовия, г. о. Саранск, улица Серадзская, д. 26 А, каб. № 26.

- Сделаем вывод: как же пишутся все географические названия? (ответы детей)

- Теперь Мишка имеет место прописке, и я вручаю ему документ по прописке (вручается документ). Мишка может получать письма и сам их писать.

- А мы будем с ним дружить, помогать ему во всем и заботиться о нем.

Слайд 10.

Уч.: Наш урок подходит к концу. Какую тему мы сегодня повторяли? (ответы детей)  

Послушаем стихотворение:

Ставится буква

У строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Большая буква - совсем не пустяк,

В букве большой – уважения знак.

- Сделаем вывод: какие же слова пишутся с заглавной буквы?(ответы детей)

- Все эти слова, ребята, называются именами собственными, о которых мы будем еще говорить на уроках русского языка.

9. Самооценка.

Уч.: А теперь нам надо оценить свою работу. Поработаем с пультами (регистрация, выбор ответа и результаты)

-Не забудьте отметить ваш смайлик в еженедельниках.

- Я тоже довольна вашей работой на уроке. Каждый сегодня получает медальку.

10. Домашнее задание.

Уч.: Дома я предлагаю вам подготовить рассказ о себе, используя имена собственные. А помогут вам в этом вопросы, которые записаны на листочках.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Буквы "В" и "Д""

данное занятие предназначено для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. цель данного занятия: профилактика и коррекция оптической дисграфии. задачи: 1)учить детей давать характеристику звука...

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Конспект урока по русскому язык "Буква безударного гласного в корне слова."

Цель урока: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку"Буквы Мм, Нн"

Данный материал для учителей начальных классов...

Конспект урока по русскому языку "Буква Ё" + самоанализы

Конспект урока по русскому языку "Буква Ё"...

Конспект урока по русскому языку. Буквы Й, Ь при переносе слов

Конспект урока по русскому языку. Буквы Й, Ь при переносе слов...

Урок по русскому языку. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных.

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа" Тема: " Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных"...