Урок русского языка по теме "Род имён существительных"
методическая разработка (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе, связанный с темой Блокады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_izmenyonnyy.docx | 28.95 КБ |
russkiy_yazyk_-_kopiya.ppt | 869 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина Мария Александровна
ГБОУ школа №413
Петродворцового района города Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
урок русского языка по теме: «Род имён существительных»
Урок русского языка в 3 классе
УМК «Школа России»
Тема: «Род имён существительных»
Цель: закрепить умение определять род имён существительных.
Задачи:
Образовательные:
1. Повторить признаки имён существительных.
2. Формировать умение определять род имён существительных.
3. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
Развивающие:
1. Развивать речь учащихся.
2. Развивать умение анализировать свою деятельность на уроке.
3. Развивать внимание, память учащихся.
Воспитательные:
1. Прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине.
2. Воспитывать у детей чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.
Оборудование: презентация, карточки личных достижений (на каждого ученика), толковый словарь, конверты со словами пословицы (1 конверт на парту), карточки М.Р., Ж.Р., СР.Р. (на каждого ученика).
Распечатки для урока:
Карточка личных достижений
Я хотел бы достичь | У меня получилось | |
Работать старательно и активно | ||
Выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок | ||
Узнать что – то новое | ||
Порадоваться за товарища | ||
Получить похвалу учителя |
Карточки на каждого ученика
М.Р. | Ж.Р. | СР.Р. |
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Проверьте готовность к уроку – у вас на партах должны быть: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Садитесь на свои места.
- Прежде чем начать урок, возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+» чего бы вы хотели достичь на уроке.
Я хотел бы достичь д | У меня получилось | |
Работать старательно и активно | ||
Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок | ||
Узнать что – то новое | ||
Порадоваться за товарища | ||
Получить похвалу учителя |
- Какую дату отмечал вчера (27 января) наш город? (День полного снятия Блокады Ленинграда).
- Что вы узнали о блокаде Ленинграда?
2. Словарная работа.
- А знаете ли вы, что слово «блокада» - словарное. И его написание нам обязательно нужно запомнить, тем более, что это слово очень важное в истории нашего города.
- Запишите его в тетрадь. Подчеркните букву «о», поставьте в слове ударение.
- А что такое блокада?
Где можно посмотреть определение слов? (В толковом словаре). Посмотрим понятие слова «Блокада» (1 ученик читает понятие). Блокада – это окружение города со всех сторон. Запишем в тетрадь.
2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
- К какой части речи относится слово «Блокада»? (Имя существительное).
- Что вы можете сказать об этом имени существительном? (Обозначает событие, отвечает на вопрос «что», в ж.р.)
- Как определить род имени существительного? (Заменить местоимениями – он, она, оно).
- Сегодня мы повторим род имён существительных.
- Как определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе? (Надо поставить имя существительное в единственное число в начальной форме).
Как ещё определить род имён существительных мы узнаем, выполнив следующее задание.
4. Работа по теме урока.
- Прочитайте слова, записанные на доске. (Сначала дети читают молча, затем один ученик вслух).
Снег, солнце, зима, утро, урок, война, озеро, мир, книга, земля, герой.
- Что общего у этих слов? (Это имена существительные, в единственном числе, нарицательные).
- Какое задание можно выполнить с этими словами? (исходя из темы урока)
- Разделите эти слова на группы. Для этого в тетради мысленно определите 3 столбика. Выполните задание самостоятельно. (Затем 3 ученика к доске – на каждый столбик).
ж.р. | м.р. | ср.р. |
зима | снег | солнце |
книга | урок | утро |
война | мир | озеро |
земля | герой |
- Поднимите руки, у кого также как на доске? Кто не согласен?
- Обратите внимание на окончания этих имён существительных (по родам). Какой вывод можно сделать? Чтобы определить род имени существительного можно также посмотреть на окончание.
ФИЗМИНУТКА
- Найдите среди этих слов два слова – антонима. (Война – мир)
Возьмите конвертики, которые лежат у вас на парте. Выполним задание в паре. Вам нужно открыть конверт и из слов составить предложение. (Мир строит, а война разрушает.)
- Прочитайте, что получилось. Как можно назвать? (Пословица).
- Запишите пословицу в тетрадь. Как запишем? (Первое слово с большой буквы, в конце точка, перед союзом «а» запятая). Пока вы записывайте пословицу в тетрадь, подумайте о её смысле.
- Как вы понимаете пословицу?
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию.
(2 ученика читают стихотворение:
За залпом залп, гремит салют!
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут…
Ни успокаивать пока,
Не утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!)
- Давайте подумаем, какие имена существительные подойдут к этой иллюстрации? (Мир, салют, небо, радость, счастье, слёзы, победа…).
- Запишите некоторые слова в тетрадь. Над словами укажите род.
- Попробуйте с помощью этих слов составить небольшой рассказ по картине. (1–2 ученика рассказывают)
5. Закрепление изученного материала.
- Проверим род имён существительных, которые мы подобрали к иллюстрации. Для этого возьмите карточки (м.р., ж.р., ср.р.). Я буду называть слова, а вы поднимайте вверх необходимую карточку.
Мир, салют, небо, радость, счастье, слёзы, победа.
- Как определили род слова «слёзы»? (Необходимо поставить слово в ед.ч. – слеза. Слеза – ж.р.)
- Как определить род имён существительных?
6. Рефлексия. Итог урока.
- Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+» то, что у вас получилось достичь на уроке.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие чувства испытали на уроке?
- Наш урок подошёл к концу. И давайте завершим его стихотворением, которое называется «Мир во всём мире». (Ученик читает стихотворение).
Мир во всем мире – мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду.
Любовь и доверье – это по мне,
И мир бесконечный – всей Земле!
- Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: Род имён существительных.
Урок-путешествие в Страну знаний. На уроке открывают новое знание, учатся работать в сотрудничестве с другими в группах....
Урок русского языка. Тема "Род имён существительных"
На уроке дети познакомятся с приёмами определения рода у имён существительных....
Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"
На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....
Урок русского языка. Определение склонения имён существительных, стоящих в косвенных падежах
Урок разработан по теме склонение, есть презентация на урок...
Урок русского языка "1 склонение имён существительных"
Материал урока основан на сведениях о культуре Древней Руси....
Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"
Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....
Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"
Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....