Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | 1. Вступительное слово учителя. Психологический настрой. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты тихо сели На меня все посмотрели. - Ребята, мысленно подарите добрые слова друг другу. Поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом и в конце урока дали оценку своей работе. Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка.
2. Работа со скороговоркой. - Прочитайте предложение с доски: (СЛАЙД 1, шторка вниз) Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Что это? - Проговорите скороговорку друг другу (в паре).
- Являются ли слова скороговорки родственными? Кто думает по-другому?
|
Слушают и приветствуют учителя.
Скороговорка. Читают скороговорку с доски, а затем проговаривают друг другу. Выслушиваются ответы детей. |
II. Актуализация знаний | 1. Минутка красивого письма. - И, как всегда, начинаем с минутки чистописания. Догадайтесь, какие слова написаны на доске. Прочитайте (СЛАЙД 1, шторка вниз) : Д … ска, зву … , пе(р, рр)…он, стр … ла, А(н, нн) … а, в … юга.
- Что общего у этих слов?
- Писать мы будем сегодня те буквы, которых не хватает в этих словах. Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания. (СЛАЙД 1, шторка вниз) - Запишите буквы каллиграфически правильно.
- Соберите из данных букв слово, начиная с буквы К. (СЛАЙД 1, шторка вниз) - Напишите слово «корень» без отрыва три раза.
|
Читают слова
Слова-предметы, отвечают на вопрос что?, неодушевлённые.
(к, р, н, е, о, ь) Записывают буквы
Корень
Записывают слово |
III. Постановка целей и задач урока. | 1. Сказка о корнях. - Здравствуй, я - корень, а ты кто? (СЛАЙД 2, клик) - А я тоже корень. (СЛАЙД 2, клик) - Я в земле живу, а ты где живёшь? - А я живу в словах. - Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: (СЛАЙД 2, клик) от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? - Не хвастайся, от меня и от других корней тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов…(СЛАЙД 2, клик)
2. Целеполагание («Корень предсказаний»). - Ребята, а что это за корень, от которого растут слова? Слышали ли вы о таком?
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое КОРЕНЬ СЛОВА. А также будем упражняться в подборе родственных слов. |
Слушают сказку
Выслушиваются ответы детей
|
IV. «Открытие» новых знаний. | 1. Исследование слов. - Ребята, что помогло вам вчера догадаться, что слова [рыбак] и [рыбный,] образованы от слова [рыба], а [л,исн,ик] – от слова [л,эс]?
- Проверьте, нет ли в словах РЫБАК, РЫБНЫЙ И РЫБА какой-нибудь одинаковой, общей для всех них части, которая состоит из одних и тех же звуков. (СЛАЙД 3, шторка вправо, проверка – «рука») - На что указывает эта часть в словах РЫБАК и РЫБНЫЙ?
- Нет ли такой же общей части в словах ЛЕСНИК и ЛЕС? - Какая часть в слове [л,исн,ик] указывает на то, что оно образовано от слова [л,эс]? (СЛАЙД 3, шторка вправо, проверка – «рука») - Почему же в этой части гласный звук [и], а не [э]?
- Ребята, а можете ли вы теперь мне сказать, как называется часть слова, которая указывает на то, от какого слова образованы родственные слова?
- Для проверки ваших предположений давайте обратимся к учебнику.
2. Чтение вывода в учебнике (стр. 58). - Всё ли вам понятно в определении? - Проверим это с помощью вопросов. А заодно и составим с вами памятку.
3. Ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. (СЛАЙДЫ 4, 5) Как называется общая значимая часть родственных слов? В какой части родственных слов находится общая часть или корень? Из чего состоит общая часть или корень?
На что указывает общая часть родственных слов?
Как выделяется в слове корень? Что можно сказать о лексическом значении общей части в родственных словах?
Дай объяснение, почему слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ не являются родственными? Предположите, может ли быть слово, в котором нет корня?
(В ходе ответов на вопросы учащиеся составляют кластер на тему «Корень слова») |
То, что при объяснении слов РЫБАК и РЫБНЫЙ использовалось слово РЫБА Записывают слова звуками одно под другим
На то, что они образованы от слова РЫБА Есть
ЛИС Потому что он в слабой позиции Выслушиваются ответы детей
Читают правило Выслушиваются ответы детей
Корень В основе Из одних и тех же или чередующихся звуков От какого слова образованы все родственные слова Дугой Оно одинаково
Потому что значение общей части не одинаково Нет, корень – это обязательная часть слова! |
Физкультминутка | Мы шагаем и шагаем, Страну знаний покоряем, Нам вышагивать не лень Шаг за шагом каждый день.
Игра «Буратино» Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз. - «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
- «Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.
- «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.
- Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
- Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемо квадрата.
| Выполняют соответствующие движения |
V. Первичное закрепление
| 1. Определение родственных слов. - Какие родственные слова вы услышали в стихотворении? - Какое слово будет участвовать при объяснении родственных слов? - Какие из слов будут являться проверочными для ОСП гласной в корне слова? Почему?
2. Работа с учебником. Упр. 281 (стр. 64).
- Трудно ли было тебе выполнять задание? - Где возникли проблемы? - Какие знания тебе помогли справиться с заданием? - Какое задание было выполнять легче?
- Оцените свою работу на шкале оценивания. |
Шагаем, шаг, вышагивать Шаг Шаг, вышагивать
Один ученик - у доски, остальные в своих тетрадях выполняют задания упражнения.
Выслушиваются ответы ученика
|
VI. Самостоятельная работа
| 1. Работа по карточкам. (3 уровня сложности) I уровень: В каждой группе слов найди «лишнее», и в остальных словах выдели корень: Нос, носище, носовой, носить, носик. Боль, больной, болеет, больница, больше. Гора, горка, горевать, горный, горняк.
II уровень: В каждой группе слов найди «лишнее», выдели корень и вставь пропущенные буквы: Нос, н…сище, н…совой, н…сить, н…сик. Боль, б…льной, б…леет, б…льница, больше. Г…ра, горка, г…ревать, горный, г…рняк.
III уровень: В каждой группе слов найди «лишнее», выдели корень и допиши родственное слово, отвечающее на данный вопрос: Нос, носище, (какой?)____________, н…сить, (что?) _________. Боль, (какой?) _________, (что делает?)_________, больница, больше. Гора, горка, горевать, (какой?)__________, горняк.
2. Проверка по эталону. (СЛАЙД 6) - Кто справился с заданием без ошибок? |
Ученики по желанию выбирают карточку определённого цвета, обозначающего уровень сложности и выполняют задание |
VII. Подведение итогов.
| 1. Определение второго признака родственных слов. - Помните, я говорила вам, что мы ещё вернёмся к скороговорке? Давайте это сделаем. (СЛАЙД 1) - По какому признаку вы определили, что слова ХОХОТУШКИ, ХОХОТОМ, ХОХОТАЛИ родственные? - Можете ли вы выделить в этих словах корень? - Какие же два признака должны быть у родственных слов?
2. Синквейн. - Ребята, кто назовёт тему сегодняшнего урока? - Давайте составим синквейн: (СЛАЙД 7) 1 строка: 1 слово – заголовок (Кто? Что?) 2 строка: 2 слова – описание (Какой? Какая? Какое?) 3 строка: 3 слова – действия (Что делает?)
4 строка: 4 слова – чувство (фраза)
5 строка: 1 слово – вывод, итог (синоним названия) |
Читают скороговорку.
Близки по значению Да - ХОХОТ Образованы от одного и того же слова, есть общая часть - корень
Корень слова
Корень Главный, важный Рождает, образует, указывает Это обязательная часть слова! Родитель |
VIII. Рефлексия | 1. Дерево настроения - Ребята, в результате нашего труда на уроке, из корня выросло вот такое дерево. (СЛАЙД 8) - Предлагаю вам «украсить» его, показав своё настроение от урока. |
Выходят к доске и «украшают» дерево |
VIIII. Домашнее задание | Упр. 282 (стр. 65) |
|