Урок русского языка, "Корень слова", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Коспект урока русского языка во 2 классе по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова по теме "Корень слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya.docx31.41 КБ
Binary Data urok_koren.notebook1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: «Русский язык»                                                                                                                                              2 апреля 2015 г.

УМК: сиситема РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Класс: 2

Тема: Корень слова (Урок 130)

Цель: - дать понятие о корне как общей части основ родственных слов.

Задачи: - закрепить знания учащихся о родственных словах как словах, связанных словообразовательными отношениями;

                - упражняться в подборе родственных слов;

     - сконструировать способ выделения в слове корня;

     - развивать орфографическую зоркость у учащихся, внимание, мышление, память;

     - обогащать словарный запас и развивать речь учащихся;

     - дать детям положительный опыт общения. 

Формировать УУД: регулятивные УУД: развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу; развитие

                  психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания; развитие познавательных умений;

                  личностные УУД: воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности; коммуникативные:

                  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников,

                  способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1. Вступительное слово учителя. Психологический настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

На меня все посмотрели.

- Ребята, мысленно подарите добрые слова друг другу. Поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом и в конце урока дали оценку своей работе. Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка.

2. Работа со скороговоркой.

- Прочитайте предложение с доски: (СЛАЙД 1, шторка вниз)

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

- Что это?

- Проговорите скороговорку друг другу (в паре).

- Являются ли слова скороговорки родственными?  Кто думает по-другому?

Слушают и приветствуют учителя.

Скороговорка.

Читают скороговорку с доски, а затем проговаривают друг другу.

Выслушиваются ответы детей.

II. Актуализация знаний

1. Минутка красивого письма.

- И, как всегда, начинаем с минутки чистописания. Догадайтесь, какие слова написаны на доске. Прочитайте (СЛАЙД 1, шторка вниз) :

Д … ска, зву … , пе(р, рр)…он, стр … ла, А(н, нн) … а, в … юга.

- Что общего у этих слов?

- Писать мы будем сегодня те буквы, которых не хватает в этих словах. Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания. (СЛАЙД 1, шторка вниз)

- Запишите буквы каллиграфически правильно.

- Соберите из данных букв слово, начиная с буквы К. (СЛАЙД 1, шторка вниз)

- Напишите слово «корень» без отрыва три раза.

Читают слова

Слова-предметы, отвечают на вопрос что?, неодушевлённые.

(к, р, н, е, о, ь)

Записывают буквы

Корень

Записывают слово

III. Постановка целей и задач урока.

1. Сказка о корнях.

- Здравствуй, я - корень, а ты кто? (СЛАЙД 2, клик)

- А я тоже корень. (СЛАЙД 2, клик)

- Я в земле живу, а ты где живёшь?

- А я живу в словах.

- Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: (СЛАЙД 2, клик) от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся, от меня и от других корней тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов…(СЛАЙД 2, клик)

2. Целеполагание («Корень предсказаний»).

- Ребята, а что это за корень, от которого растут слова? Слышали ли вы о таком?

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое КОРЕНЬ СЛОВА. А также будем упражняться в подборе родственных слов.

Слушают сказку

Выслушиваются ответы детей

IV. «Открытие» новых знаний.

1. Исследование слов.

- Ребята, что помогло вам вчера догадаться, что слова [рыбак] и [рыбный,] образованы от слова [рыба], а ,исн,ик] – от слова ,эс]?

- Проверьте, нет ли в словах РЫБАК, РЫБНЫЙ И РЫБА какой-нибудь одинаковой, общей для всех них части, которая состоит из одних и тех же звуков. (СЛАЙД 3, шторка вправо, проверка – «рука»)

- На что указывает эта часть в словах РЫБАК и РЫБНЫЙ?

- Нет ли такой же общей части в словах ЛЕСНИК и ЛЕС?

- Какая часть в слове [л,исн,ик] указывает на то, что оно образовано от слова [л,эс]?  (СЛАЙД 3, шторка вправо, проверка – «рука»)

- Почему же в этой части гласный звук ], а не ]?

- Ребята, а можете ли вы теперь мне сказать, как называется часть слова, которая указывает на то, от какого слова образованы родственные слова?

- Для проверки ваших предположений давайте обратимся к учебнику.

2. Чтение вывода в учебнике (стр. 58).

- Всё ли вам понятно в определении?

- Проверим это с помощью вопросов. А заодно и составим с вами памятку.

3. Ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. (СЛАЙДЫ 4, 5)

Как называется общая значимая часть родственных слов?

В какой части родственных слов находится общая часть или корень?

Из чего состоит общая часть или корень?

На что указывает общая часть родственных слов?

Как выделяется в слове корень?

Что можно сказать о лексическом значении общей части в родственных словах?

Дай объяснение, почему слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ не являются родственными?

Предположите, может ли быть слово, в котором нет корня? 

(В ходе ответов на вопросы учащиеся составляют

кластер на тему «Корень слова»)

То, что при объяснении слов РЫБАК и РЫБНЫЙ использовалось слово РЫБА

Записывают слова звуками одно под другим

На то, что они образованы от слова РЫБА

Есть

ЛИС

Потому что он в слабой позиции

Выслушиваются ответы детей

Читают правило

Выслушиваются ответы детей

Корень

В основе

Из одних и тех же или чередующихся звуков

От какого слова образованы все родственные слова

Дугой

Оно одинаково

Потому что значение общей части не одинаково

Нет, корень – это обязательная часть слова!

Физкультминутка

Мы шагаем и шагаем,

Страну знаний покоряем,

Нам вышагивать не лень

Шаг за шагом каждый день.

Игра «Буратино»

           Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

  • «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
  • «Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.
  • «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.
  • Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
  • Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемо квадрата.

Выполняют соответствующие движения

V. Первичное закрепление

1. Определение родственных слов.  

- Какие родственные слова вы услышали в стихотворении?

- Какое слово будет участвовать при объяснении родственных слов?

- Какие из слов будут являться проверочными для ОСП гласной в корне слова? Почему?

2.   Работа с учебником. Упр. 281 (стр. 64).

- Трудно ли было тебе выполнять задание?

- Где возникли проблемы?

- Какие знания тебе помогли справиться с заданием?

- Какое задание было выполнять легче?

- Оцените свою работу на шкале оценивания.

Шагаем, шаг, вышагивать

Шаг

Шаг, вышагивать

Один ученик - у доски, остальные в своих тетрадях выполняют задания упражнения.

Выслушиваются ответы ученика

VI. Самостоятельная работа

1. Работа по карточкам. (3 уровня сложности)

I уровень: В каждой группе слов найди «лишнее», и в остальных словах выдели корень:

Нос, носище, носовой, носить, носик.

Боль, больной, болеет, больница, больше.

Гора, горка, горевать, горный, горняк.

II уровень: В каждой группе слов найди «лишнее», выдели корень и вставь пропущенные буквы:

Нос, н…сище, н…совой, н…сить, н…сик.

Боль, б…льной, б…леет, б…льница, больше.

Г…ра, горка, г…ревать, горный, г…рняк.

III уровень: В каждой группе слов найди «лишнее», выдели корень и допиши родственное слово, отвечающее на данный вопрос:

Нос, носище, (какой?)____________, н…сить, (что?) _________.

Боль, (какой?) _________, (что делает?)_________, больница, больше.

Гора, горка, горевать, (какой?)__________, горняк.

2. Проверка по эталону. (СЛАЙД 6)

- Кто справился с заданием без ошибок?

Ученики по желанию выбирают карточку определённого цвета, обозначающего уровень сложности и выполняют задание

VII. Подведение итогов.

1.  Определение второго признака родственных слов.

- Помните, я говорила вам, что мы ещё вернёмся к скороговорке? Давайте это сделаем. (СЛАЙД 1)

- По какому признаку вы определили, что слова ХОХОТУШКИ, ХОХОТОМ, ХОХОТАЛИ родственные?

- Можете ли вы выделить в этих словах корень?

- Какие же два признака должны быть у родственных слов?

2. Синквейн.

- Ребята, кто назовёт тему сегодняшнего урока?

- Давайте составим синквейн: (СЛАЙД 7)

1 строка: 1 слово – заголовок (Кто? Что?)

2 строка: 2 слова – описание (Какой? Какая? Какое?)

3 строка: 3 слова – действия (Что делает?)

4 строка: 4 слова – чувство (фраза)

5 строка: 1 слово – вывод, итог (синоним названия)

Читают скороговорку.

Близки по значению

Да - ХОХОТ

Образованы от одного и того же слова, есть общая часть - корень

Корень слова

Корень

Главный, важный

Рождает, образует, указывает

Это обязательная часть слова!

Родитель

VIII. Рефлексия

1. Дерево настроения

- Ребята, в результате нашего труда на уроке, из корня выросло вот такое дерево. (СЛАЙД 8)

- Предлагаю вам «украсить» его, показав своё настроение от урока.

Выходят к доске и «украшают» дерево

VIIII. Домашнее задание

Упр. 282 (стр. 65)

На свете много стран больших,

И много малых есть.

И для народностей любых

Язык свой - это честь.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что я на русском говорю

Уж целых восемь лет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс

Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...

Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».

Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...

Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" ( 2 класс)

Урок создан в соответствии с ФГОС. Применяется технология проблемного ообучения с использованием ИКТ...

Урок русского языка "Корень. Однокоренные слова"

Урок русского языка "Корень. Однокоренные слова"...