Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" ( 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок создан в соответствии с ФГОС. Применяется технология проблемного ообучения с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok2_russkiy.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2 «В»

Дата проведения

14.11.2014

Ф.И.О. учителя

Оленина Елена Витольдовна

Базовый учебник

Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.  Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. – М.: АСТ, Астрель, 2012г.

Тема урока

Корень слова. Однокоренные слова

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Способствовать развитию умению видеть в слове корень и уметь определять группы слов с одинаковыми корнями

Задачи урока

Образовательные:

  • Рассмотреть новое лингвистическое понятие – корень слова
  • Научиться определять корень слова.
  • Научиться находить однокоренные слова

Развивающие:

  • Способствовать развитию  универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению.
  • Способствовать формированию  умений работать в группе.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление применять знание на практике;
  • Прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в паре и группе;
  • Способствовать повышению  уровня познавательного интереса к предмету, любви к математике.

Планируемые результаты

       Предметные:

Учащиеся

  •  знают морфему – корень слова;
  •  умеют выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова;
  • умеют использовать знание таблицы сложения однозначных чисел;
  • умею различать омонимичные корни по значению.

      Метапредметные:

регулятивные 

  • учатся понимать цель выполняемых действий;
  • получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • высказывают свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • планируют собственную деятельность.

   познавательные 

  • извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • наблюдают и делают  самостоятельные  выводы;
  • получат возможность использовать  информацию справочного бюро;

коммуникативные  

  • формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.

  Личностные:

  •   имеют адекватное представление  об учении и поведении в процессе учебной деятельности;
  • осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт

Технологии

Технология проблемного обучения,

технология личностно – ориентированного обучения,
с применением ИКТ – технологии

Формы и методы

Проблемный вопрос,  самостоятельная работа, эвристическая  беседа, фронтальный опрос,  индивидуальная работа, самопроверка, взаимопроверка

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Парная, индивидуальная, групповая.

Самостоятельно выходят на тему, цель и задачи урока; решают предложенные задания, работают с учебником, отвечают на вопросы,  работают с электронным тренажером, ,  оценивают себя и друг друга, рефлексируют.

Виды используемых ЭОР

Презентация, компьютерная физминутка, электронный тренажер

Материалы и оборудование

Учебник, карточки со словами, лист самооценки, смайлики настроения, экран с проектором, ноутбуки на столах учащихся

Ход урока

Этап урока

ЭОР

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

УУД

Орг. момент (1-2 мин.)

Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовить к восприятию учебного материала.

Учитель приветствует ребят, отмечает отсутствующих.

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

  • формирование адекватного представления  об учении и поведении в процессе учебной деятельности.

Регулятивные:

  • умение организовать рабочее место, включиться в процесс.

Мотивация(1 мин.)

Найди для головы полезное занятье!

Чтоб от безделья не зевать,

Полезно голову ломать!

-  Как вы понимаете выражение “ломать голову”?

- Я предлагаю вам проверить свои математические способности, проявить всю смекалку, рассудительность.

 - Хозяин на уроке – учебник, его помощники: тетрадь, ручка, ноутбук

Учащиеся  размышляют над значением фразеологизма

Учащиеся записывают в тетрадях число, наименование работы

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое высказывание

Регулятивные:

  • осуществление волевой саморегуляции

Минутка чистописания

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись.  Как можно назвать такое изречение?

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

Учащиеся определяют , что фраза- пословица, объясняют смысл, отрабатывают каллиграфическое письмо

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое высказывание

Регулятивные:

осуществление волевой

Актуализация знаний

и фиксации затруднений в деятельности.

 (5-6 минут)

 Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- Откройте электронные словари и найдите значение слова «корень»

Учитель резюмирует ответы детей, открывает слайд , на котором перечислены все значения слова «корень» .

-Как вы думаете, а где ещё можно найти корень?

Работа на ноутбуках

Учащиеся отгадывают, ищут значение слова в электронном словаре.

Учащиеся предполагают версии, что речь пойдет о корне в словах (ведь в словаре они нашли)

Предметные:

  • учащиесязнают значение слова «корень», видят его многозначность;

связывают слово «корень» с термином.

Познавательные:

  • умение  работать с информацией, представленной в устной и письменной формах.

 Регулятивные:

  • осуществление волевой  саморегуляции;
  • осуществление самоконтроля и коррекции знаний.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое высказывание

Целеполагание Постановка учебной задачи

(4-5 минут)

- Какой  будет тема урока?   - Чему  будем учиться?

 

Дети предполагают, что речь пойдет о корне в слове.

Регулятивные:

  • учащиеся получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • прогнозирование результатов деятельности исходя из целей.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое  и диалогическое высказывание.

Изучение нового материала. Осмысление.

 (7-8 минут)

«Открытие» детьми нового знания. Эвристическая беседа, работа с учебником

- Обозначим проблемные вопросы

Учитель раздаёт карточки с перечнем проблемных вопросов, на которые нужно ответить:

1) Что такое корень?  

2) Какова роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Что мы называем однокоренными  словами .  

5) Как определить однокоренные слова ? 

Высказывают свои сомнения по поводу нерешенных примеров

Изучают информацию в учебнике на стр. 80

Предметные:

  • формирование знаний о корне и однокоренных словах;
  • формирование умения работать с новой информацией о корнях.

Познавательные:

  • работа с информацией, представленной в письменном виде.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое  и диалогическое высказывание.

Регулятивные:

  • осуществление волевой  саморегуляции

Осознание и осмысление нового материала.      Первичное закрепление (4-5 мин.)

Индивидуальная работа. Работа в парах

На карточках написаны слова. Один комплект карточек на каждый стол.

- Распределите слова по группам, сверьте ответы в парах

Зима, воз, зимушка, сад, повозка, садовник, зимний, пересадить, зимовать, увозить, посадка , паровоз.

- По какому принципу объединены слова  в группах?

-Сверьте свои ответы с тем, как распределены слова в презентации

Учащиеся работают с карточками в паре, распределяя слова по группам, сверяют свои ответы с презентацией на ноутбуке

Предметные:

  • умение использовать полученные знания об однокоренных словах на практике.

Познавательные:

  • структурирование знаний.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать диалог с партнером, работать в паре.

Регулятивные:

  •   самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, умение выбирать и систематизировать материал

Личностные: 

  • воспитание ответственности  за свои действия

Коммуникативные:

  • умение выстраивать диалогическое высказывание.

5. (2-3минуты)

Физминутка

Учитель включает презентацию физкультминутки и предлагает сделать упражнения

Учащиеся смотрят презентацию, делают упражнения

6. Осознание и осмысление нового материала.      Первичное закрепление (продолжение)

(5 - 6  минут)

Коллективная работа

- Выполните упражнение № 6 стр.81( предлагается прочесть песенку Водяного и определить, все ли слова с корнем –вод- являются однокоренными)

- Как определить: родственные слова или нет?

Учащиеся обсуждают варианты ответа, сверяют правильный ответ с кадром презентации.

Учащиеся разрабатывают алгоритм определения однокоренных слов

Познавательные:

  • использование алгоритма по определению однокоренных слов.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое  и диалогическое высказывание,
  • умение работать в группе        

Регулятивные:

  • осознание цели выполняемых действий;

планирование собственной вычислительной деятельности.

  • сознание ответственности за выполняемые действия;
  • осуществление самоконтроля и саморегуляции.

7.   Осмысление.   Включение нового                  знания  в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

Самостоятельная работа

Учитель предлагает выписать из текста однокоренные слова

«Мы шли с лесником по мелколесью. Кое-где во мху попадались маленькие, круглые оконца-колодцы. Вода в них кажется неподвижной. Но из глубины оконца всё время поднимается живая струя, и в ней вертятся сухие листочки брусники и жёлтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого колодца и напились воды.

- Родник! – сказал лесник и смущённо усмехнулся. – Я большой любитель разбирать слова. Бывает же такое, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя.

- А какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.

- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку-землю, через всю нашу родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. И все слова как бы родня между собой. Как бы родня! – повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка»

Учитель проходит по рядам, контролирует и корректирует работу учащихся

Учащиеся выписывают из текста однокоренные слова: родник, родит, родина, народ, родня

Познавательные:

  • использование алгоритма при определении однокоренных слов
  • умение использовать полученные знания о таблице сложения на практике.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое  и диалогическое высказывание,
  • умение работать в группе        

Регулятивные:

  • осознание цели выполняемых действий;

планирование собственной вычислительной деятельности.

  • сознание ответственности за выполняемые действия;

осуществление самоконтроля и саморегуляции.

8.      Контроль знаний

(4-5 минут)

 

Проверочная работа

Мини-тест (электронный тренажер)  «Третий лишний»:

  1.  Прыгать, скакать попрыгун.
  2. Летать, лето, полёт
  3. Водитель, приводить, вода

Учащиеся выполняют тест, смотрят правильность выполнения задания, оценивают свою работу, заполняя лист самооценки

Нарисуйте кружок:

С заданием справился успешно      profilepic84502_4

Мне было трудно, но я справился     sun-yellow-circle   

Задание оказалось трудным. Мне нужна помощь Krasniy_krug

1

2

3

Познавательные:

  • структурирование знаний;
  • рефлексия способов и условий действий..        

Регулятивные:

  • осознание цели выполняемых действий;

планирование собственной деятельности.

  • сознание ответственности за выполняемые действия;

осуществление самоконтроля и саморегуляции. 

9. Рефлексия      деятельности.

(1–2 минуты)

Смайлики настроения

Оцени свою работу на уроке в смайликах.

1) Урок прошел для меня хорошо, с пользой. Я научился и могу помочь другим складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд ( смайлик 1).

 2)Я научился складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд, но мне еще нужна помощь (смайлик 2)

 Мне было трудно на уроке (смайлик 3)

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, поднимают смайлики

Личностные:

  • осуществление самоконтроля действий, осуществление самооценки

соотнесение  собственного опыта;

Коммуникативные:

  • умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

10. Запись д/з

(1-2 минуты)

Базовый уровень:

Домашнее задание

№7  стр.81

Повышенный уровень:

составить 5 рядов однокоренных слов

11.  Итог урока

 (2-3минуты)

Услышим  скоро мы звонок.

  Пора  заканчивать урок.

Зам. директора по УВР                                   Кокоза И.В.

мп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс

Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...

Реализация ФГОС. Урок русского языка "Подбор однокоренных слов"2 класс

Представлен урок русского языка по теме: "Подбор однокоренных слов" для 2 класса по прогроамме Занкова Л.В. Урок соответствует новым целям ФГОС: личностным, метапредметным и предметным. Урок сопровожд...

Урок русского языка "Признаки однокоренных слов" 2 класс

Урок изучения нового материала. Программа "21 век". Учебник "Русский язык" С.В.Иванов...

Урок русского языка. Тема:"Однокоренные слова". УМК " Школа России" - 2 класс.

Материал имеет форму технологической карты.  Урок разработан с использованием интернет - технологий. Буду рада комментариям к данному уроку....