Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Поисковый урок - открытия новых знаний.
Цель: | уточнение знаний о трёх функциях мягкого знака; Ь – показатель женского рода имён существительных. |
Планируемый результат
| Формирование универсальных учебных действий. Личностные: |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_kontrol_po_russkomu_yazyku_3_klass_2013god_urok_1.docx | 50.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемый результат |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; | Говорят, мозг человека сидит на кончиках пальцев. Слайд 2 Высказывание Льва Владимировича Щербы Как вы понимаете смысл сказанного? Слайд 3 | Подготовка руки к письму Если допускать искажение, пропуск, замену букв, то меняется лексическое значение слова (Орфография) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им(Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие. Цели: - повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»; - выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося | Слайд 4 Чистописание поможет для открытия нового знания Запишите: С Парный согласный на конце слова глобус У Гласный, с которого начинается слово улитка Щ Венерина – мухоловка – какое растение? Хищное- букву мягкого шипящего согласного Е Непроверяемый безударный гласный в слове ветер С Парный согласный, который мы слышим перед парным согласным д в слове звезда слышим Т Парный согласный в слове торт В На конце слова жираф слышим парный согласный И Безударный гласный в слове зима Т Парный согласный в слове салют Е Безударный гласный в слове земля Л Непроизносимый согласный в слове солнце Ь Буква не обозначающая звука в слове лень Н Мягкий непарный согласный в сложном слове снегоход О Безударный гласный в слове тропинка Е Безударный гласный в слове осень За горами, за долами, За дремучими лесами Есть страна удивительная. Правит этой страной Слайд 5 Проверка Существительное. Что это такое? Я хочу о нём узнать. Кто из вас сейчас, ребята, О нём может рассказать? Ответы учащихся: Слайд 6 Слайд 7Проверка Говорят, оно умеет, Если надо изменяться, Может, вы расскажете? На своих примерах нам это покажете? Д: олень листья 1)Изменяются по числам 2) изменяются по вопросам Расскажите о функции мягкого знака 1-Показатель мягкости 2-Разделительный А теперь давайте с вами Поиграем со словами. Говорят, у них есть Род. Каждый нам их назовёт. В руки карточки возьмите, Нужный род нам покажите. | существительное Ответы учащихся: Часть речи Обозначает предмет Отвечает на вопросы кто? Что? Бывает собственное и нарицательное Бывает одушевленное и неодушевленное Бывает м.р., ж.р., с.р., 1,2,3 скл. 1 ученик у доски 2 ученика работают в паре (1- вопрос, 2- ответ) | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). 1-оценка 2 – оценка 3 - оценка |
III. Постановка проблемы. Цели: обсуждение затруднения | Вы о жителях страны многое узнали И сегодня на уроке дружно отвечали. Но в стране волшебной этой Есть ещё один секрет. Заключается он в чём, Дайте ясный мне ответ. Слайд 8 Вопрос-шутка с.22 Чем заканчивается день и ночь? Слайд 9 Мягкий знак - хитрый знак. Но в слово часто просится. Слайд 10 В русском языке мягкий знак употребляется в трёх случаях. Первые два мы сейчас повторили: для обозначения мягкости согласного и как разделительный. Это “фонемные” правила, так как в данных случаях фонемы (звуки) повелевают буквой “ь”. Что за третий случай употребления “ь”? Сегодня вы постараетесь сами ответить на этот вопрос. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). | |
IV. Совместное открытие нового знания Цель: - устранение возникшего затруднения; | С.22 №318 Сирень, подъезд, конь. Олень, вьюга, муравьи. Кирпич, дочь, грач. Молодежь, рожь, морж. (учитель заранее выписал слова на доску, 1 ученик зачеркивает слово в каждой строке) Какие случаи правописания ь здесь представлены? Выпишите буквы согласных , на которые заканчиваются слова в 3 и 4 строчках. Проверим: ж ч, продолжите цепочку щ ш Дайте им характеристику Проверка Слайд 11 Определите род существительных Что заметили? | Чтение задания показывает мягкость согласного, разделяет гласный и согласный) (согл., шипящие, ч щ всегда мягкие, ж ш всегда твердые) В ж.р. после шипящих пишется ь знак. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
V. Первичное закрепление Цель: - Проговаривание нового знания. VI. Самостоятельная работа. Цель: -каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 20 Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Инсценировка с.22 упр. 319 Сделай предварительный вывод о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных. В чем ошиблась Оля? (в м.р. после шипящих ь знак не пишется Выписать все имена существительные, заканчивающиеся на буквы шипящих согласных. Определи форму числа и род. Слайд 12 Прочитай первое предложение. В какой еще части речи после шипящих пишется мягкий знак? Слайд 13 Помогите вставить слова в стихотворение Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодежь. Если род мужской у слова - Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач! «Корзина идей» составление алгоритма
7.Тест (самостоятельная работа) 1. Мягкий знак может выполнять: а) 3 работы; б) 2 работы; в) 1 работу. 2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного... а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова; б) пишется только на конце слова; в) после приставок между согласными; 3. На конце существительных ж. р. после шипящих: а) всегда пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 4. На конце существительных м. р. после шипящих: а) не пишется мягкий знак; б) пишется мягкий знак. ."Чтение с пометками". Слайд 16 - У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация. Вы можете сделать пометки над словами с ь. Знаком "v" - уже знаком, "+" - это для меня новые Сегодня на уроке мы повторили роль мягкого знака в словах.- Мягкий знак пишется у существительных только ж.р. – Мягкий знак пишется в существительных после шипящих. – Мягкий знак после шипящих пишется не только после шипящих в существительных, но и других частей речи. – Есть правило « Правописание мягкого знака после шипящих согласных на конце существительных» - • - Над какими словами вы поставили v? • - Что для вас явилось новым? • - Вы узнали, что есть еще группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак. Дайте характеристику этим звукам | Вывод: 3 функции ь знака 3 Б Б А | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регул.УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регул. УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулят.УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.
З класс Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.Дидактическая це...
Правописание Ь после букв шипящих согласных.
Урок русского языка "Правописание Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных"...
Конспект урока по теме "Правописание мягкого знака после букв шипящих согласных в конце имен существительных"
Данный урок проводится в 4 классе по программе "Школа 2100"Цель урока: находить в словах орфограмму-букву m после шипящих в конце имен существительных, графически объяснять написание с ь и без m/УУД о...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."...
презентация к уроку русского языка "Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных"
УчительНазарова Марина Александровнаучитель начальных классов1 квалификационная категорияБлокПравописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительныхУрок 1темаПравописание ь пос...
Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных
УчительНазарова М.А.БлокПравописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительныхУрок 2 ТемаПравописание мягкого ...
Знакомство с правилом написания Ь на конце существительных после букв шипящих согласных
Знакомство с правилом написания Ь на конце существительных после букв шипящих согласных. 3 класс (Н.В. Нечаева)...