Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Назарова Марина Александровна

 

 

Поисковый урок - открытия новых знаний.

 

Цель:

уточнение знаний о трёх функциях мягкого знака; Ь – показатель женского рода имён существительных.

Планируемый результат

 

Формирование универсальных учебных действий.                                                Личностные:
воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания;
сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Познавательные:
общеучебные:
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
 логические:
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические цепи рассуждений;
постановка и решение проблем:
самостоятельно искать способ решения проблемы.
Коммуникативные:
 внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
воспроизведение правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;
знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце; находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода обогащение речи детей.
Работа с информацией:
 работа с материалом учебника;
искать и выделять необходимую информацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель

Назарова Марина Александровнаучитель начальных классов1 квалификационная категория

Блок

Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных

Урок 1

тема

Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных.

Урок креативного типа

Поисковый урок - открытия новых знаний.

Цель:

уточнение знаний о трёх функциях мягкого знака; Ь – показатель женского рода имён существительных.

Планируемый результат

Формирование универсальных учебных действий.                                                Личностные:
воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания;
сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Познавательные:
общеучебные:
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
логические:
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические цепи рассуждений;
постановка и решение проблем:
самостоятельно искать способ решения проблемы.
Коммуникативные:
внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
воспроизведение правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;
знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце; находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода обогащение речи детей.
Работа с информацией:
работа с материалом учебника;
искать и выделять необходимую информацию.

Методы

Проблемное изложение

Формы решения проблемных ситуаций

проблемные задачи и задания

Основные понятия

Шипящие согласные, ь-показатель мягкости, б –разделяет гласный с согласным

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, экология

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Говорят, мозг человека сидит на кончиках пальцев.
Вы спросите – как это?
Достаточно их помассировать, как мозг начинает работать.
Итак, локти рук поставим на парту и выполняем упражнение «Пальчики здороваются»
Начинаем с мизинца
«Замок» открылся и закрылся
Погладим правую руку, левую руку
Мы все настроены на работу

Слайд 2

Высказывание Льва Владимировича Щербы
Безграмотная речь мешает общению, пониманию сообщаемого

Как вы понимаете смысл сказанного?
Какой раздел русского языка отвечает за правописание слов в русском языке?

Слайд 3

Подготовка руки к письму

Если допускать искажение, пропуск, замену букв, то меняется лексическое значение слова

(Орфография)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им(Коммуникативные УУД).

II. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие.

Цели:

- повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;

- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Слайд 4

Чистописание поможет для открытия нового знания

Запишите:

С   Парный согласный на конце слова глобус

У   Гласный, с которого начинается слово улитка

Щ  Венерина – мухоловка – какое растение? Хищное- букву мягкого                                      шипящего согласного

Е   Непроверяемый безударный гласный в слове ветер

С   Парный согласный, который мы слышим  перед парным согласным д в слове звезда слышим

Т   Парный согласный в слове торт

В   На конце слова жираф слышим парный согласный

И   Безударный гласный в слове зима

Т    Парный согласный в слове салют

Е    Безударный гласный в слове земля

Л    Непроизносимый согласный в слове солнце

Ь     Буква не обозначающая звука в слове лень

Н    Мягкий непарный согласный в сложном слове снегоход

О    Безударный гласный в слове тропинка

Е    Безударный гласный в слове осень

За горами, за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит этой страной

 Слайд 5 Проверка

Существительное.  

Что это такое?

Я хочу о нём узнать.

Кто из вас сейчас, ребята,

 О  нём может рассказать?

Ответы учащихся:

Слайд 6

Слайд 7Проверка

Говорят,  оно умеет,

Если надо изменяться,

Может, вы расскажете?

На своих примерах нам это покажете?

Д: олень                                                 листья

1)Изменяются по числам                   2) изменяются по вопросам

Расскажите о функции мягкого знака

1-Показатель мягкости

2-Разделительный

    А теперь давайте с вами

         Поиграем со словами.

         Говорят, у них есть Род.

         Каждый нам их назовёт.

         В руки карточки возьмите,

         Нужный род нам покажите.

существительное

Ответы учащихся:

Часть речи

Обозначает предмет

Отвечает на вопросы кто? Что?

Бывает собственное и нарицательное

Бывает одушевленное и неодушевленное

Бывает м.р., ж.р., с.р., 1,2,3 скл.

1 ученик у доски                               2 ученика работают в паре (1- вопрос, 2- ответ)

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД).

1-оценка

2 – оценка

3 - оценка

III. Постановка проблемы.

Цели: обсуждение затруднения

Вы о жителях страны многое узнали

       И сегодня на уроке дружно отвечали.

       Но в стране волшебной этой

       Есть ещё один секрет.

       Заключается он в чём, 

       Дайте ясный мне ответ.

Слайд 8

Вопрос-шутка с.22

Чем заканчивается день и ночь?

Слайд 9

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Слайд 10

В русском языке мягкий знак употребляется в трёх случаях. Первые два мы сейчас повторили: для обозначения мягкости согласного и как разделительный. Это “фонемные” правила, так как в данных случаях фонемы (звуки) повелевают буквой “ь”.

Что за третий случай употребления “ь”? Сегодня вы постараетесь сами ответить на этот вопрос.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IV. Совместное открытие нового знания

Цель:

- устранение возникшего затруднения;

С.22 №318

Сирень, подъезд, конь.

Олень, вьюга, муравьи.

Кирпич, дочь, грач.

Молодежь, рожь, морж.

(учитель заранее выписал слова на доску, 1 ученик зачеркивает слово в каждой строке)

Какие случаи правописания ь здесь представлены?

Выпишите буквы согласных , на которые заканчиваются слова в 3 и 4 строчках.

Проверим: ж  ч, продолжите цепочку щ ш

Дайте им характеристику

Проверка  Слайд  11

http://www.distedu.ru/mirror/_nach/archive.1september.ru/nsc/1997/no32_2.gif

Определите род существительных

Что заметили?

Чтение задания

показывает мягкость согласного, разделяет гласный и согласный)

(согл., шипящие, ч щ всегда мягкие, ж ш всегда твердые)

В ж.р. после шипящих пишется ь знак.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

V. Первичное закрепление

Цель:

- Проговаривание нового знания.

VI. Самостоятельная работа.

Цель:

-каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 20

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Инсценировка с.22 упр. 319

Сделай предварительный вывод о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных. В чем ошиблась Оля?

(в м.р. после шипящих ь знак не пишется

Выписать все имена существительные, заканчивающиеся на буквы шипящих согласных. Определи форму числа и род.

Слайд 12

Прочитай первое предложение. В какой еще части речи после шипящих пишется мягкий знак?     Слайд 13

http://www.distedu.ru/mirror/_nach/archive.1september.ru/nsc/1997/no32_4.gif

Помогите вставить слова в стихотворение

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род мужской у слова -

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач!

«Корзина идей» составление алгоритма

  1. Прочитайте слово. Слайд 13,14,15
  2. Определите часть речи.
  3. Определите род имен существительных.
  4. Какие звуки слышатся на конце слова?

7.Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется  в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова;

в) после приставок между согласными;

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

."Чтение с пометками".  

Слайд 16

- У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация. Вы можете сделать пометки над словами с ь. Знаком "v" - уже знаком, "+" - это для меня новые

Сегодня на уроке мы повторили роль мягкого знака  в словах.-

Мягкий знак пишется у существительных только ж.р. –

Мягкий знак пишется в существительных после шипящих. –

Мягкий знак после шипящих пишется не только после шипящих в существительных, но и других частей речи. –

Есть правило « Правописание  мягкого знака после шипящих согласных на конце существительных» -

•        - Над какими словами вы поставили v?

•        - Что для вас явилось новым?

•        - Вы узнали, что есть еще группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак.

Дайте характеристику этим звукам

Вывод: 3 функции ь знака

3

Б

Б

А

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регул.УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регул. УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулят.УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

З класс Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после  шипящих.Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.Дидактическая це...

Правописание Ь после букв шипящих согласных.

Урок русского языка "Правописание Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных"...

Конспект урока по теме "Правописание мягкого знака после букв шипящих согласных в конце имен существительных"

Данный урок проводится в 4 классе по программе "Школа 2100"Цель урока: находить в словах орфограмму-букву m после шипящих в конце имен существительных, графически объяснять написание с ь и без m/УУД о...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."...

презентация к уроку русского языка "Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных"

УчительНазарова Марина Александровнаучитель начальных классов1 квалификационная категорияБлокПравописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительныхУрок 1темаПравописание ь пос...

Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных

УчительНазарова М.А.БлокПравописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительныхУрок 2           ТемаПравописание мягкого ...

Знакомство с правилом написания Ь на конце существительных после букв шипящих согласных

Знакомство с правилом написания Ь на конце существительных после букв шипящих согласных. 3 класс (Н.В. Нечаева)...