Рабочая программа "Русский язык" УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку разработана на основании
- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.
- Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014 г.
- Письма Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 "О федеральном перечне учебников"
- Перечня учебников на 2014-2015 учебный год, по которым будет работать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школы №8 города Мценска (Приказ по школе №80 от 16.05.14г.)
- Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Орловской области на 2014-2015 учебный год №393 21.03.14
- Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом по школе №171 от 01.09. 2014 года
- Программы « Русский язык 1-4 классы» С.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа 21 века»
Рабочая программа по курсу: «Русский язык».
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основании
- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.
- Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014 г.
- Письма Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 "О федеральном перечне учебников"
- Перечня учебников на 2014-2015 учебный год, по которым будет работать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школы №8 города Мценска (Приказ по школе №80 от 16.05.14г.)
- Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Орловской области на 2014-2015 учебный год №393 21.03.14
- Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом по школе №171 от 01.09. 2014 года
- Программы « Русский язык 1-4 классы» С.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Знакомя обучающихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы положительную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели - нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь обучающихся, я стремлюсь к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной и моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи обучающихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов. У младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности.
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития обучающихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В 1 полугодии 1 класса предмет «Русский язык» входит в курс «Обучение грамоте», обеспечивается учебником «Букварь», ч.1 (авт. Л.Е. Журова, О.А. Евдокимова), рабочими тетрадями «Прописи № 1, 2, 3) (авт. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова).
Важнейшей линией курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа (умение назвать звуки слова в правильной последовательности, дать качественную характеристику каждому звуку). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы разного вида (описание, повествование), работать с текстом.
Все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. Это позволяет формировать навык самоконтроля и умение оценивать свои действия.
Одним из важнейших методов обучения на уроках на этом этапе являются специально разработанные дидактические игры, в которых учебная задача полностью совпадает с игровой. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.
Во 2 полугодии 1 класса и 2-4 классах предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Русский язык» (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова), рабочими тетрадями «Русский язык № 1, 2» (авт. С.В. Иванов).
Особенности содержательных линий
С целью соблюдения принципа научности в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как ycтроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих общую цель обучения.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на yроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», нс не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на yроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Русский язык»
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Место предмета в базисном учебном плане
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 675 часов (5 часов в неделю): 1 класс: 165 часов, 2-4 классы - по 170 использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Содержание программы.
1 класс.
Фонетика и орфоэпия.
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Интонационное выделение звуков в слове. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак-рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция. Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, способы его выделения.
Графика и орфография.
Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов, предложений (3-5 слов со звуками в сильной позиции). Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Сравнительный анализ буквенных записей с разными позициями согласных звуков.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначения гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Пунктуация.
Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия предметов и признаки; родственные слова; синонимы; антонимы; омонимы (ознакомление без введения терминологии).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Развитие речи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера. Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1 классе.
Ученик научится:
называть, приводить примеры:
- звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
- слов, называющих предметы;
различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
- качественные признаки звуков;
• условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырех-пяти звуковых слов;
- выделять в словах слоги;
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- правильно писать ча — ща, чу — щу и жи — ши под ударением;
- переносить слова;
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
- правильно писать словарные слова, определенные программой;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- различать слова, называющие предметы, действия предметов и признаки; задавать к ним вопросы;
- выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию
2 класс (170 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
Фонетика и графика (10ч)
Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости, по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е,ё,ю,я; в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков \, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Слово и предложение (6 ч)
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложений от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс как часть слова. Суффиксальный способ образования слов. Приставка как часть слова.. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Слово в толковом словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника.
Слова однозначные и многозначные, их различение.
Представление о прямом и переносном значении слов.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе.
Формирование орфографической зоркости.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
Перенос слов;
Проверяемые безударные гласные в корнях слов;
Парные звонкие и глухие согласные;
Непроизносимые согласные;
Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов;
Правописание разделительных твердого и мягкого знаков
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над
Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; - ик-; -ост(ь)-.
Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.
Правописание предлогов и приставок.
Использование орфографического словаря для определения написания слова.
«Развитие речи» (34 ч)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета.
Письменная речь
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли, подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.
Повторение (5 ч)
Резервные уроки (16 ч)
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 2 классе.
Ученик научится:
РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- слово и предложение;
- слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
- предложения по цели высказывания;
ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- делить слова на слоги
- подбирать однокоренные слова
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов
- подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:
- перенос слов
- парные звонкие и глухие согласные;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над
- словарных слов, определяемых программой;
- разделительного твердого и мягкого знака.
- раздельного написания предлогов с другими словами
Ученик получит возможность научиться
- устанавливать значение суффиксов и приставок;
- определять способы образования лов
- различать однозначные и многозначные слова
- подбирать синонимы, антонимы в тексте
- предлоги и приставки (на уровне правописания);
- применять правило правописания суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; - ик-; -ост(ь)-.
- применять правило правописания имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив
- составлять план текста
- определять тип текста
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников
3 класс (170 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика и графика Повторение изученного в 1–2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч)
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков \, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика). Повторение изученного в 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Синтаксис (18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения. Использование интонации перечисления. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и,а, но.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного в 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного в 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классе.
Формирование орфографической зоркости.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (34 ч)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета.Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение контролировать действия партнера при парной и групповой работе.
Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи ( с опорой на материал раздела «Лексика», изкченного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 ч)
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе.
Ученик научится:
РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:
- собственные имена существительные;
- Личные местоимения 1, 2, 3 лица;
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены ( как главные, так и второстепенные);
РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- Определять род изменяемых имен существительных;
- Устанавливать форму числа существительного;
- Задавать падежные вопросы и определять падеж существительного;
- Определять склонение имен существительных;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов
- Определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение)
- Корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:
- Приставки, оканчивающиеся на с, з;
- словарных слов, определяемых программой;
- Буквы о,ё после шипящих;
- Буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- Мягкий знак после шипящих на конце существительных;
- падежных окончаний имен существительных;
- падежных окончаний имен прилагательных;
- постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Ученик получит возможность научиться
- проводить по предложенному алгоритму фонетический разбор и разбор слова по составу;
- устанавливать род неизменяемых существительных;
- склонять личные местоимения
- различать падежные и смысловые вопросы
- находить второстепенные члены предложения
- разбирать по членам предложения простое двусоставное предложение
- применять правило правописания суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ек-; - ик-; -ост(ь)-;
- писать подробные изложения
- создавать собственные тексты
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников
4 класс (170 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)
Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова (1 ч).
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков \, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа (1 ч).
Морфология. (36 ч)
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6 ч).
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи (22 ч).
Наречие как часть речи (5 ч).
Имя числительное: общее значение (3 ч).
Синтаксис (16 ч)
Синтаксический анализ простого предложения (4 ч).
Словосочетание (7 ч).
Различение простых и сложных предложений (5 ч).
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классе.
Формирование орфографической зоркости., речевого слуха, навыков письма
Ознакомление с правилами правописания и их применением:
- словарные слова, определяемые программой
- правописание личных окончаний глаголов.
- употребление буквы Ь в глагольных формах.
- правописание частицы не с глаголами.
- Суффиксы глаголов
- Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени
- Правописание гласных на конце наречий.
- Правописание наречий на шипящую.
- Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря.
«Развитие речи» (29 ч)
Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению. Умение контролировать действия партнера при парной и групповой работе.
Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания обучающимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения – повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания. Пересказ текста от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
Резервные уроки (25 ч)
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4 классе.
Ученик научится:
РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
- изученные части речи;
- значимые части слова;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание, предложение;
ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:
- начальную форму глагола;
- Глаголы в разных временных формах;
- Глаголы в формах 1, 2, 3 лица;
РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- Определять спряжение глагола;
- разбирать по членам предложения простое двусоставное предложение
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- Задавать падежные вопросы и определять падеж существительного;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов
- Проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:
- Не с глаголами
- словарных слов, определяемых программой;
- Мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- Мягкий знак в глаголах в сочетании -ться
- Безударные личные окончания глаголов
Ученик получит возможность научиться
- проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, прилагательного, глагола и наречия;
- проводить по предложенному алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения
- определять вид глагола
- находить наречие и числительное в тексте
- применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- применять правило правописания ь на конце наречий
- применять правило правописания ь в именах числительных
- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
- письменно пересказывать текст подробно, выборочно, от другого лица
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету
- Основные средства обучения:
Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. — М. : Вентана-Граф, 2014.
- Дидактические пособия:
Безруких М.М., Кузнецова М.И. Прописи к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2014.
Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать : 1 класс : для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана- Граф, 2014.
- Методические материалы для учителя:
Журова Л.Е., Евдокимова А. О., Кузнецова М.И. Обучение грамоте: методический комментарий к урокам. — М. : Вентана-Граф, 2013.
- Раздаточный материал и оборудование.
Обязательное материально-техническое оснащение
№ п/п | Название | Вид | Количество |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Фишки | Раздаточный материал: фишки величиной 1,5 X 1,5 см. Демонстрационный материал: фишки величиной 10 X 10 см | Фишки-квадраты жёлтые, красные, синие, зелёные по 10 шт. |
2 | Касса букв | Раздаточный материал: касса пластиковая с кармашками, буквы величиной 1,5 X 1,5 см. | Буквы заглавные и строчные. |
3 | Пособие «окошки», лента с гласными буквами, лента с согласными буквами | Раздаточный материал | Основание для «окошек», ленты с гласными и согласными — по 1 шт. |
5 | Плакат с алфавитом | Демонстрационный плакат | 1 экз. на класс |
6 | Карточка с изображением письменных букв | Демонстрационный набор | У каждого ребёнка |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету
«Русский язык»
1. Основные средства обучения и дидактические пособия
1. С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Под ред Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Вентана – Граф».
2. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова А. О. Евдокимова Русский язык. Рабочая тетрадь 1 класс. №1,2,3 Москва «Вентана – Граф».
3. .С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Под ред Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Вентана – Граф».
4. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова А. О. Евдокимова Русский язык. Рабочая тетрадь 2 класс. №1,2,3 Москва «Вентана – Граф».
5. С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Под ред Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Вентана – Граф».
6. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова А. О. Евдокимова Русский язык. Рабочая тетрадь 3 класс. №1,2,3 Москва «Вентана – Граф».
7. С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Под ред Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Вентана – Граф».
8. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова А. О. Евдокимова Русский язык. Рабочая тетрадь 4 класс. №1,2,3 Москва «Вентана – Граф».
9. Безруких М.М., Кузнецова М.И «Пишем грамотно» 2 класс № 1,2.. «Вентана – Граф»
10. Кузнецова М. И «Учусь писать без ошибок» 2 класс. «Вентана – Граф»
11. Безруких М.М., Кузнецова М.И «Пишем грамотно» 3 класс № 1,2. «Вентана – Граф»
12. Кузнецова М. И «Учусь писать без ошибок» 3 класс. «Вентана – Граф»
13. Безруких М.М., Кузнецова М.И «Пишем грамотно » 4 класс № 1,2. «Вентана – Граф»
14. Кузнецова М. И «Учусь писать без ошибок» 4 класс. «Вентана – Граф» .
- Методические материалы для учителя:
1. С. В. Иванов, М. И. Кузнецов, А. О. Евдокимова Программа, планирование, контроль: 1- 4 классы Москва «Вентана – Граф», 2012 г.
2. «Беседы с учителем» (методика обучения): / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана – Граф,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Начальная школа XXI века" 4 класс
Рабочие программы по предметам...
Рабочие программы "Начальная школа XXI века" 4 класс
Рабочие программы по предметам...
Рабочие программы по школе 21 века
Здесь разработаны рабочие программы по школе 21 века 1 класс, 2 класс надомное обучение...
Рабочие программы «Начальная школа XXI века» 2 класс
рабочие программы включают пояснительную записку, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование...
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса...
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса по окружающему миру...
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса математике...