Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФЗ-273 «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2013 года, ФГОС НОО от 6 октября 2009 года с изменениями от 26 ноября 2010 года и УМК «Школа 2100» для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 2 класс русский язык | 858 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЬ МС ___________/Е.С.ГУСЕВА/ «16» СЕНТЯБРЯ 2013 Г. | УТВЕРЖДЕНА ДИРЕКТОР МБОУ МОЛОДЕЖНИНСКАЯ СОШ ______________/ Н.В.МИРОМАНОВА/ «16» СЕНТЯБРЯ 2013 Г. |
Рабочая программа
по русскому языку
2 класс
УМК «ШКОЛА 2100…»
Возраст детей 6 – 10 лет
Срок реализации – 4 года
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ПЕТРЕНКО ГАЛИНА МИХАЙЛОВН
2013 год
«Русский язык» (Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)
170 часов (5 часов в неделю)
Программа разработана на основе ФЗ-273 «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2013 года, ФГОС НОО от 6 октября 2009 года с изменениями от 26 ноября 2010 года и УМК «Школа 2100» для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
- Пояснительная записка
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники («Букварь»,
«Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букварь» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы
«Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы
«Предложение» и «Текст».
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важ В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и слово- употребления.
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между слова- ми;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласно- го), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, клич- ках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёх- сложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «одно- коренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значения- ми, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой при- ставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни- тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением одно- коренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мысли- тельных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при- мерными программами начального общего образования предмет
«Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения предмета «Русский язык» выпускником начальной школы
В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»
У выпускника будут сформированы:
представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность для формирования:
понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
- находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками, в том числе и компьютерными ( Электронные библиотеки, справочники, словари и энциклопедии);
- применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
- подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках, в том числе и компьютерных (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
- находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
- анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
- проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты освоения программы «Русский язык»
Общие результаты освоения программы
Выпускники начальной школы:
- овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
- освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
- овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
- приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
- Овладеют компьютерным письмом на русском языке, набору текста на родном языке.
- Приобретут опыт пользования основными функциями стандартного текстового редактора, следования основным правилам создания и простого редактирования текста.
Результаты освоения основных содержательных линий курса
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности
Выпускник научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
- пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
- замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
- находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
- письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
- понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
- самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений в области фонетики и графики
Выпускник научится:
- различать понятия «звук» и «буква»;
- определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
- понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
- сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
- объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;
- определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
- определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);
Выпускник получит возможность научиться:
- обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
- сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
Выпускник научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
- выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
- конструировать слова из заданных частей слова;
- сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
- соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
- отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
- самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
- выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики
Выпускник научится:
- осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
- выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
- стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;
Выпускник получит возможность научиться:
- выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
- понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Выпускник научится:
- выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
- ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
- определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
- сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
- пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
- правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
- под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;
Выпускник получит возможность научиться:
- различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
- находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
- выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
- выделять наречия среди слов других частей речи;
- соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
- видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
- замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
- пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
- понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .
В области синтаксиса и пунктуации
Выпускник научится:
- различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
- ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;
- составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
- различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
- выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
- устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
- проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
- различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;
Выпускник получит возможность научиться
- осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
- по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
- строить словосочетания разных видов;
- строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
- создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
- различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
- различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
- осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Выпускник научится:
- по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
- пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
- применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
- пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
- писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
- списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;
- проверять написанное и вносить коррективы;
Выпускник получит возможность научиться
- обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
- оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
- применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
- эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.
VI. Содержание учебного процесса
Элементы содержания | Планируемые результаты (предметные) | Примечания (форма проведения занятия, использование ИКТ) | ||
| ||||
Устная речь (слушание, говорение)
Письменная речь (чтение, письмо)
| Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
| |||
| ||||
Фонетика и орфоэпия
Графика
| Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
| |||
| ||||
| Обучающийся получит возможность научиться:
| |||
| ||||
Состав слова (морфемика)
| Обучающийся получит возможность научиться:
| |||
| ||||
| Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
| |||
| ||||
| Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
| |||
| ||||
| Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
|
Резервные уроки (12 часов) распределены по следующим разделам:
- «Предложение» – 1 ч;
- «Текст» – 1 ч;
- «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?» – 1 ч.;
- «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» – 1 ч.;
- «Слова, к которым нельзя задать вопрос» – 1 ч.;
- «Алфавит. Написание большой буквы в словах» – 1 ч.;
- «Буквы звонких и глухих согласных в конце слова» – 1 ч.;
- «Повторение» – 5 ч.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||
План | Факт | Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». | 1 | Знать: что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие; пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости; Уметь: слушать звучащее слово; наблюдать за лексическим значением слова; анализировать состав слов; производить звуковой и звуко-бувенный анализ слова; правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; находить «опасные места» в слове уметь пользоваться словарём. | Личностные: - проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи, желание учиться; - проявлять интерес к созданию собственных текстов; быть заинтересованным в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов; - стараться сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; - проявлять интерес к письменной форме общения; - обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; - положительно относиться к школе, обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Познавательные: - использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими уч-ся и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; | |||
1. Слово | 5 | |||||
Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.) | 1 | |||||
Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.) | 1 | |||||
Как устроен наш язык? | 1 | |||||
«Опасные места» в словах русского языка. | 1 | |||||
«Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу 1. Проверочное списывание. | 1 | |||||
2. Предложение | 11+1 | Знать: различие предложений и слов; признаки предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; знать изученные правила; Уметь: правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивая с образцом; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; правильно оформлять предложение на письме; соотносить предложения со схемами; самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу; находить и исправлять ошибки, владеть способами проверки. | ||||
Признаки предложения. | 1 | |||||
Составление предложений по схемам. | 1 | |||||
Признаки предложения. Оформление предложений на письме. | 1 | |||||
Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме. | 1 | |||||
Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой. | 1 | |||||
Конструирование предложений. | 1 | |||||
Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |||||
Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией. | 1 | |||||
Что мы знаем о предложении? (Обобщение.) | 2 | |||||
Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | - находить необходимую информацию в учебнике, в дополнительной литературе; - задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственые связи (в рамках допустимого); - определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значения разными способами; - уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; - сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям. Регулятивные: - уметь организовывать свое рабочее место и работу; - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; - уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; - сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе; - уметь высказывать свое предположение (версию), пробовать предлагать способ проверки; | ||||
3. Текст | 12+1 | Знать: признаки предложения; структуру текста (вводная, основная, концовка); роль заглавия текста; правила оформления текста. Уметь: отличать текст от набора предложений; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту; выполнять редактирование текста; добавлять отсутствующие части текста; устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст; соблюдать красную строку; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; | ||||
Признаки текста. | 1 | |||||
Роль заглавия в тексте. | 1 | |||||
Связь заглавия и главной мысли текста. | 2 | |||||
Озаглавливание текстов. | 2 | |||||
Конструирование текстов. | 4 | |||||
Повторение. | 1 | |||||
Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | 6+1 | Знать: особенности употребления существительных, их роль в предложении; Уметь: находить слова-предметы, отличать одушевленные и неодушевленные предметы, задавать вопросы; создавать тематические группы слов, определять их название; правильно списывать слова. | ||||
Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? | 1 | |||||
Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. | 1 | |||||
Объединение слов в тематические группы. | 1 | |||||
Конструирование сочетаний слов и предложений. | 2 | |||||
Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам. | 2 | |||||
5. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 10+1 | Знать: особенности употребления прилагательных, их роль в предложении; обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях;
Уметь: находить слова-признаки предметов, задавать вопросы, графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам; подбирать синонимы и антонимы, выписывать пары слов. | ||||
Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы. | 1 | |||||
Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков. | 3 | |||||
Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая? | 1 | - оценивать выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания; Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной и письменной речи; - обосновывать высказанное суждение; - стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; - уметь задавать уточняющие вопросы; - при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. | ||||
Развитие умения подбирать слова-названия признаков. | 2 | |||||
Закрепление и повторение изученного. | 2 | |||||
Проверочная работа № 3. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
6. Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? | 5 | Знать: особенности употребления глаголов, их роль в предложении; что такое грамматическая основа. Уметь: находить глаголы, задавать вопросы, правильно употреблять в речи, подчёркивать грамматическую основу; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов. | ||||
Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы. | 2 | |||||
Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | 3 | |||||
7. Связь слов в предложении | 7 | Знать: признаки изученных частей речи (не называя их); Уметь: находить главные и зависимые слова, ставить вопросы к ним, конструировать предложения с опорой на вопросы. | ||||
Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет. | 3 | |||||
Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | 2 | |||||
Проверочная работа № 4. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
8. Слова, к которым нельзя задать вопрос | 8+1 | Иметь представление о служебных словах, междометиях и об их функциях в речи; правило написания предлогов с другими словами; Уметь: подбирать подходящие по смыслу предлоги; писать предлоги раздельно с другими словами; | ||||
Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. | 1 | |||||
Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства. | 1 | |||||
Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 5 | |||||
Проверочная работа № 5. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
9. Части слова. Корень | 3 | Знать: названия частей слова и их место в слове; знать правила определения корня. Уметь: находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов. | ||||
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. | 1 | |||||
Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. | 1 | |||||
Распознавание однокоренных слов. | 1 | |||||
10. Суффикс | 4 | Знать: правило определения суффикса; Уметь: видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих суффиксов; | ||||
Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. | 1 | |||||
Развитие умения находить в словах суффиксы. | 2 | |||||
Разбор слова по составу. Проверочное списывание. | 1 | |||||
11. Приставка | 7 | Знать: правило определения приставок, правописание приставок; Уметь: видеть в словах изученные приставки, образовывать слова с помощью приставок; уметь разбирать слова по ставу, различать одинаковые по написанию приставки и предлоги. | ||||
Роль приставки в слове. Определение приставки. | 1 | |||||
Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок. | 1 | |||||
Значение приставок. Слитное написание приставок. | 1 | |||||
Развитие умения различать приставки и предлоги. | 2 | |||||
Проверочная работа № 6. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
12. Алфавит. Написание большой буквы в словах | 13+1 | Знать: названия, порядок букв русского алфавита; Уметь: писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, | ||||
Закрепление знания порядка букв русского алфавита. | 1 | |||||
Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке. | 6 | географических названиях; | ||||
Написание слов типа орёл и Орёл. | 1 | |||||
Упражнения в правописании имен собственных. | 2 | |||||
Сочинение по картинке. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
Проверочный диктант № 1. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
13. Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу | 14 | Знать: правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; Уметь: производить фонетический разбор слов, правильно писать буквосочетания; графически обозначать данную орфограмму; находить и исправлять ошибки на изученное правило. | ||||
Написание букв и, у, а после шипящих (повторение). | 1 | |||||
Что такое орфограмма. Орфографическое правило. | 1 | |||||
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы. | 2 | |||||
Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ | 1 | |||||
Упражнения в написании буквосочетаний ча–ща. Развитие орфографических умений. | 2 | |||||
Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ. | 1 | |||||
Упражнения в написании буквосочетаний чу–щу. | 2 | |||||
Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих. | 2 | |||||
Проверочный диктант № 2. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
14. Правописание букв ъ и ь | 15 | Знать: обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв ё, е, и, ю, я, ь. Роль Ъ и Ь знака в словах; | ||||
Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | 1 | |||||
Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине. | 1 | Уметь: правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками; писать сочетания чк, чн в словах, Ь для обозначения мягкости на конце слова и в середине слова; обозначать графически данную орфограмму; правильно называть звуки в слове; объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами. | ||||
Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. | 1 | |||||
Слова, в которых пишется и не пишется буква ь. | 1 | |||||
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь. | 2 | |||||
Звук [й'] и его обозначение на письме. | 1 | |||||
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь. | 2 | |||||
Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме. | 2 | |||||
Правописание слов с разделительным ъ. | 2 | |||||
Проверочный диктант № 3. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
15. Буквы безударных гласных в корне слова | 12 | Знать: ударные и безударные звуки, знать правила проверки безударных гласных; графическое обозначение орфограмм; Уметь: находить безударную гласную в корне, различать произношение и написание; находить проверочное слово в группе однокоренных слов; подбирать проверочные слова; видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами; видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы; действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами. | ||||
Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. | 1 | |||||
Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. | 2 | |||||
Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | 2 | |||||
Свободный диктант. | 1 | |||||
Обучение применению правила. | 1 | |||||
Проверочная работа № 7. | 1 | |||||
Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне. | 1 | |||||
Проверочный диктант № 4. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
Обобщающий урок по разделу в форме игры «Счастливый случай». | 1 | |||||
16. Буквы звонких и глухих согласных в конце слова | 12+1 | Знать: пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости, знать правило подбора проверочных слов; Уметь: находить орфограмму парная согласная в корне, подбирать проверочные слова, видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы. | ||||
Оглушение звонких согласных в конце слова. | 1 | |||||
Знакомство с новой орфограммой. | 1 | |||||
Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. | 5 | |||||
Свободный диктант. | 1 | |||||
Обучающее изложение. | 1 | |||||
Повторение. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
Проверочный диктант № 5. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. | 1 | |||||
17. Повторение | 13+5 | Знать изученные орфограммы. Видеть опасные места в словах; писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадаю. | ||||
Текст. | 2 | |||||
Повторение. Свободный диктант. | 1 | |||||
Предложение. | 2 | |||||
Обучающее изложение. | 1 | |||||
Слово. Состав слова. Однокоренные слова. | 2 | |||||
Повторение и классификация изученных орфограмм. | 3 | |||||
Повторение. Итоговый контроль (тест). | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
Повторение. Контрольное списывание. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
Итоговый контрольный диктант. | 1 | |||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||
Заключительный урок. | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.; М.: Баласс 2012г Пособие для учителя
Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, М.: Баласс 2012г. Учебник 2 класс
Комиссарова Л.Ю. М.: Баласс, 2012. Учебное пособие
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.: Баласс 2012 г Наглядные пособия в виде карточек к учебникам «Русский язык» 1-4 класс
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 классы.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Комментарии
Рабочая программа
Программа рассчитана на 170 часов. При закачивании программы № урока почему-то пишется единицей.